Диагностика характера взаимодействия в группе. Стиль ситуативной коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика характера взаимодействия в группе. Стиль ситуативной коммуникации



Стиль ситуативной коммуникации (ССК) отражает общий характер взаимодействия «вокруг песочницы». В зависимости от того, каким образом вели себя участники группы по отно­шению друг к другу, мы определяем ССК как сотрудничество, ассимиляция, «параллельная игра», конфронтация, «борьба за территорию». Если ни один из выделенных стилей не отражает наблюдаемое взаимодействие, можно выделить новый ССК.

Сотрудничество. Если в песочнице все участники группы слу­шали друг друга; тот, кто предлагал свою идею, был выслушан; члены группы уважали друг друга, но при этом каждый учас­тник игры имел свою территорию, связанную коммуникациями с другими, — мы можем говорить о сотрудничестве.

Ассимиляция. Если мы видим песочную картину с единым центром; предложения участников группы как будто объеди­нились в одну общую идею; «территории» членов группы не выделены, размыты; все подчинены од­ной идее и царит полное взаимопонимание, — это стиль ассимиляции.

«Параллельная игра». В этом случае в песочни­це можно увидеть несколько «параллельных ми­ров» — автономных стран, которые друг другу не мешают. Иногда между ними есть средства комму­никации (дороги, мосты, проходы), а иногда они от-

сутствуют вообще. Бывает, что два члена группы находятся меж­ду собой в конфронтации, а другой (или двое других) спокойно строят свои «сказочные страны». Если вы наблюдаете именно это — можно отметить два стиля ситуативной коммуникации: конфронтация и «параллельная игра». Иногда тот, кто ведет «параллельную игру», потихоньку может захватывать террито­рии спорящих. Этот СКК проявляется, если страну строят не­знакомые люди, не желающие вступать в контакт, открываться. Иногда один из детей или подростков строит свою «параллель­ную страну», тогда как другие участники строительства демон­стрируют стиль сотрудничества. Ведущий может предложить проложить дороги к автономной стране. По тому, как отреаги­руют на это предложение участники группы и сам автор изо­лированной страны, можно судить о характере взаимоотноше­ний между ними.

Конфронтация. Если в группу «попали» два или более лиде­ра, наблюдалось открытое или скрытое противостояние, напря­жение; даже разразился конфликт (группа спонтанно раздели­лась на подгруппы), — это стиль конфронтации.

«Борьба за территорию». В этом случае участники группы прежде всего стремятся захватить территории друг друга. Они уже не выясняют друг у друга «кто главнее», как в случае кон­фронтации. Идет борьба за власть и территорию, сопровождаю­щаяся агрессивными вспышками и конфликтами.

Общие рекомендации. Важно, чтобы наблюдение за ССК в одной группе заняло не менее 3-5 сеан­сов. Если все это время ССК сохранялся — можно говорить об его устойчивости.

Наиболее деструктивный ССК — «борьба за тер­риторию». Чаще всего он проявляется у детей и подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации. В этом случае наиболее сложно «умерить страсти». Чаще всего члены группы плохо совмес-

тимы друг с другом или не умеют взаимодействовать конст­руктивно. Если в группе есть явный «зачинщик» конфликта, имеет смысл поработать с ним индивидуально. Чтобы «перей­ти» от «борьбы» к сотрудничеству, ведущему потребуется много терпения и мастерства. Ведущий может стать одним из членов группы, «задать тон» позитивной коммуникации и посмотреть, насколько чутко участники группы реагируют на его советы и рекомендации. Если они продолжают «бороться», группу луч­ше расформировать и рекомендовать всем ее участникам ин­дивидуальные занятия. Параллельно индивидуальным заняти­ям этих детей можно включать в другие группы, исследуя ССК. Если и в других группах ребенок демонстрирует деструктивное поведение, значит, с ним нужно заниматься пока только инди­видуально. Сначала он может создавать песочные картины один. Потом можно строить совместные картины, «проживая» моде­ли позитивной коммуникации. Только после этого его можно присоединять к детским группам.

