Подготовьтесь к контрольному тесту по именным частям речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подготовьтесь к контрольному тесту по именным частям речи



 

9 неделя семестра

 

Практическое занятие № 4 (10я неделя семестра)

Глагол как часть речи.

Вид как несловоизменительная категория глагола.

Видовая корреляция. Одновидовые глаголы и двувидовые глаголы.

Залог.

Глагол как часть речи. Частеречная семантика глагола: представление категориальной семантики действия, состояния как процесса.

Инфинитив как особая глагольная форма. Его глагольные показатели. Использование инфинитива в предложении.

Грамматические категории глагола. Спряжение глагола. Основы глагола (настоящего времени и инфинитива) и формообразование. Понятие класса, продуктивные и непродуктивные классы, динамика в этой области.

Вид как несловоизменительная категория глагола. Отображение «внутреннего времени» глагольного слова. Обобщенная семантика глаголов несовершенного вида и глаголов совершенного вида. Средства видообразования глаголов. Видовая пара.

Категория залога как выражение взаимоотношений субъекта и объекта действия в значениях действительного и страдательного залога, которые реализуются и синтаксически, и морфологически. Значение действительного залога. Значение страдательного залога.

 

  1. Изучите тему по учебной литературе.
  2. Вопросы для подготовки:

1) Семантические, морфологические и синтаксические признаки глагола как части речи. Вопрос о парадигме глагола.

2) Как определить класс глагола? Составьте алгоритм спряжения глагола.

3) Переходные – непереходные, возвратные – невозвратные глаголы. Бинарная категория залога. Общая характеристика.

4) Современное понимание категории вида.

5) Признаки видовой пары. Одновидовые глаголы. Как их отличить от парных? Явление двувидовости в русском языке.

6) Понятие о способах глагольного действия. Их разновидности (сравните СД в РГ-80 и учебнике Шанского, Тихонова).

7) Продуктивные и непродуктивные способы видообразования. Средства выражения видовых значений.

  1. Составьте словарь лингвистических терминов: глагол, парадигма глагола, инфинитив, словоизменительные классы глагола, спряжение глагола, грамматическая категория вида глагола, видовая пара, одновидовые глаголы, двувидовые глаголы, имперфективация, перфективация, непродуктивные / продуктивные способы видообразования, переходные глаголы, грамматическая категория залога.

 

  1. Подберите газетный текст с 10 глаголами, наклейте его в тетрадь. Определите класс, спряжение каждого глагола (с доказательством), переходность, возвратность, залог, вид.

 

 

Образец: молча ть – молч а′т – непрод. класс; a║Ø; 2 спряжение (-а′т), неперех., невозвр., действительный залог, несов.вид;

подума ть - поду′маj ют - I прод. класс; 1 спряжение (инф. на – ать), неперех., невозвр., действительный залог, совершенный вид.

Практическое занятие № 5 (112я неделя семестра)

Словоизменительные категории наклонения, времени и лица глагола.

 

Словоизменительная категория лица – отображение говорящего и других участников коммуникативного акта. Изобилующие и недостаточные глаголы. Многозначность форм 1, 2, 3 лица, употребление форм лица в несобственных значениях. Безличные глаголы.

Словоизменительная категория времени и ее значения. Образование временных форм (аналитическое и синтетическое). Собственные оттенки значения форм настоящего времени (актуальное, постоянное, абстрактное). Транспозиция форм настоящего времени (настоящее историческое, репортажное). Значение форм прошедшего времени и транспозиция этих форм. Значение и употребление форм будущего времени.

Словоизменительная категория наклонения. Общая семантика категории – отображение идеи о реальности или нереальности происходящего. Значения наклонений. Употребление форм одних наклонений в значении других (транспозиция форм).

 

 

  1. Изучите тему по учебной литературе.
  2. Вопросы для подготовки:

1) Повелительное наклонение: образование форм и их значения.

2) Сослагательное наклонение: образование форм и их значения.

3) Изъявительное наклонение. Образование временных форм и их значение.

4) Переносное употребление различных форм наклонения и времени.

5) Что такое личная форма глагола? С какими категориями связана категория лица? Состав парадигмы лица.

6) Безличные глаголы, их семантические и морфологические особенности.

7) Выпишите в минимальном контексте 10 глаголов в форме инфинитива, определите их синтаксическую функцию.

