Улыбнулся странник и вынул из своей старой, потертой котомки волшебный круг. На секунду прижал старик к своей груди этот круг и бережно протянул его девчушке. С трепетом разглядывала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Улыбнулся странник и вынул из своей старой, потертой котомки волшебный круг. На секунду прижал старик к своей груди этот круг и бережно протянул его девчушке. С трепетом разглядывала



она потрепанную ленту. Да, да, это была старая, потрепанная лента, давно потерявшая свой первоначальный цвет. Концы ее были связаны в тугой узел, образуя круг.

«Дедушка, милый, можешь ли ты открыть мне тайну сво­его Волшебного Круга?» — спросила Крошка.

«Давным-давно, когда я еще был совсем юн и неопытен, решил я в одиночку отправиться в Путь. В Путь по дороге жизни. Мне было очень важно понять, в чем моя сила, а в чем слабость, что я уже знаю, а что предстоит еще узнать, чем я могу помочь нуждающимся, а в чем нуждаюсь сам. Нелегкий предстоял мне путь. Тогда мои друзья, с которы­ми я делил радости и утехи молодецкой жизни, снарядили меня в дорогу. Один из них поднес мне перо и чернила, что­бы я смог посылать весточки о себе; другой принес холщо­вый мешочек с горстью родной земли, чтобы я не забывал о Родине; третий — десяток пшеничных зерен, чтоб я не по­гиб с голоду; а самый близкий и верный друг подал мне голубую ленту... Подал и попросил связать концы этой трех­метровой ленты в тугой узел. Таким образом, в моих руках оказался круг. И в этот круг, взявшись за ленту молодыми, крепкими, надежными руками, встали мои друзья. И Круг в их руках ожил. Он был и бескрайним морем, и плотом, и пропастью, и переправой, и колодцем с живой водой, и паля­щим солнцем, и спасительным шатром. Круг в руках моих верных друзей стал Волшебным. Ведь он показал мне труд­ности, препятствия, ожидающие меня на Пути и способы их преодоления. Как зеницу ока берегу я его. Если бы ты знала, милая моя девочка, из каких только передряг не вытягивал меня этот Волшебный Круг. Я силен благодаря бесценному дару моих друзей!»

«Какой ты счастливый, дедушка! Как это важно в жизни — иметь таких друзей и заслужить их бес­ценный дар!» — промолвила Крошка и пригорюни­лась.

«Я пришел сегодня к вашему огню для того, что­бы преподнести тебе эту голубую ленту. Она цвета твоих глаз, мечты, бескрайних морей, бездонного неба и самых нежных на земле цветов — незабудок. Возьми ее, она твоя. Придет время, и ты, своими не-

жными и сильными руками, свяжешь концы ленты в тугой узел. И лента станет Волшебным кругом, в который встанут друзья. Встанут для того, чтобы одарить тебя силой добра и любви, придать смелости твоим мечтам и поступкам, отпра­вить тебя по Великому Пути Познания и побед. Я знаю, что это время не за горами!» Не успела Крошка поблагодарить старика, как тот исчез. А в руках девчушки осталась голу­бая лента, очень похожая на ту, которая сейчас в моих руках.

Удивительные подарки преподносит нам жизнь! Еще вче­ра Крошка не помышляла о счастье, а сегодня, держа в руках подарок странного старика, ощущала прилив неведомых ра­нее чувств.

И понеслись быстрокрылые мечты, прокладывая дорогу Жизни...

Много с тех пор прошло времени, Крошка выросла, пре­вратилась в красивую девушку. Судьба ее сложилась благо­получно. Хотя имя ее и не мелькало в заголовках газет, бла­годарные уста не раз произносили его. Ибо обладала она удивительным даром Доброты, который согревал души тех, кому это было нужно. А подарок странного старика, таким чудесным образом изменивший ее жизнь, она хранила, как талисман, рассказывая умеющим слушать его историю.

Вы спросите, не тот ли Волшебный Круг у меня в руках сейчас. Кто знает, дорогие друзья... Но, похоже, нам сегодня пред­стоит познать его волшебную силу.

Ход игры

Ведущий протягивает ленту одному из игроков группы. Тому, кому сейчас, по мнению ведущего, больше всех необходима помощь и поддержка уча­стников группы. Или тому, кто пожелает сам. И просит его связать концы ленты в тугой узел.

Затем участникам игры предлагается взяться за ленточный круг руками так, чтобы все размес­тились в кругу. Держаться за ленточный круг

можно двумя руками или одной рукой, если участников игры много. В этом случае участники игры располагаются друг за другом, «боком в круг».

Ведущий: «Дорогие друзья, в ваших сильных, крепких, трепет­ных и мужественных руках — круг. И в вашей воле и власти сотворить чудо и волшебство, насытив круг своей энергией, передав ему тепло и уверенность, чуткость и на­дежность ваших сердец и рук. Для этого необходимо сна­чала «познакомиться, подружиться» с кругом, обследовав, ощупав его. Можно попытаться круг растянуть, раска­чать. Что вы чувствуете при этом?»