Если наблюдается устойчивая конфронтация, не нужно торо­питься приписывать участникам группы недостаточную сте­пень развития коммуникативных навыков или расформировы­вать группу. Противостояние часто является следствием нали­чия в группе нескольких лидеров, которые бессознательно «делят сферы влияния». Иногда, после определенных трений, лидеры «заключают перемирие» и начинают довольно успешно сотруд­ничать друг с другом. Если этого не произошло спон­танно за 6-8 сеансов, им необходимо помочь. Мож­но дать им общее задание: поставить на картину фигурку существа, нуждающегося в помощи, или фигурку злодея, от которого нужно спасать сказоч­ный мир, и пр. Основное условие: не ругаться, по­могать друг другу. Необходимо действовать всем вместе, иначе успеха не достичь. Когда ситуация раз­решится, важно сказать ребятам, что именно их со-

трудничество стало залогом успеха. Таким образом, конфрон­тация предполагает «обучение» участников группы навыкам сотрудничества на примере «проживания», «разрешения» кон­кретных сказочных ситуаций.

Сотрудничество и ассимиляция отражают либо хорошо сфор­мированные навыки позитивной коммуникации, либо высокую степень совместимости, сплоченности группы. Обычно, эти ССК можно наблюдать в зрелых и взрослых группах. В работе с деть­ми обычно к такому положению приходят через серию занятий.

В случае «параллельной игры» важно стимулировать среди участников группы желание узнать мир соседа, строить комму­никации между территориями. Но делать это нужно осторож­но. Часто дети сами, постепенно узнавая друг друга, превраща­ют «параллельную игру» в общую. В любом случае, насильно, против желания ребенка, внедряться на его кусочек сказочной страны не стоит. Имеет смысл подольше понаблюдать за есте­ственной динамикой развития взаимодействия в песочнице. Длительная изоляция миров друг от друга (более 8 сеансов) может говорить о существенных проблемах. Если только один или два участника группы обособляют свои миры, это может отражать стремление к дополнительной безопасности, уязви­мость, ранимость. Однако, при достаточной степени доверия в группе, они идут на взаимодействие. Также как и в случае кон­фронтации, участникам этой группы можно предложить со­вместное задание.

Распределение ролей в группе

Наблюдая за игрой в песочнице, можно опреде­лить распределение ролей в группе. Обычно сразу проявляются лидеры. Они начинают предлагать, диктовать, нормировать и прочее. Таким образом проясняется не только лидер, но и его направлен-

ность: созидательная или разрушительная, а также стиль руко­водства: демократический или авторитарный.

Наблюдая за спонтанным распределением ролей, специалист выявляет также и связи между членами группы. Таким обра­зом, набирается материал для социометрии.

Стиль поведения участников группы

Вести наблюдение за динамикой изменения стиля поведения участников группы можно с помощью протокола. Протокол конструируется по принципу семантического дифференциала и состоит из шкал, включающих в себя полярные качества.

Ведущий выставляет оценку каждому участнику группы на интервале от 0 до 10 баллов.

Балл «5» показывает отсутствие явной выраженности каче­ства. Баллы 0, 1 и 9, 10 задают систему отсчета, символизируют гипервыраженность качества, и поэтому обычно не выставля­ются.

В качестве примера конструкции Протокола приводим детс­кий вариант с рекомендациями по обработке.

Шкалы Протокола

Агрессивность — миролюбие. Шкала характеризует уровень внутренней и внешней агрессии ребенка. Если ребенок прояв­ляет по отношению к другим разрушительные или запугиваю­щие действия: разрушает что-то сделанное детьми, толкает их, перебивает, кусается, обзывается, броса­ется песком, унижает — Вы можете поставить «X» (крест или точку) рядом с одной из цифр «2, 3, 4». Баллы «5 и 6» показывают ситуативную агрессив­ность: ребенок проявляет агрессивные действия только в ответ на обиду, агрессию и пр. Баллы «7 и 8» символизируют натуру миролюбивую, готовность

уладить конфликт. Ребенок не всегда агрессивно реагирует на агрессивные действия окружающих. Крайнее проявление ми­ролюбия: «бьют по щеке — подставь другую», страх конфликта, беззащитность.

Конформизм — лидерство. Шкала отражает тенденцию быть ведомым или лидером. Баллы «2, 3, 4» символизируют степень зависимости от мнения окружающих, тенденцию к подчинению, неспособность отстоять собственное мнение, потребность в опе­ке, легкость отказа от своего желания или идеи и пр. Баллы «5 и 6» соответствуют ситуативному проявлению лидерских ка­честв: в зависимости от ситуации, задания, состояния, настрое­ния, самочувствия. За этим иногда скрывается неформальный лидер. Баллы «7 и 8» отражают явную выраженность лидерс­ких качеств: стремление быть первым, «пробивать» свои идеи, подчинять себе, желание, чтобы все слушали только его и пр. Балл «9» или даже «10» можно поставить только в том случае, если Вы столкнулись с деспотом, упрямо, иногда истерично, на­вязывающим свою волю другим.

