Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика характера взаимодействия в группе. Стиль ситуативной коммуникацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Стиль ситуативной коммуникации (ССК) отражает общий характер взаимодействия «вокруг песочницы». В зависимости от того, каким образом вели себя участники группы по отношению друг к другу, мы определяем ССК как сотрудничество, ассимиляция, «параллельная игра», конфронтация, «борьба за территорию». Если ни один из выделенных стилей не отражает наблюдаемое взаимодействие, можно выделить новый ССК. Сотрудничество. Если в песочнице все участники группы слушали друг друга; тот, кто предлагал свою идею, был выслушан; члены группы уважали друг друга, но при этом каждый участник игры имел свою территорию, связанную коммуникациями с другими, — мы можем говорить о сотрудничестве. Ассимиляция. Если мы видим песочную картину с единым центром; предложения участников группы как будто объединились в одну общую идею; «территории» членов группы не выделены, размыты; все подчинены одной идее и царит полное взаимопонимание, — это стиль ассимиляции. «Параллельная игра». В этом случае в песочнице можно увидеть несколько «параллельных миров» — автономных стран, которые друг другу не мешают. Иногда между ними есть средства коммуникации (дороги, мосты, проходы), а иногда они от- сутствуют вообще. Бывает, что два члена группы находятся между собой в конфронтации, а другой (или двое других) спокойно строят свои «сказочные страны». Если вы наблюдаете именно это — можно отметить два стиля ситуативной коммуникации: конфронтация и «параллельная игра». Иногда тот, кто ведет «параллельную игру», потихоньку может захватывать территории спорящих. Этот СКК проявляется, если страну строят незнакомые люди, не желающие вступать в контакт, открываться. Иногда один из детей или подростков строит свою «параллельную страну», тогда как другие участники строительства демонстрируют стиль сотрудничества. Ведущий может предложить проложить дороги к автономной стране. По тому, как отреагируют на это предложение участники группы и сам автор изолированной страны, можно судить о характере взаимоотношений между ними. Конфронтация. Если в группу «попали» два или более лидера, наблюдалось открытое или скрытое противостояние, напряжение; даже разразился конфликт (группа спонтанно разделилась на подгруппы), — это стиль конфронтации. «Борьба за территорию». В этом случае участники группы прежде всего стремятся захватить территории друг друга. Они уже не выясняют друг у друга «кто главнее», как в случае конфронтации. Идет борьба за власть и территорию, сопровождающаяся агрессивными вспышками и конфликтами. Общие рекомендации. Важно, чтобы наблюдение за ССК в одной группе заняло не менее 3-5 сеансов. Если все это время ССК сохранялся — можно говорить об его устойчивости. Наиболее деструктивный ССК — «борьба за территорию». Чаще всего он проявляется у детей и подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации. В этом случае наиболее сложно «умерить страсти». Чаще всего члены группы плохо совмес- тимы друг с другом или не умеют взаимодействовать конструктивно. Если в группе есть явный «зачинщик» конфликта, имеет смысл поработать с ним индивидуально. Чтобы «перейти» от «борьбы» к сотрудничеству, ведущему потребуется много терпения и мастерства. Ведущий может стать одним из членов группы, «задать тон» позитивной коммуникации и посмотреть, насколько чутко участники группы реагируют на его советы и рекомендации. Если они продолжают «бороться», группу лучше расформировать и рекомендовать всем ее участникам индивидуальные занятия. Параллельно индивидуальным занятиям этих детей можно включать в другие группы, исследуя ССК. Если и в других группах ребенок демонстрирует деструктивное поведение, значит, с ним нужно заниматься пока только индивидуально. Сначала он может создавать песочные картины один. Потом можно строить совместные картины, «проживая» модели позитивной коммуникации. Только после этого его можно присоединять к детским группам. Если наблюдается устойчивая конфронтация, не нужно торопиться приписывать участникам группы недостаточную степень развития коммуникативных навыков или расформировывать группу. Противостояние часто