В теории психоанализа поведение человека



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В теории психоанализа поведение человека



КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ СеминарА «Современные педагогические технологии»

9 февраля 2004 года


Орел

Рецензенты:

Доктор педагогических наук Калашников А.Ф.

Кандидат педагогических наук Чупахина Н.Л.

 

Сост. Т.Н. Ключникова. Контроль знаний. Методическое пособие. Орел: Изд-во ОРАГС, 2004. - 24 с.

 


СОДЕРЖАНИЕ

1. ТРЕБОВАНИЯ И КРИТЕРИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ФОНДА КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ.. 3

2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ФОНДА КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ.. 3

3. РЕКОМЕНДАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ВУЗОВ РОССИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА К РАЗРАБОТКЕ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.. 3

4. Тестовые задания.. 3

5. Задания с выбором одного правильного ответа.. 3

6. ЗАДАНИЯ С ФАСЕТОМ.. 3

7. зАДАНИЯ НА УстановЛеНИЕ соответствиЯ: 3

8. Задания открытой формы.. 3

9. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.. 3

12. Методическая разработка семинарского занятия.. 3

13. СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ.. 3

14. Ограничения педагогических измерений в форме тестовых заданий.. 3

15. теоретический контроль знаний.. 3


ТРЕБОВАНИЯ И КРИТЕРИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ФОНДА КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

1. Наличие методических рекомендаций по использованию фонда контрольных заданий при оценке качества подготовки специалистов.

 

2. Наличие заданий по всем дисциплинам фундаментальной и специальной подготовки.

 

3. Наличие шкалы оценок или ключей тестов.

 

4. Определенность формы оценки качества подготовки специалистов: устный опрос, письменная работа, тесты, компьютерные программы, собеседования и т.д.

 

5. Количество вопросов, достаточное для оценки ключевых положений дисциплины.

 

6. Соответствие вопросов дидактическим единицам Государственного стандарта и программе дисциплины

 

7. Ориентация вопросов не только на оценку наличия знаний, но и на параметры качества знаний: полнота, системность, устойчивость, практичность и т.д.

 

8. Название базового учебника, используемого по данной дисциплине.

 

9. Методическое единство, наличие общего методического подхода в построении фондов контрольных заданий.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ФОНДА КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

1. Фонды контрольных заданий рекомендуется составлять в форме тестов, которые дают возможность многокритериальной оценки, большей экономии времени при замере качества подготовки, использования компьютерной техники и т.д.

 

2. При тестовой форме оценки качества избегать упрощенных ответов, выбираемых по принципу «правильно-неправильно». Тесты следует ориентировать на аналитический выбор приближения к истине.

 

3. Не следует воспроизводить только формулировки программы дисциплины без указания механизма их использования при оценке качества.

 

4. Если контрольные задания даются в форме вопросов для экзаменационного испытания, то набор этих вопросов должен быть разнообразным и достаточным для проведения этих испытаний.

 

5. Оценку качества можно проводить в виде письменной работы, но необходимо указывать шкалу и критерии оценки работы.

6. Фонд контрольных заданий должен отражать главное, основное, существенноев дисциплине.

 

7. Учебно-методическое объединение ВУЗов России по образованию в области менеджмента имеет компьютерные тестовые программы для оценки качества подготовки специалистов. Их можно, но не обязательно, использовать при аттестации и самоанализе работы.

 

8. Фонды контрольных заданий разрабатываются кафедрами, но руководит этой работой, как правило, ответственное лицо ректората или учебный отдел. Такое руководство позволяет обеспечить методическое единство при составлении фонда (схема, требования, логика, форма и т.д.).

 

9. Все фонды контрольных заданий утверждаются ректором ВУЗа, проходят экспертизу в Учебно-методическом объединении ВУЗов России по образованию в области менеджмента и получают экспертное заключение.

 

Зам.председателя Совета УМО по

образованию в области менеджмента,

д-р экон. наук, профессор Э.М. Коротков

 


РЕКОМЕНДАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ВУЗОВ РОССИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА К РАЗРАБОТКЕ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Тест предназначен для оценки качества образования по параметрам глубины, структуры, устойчивости и системности знаний в области обще профессиональной (фундаментальной) подготовки специалистов.

Он может быть использован при аттестации специальности, а также при проведении Государственного экзамена.

По Государственному стандарту практические навыки и умения проверяются на дипломном проектировании. Государственный экзамен по специальности необходим для проверки фундаментальных знаний, аналитических способностей и типа профессионального мышления. Это и определяет характер, содержание и методические особенности теста.

 

1. Вопросы теста должны отражать дидактические единицы Государственного стандарта и программу курса.

 

2. Для обеспечения поля анализа и выбора по каждому вопросу необходимо давать пять ответов, которые должны быть составлены не по принципу «правильно-не правильно», а по принципу приближения к истине. Это очень важно для формирования типа мышления современного менеджера.

