Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Третий цикл — «Это Я и мои чувства» Занятие 8Содержание книги
Поиск на нашем сайте
«Звериные чувства» Для проведения игры необходим набор картинок с изображением известных животных. Психолог раскладывает по очереди перед ребенком картинки и просит назвать основные качества животного: например, зайчик — страх, боязливость; лев — смелость; лиса — хитрость; филин — ум и т. д. Затем психолог предлагает рассмотреть ту или иную ситуацию и просит ребенка описать свои чувства и состояния с помощью картинок. Если ребенок затрудняется это сделать, психолог может ему помочь. Например, психолог говорит: «Представь себе, что ты разбил вазу. Ты себя почувствовал как кто? Выбери картинку с таким „звериным чувством", которое похоже на твое». Ребенок может сказать, что он почувствовал себя как зайчик — он испугался. Психолог продолжает: «И тут пришла мама. Что бы ты сделал?.. Ты был бы как кто?». Ребенок может сказать, что он был бы умный, как филин: он быстро убрал бы все осколки и мама ничего бы не узнала. В таком случае с ребенком нужно поговорить о том, на какой больше похож его поступок, на умный или на хитрый? Далее можно обговорить варианты поведения, предлагая ребенку рассказать, как бы повели себя в этой ситуации другие животные. При проведении этой игры желательно избегать оценок поведения ребенка, так как основная цель здесь — не нравственное воспитание, а научение ребенка более точно понимать свои чувства для моделирования социально приемлемого поведения. «Стрелялки» Ребенку предлагается рассказать о том, что он сейчас чувствует, какое у него настроение. Затем психолог предлагает ребенку сесть поудобнее, закрыть глаза и представить, что у него в голове есть узенький коридорчик, который заканчивается дверкой. Эта дверка закрыта, но если ребенок захочет, то он всегда может ее открыть и с силой «выстрелить» в небо (в потолок) все свои ненужные чувства, например гнев, обиду, злость, страх и т. д., а потом опять закрыть дверку. Если во время занятия у ребенка хорошее настроение, то можно предложить ему поучиться «стрелять» хорошими чувствами. Занятие 9 «Подарок» Выполняется так же, как на занятии 7 второго цикла. Если третий цикл проводится в индивидуальной форме, то игру можно проводить в паре ребенок—психолог. «Вылеплялки» Игра проводится перед большим зеркалом, установленным на подставке или прикрепленным к стене. С помощью этой игры ребенок учится распознавать чувства по лицам людей и передавать свои чувства с помощью мимики. В первой части игры психолог предлагает ребенку изобразить, какое у него лицо, когда он сердится, боится, радуется и т. д. Если ребенок затрудняется это сделать, то психолог показывает образец, который ребенок должен скопировать. После закрепления за каждой мимической маской названия чувства можно переходить ко второй части игры. Ребенок садится перед зеркалом, психолог руками «лепит» на лице ребенка мимическую маску. Ребенок должен угадать, какое чувство изображает психолог на его лице. Затем можно поменяться ролями, когда лепить будет ребенок, а угадывать — психолог. В конце занятия психолог говорит ребенку о том, что, когда ему плохо, он может сам руками растянуть улыбку и посмотреть на себя в зеркало. Тогда настроение обязательно улучшится. Занятие 10 «Волшебный мешок» Перед проведением игры ребенка просят рассказать, какое у него настроение, что он чувствует. Затем психолог показывает ребенку мешочек и говорит, что он волшебный и что в него можно сложить все свои ненужные чувства, например гнев, обиду, злость, страх и т. д. Ребенку предлагается сделать это, имитируя движения складывания. Затем психолог завязывает мешочек и предлагает ребенку выбросить его в мусорный ящик. То же может проделать и психолог со своими чувствами. «Вылеплялки» Выполняется так же, как и на занятии 9. При составлении программ коррекции тревожного поведения у детей мы старались использовать наиболее известные и эффективные игры отечественных и зарубежных авторов. В то же время в содержательном плане, на наш взгляд, процесс директивной игровой терапии может включать в себя любые игры, направленные на коррекцию тревожности у детей. В целом содержание работы психолога в директивной игровой терапии может строиться в зависимости от целей психотерапии, индивидуальных особенностей ребенка и возможностей психолога.
СМЕШАННАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ Смешанная игровая терапия — это метод психотерапии, основанный на интеграции директивной и недирективной игротерапии. Одной из наиболее существенных причин все более широкого распространения этой игровой терапии является неудовлетворенность психологов-практиков односторонностью и ограниченностью какого-либо одного метода. Синтез наиболее удачных приемов игротерапии разных форм позволяет в достаточно короткий промежуток времени использовать различные варианты игровых действий с учетом индивидуальных возможностей ребенка. Использование смешанной игровой терапии для коррекции личностной сферы у дошкольников становится возможным при четком отслеживании личностных новообразований и так называемых подвижек в поведении ребенка. Умение психолога своевременно отреагировать на эти изменения позволяет гибко использовать игровые ситуации различных методов игротерапии, что повышает эффективность психотерапевтического процесса и значительно упрощает его использование. Для коррекции высокого уровня тревожности методом смешанной игровой терапии нами была использована программа, включающая в себя занятия двух циклов (каждый по 8-10 занятий). В первый цикл вошли занятия, в которых присутствовал синтез директивной и недирективной игротерапии при превалировании директивной терапии. Каждое занятие этого цикла включает в себя три этапа. 1. СВОБОДНАЯ ИГРА РЕБЕНКА БЕЗ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ПСИХОЛОГА Данный этап предполагает организацию взрослым свободной игры ребенка. Для большей эффективности процесса психокоррекции целесообразно использовать специально оборудованную комнату. Это может быть игровая комната, описанная выше. Естественно, что здесь не требуется столь тщательный подбор игрушек и игрового материала. Необходимо также отметить, что если с ребенком наряду со смешанной игротерапией проводится и недирективная, то занятия второго этапа нужно перенести в другое помещение или на улицу. Поведение психолога в рамках первого этапа также может варьировать от реакции недирективного игрового терапевта до полного невмешательства. Такой большой диапазон в поведении психолога объясняется несколько отличающимися задачами данного этапа. Здесь нет цели установить между психологом и клиентом отношений, основанных на принятии ответственности ребенка на себя. Основные задачи, которые решаются на этом этапе, — это снижение у ребенка уровня тревожности, вызванной новой ситуацией взаимодействия, снятие напряжения и установление положительных взаимоотношений ребенка с психологом. На первых занятиях этот этап выполняет задачи адаптации ребенка к всему процессу игротерапии, а на последующих — адаптации к каждому конкретному занятию. Нужно отметить, что, хотя этап и носит название свободной игры без вмешательства психолога, тот может в него включаться, постепенно переходя ко второму этапу и занимая все более активную позицию, если ребенок сам включает взрослого в игровой процесс. Для того чтобы избежать ситуаций, когда ребенок не желает играть в предлагаемые психологом игры и отвлекаться от свободной игры, можно заранее (в начале занятия) сказать ребенку, что он может немного поиграть сам, а затем они будут играть вместе. Нередки случаи, когда ребенок, наоборот, отказывается играть самостоятельно даже после сообщения о том, что они будут играть с психологом позже. В таких ситуациях не нужно принуждать ребенка и можно перенести процесс самостоятельного отыгрывания на третий этап. Однако это не значит, что на всех занятиях будет единая структура их проведения. Ребенок может придерживаться одной и той же этапности, а может и отказаться от нее. Задача психолога здесь состоит в чутком реагировании на изменения настроения ребенка и соблюдении достаточно высокого уровня эмпатийности. Но это вовсе не означает, что по желанию ребенка можно изменить структуру этапа. Все вышесказанное относится только к вариативности моментов использования различных этапов, а не к изменению их содержания. Например, если в ходе свободной игры ребенок согласился на взаимодействие с психологом, то он не может через какое-то время отказаться и перейти опять к свободным играм. В таком случае психологу нужно быть твердым и довести проведение второго этапа до конца. Если же ребенок начинает упрямиться или капризничать, то ему необходимо объяснить, что после того, как они поиграют вместе, он снова сможет поиграть один. При резко негативных эмоциональных проявлениях у ребенка (плач, злость, агрессивность) нужно прекратить занятие, а на всех последующих занятиях с таким ребенком строго придерживаться одной и той же последовательности этапов.
