Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ширяев О. Ю., Гречко Т. Ю., Шамрай А. В.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ширяев О. Ю., Гречко Т. Ю., Шамрай А. В. Расстройства личности Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов лечебного, пеШфпрического, стоматологического факультетов и врачей-интернов ВОРОНЕЖ 2005 I. ВВЕДЕНИЕ Термин «Расстройства личности» вошёл в современную русскую психиатрию сравнительно недавно. Это совпало с введением в нашей стране Международной классификации болезней 10-го пересмотра (в дальнейшем - МКБ-10) и, в связи с этим, новый термин практически вытеснил из официальной психиатрии понятие «психопатия». Это представляется вполне оправданным, так как понятие «расстройство личности» позволяет шире взглянуть на проблему данной пограничной патологии. Однако, учитывая то, что в русской психиатрии традиционно использовалось понятие «психопатия» возникают определённые затруднения при постановке диагноза и клинической трактовке личностных аномальных расстройств в рамках современной классификации. Для облегчения задачи в методических ре-комендацияс|. делается попытка перехода от понятия традиционной психопатии к современному пониманию проблемы расстройств личности. Отношения врача и больного являются отношениями межличностными. Чтобы продуктивно взаимодействовать с больным, уметь распознавать его болезнь и оказывать правильную терапевтическую помощь, врачу необходимо ориентироваться в особенностях личности больного. Врач любой специальности должен уметь правильно оценить личность своего пациента, для создания конструктивных отношений в ходе процесса лечения, для формирования у больного адекватного отношения к болезни, для проведе- ния своевременной психотерапевтической коррекции в процессе лечения. Актуальность проблемы Актуальность изучения проблемы личностных расстройств определяется несколькими факторами: 1) Относительно большая распространён 2) Наличие выраженных проблем в межличностных отношениях (у лиц с расстройствами личности часто возникают семейные проблемы, проблемы с трудоустройством и т.д.). 3) Среди людей с расстройствами личности высок процент суицидов. 4) Наличие данной патологии часто становится основой для асоциального поведения и создаёт условия для развития преступной мотивации. 5) Лица с расстройствами личности в большинстве не годны к военной службе, а также к некоторым специфическим видам профессиональной деятельности (связанной с вождением транспорта, ношением оружия и др.). 6) Расстройства личности часто осложняются патологией сферы влечений и болезнями зависимости. 7) Высока чувствительность к факторам ращения it врачам-терапевтам, наклонность к самолечению, к составлению жалоб в адрес медработников. Таким образом, не вызывает сомнения необходимость тщательного изучения данной проблемы психиатрами и врачами других специальностей. Клиническая, задача: больной К., 26 лет, за последние месяцы неоднократно обращался к раз-личным врачам, по поводу заболевания горла (хронический фарингит). Во время обращений высказывает глубокую озабоченность состоянием своего здоровья, крайне негативно реагирует на термин щ>онический», настаивает на том, чтобы его вылечили «окончательно». Хочет, чтобы «в горле не было ни пятнышка, организм был бы чистым», считает, что может заболеть «ра-ком горла». ГЬрячо настаивает на самых новейших методах обследования, «консультациях на высшем уровне», лечении дорогими и дефицитными средствами. В клинической беседе выясняется, что с давних пор тревожно-мнительно относится к болезням, особенно остро звучит воспоминание о смерти мальчика-одноклассника от саркомы костей голени. В возрасте 11-ти лет тяжело перенёс это событие - весь дрожал, принимал успокоительную микстуру, очень боялся умереть. Потом стал бояться умереть от занозы, от укуса собаки, отравиться грибами. Сколько себя помнит, всегда был мнительным с тревожно-ипохондрической напряжённостью, крайне неуверенным, в себе и своих поступках. Склонен скурпулёзно анализировать то, что он сказал или сделал. Это его очень утомляет, «изводит», но по-другому он не может. В данный момент очень обеспокоен хроническим фарингитом, хотя никаких болезненных симптомов в настоящее время не чувствует, но его постоянно гложет мысль, «что он неизлечимо болен». После отказа в госпитализации устроил сцену в кабинете врача. Был крайне взволнован. Высказывал мысли о том, что раз его не хотят госпитализировать, значит «всё очень плохо, а ему не говорят». Придя домой, стал высказывать суицидальные мысли. Вопросы: имеющем ли у данного человека признаки расстройства личности? Если да, какого именно. Как необходимо вести себя врачу в подобном случае? Для ответа на вопросы нужно изучить раздел «Расстройства личности» частной психиатрии. Цель занятия: используя знания по данной теме уметь правильно распознать расстройства личности у пациента, дать грамотные рекомендации и своевременно направить к специалисту. