Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, формы и показатели уровня концентрации.

Поиск

Концентрация - сосредоточение средств производства, рабочей силы c целью увеличения производства продукции.

С экономической точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации – интенсивный, т.е. совершенствование всех технологических процессов, освоение научно-обоснованных систем земледелия и животноводства, улучшение условий кормления и содержания животных, комплексная механизация и автоматизация.

Степень концентрации определяется размерами производства

Два подхода к определению оптимального размера предприятия: графический и метод приведенных затрат.

Оптимальные размеры предприятий не абсолютны по своей природе, а поэтому не могут устанавливаться вне времени вне района размещения, т.к. они различны для разных периодов и экономических районов. Уровень концентрации характеризуется абсолютными и относительными показателями.

Абсолютные показатели уровня концентрации включают: объем выпуска продукции; среднегодовую численность работающих; среднегодовую стоимость производственных фондов; наличие энергетических мощностей. Наиболее объективным является показатель объема выпуска продукции, остальные используются для более всестороннего анализа уровня концентрации.

Относительные показатели уровня концентрации в отрасли включают: долю отдельного или крупнейших предприятий в выпуске продукции в отрасли; долю предприятия на рынке продаж; долю крупных предприятий в общей их численности в целом; долю основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости в отрасли др.

Преимущества крупных п\п: а) легче внедряются высокопроизводительная техника и оборудование, новые сорта растений и пород животных; б) создаются предпосылки для совершенствования организации производства; в) снижаются постоянные издержки на единицу продукции, что ведет к снижению общих издержек; г) создается возможность утилизации отходов и организации производства побочных продуктов; д) больше возможностей для углубления разделения и кооперирования труда; е) происходит соединение науки с производством, создаются научно-исследовательские комплексы.

Недостатки крупных предприятий: а) рост транспортных расходов; б) увеличение инвестиций; в) усложнение процесса управления; г) нарушение принципа равномерного размещения сельскохозяйственного производства и комплексного развития отдельных регионов страны; д) увеличение нагрузки на природную среду; е) возможность монополизации. Наиболее важным показателем экономической эффективности концентрации является производительность труда.

Для проведения антимонопольной политики, контроля за применением антимонопольного законодательства образован Антимонопольный комитет РФ и его территориальные управления.

Наличие в производстве и на товарном рынке нескольких крупных предприятий, занимающих доминирующее положение называется олигополией (немногочисленность фирм, высокие барьеры для вхождения в отрасль, всеобщая взаимозаменяемость, высокая степень взаимосвязи и координации).

Концерн характеризуется единством собственности и контроля, а в российском законодательстве подчеркивается сохранение предприятиями, входящими в состав концерна, своей самостоятельности, прав юридического лица, соблюдение антимонопольного законодательства.

Создание холдинговых компаний может осуществляться только с предварительного согласия соответствующих органов власти и управления субъектов РФ, на территории которых расположены предприятия, входящие в холдинговые компании.

Агрохолдинг – это объединения юридических лиц, функционирующих в сфере бизнеса, одно из которых, являясь головной компанией, управляет деятельностью остальных (дочерних, зависимых фирм), в силу преобладания их в уставном капитале или договора.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) – это объединение юридических лиц, в которое кроме промышленных и сельскохозяйственных предприятий, других хозяйственных организаций входят также кредитно-финансовые учреждения или промышленные предприятия с большим инвестиционным потенциалом. Участники ФПГ объединяют материальные и финансовые ресурсы для повышения конкурентоспособности и эффективности производства.

Диверсификация пр-ва и продукции в совр.условиях

Диверсификация производства —одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств и услуг, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной компании
Диверсификация выражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные накопления не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и для направления их на освоение новых видов продукции, создание новых производств и оказание всевозможных услуг.
В результате диверсификации производства предприятия превращаются в сложные многоцелевые комплексы, включающие производства, зачастую выпускающие продукцию и оказывающие услуги совершенно разного назначения и характера Диверсифицированным считается предприятие, когда более 30% общего объема продаж приходится на товары и услуги, не связанные с основной деятельностью предприятия.