Ребята: «Лента круга шершавая и прочная, не знаю, можно ли ее растянуть?» «А давайте попробуем! Только все вместе, на счет "раз, два, три!"»

Участники игры, держась за ленту обеими руками, слегка от­кидываются назад, при этом растягивая круг. Затем так же, на счет «раз, два, три» возвращаются обратно.

«Здорово! Такое впечатление, что Круг нас всех объеди­нил и удерживает вместе!»

«Мы все вместе благодаря этому кругу!» «Давайте еще разок повторим это действие. Это было чудесно!»

«А если круг раскачать? Что будет?»

Ведущий: «Круг в ваших руках, и вы можете делать с ним все, что захотите...»

Сюжет первый

Ребята раскачивают круг, сначала хаотично, а затем прислушиваются друг к другу и пытаются «поймать» общий ритм движения, и вот уже кто-то отсчитывает ритм, а кто-то тихонько напевает:

«Изгиб гитары желтой я обнимаю нежно,

Струна осколком эха пронзит тугую высь,

(и многие подхватывают)

Качнется купол неба большой и звездно-снежный,

Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались!»

Ребята: «Здорово как! Мы все в море, на корабле...» «А может быть это плот?!» «Давайте, сделаем шторм!» «Давайте!»

Ребята раскачивают круг, создавая эффект набегающей кру­той волны. При этом одни участники игры, стоящие рядом, удерживают круг в неподвижном положении, другие припод­нимают его вверх, рядом стоящие некоторое время удержива­ют его в неподвижном положении наверху, а другие резко опус­кают круг вниз. Создается волна. Действия ребят непрерыв­ные и ритмичные. Они по желанию могут замедлить или ускорить «бег волны».

Ведущий постоянно комментирует действия ребят, иногда про­воцируя на иное развитие игрового процесса. Например, так. Ведущий: «Бескрайнее море. Только несколько мгновений на­зад оно было спокойным и безмятежным. Но вот налетел сильный ветер, или разгневался Бог морей Нептун, и от морской глади не осталось и следа. Одна вол­на набегает на другую, грозя захлестнуть со­бой все, что встретит на своем пути. Жутко становится от разыгравшейся морской сти­хии. Но вот на гребне волны показался плот, а на плоту... А на этом плоту десяток испу­ганных, дрожащих от ужаса людей. Они толь­ко что пережили кораблекрушение. И сей­час, находясь на плоту, вцепились друг в друга

мертвой хваткой и ожидают неминуемой гибели. Что же делать, неужели ничто их не спасет? Как им посту­пить?»

И вот уже круг в руках участников игры превращается в плот. Ребята становятся внутрь круга, тесно прижавшись друг к другу, стараясь расположиться так, чтобы каждому хватило места в кругу.

Ведущий продолжает комментировать: «На этом плоту слыш­ны возгласы и отчаянья, и восторга. Я слышу какое-то сопение и толкание, что ж, видимо нельзя обойтись без этого, ведь каж­дому хочется занять место поудобнее и побезопаснее, чтобы не смыло набежавшей волной в открытое море. Быть может, сто­ит подумать о том, как разместить группу на плоту так, чтоб ее не смыло в море? Какие есть у вас предложения?» Ребята: «Да, ладно, и так хорошо. Главное крепче держаться!» «И не толкаться! И не дергаться!»

«Попробуй не дергаться, когда плот по волнам скачет!» «Я знаю! Надо маленьких и слабых в центр поставить, девчонок, например, а сильных с краю!»

«Точно, давайте так и встанем!» Ребята группируются так, как решили.

Ведущий: «Шторм усиливается, и группа, стоящая на плоту во весь рост, теряет свою устойчивость. Что делать, что пред­принять?»

Ребята: «Надо сесть, и тогда мы сможем сцепиться не только руками, но и ногами...»

«Да, и мы не будем так высоко возвышаться над волной...»

«Тогда уж вообще надо лечь и уцепиться каждо­му за край плота, как бы слиться с ним. Тогда точ­но можно будет удержаться на плоту!» «А хватит ли нам места?» «Давайте пробовать!»