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - уметь распознать клинику различных расстройств личности; - уметь грамотно классифицировать их; - иметь представление о причинах данного типа расстройств; - уметь прогнозировать динамику развития того или иного расстройства; - уметь дать рекомендации пациентам с признаками различных расстройств личности и обосновать направление в психиатрическое учреждение. Основные этапы изучении психопатий: 1. Описательный. Описание расстройств, сходных с клиникой Ph. Pinei (1809) выделял «манию без бреда» как неправильное поведение без признаков психоза. Е. Esqirol (1838) описывал «инстинктивную мономанию». В. Morel (1875) описывал расстройство личности как одно из дегенеративных. 2.Систематизаиионный. W. Grizinger (1886) - работы, способствовавшие выделению психопатий из группы дегенеративных психозов^. Krafft-Ebing (1890) - выделение некоторых критериев психопатий. 3.Выделение тепмина «психопатии» зывали любые психические нарушения). В. X. Кандинский (1883) дал четкое определение психопатии. Подобная необходимость встала в связи с судебной экспертизой. Свои взгляды Кандинский изложил в сборнике «К вопросу о невменяемости». Он считал, что «это состояние не предполагает ни устойчивого нравственного равновесия, ни гармонии между отдельными психическими функциями, но характеризуется таким количеством уклонений от нормы во всех сферах душевной деятельности, что должно быть названо психопатическим». В этот же период И. М. Балинский пришел к подобному выводу, занимаясь судебной оценкой в уголовном процессе, и отразил свои взгляда в труде «Экспертиза по делу Мироновича, Безака и Семеновой» (1885). Окончательно термин «психопатия» ввел I. Koch (1891), 4. Тпиды П. Б. Ганнгпикипа (монография «Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика», 1933 г.). 1) Формирование чёткого определения - а) прирожденность; б) тотальность; в) нарушение адаптации; г) стабильность. 2) Введение понятия «динамика» примени 3) Предположение, что между конституциональным и ситуационным в патологии психопатий нет четких границ, а есть промежуточные формы. 4) Систематика внутри психопатий, то есть выделение определенных групп со сходной клиникой. 5. Этап развития идей об этиологиче На этом этапе осуществлялся переход преимущества от жесткой биологической обусловленности к средовым влияниям. Шарко (1883) писал о возможности психогенных образований при истерической дегенерации. И. А. Сикорс-кий (1883), Esqirol (1838) отмечали вред сурового или пренебрежительного воспитания для формирования характера. В. А. Гиляровский (1929) отмечал, что врожденной является только неустойчивость: «Психопатами чаще делаются, чем рождаются», то есть динамику определяют социальные условия. М. О. Гуревич, О. В. Кербиков, Г. Е. Сухарева выделили группу органических психопатий и отметили функциональный характер нарушений в мозге. О. В. Кербиков внес большой вклад вразвитие учения о психопатиях, описал этиологические группы и варианты их развитии. 6.Этап гюзработки допроса динамики Начиная с работ П. Б. Ганнушкина, затем труды Н. И. Фелинскои (1963), которая выделила фазы, декомпенсации и психопатические реакции и дала им определение. Динамику также изучали В. А. Гурьева, В. Я. Гиндикин, Б. В. Шостакович, М. Г. Ревенко, Н. А. Опря и др. 7. Изучение проблемы патоморфоза Исследования А. Я. Левинсон (1959), В. А. Гурьева (1982), В. Я. Сёмке (1982). 8. Этап разработки медикаментозной и психотерапевтической коррекции, экс п ертных вопросов* дифференциальной диагностики. 