Криминалистическое исследование взрывных устройств и взрывчатых веществ. Взрывотехническая экспертиза.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Криминалистическое исследование взрывных устройств и взрывчатых веществ. Взрывотехническая экспертиза.



Это подотрасль крим. техники, которая изучает взрывные устройства:

- Промышленно изготовленные

- Штатные (ручные гранаты, мины)

- Самодельные, кустарные. Обычно упрощены и имеют корпуса из отрезков металлических труб, консервных банок, деревянных ящиков. Часто маскируются под различные бытовые предметы.

- Имитирующие взрывчатые объекты. Они не содержат взрывчатых веществ и смесей, но конструктивно похожи на штатные (учебные гранаты, макеты и муляжи взрывных устройств).

- Взрывчатые вещества: инициирующие вещества, вещества первичного действия (гремучая ртуть, тетразен), дробящего действия (тротил, нитроглицерин, пластит, динамит), метательного действия (дымный или бездымный порох), сера, фосфор, нефтепродукты, соли некоторых металлов, сера.

- Средства взрывания: запалы, взрыватели, детонаторы, детонирующие шнуры, зажигательные трубки, электродетонаторы, самодельные взрыватели.

- Следы применения: механические повреждения среды, окружающих предметов (воронки, разломы, сколы, деформации, травмы людей), вмятины от осколков, термические повреждения (окопчение, оплавление), остатки взрывного устройства (обрывки проводов, проволоки и шнура, части корпуса, взрыватель, обломки часового механизма и элементов электропитания).

 

Исследование базируется на данных физики и химии, а также на результатах изучения закономерностей механизма действия и технических особенностей полученные в криминалистике.

Результативность исследования зависит от того, насколько качественно собран материал с места взрыва.

Осмотр должен быть сплошным, с участием специалистов. Наибольшее число следов взрыва концентрируется в эпицентре взрыва (место воронки, наибольших разрушений). В этом месте обычно больше всего частиц взрывчатых веществ, следов термического действия, окопчения, газов.

Прибыв на место происшествия следователь должен:

1 – удостовериться, что охрана места происшествия правильно организована, потерпевшие эвакуированы, приняты меры безопасности.

2 – подробно опросить очевидцев и сотрудников милиции об обстоятельствах взрыва, количестве потерпевших

3 – дать поручение сотрудникам милиции о преследовании преступников по горячим следам, проведении поквартирного обхода на прилегающей территории с целью опроса свидетелей, прочесывании местности с целью поиска следов преступника, а такеж брошенных им предметов.

4 – с помощью специалистов и, если необходимо, кинолога обследовать место происшествия с целью обнаружения взрывных устройств.

5 – наметить порядок осмотра, чаще всего применяется эксцентрический – от центра взрыва к периферии. Осмотр может начинаться с периферии, если вокруг места происшествия собирается большое количество людей, и следы могут быть утеряны.

 

Сам осмотр производится так:

1 – Составляется план схема местности, где устанавливаются границы подлежащего осмотра. Обозначаются следы взрыва и его воздействия на объекты обстановки, места расположения очевидцев.

2 – С помощью сотрудников ОВД удаляются люди .

3 – взрывное устройство, если оно обнаружено, фотографируется, фиксируется (в протоколе), а затем обезвреживается.

 

Важно отметить, что на месте максимальных разрушений происходит отложение продуктов взрыва (газообразных) и они содержат следовые количества (в пределах 0, 000001 грамма или меньше) непродетонировавшего вещества, что позволит при проведении экспертизы установить вид вещества заряда, вплоть до определения марки.

 

*Обнаружение невзорвавшегося устройства.

В этом случае оно тщательно осматривается, измеряется, а также фотографируется (кроме того, производится его видеозапись).

После этого оно уничтожается на месте происшествия.

Все действия по взрывотехническому обследованию подозрительных предметов, обезвреживанию и уничтожению взрывных устройств выполняются силами подразделений Министерства Обороны, ФСБ, МЧС, МВД.

 

Фрагменты разрушенного взрывного устройства следует выявить и изъять для экспертного исследования. В этих целях изымают пробы в месте взрыва (грунта, газа, окопчения). Все это осуществляет специалист, кроме того, должны быть изъяты традиционные следы (отпечатки пальцев, следы обуви).

После изъятия фрагментов следователь осматривает их, чтобы вынести предварительные крим. версии (о факте и обстоятельствах взрыва, типе устройства, способе изготовления, средстве взрывания, местонахождении взрывного устройства в момент взрыва).

 

На экспертизу с места происшествия изымаются:

1 – предметы с наибольшими следами окопчений и оплавлений.

2 – пробы грунта, окопчения из очага взрыва. Пробы грунта помещаются в стеклянные банки с герметичной крышкой. Если грунт влажный, то он перед направлением просушивается.

3 – остатки, обломки взрывного устройства (осколки, обрывки шнуров, проволоки, детали часового механизма, элементов электропитания), которые упаковываются раздельно в пластиковые пакеты с указанием реквизитов.

