Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нет истины истиннее, чем другая истина.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
НО ЕСТЬ ИСТИНА - ЛУЧШЕ. Все хорошо и плохо одновременно. И никак. Дело в оценивающем. Пользуйтесь этой свободой. Особенно когда надо уговорить другого выздороветь и порозоветь лицом.
ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ Очень дальняя дорога Устраняет все различия: Как бердичевцам до Бога, Так и Богу до Бердичева. Игорь Губерман
Есть и еще один способ менять отношение. Помните старинную максиму от Винни-Пуха? «Все фигня, кроме пчел. А если задуматься, то и пчелы тоже фигня». Иногда та же мысль формулируется как два закона житейской мудрости: «Первый - никогда не расстраиваться по пустякам. Второй - все пустяки». С высоты (и широты) вселенских раздумий любая неприятность окажется мелочью... и любая радость тоже. Лишь бы раздвинуть границы пошире. «Одного вообще распяли, так он терпел и нам велел», - Тимур Шаов. Если сказать по существу нечего — а вам всегда нечего сказать «по существу» за отсутствием в словах существа - вы же помните? - обратитесь к высоким материям. Где, как ни в них, развернуться шаб- «По большому счету» — отличный способ выбраться из ловушки кажущегося неизбежным выбора. Идти в кино или готовиться к зачету? Разводиться или не разводиться? Если я буду делать так, то мне придется отказаться от этого... Если вас пытаются втянуть в разговор или спор с ситуацией «или» — ищите ответ с «и». Выбираете между Васей и Петей? У одного нравятся одни качества, у другого другие? Ищите третьего, у которого будет и то и другое. И то же советуйте своим волшебным клиентам.
съезд с темы Кто не работает, тот - на съезд! Шутка советских времен Иногда приходится спорить, возражать и оправдываться. А что делать? Наконец, вам может просто не понравиться тема: беседа плавно течет не туда. Не туда, куда надо вам. Есть несколько любопытных приемов, суть которых всякий раз - в съезде с темы. А съехав с этой темы, можно мягко проскользнуть на другую тему а потом на третью, четвертую. Что это вам дает? Контроль за течением разговора. Как минимум, это способ уходить от атаки, а как максимум, возможность изящно переводить разговор на другое. Кроме магов, приемами съезда с темы активно пользуются продавцы и вообще работники сферы обслуживания. Все предыдущие примеры и приемы нужны были для внушения, для формирования атмосферы согласия, для того чтобы что-то изменить в мировоззрении слушающего. Эти же — тактические маневры. Они дают гибкость и мобильность. С ними удобно.
шаг вправо, шаг влево... Вить не нужно. А не вникнут - разъяснять! В.С.Высоцкий Возможности «съехать» в общем три. Можно говорить о большем, о меньшем и о другом. О большем Он вам о малом - вы ему о большом. Он мне о пиджаке - я ему о моде. О меньшем Он вам о большом — вы ему о малом. Он мне о пиджаке - я ему о пуговицах. О другом Он тебе про Фому, а ты ему про Ерему. Он мне о пиджаке - я ему о марсианах. Для каждой из этих трех основных возможностей есть несколько удобных формочек.
О большем Раздувание Суть хорошо отражает фраза: «Все фигня по сравнению с мировой революцией». Ты чего опоздал? - Все рано или поздно опаздывают. Хорошо, что мы еще можем опаздывать. В гости к Богу не бывает опозданий. Все там будем. (И вы уже о бренности всего сущего). Какая омерзительная кофточка. - В этом мире много несовершенства... (И вы уже обсуждаете мир и его устройство). Где ты нашел такую отвратительную девицу? - Разные бывают девушки. Генофонд человечества невообразимо разнообразен. (И вы уже о человечестве). Ну и кого ты себе завела? - Какая жизнь... (И речь уже о жизни). Вы просто находите что-то большее. Почему вы едете на красный свет? - Правила дорожного движения... Как ты терпишь такие слова? - Человеческие отношения важнее частных сложностей... Что за дрянь ты приготовила? - На вкус и цвет...