9. Переход от термина «психопатия» к понятию «расстройства личности». В РФ с 1998 года. Ш. этиология Считается, что этиология психопатий (расстройств личности) полиморфна. Одним из важных факторов их происхождения является наследственность. Также важно учитывать связь возникновения расстройств личности с индивидуальными нарушениями в психофизиологическом развитии человека. Перенесённые в детском возрасте заболевания, травмы головы, недостаток питания, гормональная дисфункция в дальнейшем могут стать причиной формирования расстройств личности (особенно, таких как истерическая, неустойчивая, эксплозивная). Согласно психоаналитической концепции важнейшей причиной расстройств личности являются нарушения в психосексуальном развитии, в формировании особых защитных механизмов. Безусловно важным фактором формирования данной патсш?гии является влияние социального окружения й%рспитания. По существу расстройства личности (психопатий) в целом очень часто представляют собой «развитие» патологических характеров, в одних случаях возникающих на патологической основе, в других - преимущественно ситуационно (также при сочетании многих социально-психологических и психогенных факторов). Впервые чёткую этиологическую группировку психопатий представил О. В. Кербиков (схема 1). ПСИХОПАТИИ КРАЕВЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ПОСТПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПАТОХАРАК ПСИХОГЕННОЕ ТЕРОЛОГИЧЕСКОЕ Ядерные психопатии Конституциональные нарушения личности сочетаются с другими сигмами отягощенной наследственности (проявляются с детства): - классические (редки): - незначительная асимметрия лица, - дисгармония фигуры, - оживление рефлексов, - вегетососудистая лабильность; - гипергидроз; -. покраснение; - сосудистые спазмы; - разлитой стойкий дермографизм; - алгопатии (неясные мигрирующее боли); - приступы тахикардии. Доказательством роли конституциональных факторов является также наличие психических заболеваний у родных. Пример: шизоидное или тревожное расстройства личности у ребенка, имеющего в семье больного шизофренией, гипертимное расстройство личности у человека, имеющего среди родных больного МДП, «фенилкетонурические» семьи. В последнее время имеется тенденция к уменьшению этой группы, так как в анамнезе всегда прослеживаются психогенные и ситуаци- онные факторы, и наследственно-биологическое направление теряет популярность. Нажитые психопатии OosauutiecKue Основа - ранняя минимальная мозговая дисфункция (ММД) в сочетании с ситуационными факторами. При наличии ММД до 3,5 лет нарушается становление психических функций (при появлении органических вредностей после 3,5 лет факторы действуют на уже сформированный психический остов и лишь видоизменяют его по органическому типу, могут возникать психопатоподобные расстройства, но не психопатии). Если ММД маловыраженная, то при наличии благоприятной среды личность не нарушится. Постгщоиессиалъные Отноеят|ря к мозаично шизоидному кругу (Наджаров'щА., 1977). Их наличие спорно. Некоторые относят их к варианту патологического развития личности (см. «Динамика психопатий»). В МКБ-10 они входят в рубрику «Шизотипиче-ское расстройство». Краевые Находятся «на краю шкалы возрастающего преимущественного влияния среды по сравнению с врожденной биологической неполноценностью». Роль биологических факторов незначительна, В анамнезе чаще всего имеется: - неадекватное воспитание («Золушка», без - плохая среда, - потеря родителя(-ей), -развод родителей, несчастливый брак, -незаконнорожденность. Процесс становления краевых психопатий может осуществляться несколькими путями. Наиболее частый - патохарактерологическое развитие личности. Основа - хроническое воздействие микростресс-факторов. У ребенка, еще не имеющего в психическом резерве адекватных психологических защит, возникают при этом неадаптивные поведенческие реакции (протест, отказ, имитация, элементарные истерические, астенические реакции, реакции возбудимого типа). Вследствие длительности процесса эти реакции «вплетаются» в личность, становятся ее неотъемлемой частью и в дальнейшем определяют всю ее структуру* ребенок начинает реагировать на факторы любого качества и интенсивности (даже незначительные) только этими неадаптивными реакциями, так как другого варианта защиты (непатологического) у него нет. Эти реакции закономерно вызывают негативную реакцию окружающих, что еще больше травмирует больных и вызывает усиление все тех же нездоровых качеств личности, то есть формируется порочный круг. Среди таких черт - ранимость, отгороженность, интра-вертированность с формированием шизоидного типа, вспыльчивость, злобность с формированием возбудимого типа и др. Психогенное развитие Постреактивное = посттравматическое (ПРР). Реактивные состояния, дающие начало ПРР, различны в разном