Ребята стараются найти оптимальное решение, разместив на плоту всех участников игры. Варианты обыгрываются разные. Быстро убеждаются в том, что площадь круга незначительна, и лежа все игроки разместиться на ней не смогут. А укладывать­ся в несколько ярусов — довольно весело и забавно, но устойчи­вость плота при этом снижается. Тогда отрабатывают вариант размещения сидя. Тесно прижавшись друг к другу, переплета­ются руками и ногами, более легких сажают на ноги крепы­шам. Затем принимают решение, что находясь на гребне волны, можно всем одновременно группироваться, то есть наклонять­ся вперед, как бы складываясь пополам, а на нижней точке вол­ны распрямляться. Долго этот вопрос дискутировался. Ребята рисовали на доске и волны, и плот, пытаясь представить, как же это будет происходить наяву. И пришли к выводу, что идея заме­чательная, только действовать надо наоборот, на гребне волны — распрямляться, а при взлете и падении — группироваться. Ведущий: «Благодаря решительным и мудрым действиям по­терпевшим кораблекрушение людям удалось спастись. И через некоторое время волны выбросили их на скалис­тый остров. Усталые, измученные борьбой со стихией люди в изнеможении растянулись на твердой, надежной поверхности. Впервые за несколько дней они позволили себе расслабиться и отдохнуть. А затем решили поделиться своими впечатлениями о том, что пережили. Интересно узнать, о чем говорили спасшиеся люди, кого благодарили, о чем сожалели, какие ка­чества открыли в себе и в других, в какие ценности поверили?» Ребята: «Вместе не так страшно!»

«Ага, не страшно, потому что мы не ссори­лись, даже когда спорили. А если бы мы раз­ругались, то расцепили бы свои руки и по­гибли».

«Нет, несколько раз мы готовы были разругаться, но Коля не дал».

Ведущий: «Каким образом?»

Ребята: «А он предложил посадить самых легких ребят на ко­лени».

«Да, мы поняли, что нам не поместиться всем и сидя». «И уже мне не хотелось играть дальше». «Наверно, хорошо, что мы не стали слушать тех, кто предлагал ничего не менять, а просто держаться крепче...» «Да, мы постоянно искали, как сделать так, чтобы было удобно всем и хорошо, что мы слушали друг друга». Ведущий: «Как интересно! Если я вас правильно поняла, то очень важно прислушиваться друг к другу, принимать во вни­мание мнение каждого, не отказывать в рассмотрении любого предложения и вместе спокойно искать выход из создавшейся ситуации?»

Ребята: «Да! Много было предложений, мы пробовали и нашли». «Мне понравилось!»

«Мне тоже, хотя сначала я думал, что все это очень глу­по. Ведь это не море и не плот, а просто игра. А потом ничего, увлекся».

Ведущий: «И не просто увлекся, а давал очень ценные рекомен­дации, и не исключено, что именно благодаря тебе ребята справились со своей задачей».

Ребята: «Все помогали, все думали».

«Ура, мы на суше! Давайте играть дальше!» Ведущий: «Прежде, чем отправиться в дальнейший путь, нам необходимо выяснить, чему каждый из вас научился, "борясь со стихией"».

Приведем лишь некоторые высказывания ребят и комментарии ведущего.

Сережа Ш.: «Я не знаю, вроде я все это умел». Ведущий: «Что это? Уточни, пожалуйста!»

Сережа Ш.: «Я всегда думаю, когда что-то делаю. Или делаю, а потом думаю. И тут я думал вместе со всеми».

Ведущий: «Умница! Золотые слова: "Я думал вместе со всеми". Мне кажется, что ты начинаешь приобретать очень ценное качество — умение слушать и слышать других. Спасибо!»

Женя Т.: «А я теперь знаю, что каждому нужно, чтобы ему было хорошо и удобно. И со всеми можно договориться».

Ведущий: «Видимо, ты хочешь сказать, что при желании всегда можно создать комфортные условия для каждого челове­ка, несмотря на то, что на первый взгляд это кажется не­реальным?»

Женя Т.: «Да, я это теперь знаю. Нужно только терпение, чтоб не разодраться и не нагрубить. У меня это терпение есть. Немного, пока...»

Ведущий: «Спасибо, Женя, за твое терпение и такт, который ты проявил в этом испытании».

Саша 3.: «Я понял, что не надо сразу отказываться от игры, не надо торопиться. И все нужно пробовать до конца, ну то, что предлагали ребята».

Ведущий: «Как верно ты подметил! Бывают такие ситуации, которые кажутся безвыходными. И, кажется, проще всего отказаться от борьбы, и как поется в песне: "... Пора открыть кингстоны, К добру не привели проказы на воде..." Но пойти на дно мы ведь всегда успеем, может стоит немного побороться?!

И сегодня в игре ты отстоял свое "право на жизнь", принимая участие в борьбе за устой­чивость плота».

Света X.: «Мне просто нравилось играть с ребята­ми. Я тоже им помогала, советовала, как встать на плоту, как сесть. И они меня слу­шали».

Ведущий: «Как важно быть услышанной и понятой. Как это чудесно, когда к твоему мнению прислушиваются, благо­дарят за участие и помощь. Тогда общение приносит и радость, и пользу.

Итак, это опасное путешествие на плоту научило нас многому:

— слышать и слушать другого;

— учитывать интересы и желания каждого из нас;

— терпению и вниманию;

— не отказываться от борьбы;

— работать в группе и принимать коллективные реше­ния...»