Мода И опять вы не говорите о фактах, вы говорите о чужих примерах и вообще других людях. Почему ты так бубном машешь? - В Сибири все так... Ты карты неправильно держишь - А вот в древнем Египте... Что за прическа? - У жены Герберта фон Караяна такая же. Где ты нашел это убожество? - Фредди Меркюри в таком ходил. Какая идиотская мысль! - Это Аристотель. Заметьте, все это никак не влияет на саму прическу или мысль. Но, позволяет аргументировать. То есть говорить. Мы уже не обсуждаем прическу - обсуждаем жену дирижера. С Аристотелем спорить будем? Л вдруг? В любой момент можно сбиться на будущее - на последствия. И пусть вы не знаете тех, которые еще только будут, вы можете нарисовать картинку и пострашнее. Или попривлекательней - зависит от того, что вы хотите. Собеседник тоже не знает будущего, так что пугать можно смело. Познакомились, влюбились, сидят на лавочке. «А давай поженимся, будем жить счастливо, любить друг друга, у нас родится мальчик... и его заберут в армию. Не хочу замуж». Какая у тебя странная прическа. - Тебе моя прическа кажется странной? А ты подумал, как я могу отнестись к твоему вопросу? Ты уверен, что он мне понравится? Ты хочешь поругаться? С другой стороны, лотереи, индульгенции и другие непроверяемые почти мошенничества преуспевают именно потому, что расписанные организаторами молочные реки и кисельные берега — тоже могут быть. А вдруг? Вдруг война, а я уставший? Или, что гораздо страшнее, «а вдруг выигрыш достанется соседу»? © «Хотел как лучше» Ты опоздал! - Искал тебе цветы. Хотел как лучше. Когда мы говорим про намерения, многие люди почему-то считают это разговором по-существу Помните, кстати, что вам не важно, какие были намерения на самом деле (и были ли эти намерения вообще), вам важно о нужном намерении сейчас сказать. Что за страшные бусы ты мне купил? - Я надеялся, что они подойдут к твоей блузке, очень старался. После вашего сеанса у меня температура поднялась. - Я хотел произвести как можно больше изменений, чтобы сэкономить ваше время и деньги. Вы сделали мне больно. - Я хотел соединить ваше Чхэ с великим Бхэ. «А хорошо ли?..» Пусть нам часто нечего сказать по существу, зато порассуждать на моральные темы нам никто не запрещает. Мораль всегда «при чем» и способна запутать даже простейшие, казалось бы, вещи. Нужно только держать наготове вопросы: «А хорошо ли это?», «А что важнее?» Тебе что важнее, что бусы не подходят или что я хотел сделать тебе подарок? Тебе что важнее, чтоб тебе моя прическа нравилась или чтоб у меня хорошее настроение было и я тебя любила всей душой? А хорошо ли с вашей стороны принимать решения, не разобравшись в ситуации? Песнь о «хорошем», «важном», «правильном» и «благородном» надежно уводят разговор в сторону. А вот не ловиться на такие песни в рамках нашей культуры могут лишь люди профессионально-циничные или обладающие естественным иммунитетом.
О МЕНЬШЕМ Принюхайтесь - ничем не пахнет? - А чем должно пахнуть? - Дерьмом. У вас же голова в заднице. Приписывают Френку Фарелли
Обращение к деталям Весьма удобным способом вы можете отвязаться от неудобной темы с помощью обращения к деталям и мелочам. И где тебя носит? - Последние пять минут выбирался из метро. Что вы мне грубите? - Слово «извините» вам чем-то не понравилось? Он не совсем дурак, у него губа не дура. Ну и великое: «Кто шил этот костюм? - Я пуговицы пришивал. К пуговицам претензии есть?» Можете начать обсуждать частности и в них, в этих частностях вполне согласиться с собеседником: вы уже ушли от неудобной темы. Вы мне напророчили беременность - и где она? - Опишите, пожалуйста, сейчас свое самочувствие. Какие ощущения...