является следствием наличия в группе нескольких лидеров, которые бессознательно «делят сферы влияния». Иногда, после определенных трений, лидеры «заключают перемирие» и начинают довольно успешно сотрудничать друг с другом. Если этого не произошло спонтанно за 6-8 сеансов, им необходимо помочь. Можно дать им общее задание: поставить на картину фигурку существа, нуждающегося в помощи, или фигурку злодея, от которого нужно спасать сказочный мир, и пр. Основное условие: не ругаться, помогать друг другу. Необходимо действовать всем вместе, иначе успеха не достичь. Когда ситуация разрешится, важно сказать ребятам, что именно их со- трудничество стало залогом успеха. Таким образом, конфронтация предполагает «обучение» участников группы навыкам сотрудничества на примере «проживания», «разрешения» конкретных сказочных ситуаций. Сотрудничество и ассимиляция отражают либо хорошо сформированные навыки позитивной коммуникации, либо высокую степень совместимости, сплоченности группы. Обычно, эти ССК можно наблюдать в зрелых и взрослых группах. В работе с детьми обычно к такому положению приходят через серию занятий. В случае «параллельной игры» важно стимулировать среди участников группы желание узнать мир соседа, строить коммуникации между территориями. Но делать это нужно осторожно. Часто дети сами, постепенно узнавая друг друга, превращают «параллельную игру» в общую. В любом случае, насильно, против желания ребенка, внедряться на его кусочек сказочной страны не стоит. Имеет смысл подольше понаблюдать за естественной динамикой развития взаимодействия в песочнице. Длительная изоляция миров друг от друга (более 8 сеансов) может говорить о существенных проблемах. Если только один или два участника группы обособляют свои миры, это может отражать стремление к дополнительной безопасности, уязвимость, ранимость. Однако, при достаточной степени доверия в группе, они идут на взаимодействие. Также как и в случае конфронтации, участникам этой группы можно предложить совместное задание. Распределение ролей в группе Наблюдая за игрой в песочнице, можно определить распределение ролей в группе. Обычно сразу проявляются лидеры. Они начинают предлагать, диктовать, нормировать и прочее. Таким образом проясняется не только лидер, но и его направлен- ность: созидательная или разрушительная, а также стиль руководства: демократический или авторитарный. Наблюдая за спонтанным распределением ролей, специалист выявляет также и связи между членами группы. Таким образом, набирается материал для социометрии. Стиль поведения участников группы Вести наблюдение за динамикой изменения стиля поведения участников группы можно с помощью протокола. Протокол конструируется по принципу семантического дифференциала и состоит из шкал, включающих в себя полярные качества. Ведущий выставляет оценку каждому участнику группы на интервале от 0 до 10 баллов. Балл «5» показывает отсутствие явной выраженности качества. Баллы 0, 1 и 9, 10 задают систему отсчета, символизируют гипервыраженность качества, и поэтому обычно не выставляются. В качестве примера конструкции Протокола приводим детский вариант с рекомендациями по обработке. Шкалы Протокола Агрессивность — миролюбие. Шкала характеризует уровень внутренней и внешней агрессии ребенка. Если ребенок проявляет по отношению к другим разрушительные или запугивающие действия: разрушает что-то сделанное детьми, толкает их, перебивает, кусается, обзывается, бросается песком, унижает — Вы можете поставить «X» (крест или точку) рядом с одной из цифр «2, 3, 4». Баллы «5 и 6» показывают ситуативную агрессивность: ребенок проявляет агрессивные действия только в ответ на обиду, агрессию и пр. Баллы «7 и 8» символизируют натуру миролюбивую, готовность уладить конфликт. Ребенок не всегда агрессивно реагирует на агрессивные действия окружающих. Крайнее проявление миролюбия: «бьют по щеке — подставь другую», страх конфликта, беззащитность. Конформизм — лидерство. Шкала отражает тенденцию быть ведомым или лидером. Баллы «2, 3, 4» символизируют степень зависимости от мнения окружающих, тенденцию к подчинению, неспособность отстоять собственное мнение, потребность в опеке, легкость отказа от своего желания или идеи и пр. Баллы «5 и 6» соответствуют ситуативному