Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Определение основных понятийСодержание книги Поиск на нашем сайте
Психопатия - патологическое состояние, относящееся к пограничным, характеризующееся дисгармоничностью всего психического склада личности, представляющее собой постоянное (сохраняющееся в течение всей жизни) свойство индивидуума, препятствующее адаптации субъекта в обществе. Психопатия представляет собой «уродство характера», которое не имеет в своей основе какие-либо деструктивные процессы, определяемые патологоанатомически, им не свойственны формальные психопатологические расстройства (бред, галлюцинации). Психопатические личности, как правило, не чувствуют и не считают себя больными. Таким образом, основными характеристиками психопатий являются: 1. Заболевание формируется только в со 2. Охватывает всю личность. Проявляется в широком диапазоне ситуаций, но наиболее выражены нарушения эмоционально-волевой сферы. Интеллект сохранен. 3. Нарушает адаптацию (активную приспособляемость) человека в социальной среде. При этом страдает сам индивидуум или окружающие. 4. Проявления обычно достаточно стойки. 5. Тип поведения значительно отклоняется от традиционно принятого в данной социокультурной среде. Расстройства личности - согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра (MiPSclO) - длительно существующие, глубокие и стш$ие расстройства характера, деза-даптивные модели поведения, затрагивающие различные сферы психической деятельности. Основными диагностическими критериями любого типа расстройств личности являются: 1. Стойкце стереотипы восприятия и поведения индивидуума в целом отчетливо отличаются от ожидаемых в данной культуре норм. 2. У субъекта длительное время имеются межличностные трудности в различных сферах жизни (на работе, в семье). 3. Наличие эгосинтонных моделей поведения, приемлимых личностью. 4. Скрытая защитная реакция в виде тревоги. 5. Недостаток сочувствия (сопереживания). 6. Признаки незрелости, незавершённого Акцентуация характера - переходное состояние между психопатией и нормой (крайний вариант нормы), выражающееся в заострении, гиперболизированности какой-то отдельной черты характера. Будучи крайним вариантом нормы, акцентуации могут быть преморбидным фоном, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств (острых аффективных реакций, психопатических развитии). При акцентуациях отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определённого рода психических воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Транзиторное расстройство личности - современное, согласно МКБ-10, определение заострения некоторых черт характера (аналог акцентуации), которое диагностируется до 25 лет. Типы акцентуаций (транзиторных расстройств) сходны с типами расстройств личности (психопатиями). Ш. этиология Считается, что этиология психопатий (расстройств личности) полиморфна. Одним из важных факторов их происхождения является наследственность. Также важно учитывать связь возникновения расстройств личности с индивидуальными нарушениями в психофизиологическом развитии человека. Перенесённые в детском возрасте заболевания, травмы головы, недостаток питания, гормональная дисфункция в дальнейшем могут стать причиной формирования расстройств личности (особенно, таких как истерическая, неустойчивая, эксплозивная). Согласно психоаналитической концепции важнейшей причиной расстройств личности являются нарушения в психосексуальном развитии, в формировании особых защитных механизмов. Безусловно важным фактором формирования данной патсш?гии является влияние социального окружения й%рспитания. По существу расстройства личности (психопатий) в целом очень часто представляют собой «развитие» патологических характеров, в одних случаях возникающих на патологической основе, в других - преимущественно ситуационно (также при сочетании многих социально-психологических и психогенных факторов). Впервые чёткую этиологическую группировку психопатий представил О. В. Кербиков (схема 1). ПСИХОПАТИИ КРАЕВЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ПОСТПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПАТОХАРАК ПСИХОГЕННОЕ ТЕРОЛОГИЧЕСКОЕ ПОСТРЕАКТИВНОЕ НЕВРОТИЧЕСКОЕ Схема 1. Определение основных понятий: Ядерные психопатипн - психопатии, возникающие только вследствие психопатической наследственности или наследственных заболеваний Нажитые психопатии - психопатии, возникающие вследствие воздействия каких-либо факторов в течение жизни человека Краевые психопатии - психопатии, возникающие, в основном, в результате действия психогенных и ситуационных факторов Органические психопатии - психопатии, возникающие вследствие воздействия экзогенно-органических факторов в возрасте до 3,5 лет при условии полнго затухания органического процесса и относительной