Куфр (неверие) – как термин Шариата 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Куфр (неверие) – как термин Шариата



Очень хорошее объяснение как великого неверия (куфр акбар), так и малого неверия (куфр асгар) в Шариате было дано ибн аль-Кайимом (да одарит его Аллах своей милостью) в его книге «Мада̀риджу ас-са̀ликин» (Пути идущих). Ибн аль-Кайим разделил великое неверие (куфр акбар) на пять видов.

 

Пять видов неверия:

1) Неверие, которое заключается в обвинении пророков во лжи (Куфру ат-такзиб/كُفْرُ التَكْذِيب).

Всевышний Аллах сказал:

 

«Самудяне сочли лжецом пророка из-за своего беззакония». (Коран 91: 11)

 

«Кто может быть несправедливее того, кто возводит навет на Аллаха или считает ложью истину, которая явилась к нему? Разве не в Геенне будет обитель неверующих?». (Коран 29: 68)

Обвинение пророков во лжи далеко не всегда исходит из истинных убеждений и взглядов человека. Зачастую причиной такого неверия может быть упрямство, при том что в душе человек может быть уверен в истинности Ислама. Про таких людей Аллах сказал:

 

«Они не считают тебя лжецом, но эти беззаконники из упрямства отрицают знамения Аллаха!» (Коран 6: 33)

То же самое Всевышний сказал и про фараона и его грешный народ:

 

«Когда Наши знамения были наглядно показаны им, они сказали: «Это – очевидное колдовство». По своей несправедливости и надменности они упрямо отвергли их, хотя в душе они были убеждены в их правдивости». (Коран 27: 13-14)

 

2) Неверие исходящее из высокомерия (Куфру аль-истикбар/ كُفْرُ الإِسْتِكْبَار).

Это неверие (куфр) подобное неверию Иблиса, про которого

Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

 

«Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих». (Коран 2: 34)

­ Это подобно неверию тех, кто понял, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) правдив в своём призыве, но их высокомерие и надменность не позволили им уверовать в него. В таком неверии (куфре) находились, и по сей день находится большинство тех, кто активно враждует с религией пророков. Аллах поведал нам о словах, которые говорил фараон и его люди в отношении Мусы и Харуна:

 

«Они сказали: «Неужели мы уверуем в двух людей, которые подобны нам, в то время как их народ пребывает у нас в рабстве?» (Коран 23: 47)

Также и другие погибшие народы говорили своим пророкам:

 

«Они говорили: «Вы – такие же люди, как и мы». (Коран 14: 10)

Также поступали и иудеи, о которых Аллах сказал:

«Неужели каждый раз, когда посланник приносил вам то, что было вам не по душе, вы проявляли высокомерие, нарекали лжецами одних и убивали других?» (Коран 2: 87)

Многие немусульмане в глубине души верят и осознают, что Ислам - это лучшая из религий. Однако не принимают Ислам и не следуют ему из зависти или из-за вражды к этой религии, из-за солидарности со своей нацией или из-за ревности к обычаям предков и боязни засвидетельствовать, что их отцы были неверными (кафирами) и заблудшими. Всё это побуждает их к высокомерию.

 

3) Неверие, основанное на полном игнорировании Ислама (Куфр И`рад/ كُفْرُ الإِعْرَاض)

Это неверие (куфр) выражается в том, что человек полностью игнорирует посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Этот человек отворачивается от пророка своим сердцем и своим слухом, он не подтверждает его правдивость, но и не называет его лжецом, не дружит с ним и не враждует с ним, он совершенно не обращает никакого внимания на миссию посланника (мир ему и благословение Аллаха) и не интересуется тем, что ниспослал Всевышний Аллах. Про таких людей Аллах сказал:

 

«Мы сотворили небеса, землю и то, что между ними, во истине и на определенный срок. Но те, которые не веруют, отворачиваются от того, от чего их предостерегают». (Коран 26: 3)

 

«Неужели они стали поклоняться иным божествам вместо Него? Скажи: «Приведите ваши доказательства! Вот напоминание для тех, кто со мной, и напоминание для тех, кто жил до меня». Однако большинство их не ведает об истине и отворачивается». (Коран 21: 24)

 

4) Неверие, основанное на сомнениях (Куфру аш-Шакк/كُفْرُ الشَّكّ)

Это неверие (куфр) выражается в том, что человек не утверждает однозначно и убеждённо об истинности пророчества посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), но в то же время и не обвиняет его во лжи. Про таких людей Аллах (Свят Он и Велик) сказал:

إِنَّمَا يَسْتَأْذِنُكَ الَّذِينَ لاَ يُؤْمِنُونَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ و َارْتَابَتْ قُلُوبُهُمْ فَهُمْ فِي رَيْبِ هِمْ يَتَرَدَّدُونَ

«У тебя просят дозволения остаться дома [чтобы не выходить на сражение] только те, которые не веруют в Аллаха и в Последний день, сердца которых испытывают сомнение. И по причине своего сомнения они пребывают в замешательстве». (Коран 9: 45)

Они просили посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) позволить им остаться дома и не выходить на поле битвы за Исламскую Веру, потому что в их сердцах нет Веры (Имана), они не убеждены в Истине и пребывают в постоянных сомнениях.