проявлению лидерских качеств: в зависимости от ситуации, задания, состояния, настроения, самочувствия. За этим иногда скрывается неформальный лидер. Баллы «7 и 8» отражают явную выраженность лидерских качеств: стремление быть первым, «пробивать» свои идеи, подчинять себе, желание, чтобы все слушали только его и пр. Балл «9» или даже «10» можно поставить только в том случае, если Вы столкнулись с деспотом, упрямо, иногда истерично, навязывающим свою волю другим. Отстраненность — вовлеченность. Шкала «Отстраненность — вовлеченность» показывает уровень мотивации по отношению к занятиям, интерес к работе группы, пассивность или активность участия в групповом процессе. Если ребенку неинтересно, он не участвует в групповой работе, просится домой, ноет, капризничает, не проявляет эмоциональной реакции, вял и безынициативен, то Вы можете поставить в этой шкале знак «X» рядом с одной из цифр «2; 3;» (в зависимости от выраженности качества). Такая реакция ребенка, если она не вызвана его болезнью, может говорить о том, что для него данный подход или мало эффективен, или задания сложны, или это его личностная особенность. Если ребенок больше склонен наблюдать за процессом, чем участвовать, но, вместе с тем, Вы чувствуете его определенный инте- рес, можно поставить баллы «4», «5». Балл «6» отразит достаточную вовлеченность в процесс и «осторожное» проявление активности. Если Вы видите, что ребенок активно участвует в работе группы, быстро подхватывает идеи, стремится многое делать сам, то можно поставить знак «X» около цифр «7» или «8». Активность или пассивность во многом зависят от состояния ребенка в данный момент. Даже самые активные и подвижные дети, когда заболевают или оказываются в непривычной обстановке, могут проявлять вялость или пассивность. А внешне замкнутые дети проявляют активность тогда, когда им интересно. Поэтому важно накапливать серию наблюдений в разные дни при разных обстоятельствах. Шкала «Отстраненность — вовлеченность» является одним из серьезных показателей эффективности Вашей работы. Если в начале курса сказкотерапии у ребенка были низкие показатели по этой шкале, а по мере Вашей работы они повышались — это означает, что Вы смогли увлечь ребенка, и занятия пошли ему на пользу. Стереотипность — креативность. Шкала отражает динамику развития у ребенка творческих процессов. В начале занятий некоторые дети могут иметь низкие оценки по этой шкале. В ходе занятий по мере развития творческого мышления и воображения результаты по этой шкале будут повышаться. Проявлением стереотипных действий могут считаться хорошо известные ребенку модели поведения, суждения, идеи. Проявлением творческих действий (креативности) могут считаться нестандартные оригинальные предложения, аргументы, повороты сказочного сюжета, приводящие к успешному результату. Индивидуализм — сотрудничество. Шкала исследует коммуникативные навыки ребенка. Если он стремится быть обособленным, неохотно участвует в совместной деятельности, предпочитает индивидуальные задания, проявляет враждебность при вов- лечении его в общее дело или при «покушении на его территорию», можно присвоить баллы «2», «3». Если он «тянется» к другим, но все же неохотно сотрудничает — баллы «4» или «5». Балл «6» покажет тенденцию к сотрудничеству, совместной деятельности. Баллы «7» и «8» — символизируют тенденцию к преимущественно групповому способу взаимодействия. Отметки на шкалах можно соединить ломаной линией. Эта линия — личностный профиль участника группы на данный момент времени. Полезно каждому участнику группы произвольно присвоить цвет, тогда Протокол будет представлять собой несколько разноцветных ломаных линий. Рекомендации по обработке Протокола 1. Обработка полученных результатов наблюдений требует большой осторожности и такта. Важно помнить о ситуативных причинах, влияющих на поведение ребенка; например: незнакомая обстановка, недомогание, плохое настроение, перенесенное из предыдущей ситуации дома или в группе детского сада, настроение ведущего, его состояние, которое не всегда может отследить сам ведущий. 