Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сказкотерапевтический подход к игре с песком

Поиск

Песочница является привлекательной средой для осуществ­ления юнгианского анализа, гештальт-терапии, психосинтети­ческой терапии, когнитивной и поведенческой терапии, артте-рапии, а также проведения обучающих занятий. Сказкотера­певтический подход не входит в противоречие ни с одним из подходов.

В контексте сказкотерапии мы рассматриваем пе­сочницу, во-первых, как среду для создания сказок и мифов. Сказки, давно живущие в душе, сказки, ко­торые сложились в ответ на событие жизни, получа­ют возможность стать увиденными и осязаемыми. Итак, в песочнице происходит таинство мифотвор­чества и сказкотворчества. При достаточно разви-

том воображении и интеллекте это происходит спонтанно. В большинстве случаев необходима помощь.

Если попросить обычного человека: «Напишите сказку», он посмотрит удивленно. Начать писать, преодолеть страх белого листа непросто. Но когда человек смотрит на фигурки, расстав­ленные в песочнице, сюжет приходит как бы сам собой. Так развивается способность к сочинению сказок. Что, в свою оче­редь, содействует осмыслению жизненного опыта.

Во-вторых, мы рассматривает песочницу как посредника в установлении контакта с клиентом. Особенно в ситуациях, ког­да начинающий психолог не знает, с чего начать, как устано­вить контакт, он может предложить вместе построить в песоч­нице сказочную страну.

В-третьих, играя в песок, создавая свой мир, свою сказку, че­ловек независимо от возраста чувствует себя настоящим вол­шебником. Ибо создается мир, подвластный ему, герои играют роли, какие он захочет, события приходят к развязке, необходи­мой ему.

В-четвертых, игры в песочнице позволяют преодолеть комп­лекс «плохого художника». Не все хорошо рисуют, но каждый может создать художественную композицию, выразив свои чув­ства в картине из песка при помощи готовых фигурок.

В-пятых, игра в песочнице не имеет методических ограниче­ний, только общечеловеческие. Ставка делается на таинство вза­имоотношений между клиентом и специалистом.

В-шестых, песочная картина позволяет глубоко по­стичь внутренний мир другого. Причем, главное в процессе постижения, не когнитивный анализ сим­волизма и расположения фигурок, а интуитивно-эмо­циональное ощущение, которое возникает у специа­листа, разглядывающего композицию в песочнице. В этот момент зритель (специалист, участник груп­пы, член семьи автора песочной картины) соприка-

сается с ритмом, ценностями, мироощущением и трепетом души автора песочной композиции. Более того, зритель становится свидетелем уникального таинства внутренних изменений, ког­да автор картины что-либо меняет в композиции.

В-седьмых, сказочная инструкция, наделяющая клиента ро­лью Волшебника, позволяет не только перенести в песочницу свое эмоциональное состояние, но и найти созидательные пути его изменения. Ибо статус Волшебника предполагает наличие дополнительных возможностей. Таким образом происходит обращение к ресурсу клиента.

Безусловно, непросто разобраться в себе самом, а тем более соприкоснуться и ощутить «трепет» души другого. Конечно, речь дает нам возможность понимать друг друга. Но как же быть с крылатой фразой: «Язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли»? Язык желаний и чувств ближнего часто является для нас иностранным. А как же быть маленькому человеку, незначительный словарный запас которого не дает ему воз­можности рассказать взрослому о своих переживаниях? Как реализовать ему свои творческие потенциалы, приоткрыть пе­ред нами тайны своей Души? Психологи скажут, что самое глав­ное «спроецировать» свой внутренний мир вовне. Например, можно нарисовать свое состояние. Но маленькие дети еще пло­хо рисуют. Бывает, что ребенок расстраивается и плачет от того, что не смог выразить то, что хотел. А в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующие си­туации с помощью маленьких фигурок, создавая кар­тину из песка, ребенок освобождается от напряже­ния и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослых.

А мы, в свою очередь, получаем уникальную воз­можность реально увидеть внутренний Мир ребен­ка в данный момент — ландшафт его Души.