Отстраненность — вовлеченность. Шкала «Отстраненность — вовлеченность» показывает уровень мотивации по отношению к занятиям, интерес к работе группы, пассивность или актив­ность участия в групповом процессе. Если ребенку неинтерес­но, он не участвует в групповой работе, просится домой, ноет, капризничает, не проявляет эмоциональной реакции, вял и бе­зынициативен, то Вы можете поставить в этой шка­ле знак «X» рядом с одной из цифр «2; 3;» (в зави­симости от выраженности качества). Такая реакция ребенка, если она не вызвана его болезнью, может говорить о том, что для него данный подход или мало эффективен, или задания сложны, или это его личностная особенность. Если ребенок больше скло­нен наблюдать за процессом, чем участвовать, но, вместе с тем, Вы чувствуете его определенный инте-

рес, можно поставить баллы «4», «5». Балл «6» отразит доста­точную вовлеченность в процесс и «осторожное» проявление активности. Если Вы видите, что ребенок активно участвует в работе группы, быстро подхватывает идеи, стремится многое делать сам, то можно поставить знак «X» около цифр «7» или «8». Активность или пассивность во многом зависят от состоя­ния ребенка в данный момент. Даже самые активные и под­вижные дети, когда заболевают или оказываются в непривыч­ной обстановке, могут проявлять вялость или пассивность. А внешне замкнутые дети проявляют активность тогда, когда им интересно. Поэтому важно накапливать серию наблюдений в разные дни при разных обстоятельствах. Шкала «Отстранен­ность — вовлеченность» является одним из серьезных показа­телей эффективности Вашей работы. Если в начале курса сказ­котерапии у ребенка были низкие показатели по этой шкале, а по мере Вашей работы они повышались — это означает, что Вы смогли увлечь ребенка, и занятия пошли ему на пользу.

Стереотипность — креативность. Шкала отражает динамику развития у ребенка творческих процессов. В начале занятий некоторые дети могут иметь низкие оценки по этой шкале. В ходе занятий по мере развития творческого мышления и вооб­ражения результаты по этой шкале будут повышаться. Прояв­лением стереотипных действий могут считаться хорошо извест­ные ребенку модели поведения, суждения, идеи. Проявлением творческих действий (креативности) могут считать­ся нестандартные оригинальные предложения, аргу­менты, повороты сказочного сюжета, приводящие к успешному результату.

Индивидуализм — сотрудничество. Шкала иссле­дует коммуникативные навыки ребенка. Если он стремится быть обособленным, неохотно участвует в совместной деятельности, предпочитает индивиду­альные задания, проявляет враждебность при вов-

лечении его в общее дело или при «покушении на его террито­рию», можно присвоить баллы «2», «3». Если он «тянется» к другим, но все же неохотно сотрудничает — баллы «4» или «5». Балл «6» покажет тенденцию к сотрудничеству, совместной деятельности. Баллы «7» и «8» — символизируют тенденцию к преимущественно групповому способу взаимодействия.

Отметки на шкалах можно соединить ломаной линией. Эта линия — личностный профиль участника группы на данный момент времени. Полезно каждому участнику группы произ­вольно присвоить цвет, тогда Протокол будет представлять со­бой несколько разноцветных ломаных линий.

Рекомендации по обработке Протокола

1. Обработка полученных результатов наблюдений требует большой осторожности и такта. Важно помнить о ситуативных причинах, влияющих на поведение ребенка; например: незна­комая обстановка, недомогание, плохое настроение, перенесен­ное из предыдущей ситуации дома или в группе детского сада, настроение ведущего, его состояние, которое не всегда может отследить сам ведущий.