2. КОНКРЕТНЫЕ ИГРЫ ИЛИ СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ПСИХОЛОГОМ В ходе второго этапа могут использоваться две тактики проведения процесса игровой терапии. Первая тактика состоит в применении конкретных игр программы коррекции высокого уровня тревожности у ребенка. В данном случае, например, может быть использована одна из программ, используемых при директивной игровой терапии. Причем психологу необходимо помнить, что длительность коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста не должна превышать 40 минут. Следовательно, на проведение второго этапа можно затратить не более 20 минут. Вторая тактика, которую может использовать психолог на данном этапе, — это структурирование предлагаемых игровых ситуаций. В данном случае у психолога не будет четкой программы игр, которую он может предложить ребенку, и он должен владеть полной информацией о ребенке, которая включает в себя следующие сведения: 1. Преобладающие психические состояния ребенка дома. 2. Преобладающие психические состояния ребенка в дошкольном учреждении. 3. Возможные причины подобных состояний. 4. Внутрисемейная ситуация. 5. Точный состав семьи, его изменения на протяжении жизни ребенка. 6. Наличие травмирующих ситуаций в жизни ребенка. Наличие подобных сведений у психолога позволяет ему четко ориентироваться в реальности или ирреальности игр ребенка, а также дает возможность запланировать возможные предложения по обыгрыванию тех или иных сложных случаев, основанных на реальных травмирующих событиях. Подобная тактика позволяет ребенку в игре «рассказать» о своих проблемах и тем самым освободиться от некоторых из них. Особенно подобное отыгрывание важно для высокотревожных детей. Оно дает возможность снять напряжение и смоделировать тактику поведения, что и приводит к снижению беспокойства и тревожности. Взаимодействие психолога с ребенком на втором этапе происходит при его активной позиции. 3. СВОБОДНАЯ ИГРА РЕБЕНКА (ПРИ ЖЕЛАНИИ) Третий этап смешанной игровой терапии включает в себя свободную игру ребенка. Однако, в отличие от первого этапа, здесь ребенку предоставляется возможность при желании закрепить полученные модели поведения для последующего переноса их за рамки игровой терапии. Еще одна цель, которую преследует данный этап, — это постепенное переключение ребенка с состояний, вызванных процессом игротерапии, на взаимодействия в реальной жизни. При включении в структуру первого цикла занятий этого этапа исключается вероятность последующего дезадаптационного поведения ребенка, вызванного сеансами игротерапии, в группе детского сада или дома. Хотя проведение данного этапа желательно, необходимо отметить, что не все дети соглашаются на свободную игру. Причины подобного отказа часто связаны с легкой утомляемостью, эмоциональной перенасыщенностью или другими возникшими у детей потребностями. В таком случае психологу не следует принуждать ребенка к игре. Нужно отвести ребенка обратно в группу и попросить воспитателя некоторое время понаблюдать за его эмоциональным и физическим состоянием. Во второй цикл входят занятия, в которых также присутствует синтез директивной и недирективной игротерапии разных типов, но в этом цикле превалирует недирективная. В занятиях этого цикла основная роль принадлежит ребенку, хотя активное участие в них принимает психолог. Это участие не ограничивается наблюдением и включением в игру ребенка только при его желании, психолог как бы «подключается» к игре ребенка, предлагая либо новый сюжет, либо развертывание (разыгрывание) уже завязавшегося сюжета. Структура занятий второго цикла не имеет такой выраженной этапное™, как в первом цикле. Здесь занятия строятся по принципу второй тактики поведения психолога, описанной выше, то есть взрослый либо структурирует предлагаемые ребенком игры, либо сам предлагает проблемные ситуации для отыгрывания. Однако активная роль психолога на данном этапе определяется не имеющимся у него набором игр (в данном случае такой набор отсутствует), а его непосредственной реакцией на свободную игру ребенка и целесообразным вмешательством в нее. Профессиональное использование синтеза директивной и недирективной игротерапии не только позволяет снизить уровень тревожности у детей через овладение некоторыми приемами саморегуляции, но и дает возможность формирования ребенком самоконтроля и установления им четких границ поведения. Это, в свою очередь, позволяет ребенку прогнозировать и реакцию окружающих, что снижает уровень общей тревожности. Данная программа может использоваться психологом как отправная точка психокоррекционного процесса, но в то же время вариативность использования различных методов игровой терапии определяется необходимостью и своевременностью их применения в каждой отдельно взятой конкретной ситуации.
Глава 3.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.119 (0.007 с.) |