возрасте. До 6 лет дети реагируют на сильную психотравму преимущественно аффективно-шоковой реакцией. Она относится к острому психотическому реагированию. Описывалась К. Kleist (1917) как «психоз ужаса». Носит транзиторный характер. Психотравмой в этом случае являются стрессоры крупного масштаба или угрожающие жизни и здоровью (пожар, авария, чья-либо трагическая гибель на глазах у ребенка и др.). Бывает в двух формах, протекающих на фоне эмоционального кризиса. Гиперкинетическая - «двигательная буря», стремление бежать (фугиформная реакция) с нарушением ориентировки, длительностью до 25 минут. Гипокинетическая - аффектогеннный ступор, мутизм, безучастность к окружающему длительностью gV> 3-х суток. После ^^охода из психоза обычно остается пугливость, двигательная расторможенность, беспокойство, невротические реакции детства (тики, заикания), - это признаки неблагоприятной динамики с возможностью возникновения личностных нарушений. После 6 лет дети чаще начинают реагировать депрессией. При этом тяжесть депрессии может не соответствовать ее внешним признакам; очерченная клинически депрессия может регистрироваться врачом только с 10 лет. Объективности оценки тяжести способствует психологическое обследование, которое выявляет выраженную охваченность переживаниями психо-травмирующей ситуации, многообразные аф- фективные расстройства депрессивного ряда с преобладанием тяжелого зафиксированного страха (ужаса) и значительную дезорганизацию психики. В случаях, когда после отрыва от психотравмы начинает действовать механизм самодвижения (то есть дети фиксируются на своих переживаниях и, хотя ситуация уже перестала иметь место, продолжаются навязчивые фантазии, формируется сверхценный характер переживания, остается эмоциональное напряжение, пугливость, отгороженность), очень быстро формируются болезненные личностные изменения. При повторных сильных психотравмах с аффективным реагированием изменение личностных свойств может развиваться при астениза-ции ребенка - «депрессии истощения» P.Kielholz. С продолжением травматизации каждая депрессия принимает все более устойчивый характер и постоянное аффективное напряжение приводит к астенизации и развитию вышеперечисленной симптоматики. Факторами, способствующими возникновению механизма самодвижения и «депрессий истощения», возможно, являются органическая дисфункция и акцентуации в преморбиде, т.к. не все лица, перенесшие подобное психотравмирование, в дальнейшем приобретают личностное расстройство (порой изменения носят лишь парциальный характер - появляются отдельные черты, наподобие сенситивности, недоверчивости, интравертированности и т. д.. Важно заметить переход от преимущественно психогенного реагирования на травмы к той стадии, когда поведение ребенка характеризуется больше дисгармоничными личностными паттернами. Обычно внимание к такому ребенку привлекается поздно, когда появляются выраженные нарушения: промискуитет - беспорядочные половые связи - (чтобы почувствовать себя увереннее), повторные поджоги (чтобы отомстить всем), другие криминальные поступки, убийство источника психотравмы. При своевременной коррекции подобные расстройства у детей достаточно легко устранить. Постневротическое развитие. Формируется длительно. Вначале хронифи-цируется невроз. Постепенно зместо чисто невротической, симптоматики появляются другие черты: неустойчивость интересов, невозможность сосрёщгочиться, педантизм, эгоизм, аффективная логирка, аффективно-нейтральные навязчивости (умственная жвачка), генерализованная тревожность. Встречаются истерический, ипохондрический, ананкастный и эксплозивный варианты ПНР (невротическое ипохондрическое развитие следует отличать от патологического ипохондрического - см. далее). Пример ПНР - развитие после длительного периода тайхинофобии - (Satomura A., 1978) -боязни показаться смешным в глазах уважаемых лиц. Формируется в условиях специфических национальных традиций (Япония). Постепенно приводит к приобретению психастенических черт характера - педантичности, добросовестно- сти, аккуратности, непоколебимости, чрезмерному чувству долга. Частота заболеваемости - 40 % мужского населения Японии. На фоне подобного расстройства часто возникают депрессии с индивидуальной значимостью депрессогенной ситуации, т.е. эндогенно предрасположенные. Психосоматическое развитие. Наблюдается при хронизации психосоматических заболеваний. Эмоциональные реакции соматизируются. Растет сенситивность. Усиливается раздражительность, появляются такие черты как конфликтность, экстравертированность, гневливость (экстраггунитивный тип реагирования - направление враждебности вовне на окружающих в условиях фрустрации). Основа - соматическая постстрессовая беззащитность. Таблица 1. Типичные варианты декомпенсаций при психопатиях