2. Важно отделить личностные качества (те, которые проявляются достаточно часто в различных ситуациях) от ситуативных проявлений поведения. Это можно сделать, сравнив несколько личностных профилей «Протокола». Если Вы видите, что отметки по какой-либо одной шкале из занятия в занятие сохраняются, то можно предположить, что данное качество у ребенка устойчиво. Это личностное качество; оно будет проявляться не только на Ваших занятиях, но и в других ситуациях, куда включен ребенок (дома, в группе д/с, в гостях и т.д.). 3. Если Вы все же поставили оценки «0; 1» и «9; 10», уделите этим качествам особое внимание. Та- кая отметка означает явную выраженность качества. Если такие оценки по одной и той же шкале повторяются из занятия в занятие, то на этих детей нужно обратить особое внимание. Например, подобрать такие сказочные ситуации и задания, в которых ребенок сможет проявить себя иначе. Можно поместить такого ребенка в группу детей с противоположными или средними отметками по этой шкале. Важно обращать внимание ребенка или подсказывать ему альтернативные способы поведения (можно подобрать сказки, где действуют герои с альтернативными формами поведения и успешно разрешают сложные ситуации, проявляя недостающие ребенку качества). Если эти дети явно дестабилизируют работу группы — порекомендуйте им (и их родителям) индивидуальные занятия. 4. Сравнение личностных профилей покажет динамику внутренних изменений ребенка. Вы можете проследить, как из занятия в занятие меняются оценки по качествам. Есть дети, имеющие поступательную динамику внутренних изменений. У них личностный профиль изменяется плавно из занятия в занятие. Есть дети, у которых на протяжении нескольких занятий будет наблюдаться одинаковый личностный профиль. И только на энном занятии произойдут изменения (может быть, даже скачок). 5. Повышение показателей по всем шкалам (пожалуй, кроме резкого возрастания показателей по шкале «конформизм— лидерство») является критерием успешности Вашей работы. Психокоррекция в песочнице Индивидуальная форма Процесс психокоррекции или терапии всегда начинается с установления контакта. Если предложить взрослому человеку поиграть в песочнице, он, по меньшей мере, может удивиться. Поэтому ему важно подробно объяснить историю и назначение метода песочной терапии. Отметить, что процесс решения проблемы требует снятия напряжения. Это достигается при игре в песок. С другой стороны, благодаря игре, мы сможем посмотреть на проблему со стороны и найти способы и ресурсы ее разрешения. Обычно такая информация мотивирует. Что касается детей и подростков, то среди них есть покладистые и идущие на сотрудничество. Однако, «как повезет». Бывает, что ребенок не идет на контакт, не собирается выбирать фигурки, явно демонстрирует пренебрежение. Эти проявления защитных реакций не должны пугать. Если ребенок не идет на контакт, ведущий сам начинает играть в песок, строить свою страну. При этом он комментирует происходящее, как бы разговаривая «сам с собой». Обычно заинтригованные дети присоединяются к игре. Подростки могут выдержать более солидную «паузу»: 1—3 занятия смотреть на происходящее с усмешкой, крутить пальцем у виска, но потом все же присоединяются к игре. Дети и подростки с негативным социальным опытом не знают, с чего начать строительство страны в песочнице, демонстрируют страх пространства. Здесь велика роль ведущего. Он предлагает поэкспериментировать: создать горы, водоемы, озеленить страну. Таким образом, при поддержке взрослого, ребенок быстрее освоится в песочнице. Будем помнить, что сказочная инструкция — не единственный вариант «введения» в песочную среду. В зависимости от наших целей и возраста (маленький ребенок, как правило, не нуждается в инструкциях, когда видит песок) инструкции будут звучать по-разному: «Создай то, что хочешь», «Создай наиболее яркий эпизод твоего сна», «Создай свою семью и расскажи о ней» и др. Можно дать дополнение к инструкции: «Если окажется, что какие-то фигурки лишние, их можно вернуть обратно, а если чего-то не хватит, можно подойти и взять то, чего недостает». Маленькому ребенку имеет смысл показать возможности песочницы: раскопать дно, показать синий цвет — воду, выстроить гору и пр. Однако, перед началом его самостоятельного процесса необходимо все разровнять. Как только клиент начал строить песочную картину, нам важно занять такое место, где нас не видно, но нам видно все. Когда процесс создания