8) Проанализируйте постоянные признаки выписанных глаголов.

  1. Составьте словарь лингвистических терминов: грамматическая категория наклонения, грамматическая категория времени глагола, грамматическая категория лица, безличные глаголы.
  2. Выполните полный морфологический анализ 2 глаголов из газетного текста к практическому занятию №4 (глаголы должны быть разных временных форм или различаться формами наклонений).

Задание №4 сдать на проверку на практическом занятии!

Схема анализа:

Глагол

1. Словоформа в тексте.

2. Часть речи, категориальное значение.

3. Начальная форма, вопрос к начальной форме, вопрос к словоформе в тексте.

4. Форма (спрягаемая, неспрягаемая).

5. Основы глагола (инфинитива, настоящего времени).

6. Класс глагола, показатель.

7. Спряжение глагола, показатель.

8. Вид глагола, значение, видовая пара, способ образования видовой пары, способ глагольного действия.

9. Переходность-непереходность, показатель.

10. Возвратность, показатель, значение.

11. Залог, показатель, значение.

12. Наклонение, показатель, значение.

13. Время, показатель, значение.

14. Лицо, показатель, значение.

15. Число, показатель, значение.

16. Род, показатель.

17. Синтаксические свойства (роль в предложении, связь с другими словами).

 

Образец:

В строительстве новых кварталов город использует комплексный и кластерный подходы, когда в жилых массивах новых микрорайонов появляются не просто отдельные объекты соцкультбыта, а образовательные кластеры, включающие детский сад, общеобразовательную школу, ДШИ, бассейн.

1. город использу ет

2. глагол использует, обозначает действие

3. н.ф. – использовать, что делать? что делает?

4. спрягаемая форма

5. образован от основы наст.времени – используй(эт) (ср.основу инфинитива – использова-(ть))

6. 3 класс - -ова/-уй

7. 1 спряжение, окончание –ет

8. глагол двувидовой, в контексте несов. вид (действие мыслится как незавершенное, не достигшее внутреннего предела)

9. переходный, использует что? (действие направлено на объект, выраженный в винительном падеже)

10. невозвратный (нет постфикса)

11. действительный залог (субъект действия – город в Им.падеже)

12. изъявительное наклонение (действие совершается в реальном времени), показатель - окончание

13. наст.время (расширенное) действие совершается не в момент речи, а подразумевает продолжаться некоторый период времени, показатель – окончание

14. 3 лицо, город_ использу ет

15. ед.число, город_ использу ет

16. родовые показатели глагола не выражены в форме глагола,

17. сказуемое, связь управление использует что? подход.

Практическое занятие № 6 (13я неделя семестра)

Причастие. Деепричастие.

Причастие – склоняемая подсистема глагола, выражающая залоговые значения. Образование причастий настоящего и прошедшего времени от соответствующих основ глагола. Стилистические оттенки значения причастных форм. Запреты на образование причастных форм.

Деепричастие – неизменяемая форма глагола, выражающая значение одновременности или последовательности действий одного субъекта в формах несовершенного и совершенного вида. Деепричастие как полупредикативная единица и проблема его употребления в предложении. Ограничения на формообразование деепричастий.

  1. Изучите тему по учебной литературе.

Вопросы для подготовки:

1. Вопрос о месте причастия и деепричастия в грамматической системе русского языка. Вопрос о глагольной парадигме.

2. Именные и глагольные признаки причастий.

3. Наречные и глагольные признаки деепричастий.

4. Образование и особенности употребления причастий и деепричастий в текстах различных стилей.

5. Образуйте возможные причастия и деепричастия от следующих глаголов: рассказать, светлеть, брать, выйти, опубликовать, проснуться, иметь, умываться, ужинать, вырасти.

  1. Составьте словарь лингвистических терминов: атрибутивные формы глагола (причастие, деепричастие).
  2. Выполните полный морфологический анализ 1 причастия и 1 деепричастия

 

Причастие

1. Словоформа в тексте.

2. Часть речи, категориальное значение.

3. Начальная форма, вопрос к начальной форме, вопрос к словоформе в тексте.

4. Глагол, от которого образовано причастие; основа глагола, от которой образовано причастие, суффикс причастия.

5. Вид, показатель.

6. Возвратность-невозвратность, показатель и значение.

7. Переходность-непереходность, показатель.

8. Залог, показатель.