сохранности интеллектуаль-но-мнестической сферы Постпродессуадьная психопатии - психопатия шизоидного типа, возникшая в результате единичного в жизни, рано перенесенного, чаще стертого шизофренического шуба без признаков прогредиентности Патохарактерологическое развитие личности - процесс становления краевой психопа-тиии в результате хронического психогенного микротравматизирования ребенка (неадекватное воспитание, плохая микросреда), вызывающего ответную реакцию ребенка, которая закрепляется и становится постоянным свойством личности Психогенное развитие ~ процесс возникновения краевой психопатии после психотравмы, значимой для индивидуума, несмотря на прекращение ее действия Постреа^тивное развитие - вариант психогенного ра||ития, наблюдающийся после острой массивной*цсихотравматизации с очерченным началом в виде реактивного состояния Невротическое развитие личности - вариант психогенного развития, при котором возникающий психогенно невроз хронифицируется и через этап невротической депрессии трансформируется в психопатию Психосоматическое развитие - процесс возникновения психопатии, при котором хроническое психосоматическое заболевание ведет к усилению личностного преморбида Минимальная мозговая дисфункция - легкая органическая недостаточность, ведущая к органическим аномалиям развития, но не к де-фицитарному варианту психоорганического синдрома (органическому дефекту) Комментарии: Ядерные психопатии Конституциональные нарушения личности сочетаются с другими сигмами отягощенной наследственности (проявляются с детства): - классические (редки): - незначительная асимметрия лица, - дисгармония фигуры, - оживление рефлексов, - вегетососудистая лабильность; - гипергидроз; -. покраснение; - сосудистые спазмы; - разлитой стойкий дермографизм; - алгопатии (неясные мигрирующее боли); - приступы тахикардии. Доказательством роли конституциональных факторов является также наличие психических заболеваний у родных. Пример: шизоидное или тревожное расстройства личности у ребенка, имеющего в семье больного шизофренией, гипертимное расстройство личности у человека, имеющего среди родных больного МДП, «фенилкетонурические» семьи. В последнее время имеется тенденция к уменьшению этой группы, так как в анамнезе всегда прослеживаются психогенные и ситуаци- онные факторы, и наследственно-биологическое направление теряет популярность. Нажитые психопатии OosauutiecKue Основа - ранняя минимальная мозговая дисфункция (ММД) в сочетании с ситуационными факторами. При наличии ММД до 3,5 лет нарушается становление психических функций (при появлении органических вредностей после 3,5 лет факторы действуют на уже сформированный психический остов и лишь видоизменяют его по органическому типу, могут возникать психопатоподобные расстройства, но не психопатии). Если ММД маловыраженная, то при наличии благоприятной среды личность не нарушится. Постгщоиессиалъные Отноеят|ря к мозаично шизоидному кругу (Наджаров'щА., 1977). Их наличие спорно. Некоторые относят их к варианту патологического развития личности (см. «Динамика психопатий»). В МКБ-10 они входят в рубрику «Шизотипиче-ское расстройство». Краевые Находятся «на краю шкалы возрастающего преимущественного влияния среды по сравнению с врожденной биологической неполноценностью». Роль биологических факторов незначительна, В анамнезе чаще всего имеется: - неадекватное воспитание («Золушка», без - плохая среда, - потеря родителя(-ей), -развод родителей, несчастливый брак, -незаконнорожденность. Процесс становления краевых психопатий может осуществляться несколькими путями. Наиболее частый - патохарактерологическое развитие личности. Основа - хроническое воздействие микростресс-факторов. У ребенка, еще не имеющего в психическом резерве адекватных психологических защит, возникают при этом неадаптивные поведенческие реакции (протест, отказ, имитация, элементарные истерические, астенические реакции, реакции возбудимого типа). Вследствие длительности процесса эти реакции «вплетаются» в личность, становятся ее неотъемлемой частью и в дальнейшем определяют всю ее структуру* ребенок начинает реагировать на факторы любого качества и интенсивности (даже незначительные) только этими неадаптивными реакциями, так как другого варианта защиты (непатологического) у него нет. Эти реакции закономерно вызывают негативную реакцию окружающих, что еще больше травмирует больных и вызывает усиление все тех же нездоровых качеств личности, то есть формируется порочный круг. Среди таких черт - ранимость, отгороженность, интра-вертированность с формированием шизоидного типа, вспыльчивость, злобность с формированием возбудимого типа и др. Психогенное развитие Постреактивное = посттравматическое (ПРР). Реактивные состояния, дающие начало ПРР, различны в разном возрасте. До 