2. Важно отделить личностные качества (те, которые прояв­ляются достаточно часто в различных ситуациях) от ситуатив­ных проявлений поведения. Это можно сделать, сравнив не­сколько личностных профилей «Протокола». Если Вы видите,

что отметки по какой-либо одной шкале из заня­тия в занятие сохраняются, то можно предположить, что данное качество у ребенка устойчиво. Это лич­ностное качество; оно будет проявляться не только на Ваших занятиях, но и в других ситуациях, куда включен ребенок (дома, в группе д/с, в гостях и т.д.). 3. Если Вы все же поставили оценки «0; 1» и «9; 10», уделите этим качествам особое внимание. Та-

кая отметка означает явную выраженность качества. Если та­кие оценки по одной и той же шкале повторяются из занятия в занятие, то на этих детей нужно обратить особое внимание. Например, подобрать такие сказочные ситуации и задания, в которых ребенок сможет проявить себя иначе. Можно помес­тить такого ребенка в группу детей с противоположными или средними отметками по этой шкале. Важно обращать внима­ние ребенка или подсказывать ему альтернативные способы по­ведения (можно подобрать сказки, где действуют герои с аль­тернативными формами поведения и успешно разрешают слож­ные ситуации, проявляя недостающие ребенку качества). Если эти дети явно дестабилизируют работу группы — порекомен­дуйте им (и их родителям) индивидуальные занятия.

4. Сравнение личностных профилей покажет динамику внут­ренних изменений ребенка. Вы можете проследить, как из заня­тия в занятие меняются оценки по качествам. Есть дети, имею­щие поступательную динамику внутренних изменений. У них личностный профиль изменяется плавно из занятия в занятие. Есть дети, у которых на протяжении нескольких занятий будет наблюдаться одинаковый личностный профиль. И только на энном занятии произойдут изменения (может быть, даже ска­чок).

5. Повышение показателей по всем шкалам (пожалуй, кро­ме резкого возрастания показателей по шкале «конформизм— лидерство») является критерием успешности Вашей работы.

Психокоррекция в песочнице

Индивидуальная форма

Процесс психокоррекции или терапии всегда на­чинается с установления контакта. Если предложить

взрослому человеку поиграть в песочнице, он, по меньшей мере, может удивиться. Поэтому ему важно подробно объяснить ис­торию и назначение метода песочной терапии. Отметить, что процесс решения проблемы требует снятия напряжения. Это достигается при игре в песок. С другой стороны, благодаря игре, мы сможем посмотреть на проблему со стороны и найти спосо­бы и ресурсы ее разрешения. Обычно такая информация моти­вирует.

Что касается детей и подростков, то среди них есть поклади­стые и идущие на сотрудничество. Однако, «как повезет». Бы­вает, что ребенок не идет на контакт, не собирается выбирать фигурки, явно демонстрирует пренебрежение. Эти проявления защитных реакций не должны пугать. Если ребенок не идет на контакт, ведущий сам начинает играть в песок, строить свою страну. При этом он комментирует происходящее, как бы раз­говаривая «сам с собой». Обычно заинтригованные дети присо­единяются к игре. Подростки могут выдержать более солидную «паузу»: 1—3 занятия смотреть на происходящее с усмешкой, крутить пальцем у виска, но потом все же присоединяются к игре.

Дети и подростки с негативным социальным опытом не зна­ют, с чего начать строительство страны в песочнице, демонстри­руют страх пространства. Здесь велика роль ведущего. Он пред­лагает поэкспериментировать: создать горы, водоемы, озеленить страну. Таким образом, при поддержке взрослого, ребенок быстрее освоится в песочнице.

Будем помнить, что сказочная инструкция — не единственный вариант «введения» в песочную сре­ду. В зависимости от наших целей и возраста (ма­ленький ребенок, как правило, не нуждается в инст­рукциях, когда видит песок) инструкции будут зву­чать по-разному: «Создай то, что хочешь», «Создай наиболее яркий эпизод твоего сна», «Создай свою

семью и расскажи о ней» и др. Можно дать дополнение к инст­рукции: «Если окажется, что какие-то фигурки лишние, их мож­но вернуть обратно, а если чего-то не хватит, можно подойти и взять то, чего недостает».

Маленькому ребенку имеет смысл показать возможности пе­сочницы: раскопать дно, показать синий цвет — воду, выстро­ить гору и пр. Однако, перед началом его самостоятельного процесса необходимо все разровнять.

Как только клиент начал строить песочную картину, нам важно занять такое место, где нас не видно, но нам видно все.

Когда процесс создания сказочной страны завершен, можно перейти к обсуждению, узнавая у автора:

— что это за мир, сказочная страна,

— какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (можно подробно расспросить о каждой фигурке),

— в каких взаимоотношениях они находятся между собой,

— всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить.

— какие события будут происходить в этой стране, что бу­дут герои делать дальше?

