Предмет и объект морфологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и объект морфологии.



Практические занятия

 

Практическое занятие № 1 (4я неделя семестра)

Предмет и объект морфологии.

Основные понятия и единицы морфологии.

Части речи, принципы их классификации в русском языке.

 

Предмет морфологии. Лексическое и грамматическое в слове. Обязательность, регулярность и оппозитивность как отличительные свойства грамматических явлений. Грамматическое значение (ГЗ), грамматическая форма (ГФ) и грамматическая / морфологическая категория (ГК/МК). Лексико-грамматический разряд (семантико-грамматический) (Л-ГР). Средства и способы выражения ГЗ в русском языке.

Принципы классификации частей речи. Система частей речи в русском языке.

 

1. Изучите тему по учебной литературе:

Русская грамматика, Т.1. (РГ-80)

Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. (любое издание)

Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. Ч.2: Морфология. Синтаксис / под ред. Е.И. Дибровой (любое издание)

Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Ч.2, §36-41.

 

2. Составьте словарь лингвистических терминов: грамматика, грамматическая (морфологическая) категория, лексико-грамматический разряд, грамматическая (морфологическая) парадигма, грамматическое значение, грамматическая форма, средства и способы выражения грамматического значения, словоизменение, словообразование, часть речи; семантические, морфологические и синтаксические признаки части речи.

 

3. Сделайте реферат на тему «Учение о частях речи в современном русском языке» (форма произвольная).

В реферате: а) представьте различные классификации частей речи: современное состояние в историческом развитии (см. пункт 1 практического задания); б) попытайтесь определить, на основе каких критериев составлены классификации; в) выделите проблемные вопросы, посмотрите, как они решаются в каждом конкретном случае. Реферат сдать на проверку на практическом занятии!

4. Определите, к каким частям речи относятся слова из текста и почему (приведите доказательства). Выделите слова, которые могут быть отнесены к разным частям речи. Определите средства и способы выражения ГЗ.

 

Всякий раз, когда что-нибудь очень хочется сделать, остановись и подумай: хорошо ли то, чего тебе хочется. (Л. Толстой)

Практическое занятие № 2 (6я неделя семестра)

Имя существительное как часть речи. Семантико-грамматические

Имя прилагательное как часть речи.

Имя числительное как часть речи.

Грамматические показатели прилагательного. Общая характеристика лексико-грамматических разрядов прилагательных, их семантика и обусловленные ею грамматические особенности.

Языковая игра – образование форм степеней сравнения, кратких форм прилагательных или дериватов со значением степени качества; образование притяжательных прилагательных от ненадлежащих основ (от неодушевленных существительных).

Развитие многозначности у прилагательных разных разрядов как стилистический прием, их переход в иные разряды (транспозиция) и приобретение (или потеря) соответствующих разряду грамматических способностей (признаков).

Правописание имен прилагательных.

Вопрос об объеме числительного (школьная грамматика, РГ-80). Разряды имени числительного: количественные, собирательные. Дискуссионность наличия разряда порядковых числительных (типа «первый», «последний»). Частеречная отнесенность слов типа «миллион», «много», «столько».

Количественные числительные и их морфологические особенности (склонение некоторых простых («сорок», «сто»), сложных («полтора», «полтораста», «одиннадцать», «пятьдесят») и составных. Синтаксические способности числительных. Проблемы сочетаемости составных числительных на «два» – «четыре» с существительными pluralia tantum. Правописание сложных слов с одной из основ – именем числительным. Собирательные числительные: ограничения на образование, на сочетаемость в зависимости от семантической группы существительных. Субстантивация собирательных числительных. Правописание наречий, образованных от числительных.

Правописание числительных.

 

1. Изучите тему по учебной литературе (смотрите литературу к практическим занятиям №1,2)

2. Составьте словарь лингвистических терминов: имя прилагательное, качественные прилагательные, относительные прилагательные, притяжательные прилагательные, склонение прилагательных, краткая / полная формы прилагательных, степени сравнения прилагательных (положительная, сравнительная, превосходная), субстантивация прилагательных, имя числительное, количественные числительные, собирательные числительные, порядковые числительные, дробные числительные.

3. Ответьте на вопросы:

1) На основе каких признаков выделяются лексико-грамматические разряды прилагательных (качественные, относительные, притяжательные)? Приёмы различения? Вопрос о притяжательных прилагательных. Условия перехода прилагательных из одного разряда в другой?