Первый коммуникативный опыт ребенок получает опять-таки в процессе игры с песком. Едва научившись ходить, наши малыши с удовольствием «ковыряются» в песочнице. Кто-то лепит куличики и строит дома, а кто-то с удовольствием разру­шает созданное, швыряет песок в глаза другим. Наблюдая за тем, как ведут себя дети в песочнице, родители открывают в своем любимце новые, неожиданные качества. Одни могут ужа­сать, другие — радовать. Что же нас огорчает и озадачивает? То, что наш ребенок позволяет другим ущемлять свои интересы: бить, отнимать игрушки, прогонять. Что делаем мы в этой си­туации? Один попытается «восстановить справедливость» и «по­карать» обидчика своего чада; другой — уводит рыдающего малыша домой с чувством горечи и невыраженного протеста; третий — сразу начнет учить «давать сдачи»; а кто-то посту­пит по принципу: «Если деточки дерутся, лучше в драку не вступать».

Первые сложности нашего ребенка в общении с другими деть­ми (в сюжетно-ролевых и совместных играх) мы часто воспри­нимаем как личное оскорбление и проблему.

К психологу молодые мамы приходят с вопросами: «Мой сын не умеет общаться с детьми — в песочнице отнимает игрушки и бросается песком, что делать?» или «Мой сын не умеет общать­ся с другими детьми — в песочнице у него постоянно отнимают игрушки, а он терпит, что делать?» Оказывается и «Агрессор», и «Тихоня» проблемные. Почему? Потому что у них обоих не сформированы, как бы сказали психологи, коммуникативные навыки. То есть умение нормаль­но общаться.

Детское, подростковое и взрослое творчество в пе­сочнице, стиль взаимодействия в процессе создания сказочной страны, — это проекция внутреннего мира. Что же происходит в бессознательном чело­века, когда он играет в песок? Оказывается, что строя

картину из песка, человек переносит на песочный «лист» ланд­шафт внутреннего мира и «диспозицию» в нем на данный мо­мент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, человек приобретает бесценный опыт символического разре­шения множества жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказ­ке все заканчивается хорошо!). Этот опыт в виде «концентра­та» попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проиг­ранного на песке может не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого инди­видуален), когда в поведении человека происходят определен­ные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом осуществ­ляется, если перефразировать известное явление, «круговорот переносов в природе». Сначала внутренняя реальность перено­сится вовне — на песочный «лист», потом опыт песочной сказ­ки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатыва­ется бессознательным и уже в виде некоторых моделей пере­носится на реальное поведение человека, и так далее.

Итак, обсуждая сказкотерапевтическую песочную терапию, с одной стороны, мы имеет дело с прекрасной развивающей сре­дой. С другой стороны, мы работаем с явлением «переноса», «проекции» внутреннего мира. Все это делает возможным ис­пользование сказкотерапевтическои песочной терапии в четы­рех аспектах:

♦ аспект проективной психодиагностики;

♦ аспект психокоррекции и психотерапии;

♦ аспект психопрофилактики;

♦ аспект обучения.

Все четыре аспекта проявляются как в индиви­дуальных занятиях, так и групповых, без ограниче­ния возраста.

Проективная психодиагностика в песочнице

Индивидуальная форма

Анализируя песочные картины и «песочные сказки», можно диагностировать следующие феномены.

♦ Прежде всего, наличие внутренних конфликтов. Они замет­ны даже «невооруженному» глазу неспециалиста. Если в песоч­нице идут бои, добро борется со злом, но зло побеждает, если песоч­ная страна находится в состоянии разрушения или запустения, — в этом случае даже поверхностный наблюдатель скажет: «Похо­же, у автора не все на душе спокойно». Бывает, что внешне песоч­ная страна выглядит вполне благополучно, но ощущение от вос­приятия картины неоднозначное, она вызывает противоречивые чувства. Скорее всего, здесь также имеет место скрытый конф­ликт, подавляемое напряжение. Детализировать ситуацию, разоб­раться в ней поможет более тонкий анализ песочной картины.

♦ Уровень и направленность агрессии. Если в песочнице разворачиваются баталии, или имеется персонаж, по отношению к которому проявляются агрессивные действия, мы имеем дело с достаточно высоким уровнем агрессивности. Особенно, если это подтверждается еще и устным рассказом о картине. Гете-роагрессия проявляется через противоборство армий в песоч­нице. Аутоагрессия проявляется в разрушительных действиях по отношению к главному герою песочной сказки, в неприятно­стях, которым подвергает его автор.

