Раздел 1. Наука в системе культуры. Историческое становление психологии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Наука в системе культуры. Историческое становление психологии



Тема 1. Предмет и задачи психологии

Возникновение психологии как науки. Этапы развития. Определение психологии как науки, ее место в системе наук. Основные отрасли психологии. Связь с основными видами человеческой деятельности. Общие и специальные отрасли психологии. Общая психология, ее структура. Характеристика различных психологических наук. Методы исследования в психологии: наблюдение, беседа, эксперимент.

 

Раздел 2. Психологические особенности познавательных процессов и личности

Тема 2. Психология познавательных процессов

Структура познавательных процессов.

Понятие об ощущениях. Виды ощущений. Совершенствование ощущений в процессе упражнений.

Восприятие. Классификация восприятий: зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. Сложные формы восприятия: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения. Нарушения восприятия.

Внимание. Понятие о внимании. Свойства внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Качества внимания: концентрация, объем, распределение, переключение, устойчивость. Основные свойства внимания. Отвлекаемость внимания.

Память. Общее понятие о памяти. Виды памяти: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная. Уровни памяти: сенсорная, кратковременная, промежуточная, оперативная, долговременная, генетическая память. Индивидуальные различия памяти. Развитие памяти, ее изменение в процессе жизни.

Мышление. Социальная природа мышления. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности. Способы активизации мышления.

Воображение. Виды воображения: активное, пассивное, произвольное, непроизвольное, продуктивное, репродуктивное. Сновидения. Галлюцинации. Грезы. Творческая роль фантазии, мечты. Воображение в художественной, научной, практической деятельности человека.

 

Тема 3. Психология личности

 

Понятие личности. Соотношение понятий «человек», «субъект», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность». Социализация личности. Социальная роль и социальный статус.

Темперамент. Общее понятие о темпераменте. Типы темпераментов и их психологическая характеристика: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Связь темперамента с основными свойствами личности. Темперамент и поступки. Темперамент и характер.

Характер. Определение характера. Структура характера, его основные черты и их проявление в жизни человека: в отношении к себе, к другим людям, обществу, к вещам и делам. Типология характеров. Природные и социальные предпосылки характера. Характер и воля человека. Формирование характера.

Способности. Природные и приобретенные способности, общие и специальные. Теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности. Природа человеческих способностей. Формирование и развитие способностей.

Воля. Характер сознательных волевых действий. Теории воли. Волевой акт и его структура. Мотивация волевого действия. Регулирующая, стимулирующая и сдерживающая функции воли. Волевые качества личности. Развитие воли у человека.

Чувства. Классификация чувств: моральные, интеллектуальные, эстетические чувства. Выражение чувств и их формирование.

Понятие об эмоциях. Основные функции эмоций. Классификация и виды эмоциональных состояний: настроение, аффект, воодушевление, страсть и стресс. Эмоции и личность. Проявление чувств и эмоций.

Раздел 3. Психология межличностных отношений, психологические аспекты общения

Тема 4. Межличностные отношения

Основные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпровождение, операция, игра, социальное влияние, поражение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др.

Понятие коллектива, его основные черты. Социально-психологический климат коллектива как отражение характера взаимоотношений между людьми. Влияние каждого члена коллектива на социально-психологический климат коллектива. Упражнение коллективом. Лидерство. Необходимые качества для руководителя коллектива.

Социально-психологическая характеристика понятия «конфликт».

Виды конфликта: внутриличностный и межличностный конфликты; конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт.

Структура и динамика конфликтов. Конфликтная ситуация, инцидент.

Социально-психологические возникновения конфликта в процессе общения: несовпадение мнений и рассуждений, вызов отрицательной реакции у собеседника, непонимание друг друга, индивидуальные особенности личностей участвующих в общении.

Конфликты в личностно-эмоциональной сфере.

Стратегии и правила в конфликтной ситуации.

Основные стили поведения при конфликте: конкуренция или соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, игнорирование или уклонение.

Исходы конфликта. Способы снятия инцидента. Социально-психологические пути разрешения конфликтной ситуации.

 

 

Тема 5. Психология общения

Общение как многоплановый процесс межличностных отношений. Содержание, цели и средства общения. Роль общения в психическом развитии человека.

Стили и виды общения. Средства общения. Язык и знак. Структура общения.