3.Невротические реакции. Встречаются чаще всего. Похожи на неврозы, но более кратковременные и менее выражены. Отличаются от непсихопатических невротических реакций: 1) легче возникают, 2) легко рецидивируют, 3) более стойки. Примеры: астенические реакции, истерические (афония, удушье, тошнота, параличи, припадки («истерики») - приступы с внезапным падением, подергиваниями мускулатуры психогенного происхождения), кратковременные или ма-ловыраженные депрессивные реакции (грусть, печаль), навязчивости (болезненное мудрствование), нарушения влечений. Не отмечено невротических реакций у возбудимых психопатов. 4. ПсыЬсогенные депрессии невротического ВстречШ»тся как и невротические реакции и у непсихойатических личностей (т.е. являются неспецифическими нарушениями). Ранее подобные явления относили к депрессивному неврозу, в настоящее время этой рубрики не существуют и их относят к дистимии (F34.1) или к нарушениям адаптации (F43.2) (МКБ-10). Эти расстройства более длительны и выражены, чем невротические депрессивные реакции. Их отнесение к динамическим проявлениям психопатий оправдано в связи с большой частотой встречаемости у лиц с расстройствами личности. Отличия от подобных нарушений у не- психопатических личностей сходны с таковыми при невротических реакциях, К психогенным невротическим депрессиям склонны лица с сенситивностью, уязвимостью, болезненной эмотивностью. *При примитивности склада личности и малой ее дифференцирован-ности, отсутствии глубины переживаний чаще возникают острые реактивные состояния психотического уровня. 5. Фазовые состояния. Основные признаки фаз: 1) Начинаются и кончаются внезапно. 2) Нет видимых причин. 3) Отчетлива тенденция к повторению. 4) Сезонны или соответствуют биоритму, начинаются чаще утром. 5) Не сопровождаются усилением личност Причины неизвестны. Возможно участие и эндогенных и реактивных факторов. Можно сказать, что фаза «более эндогенна», чем декомпенсация и «менее эндогенна», чем циркулярная депрессия. Выли описаны у циклотимных психопатов П.Б.Ганнушкиным, но они присутствуют и у других типов. Чаще встречаются у истериков (истерошизоидов, истеровозбудимых), психастеников, мозаичных, возбудимых У подростков чаще бывают эпизоды. Маниакальные фазы. Появляются к 16-18 годам. Со временем удлиняются и могут протекать годы4"Появляется ощущение полного счастья, радости, опьяненно- сти, подъема, уверенности в себе, в своих возможностях, обострение мнестических способностей. Но это продолжается недолго. Постепенно по мере взросления работоспособность падает, появляются неприятные соматические ощущения, возбужденность трансформируется в перевозбужденность, бессонницу. Может наблюдаться маскированная мания с приподнятым или гневливым фоном настроения и ипохондрично-стью, больные склонны посещать врачей в поисках причины плохого самочувствия. Депрессивные фазы. Чаще начинаются к 15-20 годам. С возрастом становятся более продолжительными и полиморфными. В клинике может наблюдаться тоска, тревога., слезливость, подавленность, чувство витальности (внутренняя боль, неудобство под «ложечкой», расстройства ЖКТ, аппетита, бессонница}. Реже бывает адинамия, анестезия, деперсонализ^цокпно-дереализационные расстройства. Иногда усиливаются идеи самообвинения, возрастает саморефлексия. Часто сочетание с другими психопатологическими нарушениями: астеническими явлениями, навязчивостями, истерическими наслоениями. Появляются психосоматические заболевания. При относительной сохранности влечения, появляется «срыв нравственности», эпизоды промискуитета, онанизм с чувством стыда и вины. Дисфорические фазы. Чаще у возбудимых, шизоидных, мозаичных психопатов. l.ITo степени тяжести выделяют психопатин: а) Тяжёлая - характеризуется выраженной б) Выраженная - компенсация состояния в) Умеренная - Социальная адаптация неустойчива, снижена или ограничена. Легко возникают срывы, обусловленные психотравми-рующей ситуацией. Декомпенсации проявляются в заострении психопатических черт и нарушениях поведения, которые обычно не достигают крайних степеней. Семейные отношения отличаются дисгармоничностью и крайней избирательностью контактов (чрезмерная привязанность к одним членам семьи и разрыв с другими). Оценка своего характера относительно правильная, хотя и неполная. Критика к своему поведению не всегда глубокая. 