2) Образование степеней сравнения имён прилагательных. Различные взгляды на степени сравнения имен прилагательных (ср.: учебник Шанского, Тихонова; РГ - 80; учебник под редакцией Белошапковой).

3) Семантические, морфологические и синтаксические особенности кратких форм.

4) Типы склонения имён прилагательных.

5) Как рассматривается объем числительного: вопрос о порядковых и дробных числительных?

6) Морфологические и синтаксические признаки числительных разных разрядов. Особенности употребления собирательных числительных?

7) Типы склонения имен числительных?

 

4. Сделать полный морфологический анализ 3 прилагательных и 2 числительных (любой газетный, журнальный текст).

Задание №4 сдать на проверку на практическом занятии!

Имя прилагательное

1. Словоформа в тексте, простая или аналитическая, средство выражения ГЗ

2. Часть речи, категориальное и конкретное значение

3. Начальная форма, вопрос к начальной форме, в порос к словоформе в тексте

постоянные признаки:

4. Разряд (качественное, относительное, притяжательное), показатели

непостоянные признаки:

5. Полная или краткая форма, показатель, имеет ли параллельные формы

6. Степень сравнения, показатели, значение

7. Число, род, падеж, значение рода, числа, падежа, показатель

8. Синтаксические свойства (слово, от которого зависит прилагательное, связь с другими словами, роль в предложении)

какой?

 
 


Образец: сладкий запах

1. Сладкий – простая форма, средство выражения ГЗ – окончание –ий

2. прилагательное, т.к. имеет значение атрибутивности

3. Н.Ф. – сладкий, какой? Какой?

Пост. признаки:

4. качественное (сладок, слаще), адъективное склонение, смешанный вариант.

Непост. признаки:

5. Употреблено в полной форме, показатель – окончание, параллельных форм нет;

6. В положительной степени, показатель – окончание и разряд;

7. ед.ч., м.р., И.п.; средство выражения ГЗ – окончание, способ синтетический. Парадигма полная.

8. В предложении - определение.

 

Имя числительное

1. Словоформа в тексте, способ выражения (словесный, цифровой), средство выражения ГЗ

2. Часть речи, категориальное значение

3. Начальная форма, вопрос к начальной форме, вопрос к словоформе в тексте

постоянные признаки:

4. Разряд и разновидность разряда, значение, показатель

5. Структура (простое, сложное, составное)

6. Тип склонения и его характеристика

непостоянные признаки:

7. Род

8. Число

9. Падеж, показатель

10. Синтаксические свойства (одиночное или в словосочетании, связь с другими словами, роль в предложении)

 

Образец: двадцать три минуты

1. Двадцать три, словесный способ выражения

2. числительное, т.к. обозначает количество

3. Н.ф. - двадцать три

Пост. пр.:

4. по значению - количественное,

5. по структуре составное,

6. склоняется по 3 субстантивному (двадцать) и смешанному (три) типу.

Непост. признаки:

7. рода не имеет

8. числа не имеет

9. Употреблено в форме И.п.,. Средство выражения ГЗ -, способ синтетический.

10. Числит. управляет сущ в Р.п., ед.ч., образует неразложимое количественно-именное словосочетание, которое является подлежащим.

САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ

Местоимение как часть речи

 

Вопрос о местоименных словах в русском языкознании (В.В. Виноградов, РГ-80, И.Г. Милославский и др.). Классификация местоимений по формообразованию в соотношении с другими частями речи: склонение по типу существительных у местоимений-существительных (личных, некоторых относительных и производных от них неопределенных и отрицательных, возвратных), по типу прилагательных (у притяжательных, определительных, некоторых относительно-вопросительных), по типу числительных; неизменяемые местоимения-наречия.

Классификация местоимений по разрядам на семантической основе. Разряды местоимений: личные, притяжательные, возвратные, определительные, указательные, вопросительно-относительные, неопределенные, отрицательные.

Функционирование местоимений как заменителей полнозначных имен, соотносимых с основными понятийными категориями: предметности, вещности, личности, качественности, количественности, принадлежности, локализации во времени и пространстве. Текстовая функция местоимений.