Перцепция. Общение как восприятие людьми друг друга. Идентификация. Рефлексия. Эмпатия.

Коммуникативная сторона общения. Общение как обмен информацией. Типы информации и средства коммуникации. Невербальные средства общения: мимика, взгляд, поза, жест, походка, голос. Вербальные средства общения: умение говорить, умение слушать.

Интерактивная сторона общения. Общение как взаимодействие.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Семин. Тек. Контрол Консульт. С. Р. СРС Всего
1. Введение в психологию  
2. Познавательная сфера личности
3. Психология личности
4. Межличностные отношения
5. Психология общения

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1. Введение в психологию

  1. Психология как наука, ее место в системе наук.
  2. Этапы развития и становления психологии.
  3. Общая психология, ее структура.
  4. Методы исследования в психологии.

 

Литература: основная - [1, 2];

дополнительная - [2, 13, 14].

 

Тема 2. Психология познавательных процессов

1. Структура познавательных процессов.

2. Ощущения и восприятие:

а) Определение ощущений, их объективность

и субъективность;

б) Основные виды ощущений;

в) Определение восприятия и виды восприятия;

г) Средства восприятия. Нарушение восприятия.

3. Внимание и память.

а) Понятие о внимании. Виды внимания.

б) Основные свойства внимания.

в) Общее представление о памяти.

г) Виды и особенности памяти.

д) Развитие памяти.

4. Мышление и воображение.

а) Сущность мышления как познавательного процесса.

б) Типы и виды мышления.

в) Понятие о воображении.

г) Виды воображения.

д) Роль воображения в жизни человека.

Литература:основная – [1, 13]

дополнительная – [7, 12, 14].

Тема 3. Психология личности

1. Личность.

а) Понятие о личности в психологии.

б) Социализация личности.

2. Способности и темперамент.

а) Задатки, способности и индивидуальные различия людей.

б) Развитие способностей.

в) Характеристика темпераментов.

г) Темперамент и личность. Темперамент и деятельность.

3. Характер и воля.

а) Типы характеров.

б) Формирование характера.

в) Волевые характеристики личности.

г) Способы и средства развития воли.

4. Чувства и эмоции.

а) Понятие о чувствах, эмоциях и их видах.

б) Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека.

в) Чувства и личность.

 

Литература:основная – [1, 3]

дополнительная – [2, 7, 10, 13].

 

Тема 4. Межличностные отношения

  1. Основные формы межличностного взаимодействия.
  2. Понятие коллектива, его психологический климат.
  3. Причины конфликтов, основные типы.
  4. Психологические особенности поведения людей в конфликтной ситуации.
  5. Пути конструктивного решения конфликта.

 

Литература:основная – [1, 2]

дополнительная – [1, 4, 8, 10].

 

Тема 5. Психология общения

1. Общение как основа межличностных отношений.

2. Общение как восприятие людьми друг друга.

3. Общение как обмен информацией.

4. Общение как взаимодействие.

Литература:основная – [1, 2]

дополнительная – [3, 5, 6, 10].

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦЫПЛИНЫ

а) основная литература

1. Немов Р.С. Психология. - М., 2007.

2. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: Академия. - М.: 2009.

3. Психология для направления «Экономика»: учеб. для вузов / под редакцией Е.А. Соловьевой, Н.В. Троицкой. –М.: Академия. 2011.

б) дополнительная литература

1. Анцупов А.Я. Конфликгология. - СПб., 2007.

2. Гуревич П.С. Психология. Юрйт. –М.: 2011.

3. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М., 2009.

4. Дейнека О.С. Экономическая психология. – СПб., 2000.

5. Деловое общение/ авт. Сост. Кузнецов И.Н. – М., 2009.

6. Ефимова Е.С. Психология общения. – М., 2006.

7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПБ., 2008.

8. Конфликтология /под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2009.

9. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2009.

10. Романов Е.С. Психодиагностика. СПб., 2009.

11. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. Фонд «Мир». 2006.

12. Психология. Учебник для вузов / отв. ред. А.П. Крылов, Проспект. 2009.

13. Кравченко, А.И. Общая психология. Учеб. пособие. Проспект. 2009.

14. Никандров, В.В. Психология (электронный ресурс). Учебник. – М.: КноРус.2008.

в) программное обеспечение

- Пакет программ Microsoft Office.

 

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. http://www.onlife.ru.

2. http://lib.students.ru.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.013 с.)