2. Клиническая классификация Согласно классификации МКБ-10 (DSM4V) все расстройства личности принято делить на три группы; j которые объединяются наиболее рельефным^ фертами личностного радикала индивида. *%^ I Расстройства личности с проявлениями странностей н эксцентричности. Включает: параноидное, шизоидное, шизотипическое расстройство личности. П. Расстройства личности с проявлениями театральности, эмоциональности и лабильности. Включает: истерическое, нарцис-сическое, пограничное, антисоциальное). Пограничный подтип. Название происходит от пограничности между неврозом, шизофренией и аффективным расстройством (ранее назывался «амбулаторной, псевдоневротической шизофренией). Основная черта - нарушение восприятия себя и других, коммуникативного поведения, сплиттинг - неумение интегративно воспринимать позитивные и негативные стороны в окружающих. Вследствие этого любой намек на неидеальное к ним отношение вызывает у таких людей чувство обиды, предательства, одиночества, закономерно возникает хроническое чувство пустоты (вследствие неопределенности образа «Я»), постоянное нахождение в психическом кризисе. Могут возникать субпсихогаческие эпизоды, часты суициды как крик о помощи страдающего от одиночества, промискуитет в поисках общения. В общении с близкими выраженная аффективная и поведенческая нестабильность, большая интенсивность, Диагностические критерии: 1) Нарушение и неуверенность в восприятии себя, своих целей и внутренних предпочтений; включая сексуальные. 2) Склонность вовлекаться в нестабильные, но интенсивные взаимоотношения, ведущие к частым эмоциональным кризисам. 3) Чрезмерное стремление избегать одиночества. 4) Периодические угрозы и акты самоповреждения. 5) Хроническое чувство пустоты. Г. Антисоциальное расстройство личности (соответствует сочетанию черт неустойчивой и эксплозивной психопатии) - 3 % среди мужчин и 1 % среди женщин. В МКБ-10 эта группа рассматривается в качестве «дис-сощхативных личностей». У мужчин встречается в 3 раза чаще, чем у женщин. В местах отбывания наказаний - до 75 %. Прослеживаются наследственные детерминанты. Часто имеется ММД. Определение: д езадаптивное поведение и игнорирование прав окружающих. Общаяч характеристика: крайне негативно относятся к >&зличным социокультзфным нормам и ограничениям. Социальная дазадаптация выражена максимально. Непреложное убеждение в возможности достижения потребностей любым путем ведет к антисоциальным поступкам. Начинается это с де-виантного (отклбняющегося) поведения. Вначале преобладают антидисциплинарные девиации (прогулы, побеги, драки, употребление спиртных напитков. Затем присоединяются делинкветные девиации: издевательство над младшими с отбиранием денег, угон велосипедов с целью покататься, домашние кражи. В конце появляется криминальное поведение: воровство, грабеж, убийство. Повышенная ориентировка в окружающем, лживость, лидерские качества позволяют манипулировать окружающими им в ущерб, эксплуатируют. Многие при этом формально никогда не вступают в конфликт с законом, но остаются лживыми и безответственными на работе. Диагностические критерии: 1) неспбсобность соблюдать принятые в обществе нормы и вести себя в соответствии с законом - повторное совершение действий, которые могут послужить поводом для ареста; 2) склонность ко лжи, частые и повторные обманы окружающих, стремление получить личную выгоду или удовольствие игнорируя интересы окружающих, а также используя вымышленные имена; 3) импульсивность поступков или неспособность к планированию; 4) раздражительность и агрессивность - повторные драки или нападения; 5) безрассудное игнорирование личной безопасности или безопасности окружающих; 6) безответственное отношение-к своим обязанностям, проявляющееся в неспособности сосредоточиться на выполнении работы или в нарушении финансовых обязательств; 7) неспособность к сочувствию, проявляющаяся в равнодушии или стремлении рационально объяснить свои поступки, связанные с нанесением обид окружающим, плохими отношениями с ними, либо с совершением кражи; 8) возраст пациента не моложе 18 лет. III. Расстройства личности с проявлениями преимущественно тревоги и страха (в отечественной психиатрии соответственно -тормозимые, психастенические психопатии) А. Обсессивно-компульсивное расстройство личности (соответствует понятию ананкастное расстройство в МКБ-10, психастеническая психопатия в отечественной психиатрии). Определение: доминирует стремление к совершенству и отсутствие гибкости. Общая ^рактеристика: высокий уровень личностной^тйевоги, довольно средний креативный уровень,«$^утствие спонтанности от страха ошибиться, отс^ствие чувства юмора, эмоциональная бедность. По 3. Фрейду ведущими являются три черты: педантичность, бережливость и упрямство. Нарушение возникает чаще у мужчин. Имеется наследственная заинтересованность, прослеживаются нарушения воспитания (повышенная строгость). Из-за постоянного страха ошибиться работа не приносит радости. В старости часто возникают депрессии из-за несоответствия усилий результату. Высок риск развития ИБС (чувство постоянной нехватки времени). В целом по сравнению с другими расстройствами действуют более зрелые механизмы психической защиты (рационализация). Диагностические критерии: 1) поглощённость деталями, правилами, списками, приказами, организацией или планированием в такой степени, что основная цель работы теряется; 2) стремление к усовершенствованию, которое мешает завершить выполнение дел; 3) чрезмерная занятость работой и достижением результатов до такой степени, что исключается возможность отдыха и дружеского общения; 4) чрезмерная совестливость, скурпулёзность и отсутствие гибкости в вопросах морали, этики или нравственных ценностей; 5) неспособность избавляться от изношенных или ненужных вещей, даже если они не связаны с сентиментальными воспоминаниями; 6) нежелание делить ответственность или работу с другими, за исключением случаев, когда другие выполняют работу в полном соответствии с требованиями пациента; 7) скупость в отношении себя или окружающих; деньги часто откладываются про запас на «чёрный день»; 8) ригидность и упрямство, неспособность к компромиссам. Б. Расстройство личности в виде избегания (уклонения) (соответствует понятию тревожное расстройство в МКВ-10; отдельные варианты шизоидной и астенической психопатин в отечественной психиатрии). Определение: робкая или застенчивая личность. Общая характеристика: глубоко интравер-тированные вследствие заниженной самооценки люди, скованные и неуверенные в себе. Часто преувеличивают негативное к себе отношение. Демонстративно избегают контактов, услужливы, затрудняются обращаться к другим с просьбами. Семью создают только в случае идеального отношения партнёра. Затруднён профессиональный рост, известность. Часто декомпенсируются по типу тревожно-депрессивных состояний. Диагностические критерии: 1) стремление избегать профессиональной деятел*Й$£сти, требующей общения с другими людьми, из-за опасений критики, неодобрения или недовольства; ^ 2) нежелание встуйать в к^фйнзр с людьми, если есть подозрение, что они не будут испытывать к ним чувство симпатии или любви; 3) сдержанность в интимных отношениях из-за страха перед упрёками или насмешками со стороны партнёра; 4) обеспокоенность возможностью критического отношения и неодобрения со стороны окружающих; 5) подавление эмоций приобщении и незнакомыми людьми из-за чувства собственной неполноценности; 6) убеждённость в собственной неспособности к социальным контактам, отсутствие личного обаяния или превосходстве окружающих; 7) нежелание брать на себя ответственность или участвовать в новых видах деятельности из-за опасения оказаться в затруднительном положении. В. Зависимое расстройство личности (не имеет аналога у отечественных и зарубежных авторов, есть только в DSM-IV). Распространенность - 2,5 % всех расстройств личности, встречается чаще у женщин. Определение: преимущественно зависимая от других и покорная личность. Общая характеристика: Низкая самооценка, неуверенность в себе. Страх выражения агрессивных и сексуальных побуждений. Пессимистическое видение действительности. Избегание ответственности. Тревога при необходимости выполнения лидерских функций. Дела, которые надо выполнить самостоятельно, вызывают проблемы, под руководством кого-либо все идет хорошо. Утрата значимых отношений с доминирующим лицом может привести к депрессии. Постоянное желание быть кем-то опекаемыми. Круг общения включает только доминирующих лиц. Отсутствие самостоятельности ведет к нарушению профессионального роста.
| Поделиться:
| |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.169 (0.017 с.)