Замечания и предложения баж по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Замечания и предложения баж по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации»



 

Общественное объединение "Белорусская ассоциация журналистов" провело обсуждение поступившего из Министерства информации Республики Беларусь проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации». Указанный законопроект существенно отличается от ныне действующего закона и фактически представляет собой проект нового закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации».

К положительным сторонам указанного законопроекта можно отнести следующее:

1. Законопроект лучше структурирован. В нем более подробно прописаны отдельные аспекты деятельности СМИ и журналистов. В частности, появились новые главы: «Органы управления и самоуправления в сфере массовой информации», «Особенности распространения печатных и сетевых средств массовой информации», «Особенности деятельности телевизионных и радиовещательных СМИ».

2. В законопроекте отсутствует положение о необходимости согласования размещения регистрируемого средства массовой информации с местными исполнительными и распорядительными органами. В настоящий момент это создает препятствия для регистрации новых независимых изданий.

3. В проекте отсутствует положение о возможности приостановления деятельности СМИ органом государственного управления в этой сфере (Министерством информации).

4. В законопроекте предусмотрено создание Общественного совета по координации, общественному контролю и решению спорных вопросов в сфере массовой информации. Вместе с тем, необходимо изменить порядок организации данного Совета (ст. 30 законопроекта).

5. Более четко определены права и обязанности журналиста и других субъектов массовой информации, а также гарантии их деятельности (в основном для журналистов государственных СМИ).

6. В ряде положений законопроекта (ст.ст. 1, 13, 33 и др.) предпринимается попытка правового урегулирования распространения массовой информации в глобальных информационных сетях (Интернет). Однако это урегулирование направлено на усиление государственного контроля за распространением массовой информации.

В то же время проект закона содержит ряд положений, которые могут значительно ухудшить положение масс-медиа, и прежде всего независимых СМИ.

1. Статья 6 существенно ограничивает свободу средств массовой информации, поскольку дает возможность расширительного толкования случаев злоупотребления массовой информации, за которые предусматриваются соответствующие меры взыскания (вплоть до закрытия СМИ).

2. Статья 7 законопроекта «Гарантии от монополизации средств массовой информации» фактически создает гарантии монопольной деятельности для государственных электронных масс-медиа. Статья 16 законопроекта («Освобождение средств массовой информации от регистрации») фактически выводит предприятие-монополист Национальную государственную телерадиокомпанию Республики Беларусь из сферы действия указанного закона, так как ее радио-телепрограммы освобождаются от регистрации.

3. Статья 8 законопроекта («Финансирование средств массовой информации») создает ощутимые преимущества для деятельности редакций государственных СМИ. Для них предусматривается финансирование из республиканского и местных бюджетов. Одновременно вводятся жесткие ограничения финансирования негосударственных СМИ. По общему правилу, запрещается финансирование негосударственных масс-медиа из-за рубежа и анонимными источниками.

4. Ряд положений законопроекта противоречит международно-правовым обязательствам Республики Беларусь (в частности, ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах). Это свидетельствует о том, что содержащееся в ст. 10 («Правовая основа деятельности средств массовой информации») указание о приоритете правил международных договоров является не более чем декларацией.

5. Формализуются регистрационные требования к учреждению СМИ (ст. 13 законопроекта). Для регистрации СМИ дополнительно требуется предоставление копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, копии учредительных документов юридического лица.

6. Статья 16 проекта поднимает количественную планку печатных изданий, для которых не требуется регистрация: от 300 до 500 экземпляров. Однако для выпуска в свет любого печатного издания от 1 до 500 экземпляров необходимо предоставить контрольный экземпляр каждого номера издания местной исполнительной власти. Это означает усиление государственного контроля за деятельностью малотиражных СМИ и создает предпосылки для введения цензуры.

7. Пункт 3 статьи 20 законопроекта предусматривает возможность внесудебного аннулирования Министерством информации свидетельства о регистрации СМИ в случае ликвидации юридического лица, издающего газету.

8. Ст. 68 проекта («Прекращение выпуска средства массовой информации») сохраняет существующий порядок прекращения выпуска СМИ по инициативе органа государственного управления в сфере массовой информации или прокуроров всех уровней.

9. В законопроекте предусмотрена перерегистрация всех средств массовой информации, уставы которых были зарегистрированы до вступления в силу указанного закона.

Принятие закона «О средствах массовой информации» в данной редакции значительно ухудшит положение негосударственных средств массовой информации и приведет к дальнейшему усилению государственного контроля за их деятельностью.

 

Закон Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации»

от 13 января 1995 г. N 3515-XІІ

 

[Также в тексте Закона даются изменения в соответствии с Проектом Закона Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О печати и других средствах массовой информации" от января 2002 г. Положение Закона, которое было изменено или дополнено дается с пометой (*). Измененный или дополненный текст дается ниже в квадратных скобках ([ ]) Добавленные пункты даются в квадратных скобках с пометой (#) ]

 

Настоящий Закон обеспечивает реализацию конституционного права граждан Республики Беларусь на свободу слова, печати и информации, регулирует общественные отношения, возникающие при создании и функционировании печати и других средств массовой информации, распространении их продукции, а также определяет права и обязанности субъектов средств массовой информации.

 

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия о средствах массовой ин формации

Под массовой информацией в настоящем Законе имеются в виду печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие сообщения и материалы, публично распространяемые через средства массовой информации.

Под средством массовой информации имеются в виду периодическое печатное издание, телерадиоорганизация, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, другая форма (способ) периодического распространения массовой информации.

Под периодическим печатным изданием имеются в виду газета, журнал, брошюра, альманах, бюллетень, другое издание, имеющее постоянное название, порядковый номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Под регистрирующим органом понимается республиканский орган государственного управления, который в пределах своей компетенции реализует политику государства в области средств массовой информации, осуществляет контроль за соблюдением средствами массовой информации законодательства Республики Беларусь, регистрирует средства массовой информации.

Под государственными республиканскими телерадиоорганизациями имеются в виду государственные телерадиоорганизации, учредителями которых выступают республиканские органы государственной власти и управления.

Под государственными местными телерадиоорганизациями имеются в виду областные телерадиоорганизации (объединения), городские и районные радиоредакции, учредителями которых выступают органы государственной власти и управления.

Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом 300 и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и собранных в их банках и базах сведений, а также в отношении других средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, плакатов, листовок и других материалов.

Под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой имеется в виду совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющих постоянное название и выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения продукции средств массовой информации через системы теле-, видеотекста и другие телекоммуникационные сети, если законодательством Республики Беларусь не установлено иное.

Под продукцией средств массовой информации имеется в виду тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж либо часть тиража аудио- либо видеозаписи программы.

Под распространением продукции средств массовой информации имеются в виду продажа, подписка, доставка, раздача периодических печатных изданий, аудио- либо видеозаписей программ, трансляция и ретрансляция радио-, телепрограмм, демонстрация кинохроникальных программ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.008 с.)