Кафедра философии и социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра философии и социологии



Кафедра философии и социологии

 

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

Методические указания

по подготовке к семинарским занятиям

для студентов всех направлений подготовки

очной формы обучения

 

Кемерово 2012

Составитель Г.В. Черкасов, доцент

 

 

Утверждено на заседании кафедры философии и социологии, протокол № 7 от 6 марта 2012 года Рекомендовано учебно-методической комиссией по гуманитарным дисциплинам, протокол № 8 от 22 марта 2012 года  

 

Психология [Текст]: методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов всех направлений очной формы обучения / [сост. Г.В. Черкасов]; Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ. – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2012. – 16 с.

 

Составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерной программой по дисциплине «Психология» для студентов всех направлений очной формы обучения. Дисциплина входит в федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

Предназначены для студентов всех направлений подготовки очной формы обучения.

 

© Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Цель, задачи и предмет дисциплины………………………...  
Требования к уровню освоения дисциплины………………..  
Объем дисциплины и виды учебной работы………………..  
Содержание разделов и тем дисциплины……………………  
Распределение часов по темам и видам учебной работы…..  
Планы семинарских занятий………………………………….  
Учебно-методическое обеспечение дисциплины……...……  
Оценочные средства для самоконтроля  
Темы рефератов, докладов и сообщений…………………….  
Вопросы для подготовки к зачету …………………………...  

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология» для специальностей 080301 «Коммерция» (торговое дело), 080507 «Менеджмент организации», 080501 «Финансы и кредит», 080305 «Товароведение и экспертиза товаров», 080502 «Экономика и управление на предприятии в (торговле)», 030501 «Юриспруденция», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080111 «Маркетинг», 080505 «Управление персоналом», 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» предназначен для оказания методической помощи студентам при самостоятельном изучении теоретических аспектов дисциплины, подготовке к практическим занятиям, написании рефератов и докладов, а также успешной сдаче зачета.

Целью курса является ознакомление студентов с основами психологии. Исходя из данной цели, перед курсом ставятся следующие образовательные задачи:

· Способствовать формированию у студентов понимания роли психологии;

· Способствовать формированию у студентов представлений о необходимости внедрения психологических приемов в общении, других видов деятельности;

· Курс должен способствовать формированию у студентов убеждения о том, что психология представляет собой необходимое психологическое обеспечение деятельности менеджера, юриста, экономиста;

Предметом дисциплины являются наиболее общие представления о психологии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина «Психология общения» являясь дисциплиной по выбору, позволяет расширить представление студентов о возможностях коммуникативной деятельности, дает конкретные знания о психологии и психологических особенностях делового общения, позволяет на практике освоить приемы правильного и успешного применения психологических знаний.

 

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Форма обучения очная

Вид учебной работы Всего час./зачет. ед. Семестры
       
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе: - - - - -
Лекции          
Практические занятия (ПЗ) - -      
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР) - -      
Самостоятельная работа (всего)          
В том числе: - - - - -
Курсовой проект (работа) - -      
Расчетно-графические работы - -      
Реферат (при наличии)          
Выполнение домашних заданий (работа с УМК, подготовка сообщений, докладов и пр.)          
Творческая работа (ээсе, НИР, подготовка к конференциям, конкурсам)          
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет зачет      
Общая трудоемкость часы зачетные единицы          
         

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Наука в системе культуры. Историческое становление психологии

Тема 1. Предмет и задачи психологии

Возникновение психологии как науки. Этапы развития. Определение психологии как науки, ее место в системе наук. Основные отрасли психологии. Связь с основными видами человеческой деятельности. Общие и специальные отрасли психологии. Общая психология, ее структура. Характеристика различных психологических наук. Методы исследования в психологии: наблюдение, беседа, эксперимент.

 

Раздел 2. Психологические особенности познавательных процессов и личности

Тема 2. Психология познавательных процессов

Структура познавательных процессов.

Понятие об ощущениях. Виды ощущений. Совершенствование ощущений в процессе упражнений.

Восприятие. Классификация восприятий: зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. Сложные формы восприятия: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения. Нарушения восприятия.

Внимание. Понятие о внимании. Свойства внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Качества внимания: концентрация, объем, распределение, переключение, устойчивость. Основные свойства внимания. Отвлекаемость внимания.

Память. Общее понятие о памяти. Виды памяти: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная. Уровни памяти: сенсорная, кратковременная, промежуточная, оперативная, долговременная, генетическая память. Индивидуальные различия памяти. Развитие памяти, ее изменение в процессе жизни.

Мышление. Социальная природа мышления. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности. Способы активизации мышления.