«Но что конкретно?» Чтобы этот способ не выродился в банальное издевательство, нужно всем своим видом выражать искренний интерес. Тогда ваши вопросы покажутся «поиском понимания», а собеседнику будет неловко их игнорировать. Какая ужасная машина! - Что именно вам в ней не нравится? (с ИСКРЕННИМ интересом!!!) - Шины. - Что именно в шинах вам не нравится? Важно, чтобы наблюдался честный исследовательский интерес. Тогда и собеседник станет вдаваться в детали и подробности. И так до тех пор, пока вы не окажетесь подальше от первоначальной темы. Или пока не перейдете к другому способу ухода. Протектор не тот? А что сейчас делают качественно? Рынок поддерживает ширпотреб, вы же понимаете? Даже «Мерседесы» уже сильно уступают «Митсубиси» и «Рено». Если вы даже чуть-чуть прервете контакт, человек может воспринять это как наезд. Здесь очень важно поддержание контакта. Картошку пережарила? А где именно? С какого момента она начинает быть пережаренной? Это по цвету ты определяешь или как? По корочке? По вот этим трем корочкам? Тебе мама в детстве жарила по-другому? Ах, детство... Это должно быть очень похоже на желание разобраться. «Факты говорят о другом...» Когда вы слышите некое обобщение: «да они все», «вы всегда», «каждый раз одно и то же», понимайте, что человек на основании одного или нескольких каких-то конкретных эпизодов сделал выводы. Все! Все вуситы бурики. Вы можете, как в предыдущем варианте, разбираться, откуда он это взял, как он это определил. Но это долго. Можно проще. Раз он на основании одного-двух фактов сделал глобальный вывод, то и вы можете позволить себе то же самое. Все мужчины сволочи. - А вот Олег вполне симпатичный, и вообще все мужчины симпатичные. Ты вечно опаздываешь. - Я вчера пришел вовремя, и вообще я пунктуальный. Вечно ты со всеми ссоришься. - А с Серафимой Ездандуктовной у меня замечательные отношения: я очень уживчивый человек. Вы находите в этой же теме другой - противоположный - пример и на глазах у собеседника нагло делаете вывод. Не менее нагло, чем он сделал свой. Трудно с этим выводом спорить, ведь он только что сделал то же самое. «Вашим же салом вам и по мусалам». Ты вечно скверно одеваешься. - А Тане понравилось. Людям вообще нравится как я одеваюсь. Один пример и большой вывод. Аргументация и развернутые иллюстрации здесь неуместны. Один произвольный факт. И убедительный тон. «Сам дурак» Банальное «сам дурак», конечно же, не работает. Тут надо тоньше. Важно показать человеку, что он сам только что сделал то же самое, за что имеет к вам претензии. Именно показать, а не просто «вернуть плюху». Вы вечно опаздываете. - А не поздновато ли вы мне об этом говорите? Какое хамство с вашей стороны приходить в таком виде. - Так и вы высказываетесь в том же виде. Какая страшная цена! - Вы меня пугаете такими заявлениями. Идея заключается в том, чтобы ту же самую оценку вернуть к самому факту наезда на вас. Так с чем теперь спорить? Он только что сам это сделал, а теперь вы расцениваете это именно так, как он только что оценил вас. Причем вы оцениваете не его лично, а только его действие, его поступок: важно сохранять зацепки для контакта. Вы возвращаете наезд на наезд в тех же самых выражениях. В этом суть. Не на человека, а на наезд. «Сам такой! Вот готовый пример - не отопрешься». Важно что наезжают-то на вас, но вы возвращаете - на поступок. Совершенно безграмотно вы здесь установили кондиционеры. - Быть может, не слишком грамотно именно здесь и прямо сейчас обсуждать этот вопрос. Есть очень важная вещь: все это относится только к тем случаям, когда на вас нападают прямо или косвенно. Если вам просто задают вопрос, на который можно отвечать - отвечайте. Шаблон неопределенности в вашем распоряжении.
О ДРУГОМ Это самый наглый и самый эффективный способ. Зачем выкручиваться внутри темы, если можно просто ее сменить сразу. В конце концов, вам лучше знать, о чем вы хотите разговаривать, а о чем нет. Не так ли? Выбирай название Пусть слова ничего не значат — к их выбору отнеситесь внимательно. Что вы можете сказать о своей трусости? - О своей осторожности я могу сказать... Что вы можете сказать о своей наглости? - О своей настойчивости в достижении цели и преданности делу фирмы... Как вы назовете свое опоздание? - Свою вынужденную задержку... Наше твердокаменное упрямство... - Моя склонность внимательно обдумывать с ми действия... Но не политическая близорукость, а морально-нравственная чистота. Постоянно опаздываете. - Умело распоряжаюсь своим временем. Выбирайте название, которое будет вам по душе. Ведь именно оно конечном итоге позволит выбрать тему для обсуждения. Как вы яхту назовете, так она и поплывет.