9. Время (абсолютное, морфологическое; относительное), значение и показатель.

10. Полная или краткая форма, показатель.

11. Род, число, падеж, показатель.

12. Синтаксические свойства (роль в предложении, связь с другими словами).

Образец анализа:

  1. Крыши закиданн ые
  2. Причастие, особая форма глагола
  3. Н.ф. – закидать, что сделать? Какие?
  4. От глагола закидать, основа инфинитива + суф. –нн-
  5. Сов.вид, что сделанные, действие, достигшее внутреннего предела.
  6. Невозвратное, нет постфикса
  7. По глаголу переходное – закидать что? (управляет объектом в винительном падеже)
  8. Страдательный залог, показатель суф. –нн-
  9. Прошедшее время, показатель суф. –нн-, действие закончено к моменту речи
  10. Полная форма, показатель – окончание -ые
  11. мн.ч., Им.п. (-ые), адъективный тип склонения.
  12. определение

Деепричастие

1. Словоформа в тексте.

2. Часть речи, категориальное значение, вопрос к словоформе в тексте.

3. Глагол, от которого образовано деепричастие. Основа глагола, от которого образовано деепричастие, суффикс деепричастия.

4. Вид, показатель.

5. Возвратность-невозвратность, показатель и значение.

6. Переходность-непереходность, показатель.

7. Залог, показатель.

8. Время, значение.

9. Синтаксические свойства (роль в предложении, связь с другими словами).

Образец анализа:

  1. Ответил посмотрев
  2. Деепричастие, особая форма глагола, обозначает добавочное действие, что сделав?
  3. Образовано от глагола посмотреть – основа посмотре- + суф. –в-
  4. Совершенный вид, что сделав? Действие мыслится как достигшее внутренний предел.
  5. Невозвратный
  6. Переходный
  7. Действительный залог
  8. время действия – относительное (предшествует действию глагола-сказуемого)
  9. обстоятельство

Практическое занятие № 7 (14 неделя семестра)

Повторение. Подготовка к контрольной работе.

1. Самостоятельно изучить наречия, слова категории состояния, модальные слова, междометия, служебные части речи.

Обобщенная частеречная семантика наречий – признак признака (процессуального или качественного) или предмета. Разряды наречий по значению: обстоятельственные и определительные. Местоименные наречия. Сочетаемость с глаголами, прилагательными и существительными. Деривативные процессы: образование наречий из слов других частей речи и переход наречий в другие части речи. Морфологические признаки наречий: образование степеней сравнения у отадъективных наречий на –о и неизменяемость отыменных и отглагольных. Правописание наречий.

Категория состояния. Дискуссионность наличия этой части речи. Типы слов, составляющие ее. Критерии ее выделения: 1) семантический – «безличность»: модальные значения (долженствование, запрет, разрешение), значения бессубъектного состояния среды, инактивного состояния человека или существа, а также выражение оценки действия, процесса, состояния, 2) синтаксический: в аспекте членов предложения.

Общая семантическая, морфологическая и синтаксическая характеристика служебных частей речи.

Предлоги как часть речи. Разряды предлогов по образованию (первообразные и производные) и строению (простые, составные). Правописание предлогов. Разряды по значению (однозначные и многозначные) и по сочетанию с падежными формами. Использование предложно-падежных форм в речи. Лексикализация предлогов как выразительный прием.

Союзы. Разряды союзов по синтаксической функции и по значению. Разряды союзов по строению. Правописание производных союзов.

Модальные слова. Общее представление о диктальной и модальной семантике предложения. Семантические разряды модальных слов. Их синтаксический статус. Происхождение модальных слов.

Частицы. Выражение диктальных и модальных аспектов значения предложения и разряды частиц по значению (смысловые, эмоционально-экспрессивные, модальные (формообразующие). Разряды частиц по образованию (немотивированные, отыменные, отглагольные).

Междометия. Значение и состав междометий. Их разряды с точки зрения семантических (модальных) функций. Звукоподражательные слова и понятие фоносемантики.

Правописание предлогов, союзов и частиц.

2. Проблемы в классификации частей речи. Омонимия частей речи.

3. Повторить схемы анализа всех частей речи (в том числе наречий, служебных частей речи).

4. Подготовиться к выполнению тестовой контрольной работы по глаголу, причастию и деепричастию.

Последнее занятие (15я неделя семестра)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.033 с.)