Воображение. Виды воображения: активное, пассивное, произвольное, непроизвольное, продуктивное, репродуктивное. Сновидения. Галлюцинации. Грезы. Творческая роль фантазии, мечты. Воображение в художественной, научной, практической деятельности человека.

 

Тема 3. Психология личности

 

Понятие личности. Соотношение понятий «человек», «субъект», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность». Социализация личности. Социальная роль и социальный статус.

Темперамент. Общее понятие о темпераменте. Типы темпераментов и их психологическая характеристика: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Связь темперамента с основными свойствами личности. Темперамент и поступки. Темперамент и характер.

Характер. Определение характера. Структура характера, его основные черты и их проявление в жизни человека: в отношении к себе, к другим людям, обществу, к вещам и делам. Типология характеров. Природные и социальные предпосылки характера. Характер и воля человека. Формирование характера.

Способности. Природные и приобретенные способности, общие и специальные. Теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности. Природа человеческих способностей. Формирование и развитие способностей.

Воля. Характер сознательных волевых действий. Теории воли. Волевой акт и его структура. Мотивация волевого действия. Регулирующая, стимулирующая и сдерживающая функции воли. Волевые качества личности. Развитие воли у человека.

Чувства. Классификация чувств: моральные, интеллектуальные, эстетические чувства. Выражение чувств и их формирование.

Понятие об эмоциях. Основные функции эмоций. Классификация и виды эмоциональных состояний: настроение, аффект, воодушевление, страсть и стресс. Эмоции и личность. Проявление чувств и эмоций.

Раздел 3. Психология межличностных отношений, психологические аспекты общения

Тема 5. Психология общения

Общение как многоплановый процесс межличностных отношений. Содержание, цели и средства общения. Роль общения в психическом развитии человека.

Стили и виды общения. Средства общения. Язык и знак. Структура общения.

Перцепция. Общение как восприятие людьми друг друга. Идентификация. Рефлексия. Эмпатия.

Коммуникативная сторона общения. Общение как обмен информацией. Типы информации и средства коммуникации. Невербальные средства общения: мимика, взгляд, поза, жест, походка, голос. Вербальные средства общения: умение говорить, умение слушать.

Интерактивная сторона общения. Общение как взаимодействие.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 3. Психология личности

1. Личность.

а) Понятие о личности в психологии.

б) Социализация личности.

2. Способности и темперамент.

а) Задатки, способности и индивидуальные различия людей.

б) Развитие способностей.

в) Характеристика темпераментов.

г) Темперамент и личность. Темперамент и деятельность.

3. Характер и воля.

а) Типы характеров.

б) Формирование характера.

в) Волевые характеристики личности.

г) Способы и средства развития воли.

4. Чувства и эмоции.

а) Понятие о чувствах, эмоциях и их видах.

б) Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека.

в) Чувства и личность.

 

Литература: основная – [1, 3]

дополнительная – [2, 7, 10, 13].

 

Тема 5. Психология общения

1. Общение как основа межличностных отношений.

2. Общение как восприятие людьми друг друга.

3. Общение как обмен информацией.

4. Общение как взаимодействие.

Литература: основная – [1, 2]

дополнительная – [3, 5, 6, 10].

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦЫПЛИНЫ

а) основная литература

1. Немов Р.С. Психология. - М., 2007.

2. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: Академия. - М.: 2009.

3. Психология для направления «Экономика»: учеб. для вузов / под редакцией Е.А. Соловьевой, Н.В. Троицкой. –М.: Академия. 2011.

б) дополнительная литература

1. Анцупов А.Я. Конфликгология. - СПб., 2007.

2. Гуревич П.С. Психология. Юрйт. –М.: 2011.

3. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М., 2009.

4. Дейнека О.С. Экономическая психология. – СПб., 2000.

5. Деловое общение/ авт. Сост. Кузнецов И.Н. – М., 2009.

6. Ефимова Е.С. Психология общения. – М., 2006.

7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПБ., 2008.

8. Конфликтология /под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2009.

9. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2009.

10. Романов Е.С. Психодиагностика. СПб., 2009.

11. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. Фонд «Мир». 2006.

12. Психология. Учебник для вузов / отв. ред. А.П. Крылов, Проспект. 2009.

13. Кравченко, А.И. Общая психология. Учеб. пособие. Проспект. 2009.

14. Никандров, В.В. Психология (электронный ресурс). Учебник. – М.: КноРус.2008.

в) программное обеспечение

- Пакет программ Microsoft Office.

 

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. http://www.onlife.ru.

2. http://lib.students.ru.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Предмет и задачи психологии.

2. Этапы развития психологии как науки.

3. Общая психология, ее структура. Основные отрасли психологии.

4. Ощущения, их основные виды.

5. Восприятие. Свойства, виды, нарушения.