6 лет дети реагируют на сильную психотравму преимущественно аффективно-шоковой реакцией. Она относится к острому психотическому реагированию. Описывалась К. Kleist (1917) как «психоз ужаса». Носит транзиторный характер. Психотравмой в этом случае являются стрессоры крупного масштаба или угрожающие жизни и здоровью (пожар, авария, чья-либо трагическая гибель на глазах у ребенка и др.). Бывает в двух формах, протекающих на фоне эмоционального кризиса. Гиперкинетическая - «двигательная буря», стремление бежать (фугиформная реакция) с нарушением ориентировки, длительностью до 25 минут. Гипокинетическая - аффектогеннный ступор, мутизм, безучастность к окружающему длительностью gV> 3-х суток. После ^^охода из психоза обычно остается пугливость, двигательная расторможенность, беспокойство, невротические реакции детства (тики, заикания), - это признаки неблагоприятной динамики с возможностью возникновения личностных нарушений. После 6 лет дети чаще начинают реагировать депрессией. При этом тяжесть депрессии может не соответствовать ее внешним признакам; очерченная клинически депрессия может регистрироваться врачом только с 10 лет. Объективности оценки тяжести способствует психологическое обследование, которое выявляет выраженную охваченность переживаниями психо-травмирующей ситуации, многообразные аф- фективные расстройства депрессивного ряда с преобладанием тяжелого зафиксированного страха (ужаса) и значительную дезорганизацию психики. В случаях, когда после отрыва от психотравмы начинает действовать механизм самодвижения (то есть дети фиксируются на своих переживаниях и, хотя ситуация уже перестала иметь место, продолжаются навязчивые фантазии, формируется сверхценный характер переживания, остается эмоциональное напряжение, пугливость, отгороженность), очень быстро формируются болезненные личностные изменения. При повторных сильных психотравмах с аффективным реагированием изменение личностных свойств может развиваться при астениза-ции ребенка - «депрессии истощения» P.Kielholz. С продолжением травматизации каждая депрессия принимает все более устойчивый характер и постоянное аффективное напряжение приводит к астенизации и развитию вышеперечисленной симптоматики. Факторами, способствующими возникновению механизма самодвижения и «депрессий истощения», возможно, являются органическая дисфункция и акцентуации в преморбиде, т.к. не все лица, перенесшие подобное психотравмирование, в дальнейшем приобретают личностное расстройство (порой изменения носят лишь парциальный характер - появляются отдельные черты, наподобие сенситивности, недоверчивости, интравертированности и т. д.. Важно заметить переход от преимущественно психогенного реагирования на травмы к той стадии, когда поведение ребенка характеризуется больше дисгармоничными личностными паттернами. Обычно внимание к такому ребенку привлекается поздно, когда появляются выраженные нарушения: промискуитет - беспорядочные половые связи - (чтобы почувствовать себя увереннее), повторные поджоги (чтобы отомстить всем), другие криминальные поступки, убийство источника психотравмы. При своевременной коррекции подобные расстройства у детей достаточно легко устранить. Постневротическое развитие. Формируется длительно. Вначале хронифи-цируется невроз. Постепенно зместо чисто невротической, симптоматики появляются другие черты: неустойчивость интересов, невозможность сосрёщгочиться, педантизм, эгоизм, аффективная логирка, аффективно-нейтральные навязчивости (умственная жвачка), генерализованная тревожность. Встречаются истерический, ипохондрический, ананкастный и эксплозивный варианты ПНР (невротическое ипохондрическое развитие следует отличать от патологического ипохондрического - см. далее). Пример ПНР - развитие после длительного периода тайхинофобии - (Satomura A., 1978) -боязни показаться смешным в глазах уважаемых лиц. Формируется в условиях специфических национальных традиций (Япония). Постепенно приводит к приобретению психастенических черт характера - педантичности, добросовестно- сти, аккуратности, непоколебимости, чрезмерному чувству долга. Частота заболеваемости - 40 % мужского населения Японии. На фоне подобного расстройства часто возникают депрессии с индивидуальной значимостью депрессогенной ситуации, т.е. эндогенно предрасположенные. Психосоматическое развитие. Наблюдается при хронизации психосоматических заболеваний. Эмоциональные реакции соматизируются. Растет сенситивность. Усиливается раздражительность, появляются такие черты как конфликтность, экстравертированность, гневливость (экстраггунитивный тип реагирования - направление враждебности вовне на окружающих в условиях фрустрации). Основа - соматическая постстрессовая беззащитность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.176.213 (0.013 с.) |