Стилистика местоимений: употребление форм лица и числа в несобственных значениях. Сложности употребления местоимений (согласование по числу и роду с анафорическими существительными, условия употребления притяжательного «свой»).

Правописание местоимений.

 

  1. Изучите тему по РГ-80 и вузовским учебникам.
  2. Ответьте на вопросы:

1) В чем своеобразие местоимений? Их место в грамматической системе языка. Вопрос об объёме местоимения как части речи.

2) На основе каких признаков можно классифицировать местоимения? Результаты классификации представить в виде опорного конспекта или схемы. С чем связана грамматическая неоднородность местоимений?

  1. Составьте словарь лингвистических терминов: местоимение, местоимения-существительные, личные местоимения, вопросительные местоимения, неопределенные местоимения, отрицательные местоимения, относительные местоимения, указательные местоимения, притяжательные местоимения, определительные местоимения.

 

4.Сделать полный морфологический анализ 5 местоимений (любой газетный текст).

Задание №4 сдать на проверку на контрольном тесте по именным частям речи (с 22 по 28 октября)!

Схема анализа:

Местоимение

1. Словоформа в тексте, средство выражения ГЗ

2. Часть речи, категориальное значение

3. Начальная форма, вопрос к начальной форме, вопрос к словоформе в тексте

4. Разряд по соотношению с другими частями речи, показатель

5. Разряд лексико-грамматический

6. Одушевленное или неодушевленное, показатель

7. Тип склонения и его характеристика

8. Лицо, значение

9. Род, число, значение; падеж, показатели рода, числа, падежа

10. Синтаксические свойства (связь с другими словами, роль в предложении

Чью?

Образец: мою героиню - местоимение, т.к. указывает на признак предмета. Н.ф. - мой.

1) Постоянные признаки: разряд по соотношению с другими частями речи - обобщенно-качественное (или местоимение-прилагательное), разряд по значению - притяжательное. Смешанное склонение.

2) Употреблено в форме В.п., ед.ч., ж.р. средство выражения ГЗ -

3) В предложении является определением.

 

ВНИМАНИЕ!

Глагол как часть речи.

Залог.

Глагол как часть речи. Частеречная семантика глагола: представление категориальной семантики действия, состояния как процесса.

Инфинитив как особая глагольная форма. Его глагольные показатели. Использование инфинитива в предложении.

Грамматические категории глагола. Спряжение глагола. Основы глагола (настоящего времени и инфинитива) и формообразование. Понятие класса, продуктивные и непродуктивные классы, динамика в этой области.

Вид как несловоизменительная категория глагола. Отображение «внутреннего времени» глагольного слова. Обобщенная семантика глаголов несовершенного вида и глаголов совершенного вида. Средства видообразования глаголов. Видовая пара.

Категория залога как выражение взаимоотношений субъекта и объекта действия в значениях действительного и страдательного залога, которые реализуются и синтаксически, и морфологически. Значение действительного залога. Значение страдательного залога.

 

  1. Изучите тему по учебной литературе.
  2. Вопросы для подготовки:

1) Семантические, морфологические и синтаксические признаки глагола как части речи. Вопрос о парадигме глагола.

2) Как определить класс глагола? Составьте алгоритм спряжения глагола.

3) Переходные – непереходные, возвратные – невозвратные глаголы. Бинарная категория залога. Общая характеристика.

4) Современное понимание категории вида.

5) Признаки видовой пары. Одновидовые глаголы. Как их отличить от парных? Явление двувидовости в русском языке.

6) Понятие о способах глагольного действия. Их разновидности (сравните СД в РГ-80 и учебнике Шанского, Тихонова).

7) Продуктивные и непродуктивные способы видообразования. Средства выражения видовых значений.

  1. Составьте словарь лингвистических терминов: глагол, парадигма глагола, инфинитив, словоизменительные классы глагола, спряжение глагола, грамматическая категория вида глагола, видовая пара, одновидовые глаголы, двувидовые глаголы, имперфективация, перфективация, непродуктивные / продуктивные способы видообразования, переходные глаголы, грамматическая категория залога.

 

  1. Подберите газетный текст с 10 глаголами, наклейте его в тетрадь. Определите класс, спряжение каждого глагола (с доказательством), переходность, возвратность, залог, вид.