Комментарий. Итак, логическая точка в игре поставлена. Отработан, прожит один из сюжетных образов. Ребята модели­ровали ситуацию катастрофы и искали пути выхода из нее. В спорах и сомненьях рождались решения, которые тут же были подвергнуты практическому испытанию. Игра обсуждена. Под­ведены некие итоги. Дан ответ на вопрос «Чему вас научила игра?» На этом занятие можно завершить, но если позволяет время и есть желание, то...ИСПЫТАНИЯ ПРОДОЛЖАЮТСЯ. Они плавно вытекают одно из другого.

Сюжет второй

Ведущий: «Оказавшись на скалистом берегу, не­много передохнув, собравшись с силами, группа пу­тешественников приступила к разработке "такти­ческого плана".

Что же делать дальше?

Может, остаться на берегу в ожидании проходя­щего мимо острова судна?

Или двигаться вглубь острова, чтобы исследовать тот мир, в котором оказались?

Какое принять решение? Очень важно взвесить все "за" и "против", ведь это решение может оказаться судьбонос­ным!».

Маленькое замечание. Пусть Вас, как ведущего, не пугают ни поднявшийся крик, ни затянувшаяся молчаливая пауза. В лю­бом случае стоит немного подождать, дать время ребятам «на­щупать» нить взаимодействия, чтобы использовать уже полу­ченный ранее игровой опыт проведения дебатов и «Шести шляп». Если же игроки «увязли» в пустых спорах, то необходи­мо будет напомнить им о том багаже, который уже ими приоб­ретен, но доселе не использовался.

Итак, спустя какое-то время решение принято. Допустим, что ребята, взвесив все «за» и «против», решили отказаться от исследования острова и остаться на берегу. Ведущий: «Наши путешественники остались на берегу. Ведь так важно не пропустить то спасительное судно, которое когда-нибудь пройдет мимо этого острова. Однако, ожида­ние спасения может занять как несколько дней, так и не­сколько лет. Пока ждешь помощи, необходимо питаться, пить пресную воду, иметь хоть какое-то надежное укры­тие от непогоды и нежданных гостей. Ведь кругом толь­ко песок, скалы и где-то вдалеке виднеется лесная расти­тельность. И то место, где оказались путешественники, отнюдь не тропический, жаркий, плодоносный остров, где на головы всем с утра до вечера падают бананы и коко­сы. А суровый скалистый край, обдуваемый холодными ветрами. В руках наших путеше­ственников оказались. Круг, сделанный из обыкновенной корсажной ленты; перо, бума­га и чернильница; мешочек с горстью род-

ной земли и десяток пшеничных зерен. Что же делать? Как использовать эти, ставшие бесценными, предметы, с максимальной пользой?»

Ведущий дает участникам игры семь минут на обсуждение поставленных проблем. По истечении отведенного времени ре­бята должны будут показать, как можно использовать Круг для рыболовства и охоты, строительства и защиты территории от нападения. Можно предложить ребятам разделиться на твор­ческие группы, которые и будут разрабатывать одну из про­блем. По истечении отпущенного времени творческие группы делятся своими наработками. Причем, все то, что придумано, важно разыграть с помощью пантомимических этюдов или про­вести «Практический семинар» по использованию Круга и дру­гих даров в различных экстремальных условиях.

Примеры рассуждений ребят:

Оказывается, что из круга можно «сплести» рыболовную сеть. И два рыбака, держась за края сети, должны стоять в воде по пояс в ожидании улова. А могут и поплавать с этой импровизи­рованной сетью. В любом случае, утверждают ребята, шансы на успех есть.

Еще из Круга можно сделать садок и укрепить его на дне с помощью валунов. «Берег скалистый, — рассуждали ребята, — поэтому камни на берегу найдутся. Главное — найти то место, куда на отмель "приходят" нереститься рыбы».

«Еще из Круга надо сделать силки для ловли птиц. Ведь на скалистых берегах так много птиц, которые устраивают себе гнездовье».

Ведущий: «Продемонстрируйте, пожалуйста, как из Круга можно сделать садок для ловли рыбы и си­лок для ловли птиц. Замечательно! А как вы будете ловить рыб и птиц на этом острове? Молодцы!.. Итак, у вас уже есть и рыба, и дичь. Можно приступать к приготовлению пищи. Но что же для этого надо?»

Ребята: «Выложить очаг из камней и внутри развести огонь. Камнями мы будем высекать искры. В очаге мы подож­жем крепкие и толстые сухие стебли травы, которой так много на берегу. Мы сможем печь рыбу и птицу в горя­чих камнях или жарить ее на нагретом камне».

«Пить мы будем росу или дождевую воду, которую бу­дем собирать в чашу, сплетенную из морских водорослей. Дно и края этой чаши проложим широкими листьями водных растений».

«А еще мы придумали, как добывать соль! Надо поли­вать морской, соленой водой горячие камни. Вода выпа­рится, а соль останется. Ее можно собирать в тот холщо­вый мешочек, в котором хранится родная земля».