 

5) Неверие, основанное на лицемерии (нифак) (Куфру ан-нифак/كُفْرُ النِفَاق)

Этот вид неверия (куфр) заключается в том, что своим языком и даже своими делами человек создаёт видимость того, что он верующий (му'мин), однако сердце его не верит в истинность Ислама. Это считается великим лицемерием (нифак акбар), которое выводит человека из круга Веры (Иман) и вводит его в неверие (куфр). Подробнее мы поговорим об этом, когда будем разъяснять смысл слов Искренность (Ихляс) и лицемерие (нифак).

Все пять перечисленных видов неверия являются великим неверием (куфр акбар), что касается малого неверия(куфр асгар ), то к нему относятся слова и дела, которые в хадисах названы неверием (куфром), или говорится, что данные дела лишают человека Веры (Имана), однако это неверие (куфр) не достигает степени великого неверия (куфр акбар). Вот несколько примеров таких хадисов, в которых определённые слова или действия названы неверием (куфр), но они не делают человека неверным (кафиром).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Обругивание мусульманина – это нечестивость, а сражение с ним - это неверие (куфр)» (хадис привел аль-Бухари).

«Не становитесь после меня неверными (кафирами), когда одни из вас будут рубить головы другим» (хадис привел аль-Бухари).

«Если человек скажет своему брату [по Вере]: «Эй ты, неверный (кафир)», - то кто-то из них двоих точно заслуживает этого [обвинения]» (хадис привел аль-Бухари).

«Есть две вещи среди людей, которые являются неверием (куфром), - это дискредитация родословной и причитание над умершим» (хадис привеёл Муслим).

«Прелюбодей не совершает прелюбодеяния, будучи верующим (му'мином), вор не ворует, будучи верующим (му'мином), и не пьет опьяняющего, будучи верующим (му'мином)» (хадис привёл аль-Бухари).

В этих хадисах перечислены определённые слова и дела, которые названы неверием (куфром) или же говорится об отсутствии Веры (Имана) у тех, кто их совершает, что по сути равноценно неверию (куфру). Однако в свете других хадисов и аятов Корана мы видим, что к людям, совершившим такие поступки, не относятся так, как следует относиться к вероотступникам, и их грехи не выводят их из Ислама. Именно поэтому они были названы малым неверием, которое не выводит человека из Ислама. При этом надо отметить, что малыми они являются только при том условии, если человек совершил их под давлением своих страстей и желаний, но с осознанием запретности этих дел.

Если же человек совершает эти дела, отрицая саму их запретность, то такой человек вообще не является верующим (му'мином).

Также пусть никто не обольщается, когда слышит выражения «малый ширк» (ширк асгар) или «малый куфр» (куфр асгар), это отнюдь не значит, что это просто маленькие грешки, на которые можно не обращать внимания. Они названы «малыми» только как термин, чтобы отличить их от «великого куфра» (куфр акбар) и «великого ширка» (ширк акбар). На самом деле, каждое дело, которое классифицировано учёными как «малое неверие» или «малое многобожие», является одним из величайших смертных грехов. Люди, которые совершают малый ширк или малый куфр, подобны человеку, шагающему по краю карниза, и от погибели его отделяет лишь один небольшой шаг.

Божество

Словом «божество» при переводе с арабского на русский принято обозначать арабское слово «илях» (إله). Это, безусловно, очень важное слово, потому что оно является словом, из которого состоит Шахада (Свидетельство Ислама). Чтобы правильно понять смысл Шахады необходимо знать смысл слов, из которых она состоит. Ни в коем случае нельзя пренебрегать этим знанием, потому что слово «божество» не несет в себе того четкого и определённого смысла, какое несет в себе арабское слово «илях».

Дело в том, что русский язык вобрал в себя огромное количество иностранных слов, и такое заимствование идёт из глубокой древности. Русский язык словно собран из тысяч разных конструкторов, подогнанных друг под друга, поэтому даже исконно русские люди зачастую не могут сказать, от какого корня образованно то или иное слово, потому что в русском языке эти корни отсутствуют, и их приходится искать в других языках предполагаемого заимствования. Например, слово «божество»: люди понимают его только по своему опыту, интуитивно, как определенный шаблон в мозгу, набор букв и звуков, который автоматически ассоциируется в мозгу с определённым смыслом. Но ввиду расплывчатости этого смысла, люди с трудом могут точно описать границы понятия, которое обозначается этим словом, также обстоит дело и с многими другими словами.

В арабском языке дело обстоит иначе, этот язык основан на корневой системе, все слова основываются на многочисленных, но четко ограниченных парадигмах, и даже те редкие заимствования из других языков в обязательном порядке перемалываются словообразовательной системой арабского языка настолько, что его трудно назвать заимствованием и только основа этого слова отличная от исконно арабских корней позволяет выявить его чужеродность.

Ранее мы с вами разобрали, что Единобожие (Таухид) имеет три раздела, каждый из которых должен быть соблюдён, а иначе он потеряет свою целостность и ценность. Так вот, русское слово «божество» и слово «бог» в своей основе указывает на Единобожие во Владычестве (Таухид ар-Рубубийя) в то время как слово «илях» связано с вопросом поклонения, то есть с Таухидом аль-Улюхийя. Чтобы подтвердить это, нам необходимо обратиться к этимологии слова божество, то есть к его исконному происхождению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.7 (0.014 с.)