♦ Конфликты со значимыми близкими заметны из контекста песочной истории. В этом случае име­ется противоборство героев песочной сказки, игра­ющих роль реальных членов окружения автора.

♦ Потенциальные, ресурсные возможности про­являются как некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации в

песочной сказке. Впоследствии мы сможем к ним обращаться для усиления «я» клиента.

♦ Способы преодоления трудностей: прямая агрессия, хит­рость, покровительство, избегание, взаимопомощь и др. Об этом станет известно, когда клиент расскажет, что будет происходить, если на страну обрушится стихийное бедствие.

Процедура психодиагностики в песочнице «обставляется» следующим образом. Клиенту предлагается взять плоскую кор­зинку или поднос, подойти к столу или стеллажу с «коллекци­ей» фигурок и выбрать те, к которым тянется рука, те, которые привлекают внимание. Инструкция не ограничивает клиента выбирать только то, что нравится. Он может выбирать и «злые» фигурки, проецируя на них существующее в данный момент внутреннее напряжение. Время выбора обычно не ограничива­ется. Каждый выбирает в своем темпе. Бессознательное уже «ощупывает» фигурки, ища в них персоналии внутренних про­цессов. Если ребенок или подросток берет все подряд и в не­ограниченном количестве — это также диагностично. По-ви­димому, он в данный момент имеет высокий уровень внутрен­него напряжения, и сейчас ему важно его «проработать». Кроме того, можно сразу взять на заметку: «С этим человеком необ­ходимо проработать Чувство Меры».

Специалист в таинстве выбора не участвует. Он как будто «растворяется», но обращает внимание на то, что и как выбира­ет клиент.

Далее клиент приглашается к ящику с песком и ему дается «сказочная» инструкция: «Представь себе, что ты — Волшебник (Волшебница). Он долго путе­шествовал. Он искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, он пришел в пустыню. И задумал Волшебник превратить ее в ска­зочную страну и населить ее разными существами... Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь».

Когда процесс завершен, необходимо провести обсуждение. Воп­росы для обсуждения и его порядок могут быть следующими:

— Расскажи(те), что ты (вы) построил(и) и кто здесь живет.

— Давай(те) представим, что на страну обрушилось стихий­ное бедствие (ураган, землетрясение, пожар и т.д.). Что будет происходить с жителями этого города, как они себя будут чув­ствовать, что будут делать?

А как себя поведут жители соседнего города? (если он есть в песочнице).

— Как дальше будут жить люди обоих селений? Измени(те) в песочнице все, что необходимо.

Слушая рассказ клиента о том, какая это страна и кто в ней живет, важно обращать внимание на характеристики городов, жителей, их населяющих, на характер взаимодействий между жителями соседних городов. Для оценки поведения и самоощу­щения в стрессовой ситуации можно задать вопрос: «Что будет, если на эту страну обрушится стихийное бедствие, страшный ураган или наводнение?» Важно описание чувств, переживаний, действий людей во время чрезвычайной ситуации; кто какую помощь будет оказывать, каковы мотивы оказания помощи (из чувства сострадания или из чувства долга, ради выгоды и пр.). Также важно, какие отношения сложатся после прекращения стихийного бедствия.

Пример (из практики психодиагностической работы с под­ростками с асоциальными формами поведения в Шекснинской спецшколе)

Обследуемый Алексей К. построил 2 города: в левой половине мирный город, в котором жители работают и отдыхают; в правой половине военный город, который готовится к нападению. Военный город разрушит полностью мирный и убьет всех жителей. Нападет он потому, что он этим живет. Дальше жители враждебного города будут нападать

на все окружающие города и завоевывать их. Им не нужны мирные переговоры, им нравится воевать. Прекратить их напа­дения может встреча с более сильным противником, который их победит. Главная цель — успешно напасть первыми и побе­дить.