«Земля нам будет нужна для того, чтобы вырастить пшеницу. Вокруг только песок, а на песке почти ничего не растет. Мы из камней сделаем небольшой горшок. Смешаем землю с небольшим количеством песка и поса­дим зерна пшеницы. Будем их поливать, и они дадут всхо­ды. Скоро будет и урожай».

«И урожай будет хороший, потому что на острове мно­го птиц. Значит много птичьего помета. Это хорошее удоб­рение». (Ребята смеются.)

«У нас все продумано. И все по науке!»

Ведущий: «Я вижу, что вы решили обосноваться на острове ос­новательно!»

Ребята: «Никто не знает, когда мы сможем отсюда выбраться!»

Сюжет третий

Небольшая рекомендация. Для этого сюжета лучше заранее запастись прочной эластичной тка­нью. Размер: не менее трех метров в длину и двух

метров в ширину. Это может быть тюль, парашютный шелк, кримплен... Главное, чтобы ткань могла выдерживать значитель­ный вес и сильное натяжение.

Ведущий: «Многие земледельцы, отвечая на вопрос о том, что их больше всего радует в жизни, говорят, что нет ничего лучше, чем наблюдать результаты своего труда. Это — про­бивающиеся из земли первые, нежные, еще совсем хруп­кие ростки. Следить за их ростом, развитием, цветением и плодоношением. Как радостно собирать урожай, выращен­ный собственными руками! И самое главное, отмечают ку­десники-земледельцы, не забывать благодарить нашу кор­милицу — родную землю! Если я вас правильно поняла, вы предлагаете использовать полученные в дар пшенич­ные зерна, чтобы вырастить урожай. А все ли зерна вы посадите в землю?» Ребята: «Все!»

«Нет, не все. А вдруг всходы погибнут? Надо оставить несколько зерен про запас!»

«Точно! Пять зернышек посадим, а пять оставим». Ведущий: «Крибле-крабле-бум! В моих руках появляется проч­ная, эластичная ткань. Господа земледельцы, возьмитесь, пожалуйста, за края этой ткани и натяните ее. Замеча­тельно! В наших руках ткань превращается в ту горсть родной земли, в которую вы посадите сейчас пшеничные зерна. Но прежде чем зерна опустятся в землю, ее необходимо взрыхлить, насытить воздухом, пропи­тать живительной влагой».

Ребята вместе с ведущим резкими и сильными движениями, не отпуская рук от ткани, подбрасы­вают ткань вверх, затем опускают вниз. Таким образом имитируют вскапывание. Затем плавны­ми, медленными, спокойными горизонтальными дви­жениями раскачивают ткань, изображая полив.

Ведущий: «Я вижу, что Земля готова принять пшеничные зер­на в свое лоно. Господа земледельцы, отберите пять зерен для посадки в землю».

Пятерым участникам игры предлагается стать зернами. Желающие быть зернами располагаются под тканью, в любой удобной для них позе — сидя, на корточках или лежа. Ведущий: «Приняла Земля здоровые и крепкие зерна в свое лоно для того, чтобы взрастить из них Чудо-Колосья, спо­собные накормить хлебами многих страждущих. Плотно сжала Земля в своих объятиях зерна, дабы как можно теплее и безопаснее было им. Чтобы больше сил и энер­гии взяли зерна от Матери Земли, чтобы насытились со­лями и минералами земными, чтобы смогли в нужный момент разорвать земную твердь, вырваться на поверх­ность навстречу солнцу!»

Участники игры, держащие ткань, опускают ее так, чтобы она немного сдавливала «зернышки», плотно прижималась к каж­дому игроку, находящемуся под тканью.

Ведущий: «Шло время, зерна крепли, наливались соками, стано­вились крупнее. В каждом из зерен развивался и креп малюсенький, пока еще, расточек. Но с каждым днем он становился все крепче и крепче. А Мать Земля радова­лась своему детищу, подпитывала, подбадривала и прове­ряла на силу и прочность».

В это время «зернышки» под тканью начинают движение. Это движение может быть и ростом вверх и вширь. «Земледельцы» продолжают играть с тканью, то припуская ее, давая слабину, то опять натягивая, пытаясь давить на «зернышки». Веду­щий комментирует происходящее, основываясь на действиях игроков.

Ведущий: «Но вот пришла пора, и один росточек появился на поверхности земли. Какой он

еще слабенький, но какой сильный духом, напористый, любознательный и целеустремленный! А вот еще один, еще, еще, еще..! Все пять ростков впервые увидели солнце, по­чувствовали его нежное прикосновение. Познакомились с воздухом, морским ветерком, весенним дождем и друг с другом».

«Земледельцы» опускают ткань так, чтобы «зернышки» мог­ли освободиться от нее. При этом учитывается желание каждо­го «зернышка». Никого не торопят с выходом из-под ткани, но и не задерживают под ней.