 

 

Образец: молча ть – молч а′т – непрод. класс; a║Ø; 2 спряжение (-а′т), неперех., невозвр., действительный залог, несов.вид;

подума ть - поду′маj ют - I прод. класс; 1 спряжение (инф. на – ать), неперех., невозвр., действительный залог, совершенный вид.

Практическое занятие № 5 (112я неделя семестра)

Глагол

1. Словоформа в тексте.

2. Часть речи, категориальное значение.

3. Начальная форма, вопрос к начальной форме, вопрос к словоформе в тексте.

4. Форма (спрягаемая, неспрягаемая).

5. Основы глагола (инфинитива, настоящего времени).

6. Класс глагола, показатель.

7. Спряжение глагола, показатель.

8. Вид глагола, значение, видовая пара, способ образования видовой пары, способ глагольного действия.

9. Переходность-непереходность, показатель.

10. Возвратность, показатель, значение.

11. Залог, показатель, значение.

12. Наклонение, показатель, значение.

13. Время, показатель, значение.

14. Лицо, показатель, значение.

15. Число, показатель, значение.

16. Род, показатель.

17. Синтаксические свойства (роль в предложении, связь с другими словами).

 

Образец:

В строительстве новых кварталов город использует комплексный и кластерный подходы, когда в жилых массивах новых микрорайонов появляются не просто отдельные объекты соцкультбыта, а образовательные кластеры, включающие детский сад, общеобразовательную школу, ДШИ, бассейн.

1. город использу ет

2. глагол использует, обозначает действие

3. н.ф. – использовать, что делать? что делает?

4. спрягаемая форма

5. образован от основы наст.времени – используй(эт) (ср.основу инфинитива – использова-(ть))

6. 3 класс - -ова/-уй

7. 1 спряжение, окончание –ет

8. глагол двувидовой, в контексте несов. вид (действие мыслится как незавершенное, не достигшее внутреннего предела)

9. переходный, использует что? (действие направлено на объект, выраженный в винительном падеже)

10. невозвратный (нет постфикса)

11. действительный залог (субъект действия – город в Им.падеже)

12. изъявительное наклонение (действие совершается в реальном времени), показатель - окончание

13. наст.время (расширенное) действие совершается не в момент речи, а подразумевает продолжаться некоторый период времени, показатель – окончание

14. 3 лицо, город_ использу ет

15. ед.число, город_ использу ет

16. родовые показатели глагола не выражены в форме глагола,

17. сказуемое, связь управление использует что? подход.

Практическое занятие № 6 (13я неделя семестра)

Причастие. Деепричастие.

Причастие – склоняемая подсистема глагола, выражающая залоговые значения. Образование причастий настоящего и прошедшего времени от соответствующих основ глагола. Стилистические оттенки значения причастных форм. Запреты на образование причастных форм.

Деепричастие – неизменяемая форма глагола, выражающая значение одновременности или последовательности действий одного субъекта в формах несовершенного и совершенного вида. Деепричастие как полупредикативная единица и проблема его употребления в предложении. Ограничения на формообразование деепричастий.

  1. Изучите тему по учебной литературе.

Вопросы для подготовки:

1. Вопрос о месте причастия и деепричастия в грамматической системе русского языка. Вопрос о глагольной парадигме.

2. Именные и глагольные признаки причастий.

3. Наречные и глагольные признаки деепричастий.

4. Образование и особенности употребления причастий и деепричастий в текстах различных стилей.

5. Образуйте возможные причастия и деепричастия от следующих глаголов: рассказать, светлеть, брать, выйти, опубликовать, проснуться, иметь, умываться, ужинать, вырасти.

  1. Составьте словарь лингвистических терминов: атрибутивные формы глагола (причастие, деепричастие).
  2. Выполните полный морфологический анализ 1 причастия и 1 деепричастия

 

Причастие

1. Словоформа в тексте.

2. Часть речи, категориальное значение.

3. Начальная форма, вопрос к начальной форме, вопрос к словоформе в тексте.

4. Глагол, от которого образовано причастие; основа глагола, от которой образовано причастие, суффикс причастия.

5. Вид, показатель.

6. Возвратность-невозвратность, показатель и значение.

7. Переходность-непереходность, показатель.

8. Залог, показатель.

9. Время (абсолютное, морфологическое; относительное), значение и показатель.

10. Полная или краткая форма, показатель.

11. Род, число, падеж, показатель.

12. Синтаксические свойства (роль в предложении, связь с другими словами).