Последние два вопроса стимулируют автора вносить измене­ния в картину. Фантазировать, проецируя свои желания на бу­дущее песочной страны. И здесь важно не просто воображать, а реально делать, менять - ибо фигурки легко переставляются, вносятся новые, убирается то, что больше не нужно.

Некоторые авторы ничего не желают менять в своей картине. Они говорят, что их все устраивает, им хочется оставить все «как есть». Это может быть связано с переносом на песочный лист «картины» состояния внутренней стабильности. В этом слу-

чае автор желает «остановить мгновенье», полностью прожить свое состояние. То есть данная картина не содержит неразре­шенного внутреннего конфликта. Для него сейчас эта песочная «диспозиция» выражает состояние динамического равновесия. Если автор говорит, что есть существо (или существа), испы­тывающее дискомфорт в песочной стране, необходимо спросить: «А что можно сделать для того, чтобы ему стало лучше?» Здесь важно, чтобы автор не просто фантазировал, а реально разыгры­вал свои фантазии на песке. После каждого изменения в карти­не можно спросить: «А что было дальше? А что будет, когда герой придет туда, куда он направляется?» и т.п. Игра продол­жается до тех пор, пока уязвленный вначале герой не попадет в более благополучную ситуацию, или автор не скажет: «Теперь всем хорошо». Это сигнал того, что имевшееся на начало игры внутреннее напряжение «проработано» на бессознательно-сим­волическом уровне.

Если автор говорит: «Этому герою очень плохо здесь, но ни­чего сделать нельзя», можно предложить ему помощь: «Мы же в сказочной стране. Здесь невозможного не бывает. Давай по­дойдем к волшебному шкафу, где живут фигурки, и посмот­рим — может быть, среди них есть те, кто нам поможет. Быва­ет, что помощники прячутся — их сразу не заметишь. Но сей­час мы будем с тобой очень внимательны».

Ежели и после этого автор удручен, не может найти себе по­мощника, — это означает, что проблема глубока, и потенциальное бессознательное ее решение еще «не созрело». В данном случае можно построить работу по «защите» страдающего существа. «Ну что ж, и в сказке, и в жизни бывают ситуации, когда кажется, что помочь никто не может. Давай подумаем, как наш герой может себя защитить». Таким образом, мы усиливаем психологическую устойчивость, «включаем» бессознательные защитные механизмы.

Быть может, на 3-5 игру автор уже сможет найти помощников уязвленному герою.

Один 5-летний мальчик, страдающий эпилепсией, все время строил в большей части песочного листа сказочную страну, ок­руженную горами, забором, рвом с водой. В этой стране жили существа, занимавшиеся созидательной деятельностью. В мень­шей части песочного листа жил злой дракон. Обычно он спал. И в это время люди могли делать свои дела. Но когда он просы­пался (а это было всегда непредсказуемо), он налетал на мир­ную страну и все разрушал. Не спасали ни горы, ни ограда. Когда дракон улетал, оставшиеся в живых люди восстанавлива­ли свою страну. На вопрос: «Могут ли жители этой страны как-то защитить себя? Может, им нужно обратиться к Волшеб­нику?» мальчик отрицательно качал головой. В течение 5 сеан­сов дракон методично все разрушал. Складывалось ощущение, что ребенку нравится рушить то, что он сам и создавал. Нако­нец, мальчик сказал, что если люди хотят справиться с драко­ном, им нужно найти Волшебный Камень (в картине появился камень — он был закопан).

Конечно, на этом сеансе люди камень не нашли, и дракон опять все разрушил. В следующий раз мальчик заявил, что к камню может подойти только один герой, и когда он коснется камня, он узнает заклинание, способное остановить дракона. «Не победить, а остановить», — подчеркнул ребенок. И вот герой нашел камень, дотронулся до него и услышал зак­линание. Когда на страну вновь налетел дракон, мальчик, держа фигурку дракона в одной руке, а героя в другой, стал шептать заклинание (это был сложно воспроизводимый набор звуков). Было вид­но, как он переживает, как непросто остановить дра­кона. Оказалось, что «просто прошептать» заклина­ние недостаточно. Его нужно произносить твердо. Дракон улетел, не успев серьезно повредить страну.