Ведущий: «А Мать Земля продолжает пестовать, взращивать любимых своих детей. Питать соками и водами. Давая возможность укрепиться в себе. Укрепиться, чтобы не могли сломить всходы ни ветер, ни дожди, ни грозы. Бы­вало, пригнутся всходы к земле, а потом, глядишь, и снова они, расправив свои стебельки, устремляются ввысь. Ря­дышком растут всходы, поддерживая друг друга, делясь и пищей, и влагой, стараясь не застилать друг другу свет. Растут Чудо-Колосья. Радуют и Землю Матушку, и земле­дельцев».

Ведущий предлагает «зернышкам» разместиться внутри Вол­шебного Круга. «Земледельцы» находятся с внешней стороны круга и держат его на уровне пояса. Раскачивают круг, изобра­жая ветер, грозы, дождь. «Зернышки» отыгрывают предлагае­мые ведущим и «земледельцами» ситуации. Ведущий: «Созрели Чудо-Колосья. И в каждом из них - множество крепких, сочных зерен, благодаря которым можно будет и изготовить муку, и испечь пышный пшеничный хлеб. Но это уже совсем другая история. А сейчас необходимо поблагода­рить Матушку Землю за ее труд, за заботу и ее чу­десный дар урожая. Как же это нам сделать?»

Ребята: «Нужно внести удобрения. Моя бабушка всегда так делает, когда картошку, морковку выкопает. Она земле "спасибо" говорит и удобрения всякие сыплет».

«Снова землю вскопать надо. Чтоб воздухом насыти­лась, как Вы говорили. И пусть отдыхает!»

«А праздники урожая — это тоже благодарность земле за ее труд?»

Ведущий: «Да, ребята, праздники урожая со всевозможными ри­туальными танцами, песнями и жертвоприношениями — это ритуал благодарности народа Земле Матушке. И пре­красная возможность наградить себя за упорный и не­легкий труд».

Ребята: «Мы перекопаем землю, внесем в нее удобрения и уст­роим праздник — праздник Урожая».

Рекомендации к развитию сюжета. Можно устроить:

— Праздник Урожая

— Пантомимический гимн Временам Года

— Гимн Богам природных стихий

— Выпечку хлебов и пр.

Выбор за участниками игры. Важно прийти к единому реше­нию. Затем разделиться на творческие группы, внутри кото­рых «раскручивается» выбранный сюжет. И далее самостоя­тельно творить!

Обсуждение игры

Ведущий: «Чему вы научились, разыгрывая воз­можности Волшебного Круга и других даров для охоты, рыболовства и земледелия?»

Сергей Ш.: «Плести из ленты корзинку. Силок для ловли птиц. Это макраме, так что ли называ­ется?»

Света X.: «Это я ребятам показала, как можно сплести садок. А стягивающую петлю Женя придумал! Мы все делали и придумывали вместе».

Женя Т.: «Не думайте только, что теперь я буду птиц ловить таким способом. Это нам надо было в игре и то, только для того, чтобы не умереть с голоду. И то мы решили пой­мать всего трех птиц, чтобы накормить группу, а осталь­ные пусть живут...»

Саша 3.: «Мне казалось все такой глупостью. Особенно эти пантомимы. И так все ясно и понятно. Птиц можно пой­мать, рыбу наловить, соль добыть и вырастить хлеб. А по­том понравилось быть зерном и постепенно прорастать. Хотя сначала хотелось быстро вырасти и быть первым! А интереснее всё, как вы говорите, прожить телом, прочув­ствовать не торопясь. Мне кажется, что я понял, что не тот росток лучше, который первый вырос из земли, а тот, который все впитал, что ему давали. Я это почувствовал. Здорово!»

Женя Т.: «Вот, вот, а то ты всегда торопишься!» Света X.: «Торопился!» Ведущий: «А как полученные знания вам помогут в реальной

жизни?»

Ребята: «А попадем на необитаемый остров и узнаем!» — сме­ются.

Ведущий: «А если отнестись к этому вопросу серь­езно?»

Женя Т.: «А если серьезно, то мне стало ясно, что даже лента в руках — большая сила». Света X.: «И можно многое сделать самим, своими руками. И не надо жаловаться, что нет того, нет сего!»

Саша 3.: «И без Макдональса можно прожить, и без булочек со взбитыми сливками...»

Сережа Ш.: «И надо меньше рассуждать, а больше делать — ловить рыбу, растить хлеб».

Ведущий: «Спасибо вам большое, мои дорогие друзья! Я почув­ствовала, что нахожусь в команде творческих и активных людей, людей, умеющих слушать и слышать друг друга. Людей, которым можно доверить свою жизнь».

Ребята: «Ура!» — смеются.

Ведущий: «Итак, одна группа накормила всех, напоила, обогре­ла всех у костра и даже успела вырастить урожай пшени­цы. А что предложат нам другие путешественники? Что необходимо предпринять для строительства жилища, его защиты? Да и для скорейшего возвращения домой?»