Диверсификация производства способствует:
большей выживаемости любого хозяйственного субъекта в условиях рынка;
более полному использованию ресурсов предприятия;
наиболее полному насыщению рынка необходимыми товарами и услугами;
проведению антимонопольной политики.
В России, в связи с переходом на рыночные отношения, многие предприятия оказались в сложном экономическом положении только из-за того, что своевременно не осуществили диверсификацию производства. Но из этого не следует делать вывод. что диверсификация является панацеей от всех бед. Непродуманная и экономически не обоснованная диверсифи-кация может еще в большей мере усугубить финансовое положение любого промышленного предприятия.
Диверсификация производства зависит от многих факторов, прежде всего от типа производства.

диверсификация продукции одна из форм конкурентной борьбы в условиях современной рыночной экономики. Выражается в производстве значительного числа модификаций одной и той же продукции. На эффективность проведения диверсификации производ­ства влияют три группы факторов: макроэкономические, от­раслевые и внутрифирменные. Макроэкономические факторы, среди которых в первую очередь выделяются инвестиционная и налоговая политики государства, уровень инфляции, монетарная (денежно-кре­дитная) политика, создают существенные условия функцио­нирования строительного предприятия, которые могут носить как благоприятный, так и неблагоприятный характер для их деятельности. Инфляция обесценивает амортизационные ресурсы пред­приятий, уменьшает инвестиционную активность, что за­трудняет процесс простого воспроизводства основного капи­тала в виде основных производственных фондов. В то же время инфляция уменьшает предприниматель­скую активность, снижает экономическую эффективность де­ятельности предприятий, отрицательно сказывается на их финансовом положении

Понятие и структура рынка

Рынок – сфера товарного обмена, где возникают и реализуются отношения, связанные с процессом купли-продажи, имеет место конкретная хозяйственная деятельность по продвижению товаров и услуг от их производителей до потребителей.

четыре типа рыночных структур (моделей): чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Под структурой рынка понимаются основные характерные черты рынка, определяющие соотношения и характер взаимосвязи между его субъектами. Основными элементами рыночного механизма являются объект купли-продажи, цена, спрос и предложение. Достоинство рыночного механизма состоит в том, что он устанавливает непосредственную взаимосвязь между предложением (объектом продажи) и индивидуальным платежеспособным спросом (индивидуальной потребностью) и с учетом этой связи позволяет корректировать как предложение, так и спрос, а также определяющие их факторы (цену, объем производства, товарные запасы и т.п.).

Классификация рынков: - по экономическому назначению объектов рыночных отношений - рынок труда, рынок средств производства, рынок технологий, сырьевой рынок, рынок потребительских товаров, рынок услуг, финансовый рынок, рынок вторичного сырья, рынок духовных благ; - по уровню конкуренции - свободный (высококонкурентный), монополистический, олигополистический, дуополистический, - смешанный; - по масштабу охвата территории – региональный, национальный, мировой; - по характеру продаж – оптовый, розничный; - по отраслевой принадлежности – продовольствия, сельскохозяйственного сырья, промышленный, автомобильный, нефтяной и др.; - по степени доступности к объекту продажи – открытый, закрытый.

Социально-экономическая природа рынка раскрывается через его экономические функции: - функция связи производства с потребителем - перелив капитала, конкуренция, пропорции общественного производства; - информационная функция - о спросе, о предложении, о требованиях потребителей, о ценах, о рабочей силе; - функция стимулирования - экономическая свобода предприятий и производителей, рост производства продукции, повышение качества продукции, снижение затрат, самостоятельный выбор форм собственности, освоение достижений НТП; - функция динамичной пропорциональности в развитии – регионов, краев и областей, национальных хозяйств, интернационализации и интеграции; - функция экономичности потребления - сокращение издержек обращения в сфере потребления, соразмерность спроса населения с доходами.

Инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. Т.е. современная инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне. Рыночная инфраструктура АПК – это комплекс отраслей, подотраслей и сфер деятельности, цель которых – доведение сельскохозяйственной продукции и продовольствия от производителей до потребителей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.168.71 (0.011 с.)