Аллегорически, в духе творческой недосказанности Если у вас репутация человека непростого, мудрого и слегка не от мира сего, смело пользуйтесь этим приемом. Какой же вы лопух! - Вот если бы лопух был только лопухом и не был бы репейником, тогда бы в экосистеме нашей планеты давно бы уже не было лопуха. Туп как осел. - Знаете какое дело... Если бы Буриданов осел в свое время догадался бы, что он может съесть и правый и левый стожок, то этой басни просто бы не было. Понятно, что вы уже говорите о другом. Важно, чтобы слушатель искал связь и, глядя на вас, думал, что вам эта связь очевидна. Надо, чтобы он пытался вас — понять. Вы должны восприниматься как человек, который может так рассуждать.
Про Ерему (не про Фому) Здесь от вас требуется авторитетность, уверенность и безапелляционность. Потому что вы смените тему без всякой видимой связи. Вы нас совсем замучили. - Дело не в том, замучил ли я вас. Дело в том, как развиваются ваши внутренние силы. Вы не отвечаете не вопросы. - Суть не в том, отвечаю ли я на вопросы. Суть в том, получите ли вы однажды ответы изнутри. Мы не понимаем. - Дело не в том, понимаете ли вы это сознательно. Дело в том, можете ли вы это использовать. Вы прямо демонстрируете, что не хотите обсуждать одну тему, а будете обсуждать другую. Дело не в том, а в этом. Суть не в том, а в этом. Важно не то, а это. Я не хочу говорить об этом, я буду говорить об этом. Наша задача не такая, а вот такая. Здесь очень важен контакт, ваша внешняя убедительность и интонации, с которыми вы это говорите. Вы объясняете, что собеседник просто не понимает, и сейчас вы ему все объясните. И вот ваше объяснение вы и предлагаете обсудить важным, сочувствующим (ваш любимый человек допустил небольшую оплошность, приняв за важный абсолютно незначительный вопрос), мягким голосом... Увещевайте ошибшегося. И простите его. И объясните еще раз, если товарищ не понял. То есть не сделал того, ради чего вы затевали весь этот разговор. Словом, отнеситесь к собеседнику с максимальной доброжелательностью.
рассказывание историй Иносказание (история, притча, анекдот, сказка, сравнение, байка, присказка, воспоминание «к слову») - обязательный инструмент мага и волшебника. Посудите сами. Если вместо разговора по существу и фактам вы пускаетесь в рассуждение «жили-были», то: ü условный контекст создает автоматическую депотенциализацию для сознания весь рассказ - не про «здесь» и не про «сейчас»; ü вы не обязаны следить за правдоподобием если только ваша байка не претендует на достоверность в глазах слушателя... да и тогда вы многое можете «забыть» и «спутать»; ü вы можете пропускать любые детали, аргументы и объяснения как незначительные, вовсю используя шаблон неопределенности «один знакомый парень», «говорящий табурет», «волшебный веник»; ü пока слушатель следит за сюжетом, вы можете сколько угодно отвлекаться, напропалую вставляя другие внушения, пользуясь всем разнообразием способов воздействия; ü в сам ход повествования вы можете вставить подробные инструкции и руководства к действию, объясняя, что все это правильно и хорошо... для героя, разумеется. Считается, что большая часть человеческого мозга (та, которая воспринимается как бессознательное) мыслит аналогиями и ассоциациями. То есть прямой логический ряд нашей голове мало свойственен, а ассоциативные сети, ассоциативные ряды - это как раз то, что позволяет человеческому мышлению с одной стороны - работать быстрее любого компьютера, с другой стороны - получать новые неожиданные идеи там, где их вроде бы не ожидается. (С третьей стороны, за счет этого же, человеческое мышление гораздо менее точное, чем компьютерное, более системное, но менее линейное. Попытки сделать из своей головы компьютер во многом дурацкие уже потому, что для этого нужно подавлять естественные способности человеческого мышления, а потом пытаться воспроизвести другие, мало свойственные). Общение в ассоциативной, иносказательной манере понятно и доступно в образной форме доносит непосредственно до бессознательного (или внутреннего «Я»,или сущности, или души - называйте как хотите) все то, что сознанию и трудно, и непонятно, и малодоступно. В РАМКАХ ИСТОРИИ, ПРИТЧИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.192 (0.009 с.) |