Сюжет четвертый

Ведущий: «Я предоставляю слово группе, которая разрабатыва­ла план строительства жилища и его охраны от неждан­ных гостей».

Ребята: «У нас есть перо, чернила и бумага, которую мы сначала хотели использовать для чертежей».

«Да, а потом решили, что это надо сберечь для другого дела. А чертежи будем делать на песке».

«Только сначала нам надо отправить сообщения о том, где мы находимся».

«Можно, мы попросим помощи у всех ребят?» Ведущий: «Пожалуйста, вы можете делать все, что

вам необходимо».

Ребята: «Возьмите ручки и листки бумаги. Нам надо послать записку, в которой мы просим помощи».

«Можно написать одну или две записки, но они могут пропасть. Мы решили, что чем больше будет записок, тем лучше. Пусть каж­дый напишет одну записку!»

Ведущий: «Аи, молодцы! Если каждый человек отправит сооб­щение о местонахождении потерпевших бедствие, то шан­сы на спасение будут увеличены! Главное необходимо как можно точнее указать координаты острова или описать его». На эту работу можно выделить минут пять. ♦Что же у вас получилось?» Приведем некоторые варианты текстов: «Мы на одиноком скалистом острове в холодном Бал­тийском море. Вышлете самолеты или вертолеты!»

«Группа из 15 человек потерпела кораблекрушение. Все пока живы. Находятся на скалистом острове, где много-много чаек. Срочно нужна помощь!»

«Помогите! Спасите! SOS! SOS! SOS! Мы погибаем на маленьком острове без питья и хлеба. Протянем еще 3 дня! Спасите нас!»

«Мама, хочу домой! Я на острове с друзьями, но без тебя мне плохо! Сообщи в газеты и на телевидение, пусть при­шлют помощь!»

Ребята зачитывают свои варианты текстов, обсуждают. Отме­чают те, которые, действительно, несут полезную информацию, и те, которые призваны лишь рассмешить, развеселить группу. Ре­бята говорят о том, что хорошо, когда не теряется чувство юмора в трудную минуту, но надобно и чернила и бумагу экономить. Ребята: «Теперь нам необходимо отправить эти письма. Мы предлагаем два варианта. Первый — оторвать ру­кава от непромокаемых курток-ветровок. Мы ведь отправлялись в путешествие по северному морю, значит и одеты в куртки-ветровки. Один край за­вязать узлом. Потом надуть рукав воздухом, как воздушный шарик, вложить туда записку и быст­ро, не выпуская воздух, завязать рукав. Такую «кол­басу» можно отправить по морю. Второй — пой­мать чайку, приманив рыбкой, привязать к ее лапке

записку и выпустить на свободу. Но записку обмотать не­промокаемой тканью, а то чайка сядет на воду, и записка намокнет, и чернила сотрутся».

Ведущий: «Ребята, остались ли у вас еще чернила и бумага?»

Ребята: «Остались!»

Ведущий: «Вы оказались на необитаемом острове. Вдали от род­ной земли. Вдали от того места, где вас так любят и ждут. Ждут родные, друзья. У вас есть только один листок бума­ги и капелька чернил. Воспользуйтесь этим для того, что­бы написать письмо самому дорогому для вас человеку. Не торопитесь, подумайте, что вы хотите сказать ему, в чем признаться, о чем попросить... Прочитайте про себя напи­санное вами письмо. Хочется ли что-нибудь добавить, ис­править? У вас есть на это время. Письма готовы? Прочи­тайте свое письмо еще раз. Положите в конверт, который я вам сейчас дам. Заклейте его, надпишите. Быть может, вам захочется передать это письмо в руки адресату. Если да, то сделайте это в ближайшее время. А если вы считаете, что этого делать не стоит, то пусть это письмо хранится у вас».

Сюжет пятый

Ведущий: «Отправив записки, необходимо подумать и о жили­ще...»

Ребята: «Мы будем делать чум. Нам нужны шесты. Их можно изготовить из стволов деревьев, которые рас­тут высоко в скалах».

«Поэтому мы, как альпинисты, используя ленту Волшебного Круга, будем поднимать­ся на скалы».

«А там есть все, что нам нужно. Высокие, стройные сосны. Но их надо срубить».

«А можно и не рубить. Ведь есть повален­ные деревья. Их надо освободить от веток».

«Я предлагаю из камней и палок сделать топоры, как у первобытных людей были. Камень к палке привязать с помощью круга».

«Точно!»

Ребята разыгрывают пантомиму, которую назвали «Лесоповал». Ведущий: «Я вижу, что заготовлены прекрасные шесты для чума.

Сейчас их будут спускать вниз. Каким образом?» Ребята: «А мы их скинем!»

Игроки, изображавшие стволы деревьев дружно кричат: «Нет, только не это!»

«Тогда обвяжем все изготовленные шесты лентой Вол­шебного Круга и будем спускать вниз».