сказочной страны завершен, можно перейти к обсуждению, узнавая у автора: — что это за мир, сказочная страна, — какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (можно подробно расспросить о каждой фигурке), — в каких взаимоотношениях они находятся между собой, — всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить. — какие события будут происходить в этой стране, что будут герои делать дальше? Последние два вопроса стимулируют автора вносить изменения в картину. Фантазировать, проецируя свои желания на будущее песочной страны. И здесь важно не просто воображать, а реально делать, менять - ибо фигурки легко переставляются, вносятся новые, убирается то, что больше не нужно. Некоторые авторы ничего не желают менять в своей картине. Они говорят, что их все устраивает, им хочется оставить все «как есть». Это может быть связано с переносом на песочный лист «картины» состояния внутренней стабильности. В этом слу- чае автор желает «остановить мгновенье», полностью прожить свое состояние. То есть данная картина не содержит неразрешенного внутреннего конфликта. Для него сейчас эта песочная «диспозиция» выражает состояние динамического равновесия. Если автор говорит, что есть существо (или существа), испытывающее дискомфорт в песочной стране, необходимо спросить: «А что можно сделать для того, чтобы ему стало лучше?» Здесь важно, чтобы автор не просто фантазировал, а реально разыгрывал свои фантазии на песке. После каждого изменения в картине можно спросить: «А что было дальше? А что будет, когда герой придет туда, куда он направляется?» и т.п. Игра продолжается до тех пор, пока уязвленный вначале герой не попадет в более благополучную ситуацию, или автор не скажет: «Теперь всем хорошо». Это сигнал того, что имевшееся на начало игры внутреннее напряжение «проработано» на бессознательно-символическом уровне. Если автор говорит: «Этому герою очень плохо здесь, но ничего сделать нельзя», можно предложить ему помощь: «Мы же в сказочной стране. Здесь невозможного не бывает. Давай подойдем к волшебному шкафу, где живут фигурки, и посмотрим — может быть, среди них есть те, кто нам поможет. Бывает, что помощники прячутся — их сразу не заметишь. Но сейчас мы будем с тобой очень внимательны». Ежели и после этого автор удручен, не может найти себе помощника, — это означает, что проблема глубока, и потенциальное бессознательное ее решение еще «не созрело». В данном случае можно построить работу по «защите» страдающего существа. «Ну что ж, и в сказке, и в жизни бывают ситуации, когда кажется, что помочь никто не может. Давай подумаем, как наш герой может себя защитить». Таким образом, мы усиливаем психологическую устойчивость, «включаем» бессознательные защитные механизмы. Быть может, на 3-5 игру автор уже сможет найти помощников уязвленному герою. Один 5-летний мальчик, страдающий эпилепсией, все время строил в большей части песочного листа сказочную страну, окруженную горами, забором, рвом с водой. В этой стране жили существа, занимавшиеся созидательной деятельностью. В меньшей части песочного листа жил злой дракон. Обычно он спал. И в это время люди могли делать свои дела. Но когда он просыпался (а это было всегда непредсказуемо), он налетал на мирную страну и все разрушал. Не спасали ни горы, ни ограда. Когда дракон улетал, оставшиеся в живых люди восстанавливали свою страну. На вопрос: «Могут ли жители этой страны как-то защитить себя? Может, им нужно обратиться к Волшебнику?» мальчик отрицательно качал головой. В течение 5 сеансов дракон методично все разрушал. Складывалось ощущение, что ребенку нравится рушить то, что он сам и создавал. Наконец, мальчик сказал, что если люди хотят справиться с драконом, им нужно найти Волшебный Камень (в картине появился камень — он был закопан). Конечно, на этом сеансе люди камень не нашли, и дракон опять все разрушил. В следующий раз мальчик заявил, что к камню может подойти только один герой, и когда он коснется камня, он узнает заклинание, способное остановить дракона. «Не победить, а остановить», — подчеркнул ребенок. И вот герой нашел камень, дотронулся до него и услышал заклинание. Когда на страну вновь налетел дракон, мальчик, держа фигурку дракона в одной руке, а героя в другой, стал шептать заклинание (это