После этого мальчик выглядел очень уставшим. На следующий день пришла мама мальчика и сказала, что с ребенком происхо­дит «что-то странное». Дома он стал «кукситься», что обычно предвещало начало припадка, при этом шепча какие-то непо­нятные слова. Маму, конечно, это очень напугало. Но оказалось, что вслед за этим припадка не последовало. Ребенок свернулся калачиком и заснул! Он пришел к тому, чтобы произвольно га­сить приступ эпилепсии.

Этот эпизод показывает динамику бессознательной работы над заболеванием. Конечно, дорогие читатели, вам сразу стало ясно, что образ дракона — это болезнь, приступ. Долгое время он безнаказанно разрушал позитивную сферу жизни. Важно, что ребенок сам пришел к заклинанию и его форме. Это лиш­ний раз подтверждает тот факт, что мы очень мало знаем о бессознательном и его возможностях, и конечно же иллюстри­рует эффективность игры в песочнице.

Другой пятилетний мальчик имел серьезные проблемы об­щения со сверстниками и взрослыми, а также общее недоразви­тие речи. Входя в комнату, где были дети, он прятался в шкаф или под стол, стараясь скрыться от контактов. На песке он по­строил «Страну Зла»: в центре картины лежала большая яще­рица, ее окружали пауки, змеи, скорпионы и другие существа, имеющие щупальца. Ящерица была хозяйкой страны, и не было силы и желания ее победить. На вопрос: «Хотел бы ты жить в этой стране?» мальчик ответил: «Ха! Да я в ней живу!» Когда ему было предложено сотрудничество с Добрым Волшебником, он указал на героя, кото­рый был не таким злым, как все, с которым можно было договориться. Этим существом оказалась Крыса. Потихоньку, с помощью Крысы и помогаю­щего ей Доброго Волшебника (его фигурка находи­лась за пределами песочного листа и принадлежала взрослому), мальчик «договаривался» с другими ге-

роями. Кого-то из них убивал (закапывая в песок или совсем убирая из ящика), а кого-то «перетягивал» на «свою сторону». Так продолжалось из занятия в занятие. Причем, когда следую­щая игра начиналась, он восстанавливал картину (правда, с мень­шим количеством злых героев) и говорил: «Будем бороться со злом!» На шестую игру он сказал: «Все, строить нечего, расска­зывать не о чем, Страны Зла больше нет. Это — Добрая Стра­на!» Ящерица так и не ушла из песочного листа, но мальчик с ней «договорился». Через некоторое время родители ребенка отметили, что он очень изменился. Если раньше из него было не вытянуть ни слова, то теперь, приходя домой, он делился сво­ими впечатлениями, рассказывал о друзьях — они появились у него впервые в жизни. Самое главное, что мама сказала: «Такое впечатление, что мы теперь друг друга понимаем».

Дорогие друзья, совсем не обязательно заниматься интерпре­тацией песочных картин. Достаточно уже того, что Вы высту­паете организатором среды, где автор чувствует себя привычно и защищенно, где у него есть собственное пространство, где он — Творец. Этим Вы позволяете клиенту самостоятельно порабо­тать над своей проблемой, поговорить «с самим собой». Если Вы работаете с неговорящими детьми и взрослыми, язык песоч­ной картины поможет Вам глубже понять внутренние процес­сы этих людей.

По окончании игры автор протягивает руки над песочницей, собирает в воображаемый клубочек опыт песочной игры и прикладывает к сердцу. Затем САМ разби­рает песочную картину. Таким образом на бессоз­нательно-символическом уровне закрепляется при­обретенный опыт.

Групповая форма

Представим себе, что на занятие к психологу в первый раз пришла группа подростков — 12 чело-

век. Согласно правилам, первый сеанс посвящается диагности­ке. Но психологу известно, что среди группы есть человек, нуж­дающийся в особой помощи. Как организовать занятие, чтобы проработать и навыки позитивной коммуникации, и внутрен­ний конфликт одного из участников? Приведем пример.

Группа, о которой пойдет речь, состояла из девушек и одного юноши. Психолог, познакомившись с участниками занятия, пред­ложил следующее: «Вы, дорогие друзья, Волшебницы и Вол­шебник. Вы многое знаете и умеете. И вот однажды вам захо­телось найти такое место на Земле, где бы еще никто не жил. Вы отправились в путь, долго странствовали и, наконец, нашли такое место. Это была безводная пустыня. Посмотрите, вот она перед вами. Вы решили превратить пустыню в цветущую стра­ну и населить ее разными героями. Оглянитесь, у вас есть все, что для этого нужно. Уже зазвучала чудесная музыка, превра­щения начались».