4 – одежда потерпевших, находившаяся в непосредственной близости от центра взрыва.

5 – иные объекты, представляющие важность, на которые может указать специалист.

Затем оно направляется на взрывотехническую экспертизу – один из видов крим. экспертизы.

Взрывотехническая экспертиза отвечает на вопрос:

- Произошел ли в данном случае взрыв от взрывного устройства

- Какое взрывное устройство (мина, граната, снаряд, самодельное устройство) применено в данном случае

- Какова конструкция, способ материал изготовления

- НЕ являются ли представленные на исследование осколки частями корпуса взрывного устройства

- Имеет ли изготовившее устройство лицо специальные знания в области взрывного дела или схожей сфере

- Какое взрывчатое вещество использовано в качестве заряда

- Относится ли данное взрывчатое вещество к тому же виду, что и обнаруженное у подозреваемого.

- Не изготовлены ли они на одном предприятии

- Не относятся ли к одной производственной партии изготовления

- Мог ли при определенных условиях произойти самопроизвольный взрыв.

 

 

33. Почерк, его понятие, свойства и признаки. Почерковедческая экспертиза, ее подготовка и методы проведения.

Место почерковедческого исследования и почерковедческой экспертизы и его основы.

Документ – это разновидность источника доказательства, информация в котором выражена знаками, рукописными или печатными буквами, цифрами, символами.

Крим. исследование документов – это вид крим. техники. В свою очередь в крим. исследовании документов выделяются:

- Крим. исследование почерка (почерковедение)

- Крим. идентификация автора текста (автороведение)

- Технико-криминалистическое исследование документов

- Исследование документов в виде компьютерной информации

Задача изучения почерка состоит в:

- Установлении исполнителя

- Установлении свойств и состояний исполнителя (пол, возраст, физические и профессиональные особенности, состояние опьянение).

Почерковедение опирается на исследование навыков письма, которые проявляются в движениях руки.

Объект почерковедческого исследования – обширные рукописи, краткие записи, подписи, в которых проявились индивидуальные и устойчивые признаки письма.

Основной вопрос – идентификация исполнителя рукописи.

Могут быть решены вопросы об условиях исполнения рукописи, способах искажения почерка, определении пола исполнителя.

 

Основа почерковедения – теория крим. идентификации, психофизиология высшей нервной деятельности человека.

Основа идентификации человека по его письму – это его письменные навыки.

Навыки – это сложные механизмы нервной деятельности:

- Технические навыки (держание пишущего прибора, расположение листа бумаги, посадка человека при письме)

- Графические навыки (воспроизведение письменных знаков и их сочетаний)

- Навыки письменной речи (определение буквенного состава, словарный состав, использование тех или иных типов предложений).

Понятие почерка.

Почерк – это присущая каждому пишущему индивидуальная и динамическая устойчивая совокупность графических и технических навыков, отображенная в рукописях.

С точки зрения современной физиологии, а точнее ее учения о двигательных навыках, а точнее учения И. П. Павлова о динамическом стереотипе, почерк это своего рода динамический стереотип.

Что есть динамический стереотип?

Это система условно-рефлекторных связей, обеспечивающая поиск оптимального режима движения и его соответствие поставленной задаче при построении движения в сходных условиях.

Систематические упражнения в письме приводят к выработке определенной стереотипности и автоматизации письменных движений. Следовательно, в силу этой автоматизации почерк устойчив (после того, как он выработается). В старости почерк деградирует, снижается координация, упрощаются строения букв.

Почерк может перестраиваться применительно к изменениям в обстановке:

- Непривычные внешние условия письма

- Нарушение функций костно-мышечного или нервного аппарата

- Необычное психическое и физиологическое состояние пишущего

- Специальная целевая установка, например маскировка или имитация письма.

Свойства почерка.

1 - Относительная устойчивость почерка.

Она связана с динамическим стереотипом, о чем указано выше.

2 - Индивидуальность – это неповторимая совокупность особенностей почерка, связанная со своеобразием комплекса конкретных условий формирования почерка у каждого конкретного лица.

Индивидуализация происходит за счет:

- Анатомического строения лица

- Психологических особенностей лица

- Процесса обучения (методик преподавания письма, ЕТС).

В результате почерк приобретает такую совокупность особенностей, которая делает его индивидуальным и отличает от почерка любого другого человека.

Признаки почерка.

4.1) Топографические признаки письма – касаются расположения текста на странице.

1 – наличие или отсутствие полей

2 – относительные размеры полей

3 – форма полей (поле равномерное, сужающееся или расширяющееся к низу)

4 – форма линии поля (прямая, извилистая)

5 – наличие или отсутствие абзацев

6 – направление строк (строки горизонтальные, восходящие, нисходящие)

7 – способ выделения ключевых слов (если они есть): укрупненными знаками, печатными буквами, разрядкой, подчеркиванием

8 – относительное расположение знаков переноса

9 – способ обозначения даты (в строку с обозначением месяца, арабскими или римскими цифрами, с наличием или отсутствием нуля перед однозначным обозначением месяца)

10 – относительное расположение даты, подписи, знаков нумерации.