был сложно воспроизводимый набор звуков). Было видно, как он переживает, как непросто остановить дракона. Оказалось, что «просто прошептать» заклинание недостаточно. Его нужно произносить твердо. Дракон улетел, не успев серьезно повредить страну. После этого мальчик выглядел очень уставшим. На следующий день пришла мама мальчика и сказала, что с ребенком происходит «что-то странное». Дома он стал «кукситься», что обычно предвещало начало припадка, при этом шепча какие-то непонятные слова. Маму, конечно, это очень напугало. Но оказалось, что вслед за этим припадка не последовало. Ребенок свернулся калачиком и заснул! Он пришел к тому, чтобы произвольно гасить приступ эпилепсии. Этот эпизод показывает динамику бессознательной работы над заболеванием. Конечно, дорогие читатели, вам сразу стало ясно, что образ дракона — это болезнь, приступ. Долгое время он безнаказанно разрушал позитивную сферу жизни. Важно, что ребенок сам пришел к заклинанию и его форме. Это лишний раз подтверждает тот факт, что мы очень мало знаем о бессознательном и его возможностях, и конечно же иллюстрирует эффективность игры в песочнице. Другой пятилетний мальчик имел серьезные проблемы общения со сверстниками и взрослыми, а также общее недоразвитие речи. Входя в комнату, где были дети, он прятался в шкаф или под стол, стараясь скрыться от контактов. На песке он построил «Страну Зла»: в центре картины лежала большая ящерица, ее окружали пауки, змеи, скорпионы и другие существа, имеющие щупальца. Ящерица была хозяйкой страны, и не было силы и желания ее победить. На вопрос: «Хотел бы ты жить в этой стране?» мальчик ответил: «Ха! Да я в ней живу!» Когда ему было предложено сотрудничество с Добрым Волшебником, он указал на героя, который был не таким злым, как все, с которым можно было договориться. Этим существом оказалась Крыса. Потихоньку, с помощью Крысы и помогающего ей Доброго Волшебника (его фигурка находилась за пределами песочного листа и принадлежала взрослому), мальчик «договаривался» с другими ге- роями. Кого-то из них убивал (закапывая в песок или совсем убирая из ящика), а кого-то «перетягивал» на «свою сторону». Так продолжалось из занятия в занятие. Причем, когда следующая игра начиналась, он восстанавливал картину (правда, с меньшим количеством злых героев) и говорил: «Будем бороться со злом!» На шестую игру он сказал: «Все, строить нечего, рассказывать не о чем, Страны Зла больше нет. Это — Добрая Страна!» Ящерица так и не ушла из песочного листа, но мальчик с ней «договорился». Через некоторое время родители ребенка отметили, что он очень изменился. Если раньше из него было не вытянуть ни слова, то теперь, приходя домой, он делился своими впечатлениями, рассказывал о друзьях — они появились у него впервые в жизни. Самое главное, что мама сказала: «Такое впечатление, что мы теперь друг друга понимаем». Дорогие друзья, совсем не обязательно заниматься интерпретацией песочных картин. Достаточно уже того, что Вы выступаете организатором среды, где автор чувствует себя привычно и защищенно, где у него есть собственное пространство, где он — Творец. Этим Вы позволяете клиенту самостоятельно поработать над своей проблемой, поговорить «с самим собой». Если Вы работаете с неговорящими детьми и взрослыми, язык песочной картины поможет Вам глубже понять внутренние процессы этих людей. По окончании игры автор протягивает руки над песочницей, собирает в воображаемый клубочек опыт песочной игры и прикладывает к сердцу. Затем САМ разбирает песочную картину. Таким образом на бессознательно-символическом уровне закрепляется приобретенный опыт. Групповая форма Представим себе, что на занятие к психологу в первый раз пришла группа подростков — 12 чело- век. Согласно правилам, первый сеанс посвящается диагностике. Но психологу известно, что среди группы есть человек, нуждающийся в особой помощи. Как организовать занятие, чтобы проработать и навыки позитивной коммуникации, и внутренний конфликт одного из участников? Приведем пример. Группа, о которой пойдет речь, состояла из девушек и одного юноши. Психолог, познакомившись с участниками занятия, предложил следующее: «Вы, дорогие друзья, Волшебницы и Волшебник. Вы многое знаете и умеете. И вот однажды вам захотелось найти такое