6. Внимание. Свойства и виды.

7. Память, ее виды и уровни.

8. Понятие мышления. Виды мышления.

9. Воображение и его виды.

10. Понятие личности. Психологическая структура личности.

11. Общее понятие о темпераменте. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

12. Основные черты характера. Типология характеров.

13. Способности.

14. Воля, основные признаки.

15. Эмоции. Основные функции эмоций.

16. Классификация и виды эмоциональных состояний.

17. Чувства. Классификация чувств.

18. Выражение чувств и их формирование.

19. Основные формы межличностного взаимодействия.

20. Коллектив, его основные черты.

21. Социально-психологический климат коллектива.

22. Типы конфликтов, факторы возникновения.

23. Основные стили и поведение людей в конфликтных ситуациях.

24. Общение – основа межличностных отношений.

25. Стили и виды общения.

26. Общение как восприятие людьми друг друга.

27. Общение как обмен информацией.

28. Невербальное общение.

29. Вербальное общение.

30. Общение как взаимодействие.

 

 

Учебное издание

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

Методические указания

по подготовке к семинарским занятиям

для студентов всех направлений подготовки

очной формы обучения

 

 

Составитель

Черкасов Григорий Васильевич

 

 

Подписано в печать 2.04.2012. Формат 60х84 1/16.

Гарнитура «Таймс». Усл. печ. л. 1. Тираж 150 экз. Заказ № 80

____________________________________________________________________

Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ

650992, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 39

Кафедра философии и социологии

 

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

Методические указания

по подготовке к семинарским занятиям

для студентов всех направлений подготовки

очной формы обучения

 

Кемерово 2012

Составитель Г.В. Черкасов, доцент

 

 

Утверждено на заседании кафедры философии и социологии, протокол № 7 от 6 марта 2012 года Рекомендовано учебно-методической комиссией по гуманитарным дисциплинам, протокол № 8 от 22 марта 2012 года  

 

Психология [Текст]: методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов всех направлений очной формы обучения / [сост. Г.В. Черкасов]; Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ. – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2012. – 16 с.

 

Составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерной программой по дисциплине «Психология» для студентов всех направлений очной формы обучения. Дисциплина входит в федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

Предназначены для студентов всех направлений подготовки очной формы обучения.

 

© Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Цель, задачи и предмет дисциплины………………………...  
Требования к уровню освоения дисциплины………………..  
Объем дисциплины и виды учебной работы………………..  
Содержание разделов и тем дисциплины……………………  
Распределение часов по темам и видам учебной работы…..  
Планы семинарских занятий………………………………….  
Учебно-методическое обеспечение дисциплины……...……  
Оценочные средства для самоконтроля  
Темы рефератов, докладов и сообщений…………………….  
Вопросы для подготовки к зачету …………………………...  

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология» для специальностей 080301 «Коммерция» (торговое дело), 080507 «Менеджмент организации», 080501 «Финансы и кредит», 080305 «Товароведение и экспертиза товаров», 080502 «Экономика и управление на предприятии в (торговле)», 030501 «Юриспруденция», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080111 «Маркетинг», 080505 «Управление персоналом», 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» предназначен для оказания методической помощи студентам при самостоятельном изучении теоретических аспектов дисциплины, подготовке к практическим занятиям, написании рефератов и докладов, а также успешной сдаче зачета.

Целью курса является ознакомление студентов с основами психологии. Исходя из данной цели, перед курсом ставятся следующие образовательные задачи:

· Способствовать формированию у студентов понимания роли психологии;

· Способствовать формированию у студентов представлений о необходимости внедрения психологических приемов в общении, других видов деятельности;

· Курс должен способствовать формированию у студентов убеждения о том, что психология представляет собой необходимое психологическое обеспечение деятельности менеджера, юриста, экономиста;

Предметом дисциплины являются наиболее общие представления о психологии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина «Психология общения» являясь дисциплиной по выбору, позволяет расширить представление студентов о возможностях коммуникативной деятельности, дает конкретные знания о психологии и психологических особенностях делового общения, позволяет на практике освоить приемы правильного и успешного применения психологических знаний.

 

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Форма обучения очная

Вид учебной работы Всего час./зачет. ед. Семестры
       
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе: - - - - -
Лекции          
Практические занятия (ПЗ) - -      
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР) - -      
Самостоятельная работа (всего)          
В том числе: - - - - -
Курсовой проект (работа) - -      
Расчетно-графические работы - -      
Реферат (при наличии)          
Выполнение домашних заданий (работа с УМК, подготовка сообщений, докладов и пр.)          
Творческая работа (ээсе, НИР, подготовка к конференциям, конкурсам)          
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет зачет      
Общая трудоемкость часы зачетные единицы          
         

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.089 с.)