4.2) Общие признаки почерка – отображение в рукописи информации об общих свойствах письменно двигательного навыка, проявляющихся не в отдельных движениях, а в целостной системе письменных движений.

 

1 – степень выработанности почерка – уровень овладения техникой письма, который проявляется в способности пишущего выполнять текст быстрыми, координированными и устойчивыми движениями. Степень выработанности может быть только снижена. Повысить ее невозможно.

Степень выработанности может быть:

- Малая

- Средняя

- Высокая.

 

2 – темп письма:

- Быстрый, то есть написание букв, сочетаний и слов – без отрыва пишущего прибора от бумаги, упрощения в конструкциях букв, острые начала и окончания штрихов

- Медленный – частые отрывы пишущего прибора от бумаги, усложненные конструкции букв, тупые начала и окончания штрихов

 

3 – координация почерка

- Высокая – т.е. правильное выполнение букв и слов, пространственная точность движений

- Низкая – извилистость и изломы прямых штрихов, угловатость овалов, несоразмерность отдельных элементов, неточные начала и окончания штрихов букв

 

4 – устойчивость почерка

- Устойчивый – то есть повторяемость форм, размеров, наклонов письменных знаков и особенностей размещения текста на бумаге, в том числе при разных условиях письма.

- Неустойчивый

 

5 – соответствие официальным прописям. По соответствию официальным прописям различают:

- Простой почерк – то есть в основном соответствующий официальным прописям

- Упрощенный почерк – то есть отклонение от официальных прописей в сторону упрощения написания букв, сочетаний букв, слов

- Усложненный почерк.

 

6 – преобладающее направление движений почерка:

- правоокружные

- левоокружные

 

7 – положение продольных осей букв:

- правонаклонный

- прямой

- неустойчивый почерк

8 – связность почерка - количество букв, выполненных непрерывным движением (без отрыва пиущего прибора от бумаги)

- малая (до 3-х букв)

- средняя (3 – 6 букв)

- большая (свыше шести букв)

 

9 – высота букв

- малый почерк (< 2 мм)

- средний (2 – 4 мм)

- большой (> 4 мм)

 

10 – Разгон почерка – соотношение протяженности движений по горизонтали и вертикали

- Малый разгон (сжатый почерк) – ширина букв менее половины их высоты или равна ей

- Большой разгон – размашистый почерк – ширина букв больше их высоты.

 

4.3) Частные признаки – характеризуют отдельные стороны, особенности письменно-двигательного навыка, проявляющиеся при выполнении отдельных букв и их сочетаний.

 

5) Почерковедческая экспертиза.

Подготовка.

Следователю необходимо собрать сравнительные материалы и сведения об объектах исследования (тексту рукописи и ее исполнителю):

1 – Возраст, образование, какими языками владеет и какой письменностью может пользоваться

2 – пишет ли левой рукой (если да, то с какого времени и в связи с чем начал так писать)

3 - не страдает ли каким-либо нервными болезнями или заболеваниями рук и глаз

4- сведения о необычном выполнении исследуемого документа (по показаниям потерпевших или свидетелей)

5 – Необходимо документа, исполнитель которого должен быть установлен, необходимо предоставить образцы почерка предполагаемых исполнителей. Образцы почерка делятся на:

- Свободные образцы – рукописи, выполненные вне связи с расследуемым событием, до возбуждения уголовного дела.

Их можно найти по месту работы, учебы лица, дома, у родственников, в ОГВ. Вначале их надо проверить, например путем допроса подозреваемого установить, что они выполнены именно этим лицом.

- Экспериментальные образцы письма – это рукописи заранее определенного содержания, выполненные по предложению следователя предполагаемым исполнителем специально для экспертизы. Данные рукописи могут быть умышленно искажены.

- Условно свободные – то есть в процессе заполнения каких-либо документов.

Образцы должны быть:

- Подлинным (выполненными тем лицом, которое значится исполнителем)

- Сопоставимыми с исследуемой рукописью. Они должны отображать тот комплекс признаков, который проявился при написании исследуемого документа.

- Полными – то есть отражать все варианты почерка предполагаемого исполнителя.

Вопросы эксперту:

1 – Кем выполнен текст – мужчиной или женщиной. Данный вопрос решается как правило при большом объеме образцов текста

2 – Не выполнен ли текст намеренно измененным почерком или с подражанием почерку какого-то лица?

3 – не выполнен ли текст в необычных условиях или в определенном состоянии исполнителя или окружающей среды.

4 - в какой относительный период времени выполнен текст данного документа?

Этот вопрос удается решить лишь в отдельных случаях.

 

34. Признаки письменной речи, их классификация. Автороведческая экспертиза, ее возможности, подготовка, проведение



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.014 с.)