Строители просят игроков, изображающих шесты, встать, плот­но прижавшись друг к другу. Их обвязывают Волшебным Кру­гом. Затем бережно передают из рук в руки, имитируя перека­тывание. Через некоторое время, когда «шесты спущены вниз», строители думают о том, как приступить к строительству чума. «Шесты вроем в песок, укрепим камнями, а вверху свя­жем их Волшебным Кругом. Расстояние между шестами переплетем срубленными ветвями».

Ребята разыгрывают построение чума. В роли строительного материала выступают все участники игры. Одни — шесты, дру­гие — каменья, третьи — ветви, которыми оплетают остов чума. Ведущий: «Итак, чум готов! Прочный, крепкий, просторный, надежный! И все это оказалось возможным благо­даря прекрасному мастерству архитекторов, строи­телей и высококачественному строительному ма­териалу! Молодцы!

Но как же сохранить наш чум от любопытства или нападения непрошеных гостей?» Ребята: «Мы думали об этом. Помните, у Гоголя в рассказе "Вий" герой, спасаясь от черта, чертит вок­руг себя круги? И мы тоже вокруг чума можем

выложить из камней и ракушек круг или нарисовать его на песке».

«Вряд ли это поможет, но мы сами по очереди будем охранять жилище».

Ведущий: «Спасибо большое всем, кто принял участие в строи­тельстве жилища и разработке плана по его охране. Ка­кой же новый опыт вы приобрели в этой игре? Какие новые качества открыли в себе и других?»

Ребята: «Мы научились слушать друг друга». «Ага, нас много, и мнения почти у всех разные. Интересные бывают».

Ведущий: «Если я вас правильно поняла, то оказывается, это очень интересно, прислушиваться к мнению друзей. Вни­мательно рассматривать каждое предложение, а не только настаивать на своей точке зрения».

Ребята: «Точно!» «Все равно приятно, когда мое предложение бывает лучшим».

«Да, но твое предложение дополняли и исправляли». «И это тоже было приятно! Ведь могли и не захотеть этого делать!»

«А я был бревном, что со мной только ни делали. Я все терпел. Но очень хотелось кому-то вдарить!»

Ведущий: «Скажи, пожалуйста, в какой момент тебе хотелось применить силу?»

Коля С: «Тогда, когда мне обрубали ветви. Это было довольно больно».

Ваня К.: «Так дереву тоже больно. Его не гладят, ему ветви обрубают».

Коля С: «Но я же не дерево — я человек. Можно и поосторожнее».

Ведущий: «"Я не дерево — я человек. А с челове­ком необходимо поосторожнее". Запомните ребята эти слова. Они дорогого стоят. Я при­касаюсь к человеку. И мои прикосновения

могут вызвать радость, спокойствие, приятные ощущения. А могут быть и иными — вызывать боль, раздражение, недовольство, гнев. В одном случае мне улыбнутся и по­благодарят, а в другом захотят "вдарить". Что же мне хочется получить от другого человека — улыбку или пи­нок? Быть может, пора задуматься над этим? Спасибо, ре­бята, за то, что вы всем нам дали повод к размышлению». Ребята: «А еще нас хотели скинуть со скалы!»

«Да, ладно, не скинули ведь, хотя бревна чаще всего так и скидывают».

«Но мы не бревна!»

«Но вас и не кидали! А очень бережно обвязали Вол­шебным Кругом и перекатывали из рук в руки. И вам это нравилось. Вы же повизгивали от восторга». «Да, это было здорово!» «Вот видите, мы учли ваше желание!»

Ведущий: «Вот тут строители, действительно, оказались на вы­соте, отказавшись от самого быстрого и поверхностного решения, не требующего никаких усилий. А нашли при­емлемый и технически грамотный вариант решения про­блемы».

Резюме ведущего: «Итак, дорогие друзья, путешественники, мы с вами начали с истории о Волшебном Круге. Но он от­крыл перед нами новые дороги. Могли ли вы предпола­гать это, когда я вам рассказывала сказку? Нет. Так и в жизни, казалось бы мелочь, какой-то круг из корсажной ленты, но если быть внимательным, увидишь много интересного, сделаешь открытия о себе самом и о тех, кто рядом. Давайте унесем с собой в наших сердцах тот опыт, который мы при­обрели в совместной игре. А ведь, по правде, это была настоящая жизнь! И все, что мы узнали, при­годится не только в экстремальных ситуациях. На-

верное, если мы будем более внимательны и терпеливы по отношению друг к другу, жизнь станет лучше и краси­вее. Надеюсь, что то тепло, которое было у нас здесь, твор­ческий поиск, желание сотрудничать, — все это вы поне­сете домой к своим самым близким людям. Они нуждаются в этом. И если когда-нибудь вдруг станет тос­кливо или обидно, покажется, что никто не понимает и не любит, вспомните о нашей игре, о Волшебном Круге, о том, как вы сами можете излучать добро и тепло. Пусть все лучшее останется в наших сердцах!»

Полотно счастья»

Ведущий:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.13 с.)