Участники группы, демонстрируя сотрудничество, довольно быстро создали сказочную страну. Лишь молодой человек дол­го выбирал фигурки. Наконец он выбрал три мужские оловян­ные фигурки (самурай, шотландец с волынкой, волшебник) и колокольчик. Все это он поместил в углу песочницы.

Когда началось обсуждение, девушки весело рассказывали о созданной ими стране. Молодой человек оказался последним. Он долго молчал, потом произнес: «Мне все это жутко не по­нравилось. Мне не хватало места. В этой стране страшное перенаселение. Какое-то глупое веселье...» Надо сказать, что такая обратная связь задела деву­шек, и одна из них сказала: «Ну и что, нас много для одной песочницы, всем было тесно, но мы же нашли возможность приспособиться. Ты мог сде­лать то же самое!» Молодой человек не возражал, но чувствовалось, что происходящее затронуло в нем что-то важное. Ведущий, почувствовав это, сказал:

«Дорогие Волшебницы! Вы совершили чудо. Действительно, место, где не ступала нога человека, оказалось небольшим. Но, несмотря на это, вы смогли создать цветущую сказочную стра­ну. Этот опыт, по вашим словам, оказался полезным. Давайте протянем над песочницей руки, скатаем воображаемый золо­той шар нашего опыта и положим его к своему сердцу. Пре­красно! А теперь, если Волшебник ощутил себя "не у дел" в этой стране, давайте спросим его, хотел бы он что-либо изме­нить в ней?»

Девушки сказали: «Да каждая из нас хотела бы что-нибудь изменить, сделать по-своему! Почему именно он?!» Ведущий от­ветил: «Конечно, создание новой страны вместе — это всегда ком­промисс. Кому-то легче идти на него, кому-то сложнее. Сегодня только один Волшебник заявил о том, что ему трудно. Давайте предоставим именно ему право изменения страны. Тем более, что все лучшее, что есть в ней, мы положили в свои сердца».

Молодой человек сказал: «Для того чтобы изменить эту стра­ну, как мне надо, нужно все здесь переделать. Вы не обиди­тесь?» Девушки ответили: «Конечно, нам будет неприятно, но ладно, эта страна уже в нашем сердце. Переделывай!»

Молодой человек аккуратно разобрал песочную страну, раз­ровнял песок. Девушки затихли и наблюдали с напряженным интересом. В центре песочницы юноша выстроил высокую гору. Вокруг нее располагался ров с водой. «Ты хоть бы мостик по­ставил», — вздыхая, советовали девушки, но моло­дой человек не обращал на их замечания никакого внимания. На вершине горы расположились оло­вянные фигурки самурая, шотландца с волынкой и волшебника. В правом верхнем углу — колоколь­чик. Автор довольно потер руки и произнес: «Вот теперь мне все здесь нравится!»

«Так до тебя даже не добраться! В трудную мину­ту тебя не дозовешься!» — возмущенно восклицали

девушки. На что юноша, улыбаясь, сказал: «А вы позвоните в колокольчик, я приду на помощь».

Девушки были задеты, поэтому говорили все одновременно. Выдержав паузу, ведущий спросил молодого человека:

— А кто из героев придет на помощь?

— Самурай! Он самый сильный, придет и накажет обидчика.

— А если самурай не справится?

— Тогда ему поможет волынщик, он сыграет такую мелодию, что все будут «плясать под его дудку».

— А волшебник может придти на помощь, если самурай и волынщик не справятся?

— Нет, волшебник никогда не спускается. Это и не нужно. Самурай и волынщик справятся.

— Дорогие Волшебницы, — обратился ведущий к девуш­кам, — иногда нам только кажется, что мужская натура по­нятна. Однако, если мы будем более внимательны к внутренне­му миру нашего партнера, нам откроются интереснейшие вещи. Так, например, благодаря нашему уважаемому волшебнику, мы видим, что мужская натура может иметь три ипостаси: Воин (самурай), Творец (волынщик) и Мудрец (волшебник). Давайте примем это к сведению и будем уважать.

— Да, вот так, думаешь, что знаешь человека, а он поворачи­вается... — задумчиво сказали девушки.

Юноша протянул руки над песочницей, сделал символичес­кий шар и положил его к своему сердцу. Для него процесс был закончен. Однако, теперь напряжение возникло у девушек. И самая активная среди них сказала:

— Я тоже хочу построить свою страну. Можно?