Анализ. Алексей К. проявляет повышенную агрессивность, конфликтность в отношениях. Стремится всегда доминировать, не принимает подчиненной позиции. Не склонен проявлять сочувствие и сопереживание, обижает более слабых, а перед явно более сильным партнером пасует, пытается задобрить. Чувстви­телен к любым обращениям, воспринимает их всегда в свой адрес и как враждебные. В ответ включает механизм защиты. Эгоцентричен, сосредоточен на себе, трудно переключается на проблемы других, ревнивый, болезненно относится к проявле­нию внимания значимых людей другим ребятам.

Рекомендации. Крайне необходимо направить лидерский потенциал подростка в конструктивное русло. Для этого важно провести воспитательную работу по формированию образа по­зитивного лидера, способного брать на себя ответственность за тех, кто от него зависит; формировать желание заботиться о тех, кто ему доверяет. В качестве материала можно взять истории о крупных военноначальниках, монархах. Основной акцент де­лать на проявлениях заботы о подчиненных (например, расска­зать о взаимоотношениях А.В. Суворова с солдатами).

В этом примере сбор психодиагностической ин­формации осуществляется путем анализа сюжета песочной сказки.

Второй способ сбора психодиагностической ин­формации — анализ чувств, возникающих в процес­се рассматривания песочной картины. Причем, ана­лизируются чувства как специалиста, так и автора песочной сказки. Например, ведущий спрашивает: «Когда ты смотришь на эту страну, какие чувства

ты испытываешь?» Или говорит сам: «Когда я смотрю на стра­ну, которую ты создал, я испытываю... Хочу узнать твое мнение, почему я это чувствую». Диагностическая информация, полу­ченная таким путем, расскажет об уровне развития эмоциональ­ной сферы, способности чувствовать другого, способности к реф­лексии.

Третий способ получения психодиагностической информа­ции — это анализ расположения фигурок в песочнице и их символического значения.

Во-первых, некоторые начинают построение песочной карти­ны с ландшафта: прокладывают реки, озера, моря, горы, долины и пр. После этого населяют мир разными существами. У дру­гих создание ландшафта происходит параллельно с привнесе­нием фигурок на песочный лист. Третьи сразу выставляют фигурки на ровную песочную плоскость.

По этому поводу можно сделать такое замечание. Люди, со­здающие богатый разноплановый ландшафт, чаще всего ока­зываются натурами динамическими, глубоко и сильно чувству­ющими (правда, это может скрываться от взгляда поверхност­ного наблюдателя), имеющими склонность к рефлексии, исследователями по натуре и пр. «Во всем мне хочется дойти до самой сути, в работе, поиске путей, сердечной смуте», — по­жалуй, эта строчка Бориса Пастернака лучше всего опишет их внутренний ритм. Иногда у детей и подростков и некоторых взрослых можно увидеть отсутствие ландшафта, или его условность (например, озеро или река выглядят как небольшое углубление в песке — до синего дна песочницы еще очень далеко, и автор картины ука­зывает на эту ямку как на водоем). Часто так про­является недостаточная осознанность внутренних процессов. Для детей это естественно, они находят­ся только в начале пути самопознания. Если песоч­ную картину с невыраженным ландшафтом созда-

вал подросток или взрослый, важно не торопиться с интерпре­тацией. У взрослых невыраженный ландшафт появляется пос­ле перенесенных тяжелых болезней, утрат, стрессов, как показа­тель стабилизации внутренних процессов. С другой стороны, невыраженный ландшафт говорит о том, что человек не желает сейчас углубляться в недра своего внутреннего мира и зани­маться исследованием себя. С третьей стороны, картины с не­выраженным ландшафтом и малым количеством фигурок со­здают люди, далеко продвинувшиеся в личностном развитии. Как правило, такие картины всегда наполнены глубоким фило­софским смыслом.

«Плоскую» песочную картину часто можно встретить у со­всем маленьких детей.

Последовательность появления и местоположение фигурок на песочном «листе» даст нам много интересной информации. Например, игрушка, поставленная в центр, часто символизирует «Я» автора картины. Фигурка, которая появляется первой пред­ставляет собой символ чего-то самого важного для автора на данный момент.