Образец анализа:

  1. Крыши закиданн ые
  2. Причастие, особая форма глагола
  3. Н.ф. – закидать, что сделать? Какие?
  4. От глагола закидать, основа инфинитива + суф. –нн-
  5. Сов.вид, что сделанные, действие, достигшее внутреннего предела.
  6. Невозвратное, нет постфикса
  7. По глаголу переходное – закидать что? (управляет объектом в винительном падеже)
  8. Страдательный залог, показатель суф. –нн-
  9. Прошедшее время, показатель суф. –нн-, действие закончено к моменту речи
  10. Полная форма, показатель – окончание -ые
  11. мн.ч., Им.п. (-ые), адъективный тип склонения.
  12. определение

Деепричастие

1. Словоформа в тексте.

2. Часть речи, категориальное значение, вопрос к словоформе в тексте.

3. Глагол, от которого образовано деепричастие. Основа глагола, от которого образовано деепричастие, суффикс деепричастия.

4. Вид, показатель.

5. Возвратность-невозвратность, показатель и значение.

6. Переходность-непереходность, показатель.

7. Залог, показатель.

8. Время, значение.

9. Синтаксические свойства (роль в предложении, связь с другими словами).

Образец анализа:

  1. Ответил посмотрев
  2. Деепричастие, особая форма глагола, обозначает добавочное действие, что сделав?
  3. Образовано от глагола посмотреть – основа посмотре- + суф. –в-
  4. Совершенный вид, что сделав? Действие мыслится как достигшее внутренний предел.
  5. Невозвратный
  6. Переходный
  7. Действительный залог
  8. время действия – относительное (предшествует действию глагола-сказуемого)
  9. обстоятельство

Практическое занятие № 7 (14 неделя семестра)

Повторение. Подготовка к контрольной работе.

1. Самостоятельно изучить наречия, слова категории состояния, модальные слова, междометия, служебные части речи.

Обобщенная частеречная семантика наречий – признак признака (процессуального или качественного) или предмета. Разряды наречий по значению: обстоятельственные и определительные. Местоименные наречия. Сочетаемость с глаголами, прилагательными и существительными. Деривативные процессы: образование наречий из слов других частей речи и переход наречий в другие части речи. Морфологические признаки наречий: образование степеней сравнения у отадъективных наречий на –о и неизменяемость отыменных и отглагольных. Правописание наречий.

Категория состояния. Дискуссионность наличия этой части речи. Типы слов, составляющие ее. Критерии ее выделения: 1) семантический – «безличность»: модальные значения (долженствование, запрет, разрешение), значения бессубъектного состояния среды, инактивного состояния человека или существа, а также выражение оценки действия, процесса, состояния, 2) синтаксический: в аспекте членов предложения.

Общая семантическая, морфологическая и синтаксическая характеристика служебных частей речи.

Предлоги как часть речи. Разряды предлогов по образованию (первообразные и производные) и строению (простые, составные). Правописание предлогов. Разряды по значению (однозначные и многозначные) и по сочетанию с падежными формами. Использование предложно-падежных форм в речи. Лексикализация предлогов как выразительный прием.

Союзы. Разряды союзов по синтаксической функции и по значению. Разряды союзов по строению. Правописание производных союзов.

Модальные слова. Общее представление о диктальной и модальной семантике предложения. Семантические разряды модальных слов. Их синтаксический статус. Происхождение модальных слов.

Частицы. Выражение диктальных и модальных аспектов значения предложения и разряды частиц по значению (смысловые, эмоционально-экспрессивные, модальные (формообразующие). Разряды частиц по образованию (немотивированные, отыменные, отглагольные).

Междометия. Значение и состав междометий. Их разряды с точки зрения семантических (модальных) функций. Звукоподражательные слова и понятие фоносемантики.

Правописание предлогов, союзов и частиц.

2. Проблемы в классификации частей речи. Омонимия частей речи.

3. Повторить схемы анализа всех частей речи (в том числе наречий, служебных частей речи).

4. Подготовиться к выполнению тестовой контрольной работы по глаголу, причастию и деепричастию.

Последнее занятие (15я неделя семестра)

Практические занятия

 

Практическое занятие № 1 (4я неделя семестра)

Предмет и объект морфологии.

Основные понятия и единицы морфологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.133 с.)