Участники группы согласились.

Девушка создала в центре песочницы небольшой округлый холм. На холме лежала раскрытая рако­вина, из которой изящно «вытекала» красивая хру-

стальная подвеска, состоящая из нескольких секций. От холма расходились в разные стороны живописные лучи из ракушек и красивых камешков. Картина была пре- красна. Автор ее так­же была довольна. Девушки восклицали: «Как здорово!», «Это женская душа!» и пр. Один только юноша молчал. Автор кар­тины спросила его: «Почему же ты молчишь?! Я же строила в ответ на твою картину!»

Молодой человек помолчал и сказал: «Ты меня извини, но мне это не нравится». «Как не нравится?! Почему?!» — заголо­сили девушки. «Мне здесь скучно, — ответил молодой чело­век. — Все открыто, все известно, никакой тайны». «Какая тай­на! — возмутилась автор. — Я же душу открыла, а тебе скучно. Вот все мужчины такие...» Обстановка нагнеталась. Похоже, группа девушек была готова выместить всю женскую обиду на молодом человеке. К его чести необходимо сказать, что он упорно отстаивал свое мнение. Ведущий, выждав «паузу», вмешался:

— Скажите, — обратился он к автору картины, — вы бы мог­ли позволить нашим Волшебницам и Волшебнику внести из­менения в Вашу картину?

— Да, конечно, меняйте, что уж тут, если меня не понима­ют... — ответила девушка.

— Дорогие друзья, — обратился ведущий к участникам груп­пы, — встав рано утром с постели, мы несем внутреннюю кар­тину мира, некоторое состояние окружающим людям. Бывает, они нас понимают, но бывает, что и нет. Общение с разными людьми, даже в течение дня, меняет наше состояние. То есть каждый человек что-то дарит

нашему внутреннему миру, изменяет его. Есть из­менения, которые нам приятны, от них улучшается настроение. Но есть и такие «подарки», которые, на­оборот, делают нам неприятно. Важно научиться принимать хорошее и отрицать дурное. Сейчас я предлагаю вам внести изменения в эту песочную

картину. Сделаем так. Сначала вы рассказываете автору о ва­ших изменениях. Автор обдумывает ваше предложение и вы­носит решение: принять или отклонить. Принимая ваши изме­нения, автор говорит: «Большое спасибо, думаю, мне это будет полезно». Отклоняя ваши изменения, автор говорит: «Большое спасибо за идею, я приму ее к сведению. Но сейчас мне не хоте­лось бы менять мою картину таким образом».

Участницы группы стали предлагать свои изменения, совер­шенствующие, по их мнению, песочную картину автора. Автор какие-то изменения принимала, какие-то отклоняла. Песочная картина в результате немного изменилась, однако ее централь­ная часть с раскрытой раковиной осталась неизменной. На протяжении этого действия юноша молчал, с любопытством наблюдая за происходящим. «Что же ты ничего не предлага­ешь, тебе же больше всех не нравилось!» — заметила автор кар­тины молодому человеку. «Точно, можно?» — спросил юноша. Получив согласие, он перевернул раковину и скрыл под ней хрустальную подвеску. Внимательно оглядев композицию, он вытянул из-под раковины маленькую секцию хрустальной под­вески. «Вот теперь я доволен! - удовлетворенно сказал он. — Я могу ходить вокруг раковины, восхищаться красотой камня и знать, что внутри есть гораздо больше!»

«Точно, в женщине должна быть загадка», — зачарованно про­тянули девушки.

Еще некоторое время участники группы горячо обсуждали происшедшее. Потом поблагодарили молодого человека, протянули руки над песочницей, формируя Золотой шар приобретенного опыта...

Этот случай иллюстрирует процесс групповой ска­зочной песочной терапии. Вы видите, дорогие чита­тели, что ведущий следует за группой, гибко исполь­зует возникающие возможности, комбинирует груп­повую форму с индивидуальной. Мы сознательно «не

навязываем» алгоритм групповой и индивидуальной работы, тем самым подчеркивая первостепенную роль импровизации.

В заключение обзора психокоррекционной и психотерапев­тический работы заметим, что стиль и динамика игры в песоч­нице у обычных детей и подростков и их сверстников, имею­щих проблемы интеллектуального развития, различны. Разли­чия приводим в таблице.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.086 с.)