Иногда фигурки закапывают. Они символизируют вытесняе­мое в бессознательное или то, что еще неосознанно. Могут зака­пывать камни (как потенциальные части личности), монстров (как вытесненное напряжение), ключи (как символы потенциальных путей, открытий и пр.) и многое другое. Об этих фигурках мож­но подробно расспросить клиента: что это, почему закопано и пр.

Для анализа значения расположения фигурок можно предложить следующую схему. Назовем по­верхность песочницы, на которой разворачиваются сказочные события, «песочным листом». Песочный лист условно разделяется на три части по вертика­ли и три части по горизонтали. Таким образом, мы получаем левую, центральную и правую часть. А

также верхний, средний и нижний их сектора. Символическое значение левой части: дом, прошлое, взаимоотношения с мате­рью и другими значимыми женщинами. Символическое значе­ние правой части: социум, будущее, взаимоотношения с отцом и другими значимыми мужчинами, друзьями. Центральная часть символизирует настоящее, актуальное. Верхние сектора связа-

Попавшие в левый верхний угол фигурки символизируют про­цессы, связанные либо с прошлыми воспоми­наниями, либо с мыс­лями о доме, о матери, о другой значимой женщине Попавшие в централь­ную левую часть фи­гурки могут символи­зировать прошлые эмоциональные пере­живания, связанные с домом, матерью, значи­мой женщиной. Фигурки, расположен­ные в левом нижнем углу, могут отражать некие действия в про­шлом, связанные с до­мом, матерью, значи­мой женщиной Фигурки, находящие­ся центральной верх­ней части, могут отра­жать то, о чем в дан­ный момент думает, фантазирует клиент В этой части сосредо­тачиваются самые важные фигурки. Опи­сывают, с одной сторо­ны, актуальное эмоци­ональное состояние. С другой стороны, цен­ностные устремления. Нечто значимое. Не­важно, осознаваемо это или нет В нижней централь­ной части находятся фигурки, отражающие, как правило, некото­рые действия, реализу­емые в данный мо­мент В правый верхний угол, как правило, попадают фи­гурки, отражающие мечта­ния, планы на будущее, мысли о взаимодействии в социуме: от детского сада, школы, до работы. Взаимодействие с отцом, другими значимыми муж­чинами Фигурки в правой цент­ральной части отражают стремления, желания ав­тора песочной картины Попавшие в правую ниж­нюю часть фигурки, сим­волизируют некие дей­ствия, которые возможны в будущем. Действия по отношению к социально­му окружению или значи­мым мужским фигурам

ны с мыслями, фантазиями, мечтаниями. Средние сектора — с эмоциональными процессами. Нижние сектора — с реальными конкретными действиями.

Заметим, что такая интерпретация справедлива только для «праворуких». Для «левшей» — все зеркально.

Заполненность частей песочницы и ее секторов расскажет много интересного о человеке. Например, если заметно смеще­ние действия в песочнице кверху, перед нами человек, склон­ный к мечтаниям. Если у него нет уравновешивающих фигу­рок внизу, задача специалиста помочь ему в процессе реализа­ции задуманного. Причем, иногда полезно даже составлять четкие планы действий. Люди «приземленные» заполняют ниж­ние сектора песочницы. В этом случае развитие фантазии на занятиях песочной терапией станет важным уравновешиваю­щим моментом. Смещение в левую или правую часть покажет человека, которым владеет либо прошлое, либо будущее.

Однако, нужно опасаться преждевременных выводов и повер­хностных интерпретаций. Мы имеет дело с внутренними про­цессами человека. Не всегда они могут быть объяснены и про­интерпретированы. Если у специалиста нет достаточного опыта работы с символами (например, в контексте юнгианской тера­пии), лучше «добывать» психодиагностическую информацию на уровне сюжета песочной сказки.

Итак, сбор психодиагностической информации из песочной сказки в индивидуальной форме осуществляется тремя способами:

— анализ событий, сюжета песочной сказки;

— анализ чувств, возникших в ответ на созерца­ние песочной картины;

— анализ расположения фигурок в песочнице и их символического значения.

Групповая форма

Основные психодиагностические «мишени» в групповой работе:

♦ характер взаимодействия в группе (для этого нами введен термин «стиль ситуативной коммуникации»);

♦ распределение ролей в группе;

♦ стиль поведения каждого участника группы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.124 (0.011 с.)