Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные исследования в области психологии личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
·80-90-е г. ХХ в. могут быть выделены в отдельный период развития психологии личности. Признаками этого периода, согласно К.А. Абульхановой-Славской, являются: oобращение к исследованию реальной личности. Отметим, что в 20-30 гг. ХХ в. советская психология также была ориентирована на изучение реальной личности (в основном личности ребенка) - живущей и воспитывающейся в условиях советского общества. Позднее в отечественной психологии обратились к изучению идеальной личности - личности советского человека, так называемой гармонически развитой личности. На современном этапе развития психологии интерес к изучению реальной личности возник снова; oсближение психологии личности и этики, обращение к нравственно-ценностным аспектам поведения, мышления и мотивации; oособое внимание к проблемам психического здоровья (психотерапии и консультированию); oблагодаря разработке Б.Ф. Ломовым системного подхода, исследование конкретных проблем психологии личности (эмоций, способностей, мотивации) стали исследоваться не сами по себе, а в составе более общей системы личностного знания. На основе таких системных исследований очень активно развивается типологический подход. ·Типологические исследования можно разделить на два направления: o Построение типологии по тем или иным заранее выделенным основаниям (априорная); o Обобщение существующих в реальности типов (апостериорная). Примером первой типологии может быть модель, предложенная Э.А. Голубевой. Она изучает способности и наклонности человека и полагает, что их первоосновой могут быть три особенности: активность, саморегуляция и направленность. Этот пример демонстрирует вариант типологии, подстроенной на структурной и структурно-функциональной модели личности и ее свойств. Типология Э.А. Голубевой построена по типу "организм - личность". Примером второй типологии, построенной не на структурных, а на функциональных принципах, является модель К.А. Абульхановой-Славской. Эта типология охватывает соотношение "личность - жизненный путь", а не "организм - личность", или "личность-деятельность". В основание типологии были положены - активность, как аналог направленности и саморегуляция. Выделены две формы активности: ответственность и инициатива. Саморегуляция рассматривалась как механизм активности, а последняя - как способность личности. ·В работах В.Ф. Петренко были выделены такие факторы, как: oоценка (приятный - неприятный, светлый - темный, красивый - безобразный), oактивность (активный - пассивный, возбужденный - расслабленный, быстрый - медленный), oупорядоченность (упорядоченный - хаотичный, устойчивый - изменчивый), oсложность (сложный - простой, неограниченный - ограниченный), oсила (большой - маленький, сильный - слабый), oкомфортность (безопасный - опасный, мягкий - твердый, нежный - грубый). ·В.Ф. Петренко описаны процедуры построения семантического пространства: oI этап - выделение семантических связей анализируемых объектов и построение матрицы сходства анализируемых объектов или их близости; oII этап - математическая обработка матрицы факторным анализом; oIII этап - интерпретация выделенных факторов. С помощью метода реконструкции субъективных семантических пространств В.Ф. Петренко исследует мотивацию, поведенческие стереотипы, этнические стереотипы и др. ·Что касается американской выборки, - были получены данные о том, что интеллект включает три особенности: oспособность к практическому решению проблем (видит все аспекты проблем); oвербальные способности; oсоциальная компетентность ("принимает других такими, какие они есть", "ошибается"). Азума и Кашиваги исследовали представления об интеллектуальности среди японцев. Они просили своих респондентов дать не идеальное представление об умном человеке, а предлагали подумать о конкретной личности, которую они считают интеллектуальной. Факторная структура, обнаруженная у японцев, отличается от американской. ·В нее входят следующие факторы: oрецептивная социальная компетентность ("возможность встать на точку зрения другого", "сочувствующий", "скромный"); oпозитивная социальная компетентность ("хороший оратор", "социабельный", "рассказывает с юмором"; oэффективность ("работает умело", "не тратит времени"); oоригинальность ("оригинальный", "точный"); oтип образованности ("хорошо пишет", много читает"). ·В финском исследовании (Рати и Снелман), проведенном по аналогии с японским исследованием, выделено 5 факторов: oкооперативные социальные навыки ("считаться с другими"); oумение решать проблемы ("легко обучается", "легко понимает"); oнастойчивость социальных умений ("может отстаивать свое мнение"); oрассудительность ("точный", "планирует, прежде чем действует"); oсофистика ("хорошие общие знания", "много читает"). В исследовании, которое провела Н.Л. Смирнова на российской выборке были получены следующие результаты. Взрослые люди отдавали предпочтение в выборе умному мужчине, в среднем 38 лет. Школьники предпочитают выбирать из своей половой и возрастной группы. ·Факторный анализ показал, что выделено 5 факторов: oсоциально-этический фактор ("скромный", "порядочный", "добрый"); oкультура мышления ("эрудированный", "интеллектуальный"); oсамоорганизация ("практичный", "стремится к поставленной цели"); oсоциальная компетентность ("хорошо говорит", "активный", "общительный"); oопытность ("мудрый", "многое умеет"). Сравнение отечественных данных с американскими, финскими и японскими позволило сделать вывод о том, что представления россиян об интеллектуальном человеке очень близки к результатам, полученным в японском исследовании. В обеих культурах именно социальный фактор занимает ведущее место в факторной структуре интеллекта. Во всех других, кроме отечественного и японского, ведущим является когнитивный компонент. Словарь терминов 1Интериоризация 2Опосредствованность 3Высшие психические функции 4Предметная деятельность 5Психическая деятельность 6Личностный смысл 7Детерминизм 8Внутренние условия 9Жизненный путь 10Отношение 11 Установка Вопросы для самопроверки 1Какие гипотезы проверялись в экспериментах Л.С. Выготского? 2Как осуществляется культурное развитие ребенка? 3Что происходит с натуральными психическими функциями при развитии высших психических функций? 4Какова структура предметной и психической деятельности по А.Н. Леонтьеву? 5Что такое личностный принцип? 6Как возникает установка? 7 Что такое отношение по В.Н. Мясищеву?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.45 (0.009 с.) |