место на Земле, где бы еще никто не жил. Вы отправились в путь, долго странствовали и, наконец, нашли такое место. Это была безводная пустыня. Посмотрите, вот она перед вами. Вы решили превратить пустыню в цветущую страну и населить ее разными героями. Оглянитесь, у вас есть все, что для этого нужно. Уже зазвучала чудесная музыка, превращения начались». Участники группы, демонстрируя сотрудничество, довольно быстро создали сказочную страну. Лишь молодой человек долго выбирал фигурки. Наконец он выбрал три мужские оловянные фигурки (самурай, шотландец с волынкой, волшебник) и колокольчик. Все это он поместил в углу песочницы. Когда началось обсуждение, девушки весело рассказывали о созданной ими стране. Молодой человек оказался последним. Он долго молчал, потом произнес: «Мне все это жутко не понравилось. Мне не хватало места. В этой стране страшное перенаселение. Какое-то глупое веселье...» Надо сказать, что такая обратная связь задела девушек, и одна из них сказала: «Ну и что, нас много для одной песочницы, всем было тесно, но мы же нашли возможность приспособиться. Ты мог сделать то же самое!» Молодой человек не возражал, но чувствовалось, что происходящее затронуло в нем что-то важное. Ведущий, почувствовав это, сказал: «Дорогие Волшебницы! Вы совершили чудо. Действительно, место, где не ступала нога человека, оказалось небольшим. Но, несмотря на это, вы смогли создать цветущую сказочную страну. Этот опыт, по вашим словам, оказался полезным. Давайте протянем над песочницей руки, скатаем воображаемый золотой шар нашего опыта и положим его к своему сердцу. Прекрасно! А теперь, если Волшебник ощутил себя "не у дел" в этой стране, давайте спросим его, хотел бы он что-либо изменить в ней?» Девушки сказали: «Да каждая из нас хотела бы что-нибудь изменить, сделать по-своему! Почему именно он?!» Ведущий ответил: «Конечно, создание новой страны вместе — это всегда компромисс. Кому-то легче идти на него, кому-то сложнее. Сегодня только один Волшебник заявил о том, что ему трудно. Давайте предоставим именно ему право изменения страны. Тем более, что все лучшее, что есть в ней, мы положили в свои сердца». Молодой человек сказал: «Для того чтобы изменить эту страну, как мне надо, нужно все здесь переделать. Вы не обидитесь?» Девушки ответили: «Конечно, нам будет неприятно, но ладно, эта страна уже в нашем сердце. Переделывай!» Молодой человек аккуратно разобрал песочную страну, разровнял песок. Девушки затихли и наблюдали с напряженным интересом. В центре песочницы юноша выстроил высокую гору. Вокруг нее располагался ров с водой. «Ты хоть бы мостик поставил», — вздыхая, советовали девушки, но молодой человек не обращал на их замечания никакого внимания. На вершине горы расположились оловянные фигурки самурая, шотландца с волынкой и волшебника. В правом верхнем углу — колокольчик. Автор довольно потер руки и произнес: «Вот теперь мне все здесь нравится!» «Так до тебя даже не добраться! В трудную минуту тебя не дозовешься!» — возмущенно восклицали девушки. На что юноша, улыбаясь, сказал: «А вы позвоните в колокольчик, я приду на помощь». Девушки были задеты, поэтому говорили все одновременно. Выдержав паузу, ведущий спросил молодого человека: — А кто из героев придет на помощь? — Самурай! Он самый сильный, придет и накажет обидчика. — А если самурай не справится? — Тогда ему поможет волынщик, он сыграет такую мелодию, что все будут «плясать под его дудку». — А волшебник может придти на помощь, если самурай и волынщик не справятся? — Нет, волшебник никогда не спускается. Это и не нужно. Самурай и волынщик справятся. — Дорогие Волшебницы, — обратился ведущий к девушкам, — иногда нам только кажется, что мужская натура понятна. Однако, если мы будем более внимательны к внутреннему миру нашего партнера, нам откроются интереснейшие вещи. Так, например, благодаря нашему уважаемому волшебнику, мы видим, что мужская натура может иметь три ипостаси: Воин (самурай), Творец (волынщик) и Мудрец (волшебник). Давайте примем это к сведению и будем уважать. — Да, вот так, думаешь, что знаешь человека, а он поворачивается... — задумчиво сказали девушки. Юноша протянул руки над песочницей, сделал символический шар и положил его к своему сердцу. Для него процесс был закончен. Однако, теперь напряжение возникло у девушек. И самая активная среди них сказала: — Я тоже хочу построить свою страну. Можно? Участники группы согласились. Девушка создала в центре песочницы небольшой округлый холм. На холме лежала раскрытая раковина, из которой изящно «вытекала» красивая хру- стальная подвеска, состоящая из нескольких секций. От холма расходились в разные стороны живописные лучи из ракушек и красивых камешков. Картина была пре- красна. Автор ее также была довольна. Девушки восклицали: «Как здорово!», «Это женская душа!» и пр. Один только юноша молчал. Автор картины спросила его: «Почему же ты молчишь?! Я же строила в ответ на твою картину!» Молодой человек помолчал и сказал: «Ты меня извини, но мне это не нравится». «Как не нравится?! Почему?!» — заголосили девушки. «Мне здесь скучно, — ответил молодой человек. — Все открыто, все известно, никакой тайны». «Какая тайна! — возмутилась автор. — Я же душу открыла, а тебе скучно. Вот все мужчины такие...» Обстановка нагнеталась. Похоже, группа девушек была готова выместить всю женскую обиду на молодом человеке. К его чести необходимо сказать, что он упорно отстаивал свое мнение. Ведущий, выждав «паузу», вмешался: — Скажите, — обратился он к автору картины, — вы бы могли позволить нашим Волшебницам и Волшебнику внести изменения в Вашу картину? — Да, конечно, меняйте, что уж тут, если меня не понимают... — ответила девушка. — Дорогие друзья, — обратился ведущий к участникам группы, — встав рано утром с постели, мы несем внутреннюю картину мира, некоторое состояние окружающим людям. Бывает, они нас понимают, но бывает, что и нет. Общение с разными людьми, даже в течение дня, меняет наше состояние. То есть каждый человек что-то дарит нашему внутреннему миру, изменяет его. Есть изменения, которые нам приятны, от них улучшается настроение. Но есть и такие «подарки», которые, наоборот, делают нам неприятно. Важно научиться принимать хорошее и отрицать дурное. Сейчас я предлагаю вам внести изменения в эту песочную картину. Сделаем так. Сначала вы рассказываете автору о ваших изменениях. Автор обдумывает ваше предложение и выносит решение: принять или отклонить. Принимая ваши изменения, автор говорит: «Большое спасибо, думаю, мне это будет полезно». Отклоняя ваши изменения, автор говорит: «Большое спасибо за идею, я приму ее к сведению. Но сейчас мне не хотелось бы менять мою картину таким образом». Участницы группы стали предлагать свои изменения, совершенствующие, по их мнению, песочную картину автора. Автор какие-то изменения принимала, какие-то отклоняла. Песочная картина в результате немного изменилась, однако ее центральная часть с раскрытой раковиной осталась неизменной. На протяжении этого действия юноша молчал, с любопытством наблюдая за происходящим. «Что же ты ничего не предлагаешь, тебе же больше всех не нравилось!» — заметила автор картины молодому человеку. «Точно, можно?» — спросил юноша. Получив согласие, он перевернул раковину и скрыл под ней хрустальную подвеску. Внимательно оглядев композицию, он вытянул из-под раковины маленькую секцию хрустальной подвески. «Вот теперь я доволен! - удовлетворенно сказал он. — Я могу ходить вокруг раковины, восхищаться красотой камня и знать, что внутри есть гораздо больше!» «Точно, в женщине должна быть загадка», — зачарованно протянули девушки. Еще некоторое время участники группы горячо обсуждали происшедшее. Потом поблагодарили молодого человека, протянули руки над песочницей, формируя Золотой шар приобретенного опыта... Этот случай иллюстрирует процесс групповой сказочной песочной терапии. Вы видите, дорогие читатели, что ведущий следует за группой, гибко использует возникающие возможности, комбинирует групповую форму с индивидуальной. Мы сознательно «не навязываем» алгоритм групповой и индивидуальной работы, тем самым подчеркивая первостепенную роль импровизации. В заключение обзора психокоррекционной и психотерапевтический работы заметим, что стиль и динамика игры в песочнице у обычных детей и подростков и их сверстников, имеющих проблемы интеллектуального развития, различны. Различия приводим в таблице.
Психопрофилактика, развитие и обучение в песочнице <
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.214.202 (0.013 с.) |