 

3. Все вопросы должны быть распределены по структуре курса для того, чтобы можно было сделать оценку системности и структуры знаний.

 

4. Часть вопросов в тесте должна иметь ключевой характер. Абсурдные ответы, по этим вопросам не допустимы (машина прекращает тестирование).

 

5. Уровень знаний определяется не конечной оценкой, а суммой набранного кредита или рейтингового коэффициента.

 

6. Ответы на вопросы должны предполагать возможность оценки творческого потенциала выпускника (тип креативного мышления). Этот показатель закладывается в формулировку вопросов и ответов.

 

7. Машина должна фиксировать время, затраченное на выбор ответа. Использование времени характеризует свободу владения материалом, аналитические навыки, устойчивость знаний.

 

8. Количество вопросов в тесте должно определяться объемными характеристикамиучебного курса и его программой. Тест не должен быть засорен второстепенными и несущественными вопросами. Это отражает надежность теста.

 

9. Для оценки валидности итоговых показателей работы с тестом, тест должен содержать 15-20% парных вопросов, совпадение ответов по которым характеризует достаточную валидность итогового показателя.

 

10. Программа должна быть универсальной, т.е. предполагать возможность экспресс-оценки, полной оценки, оценки по количеству вопросов (10, 15, 20, 25 и т.д.)

 

11. По итогам тестирования программа должна предусматривать распечатку итогового документа по следующим показателям: уровня знаний (кредит), валидность рейтингового показателя, уровня знаний, системность знаний (соотношения кредитов по различным разделам курса), тип мышления, типы программы работы с тестом (5, 10, 15 вопросов и т.д.), временные параметры.

 

12. При регистрации участника необходимо предусмотреть указание не только его фамилии, имени, отчества, курса и группы, но и название ВУЗа, фамилию, имя, отчество преподавателя, ведущего эту учебную дисциплину.

 

 

Проректор по УМО по образованию

в области менеджмента,

д.э.н., профессор Э.М. Коротков

 


4. Тестовые задания

 

 

Психологическая диагностика – диагностика личностных качеств: способностей, интеллекта, мотивации, характера, темперамента.

Педагогическая диагностика – диагностика уровня подготовленности.

Есть множество методов контроля знаний – устный, письменный экзамен, тренажер, практика и др.

Тестирование – наиболее технологичный и экономичный способ сбора информации об уровне подготовленности студентов.

Тест – это система заданий, имеющая специфическую форму, позволяющая точно и эффективно измерить уровень подготовленности по той или иной дисциплине.

Тестология – наука, развитая на западе, наиболее интенсивно там, где используется дистанционное обучение, за которым по прогнозам педагогов – будущее. В частности в Австралии сегодня стремятся получить образование, предпочитая его образованию, полученному в Англии. Переход к дистанционной форме не возможен без тестовой культуры педагога.

При помощи педтестирования можно –

§ Выявить уровень подготовленности абитуриентов;

§ Выявить уровень овладения темой (модульный подход);

§ Выявить рейтинг студентов по отдельным дисциплинам;

§ Выявить рейтинг учебных групп;

§ Для рубежного, итогового контроля

§ Для мониторинга качества знаний.

Построение теста требует определенных знаний, поскольку завершенный тест – это инструмент, охватывающий все ключевые моменты дисциплины (зуны), имеющий несколько интересных форм.

Ø Логика тестирования от простого к сложному

Ø Тест – система заданий возрастающей трудности, специфической формы позволяющая качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности уч-ся

Ø Должно быть параллельно несколько вариантов теста (для апелляции)

Ø Формы тестовых заданий:

· Выбор одного правильного ответа

· Выбор наиболее правильного

· Выбор всех правильных ответов (становится более видимым незнание)

· Открытая форма – нужно дополнить ответом

· На установление соответствия

· На установление правильной последовательности


Задания с выбором одного правильного ответа

 

Выбор одного правильного ответа

Обведите кружком номер правильного ответа

1. Основной предмет психологии сегодня:

а) ВНД

б) душа

в) сознание

г) поведение

1. Основные каналы восприятия информации:

а) визуальный

б) аудиальный

в) праксемальный

г) кинестетический

д) инвайроментальный

 

2. Типы конфликтов:

а) межгрупповой

б) корпоративный

в) межличностный

г) внутриличностный

д) личностно-групповой

 

3. Потребность в принадлежности к группе

а) аттитюд

б) аттракция

в) аффилиация

 

4. Основная задача переговорного процесса:

а) победить в главном

б) смягчить разногласия

в) выработать альтернативы

г) превратить оппонента в партнера

 

3. Структура общения:

а) вербальные и невербальные стороны;

б) эмпатия, комплиментарность, ауторефлексия.

в) коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны;

Выбор наиболее правильного ответа

 

1. Референтные лица:

а)лидеры

б)делегаты группы

в)наиболее харизматические личности

г)лица, на которых равняются в группе

2. Основные причины внутригрупповых конфликтов:

а) групповая динамика;

б) внешнее противостояние;

в) различие нужд, потребностей.

г) темперамент участников группы

 

ЗАДАНИЯ С НЕ

Темперамент в онтогенезе

а) меняется

б) не меняется

ЗАДАНИЯ НА ПОНИМАНИЕ ТЕРМИНОЛОГИИ

(С УПОТРЕБЛЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ)

Блокирование волевой сферы

а) абулия

б) астения

в) аттракция

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Самостоятельной отраслью знания психология стала в

а) 1879 г.

б) 1931г.

ЗАДАНИЯ НА ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ

Положительный

Роде

Роде, числе

Роде, числе, падеже

Выбор всех правильных ответов

Профдеформация выражается в

а) стагнации карьеры

б) повышении конфликтности

в) снижении работоспособности

г) изменении структуры личности

д) обеднении профессионального репертуара

ЗАДАНИЯ С ФАСЕТОМ

 

 

15. Умение сопереживать называется

 

16. Восприятие человека человеком изучают в рамках стороны общения.

 

17. Особенности передачи информации рассматриваются стороной общения.

 

 

зАДАНИЯ НА УстановЛеНИЕ соответствиЯ:

19. 1 – вербальные средства общения а – смех

б – паузы

в – запахи

г - темп речи

д – пантомимика

е – мышечный грим

2 – невербальные средства общения г - организация пространства

1-_______________, 2-_____________.

 

 

20. 1 – Холерик Темп речи а) мерный

б) быстрый

2 – Флегматик Мимика в) неподвижная

г) выразительная

3 – Сангвиник Общение д) избегание лишних контактов

е) коммуникабелен

4 - Меланхолик В конфликте ж) жесткая позиция

з) уступчивость

Не чувствителен и) к наказанию

к) к поощрению

1 -_________; 2 -_______; 3- ________; 4 - ______.

21. В ситуации застрессированности:

1 – Полезно а) находиться одному
  б) общаться с людьми
2 - Неприемлемо в) заниматься спортом
  г) разнообразно питаться

1 - ___________; 2 - _________.

К методам ______________эмпирических данных в психологии относятся

на Установление правильной последовательности

Задания открытой формы

Открытая форма – нужно дополнить ответом

 

 

1. Наиболее острые эмоциональные состояния - _____________.

 

2. Систему отношений личности, как ключевую составляющую в отечественной психологии исследовал_____________.

3. Оптимальное число единиц информации _______.

4. Имя человека – это метод_______________, техника______________, способ_________________.

 

5. Чтобы снять волнение при публичном выступлении необходимо________ говорить________.

 

6. При общении по телефону нужно каждые 3-4 минуты_____________.

 

7. В деловом общении нельзя прикасаться с___________стороны к___________, __________, _____________.

 

Ключи:

 

1 – а, в, д; 16 – перцептивная;

2 – а, б, д; 17 – коммуникативная;

3 – а, в, г, д, е; 18- интерактивная;

7 – а, в, д; 22 – г;

8 – в; 23 - в;

10 –г; 25 – Мясищев;

 

Принято выделять уровни знания - теоретический и практический.

 

ЗНАНИЯ – персоналии, хронология, понятия.

 

УМЕНИЯ – соотнести, выделить особенности, проранжировать.

 

НАВЫКИ – владеть информацией на уровне автоматизма.

 

Место задания в учебном курсе Номер задания К-во баллов
ЗНАНИЯ 1, 2, 4, 7, 8, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 25, 26
УМЕНИЯ 3, 5, 6, 9, 10, 14, 20, 21, 22, 23
НАВЫКИ 24, 27, 28, 29, 30

 

max 15 + 30 + 25 = 70

 

зачет > 61 балла


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

§ По масштабу целей обучения – стратегический, тактический, оперативный

§ по этапам обучения – начальный, отборочный, учебный или промежуточный, итоговый или заключительный

§ по временной направленности – ретроспективный, предупредительный или опережающий и текущий

§ по частоте контроля – разовый, периодический, систематический

§ по широте контролируемой области – локальный, выборочный, сплошной

§ по организационным формам обучения – индивидуальный, групповой, фронтальный

§ по формам социальной опосредованности – внешний или социальный, смешанный или взаимоконтроль и внутренний или самоконтроль

§ по видам учебных занятий – на лекциях, семинарах, практических и лабораторных работах, на зачетах, коллоквиумах и экзаменах

§ по способам осуществления контроля – письменный, устный, стандартизованный и нестандартизированный, машинный, матричный


10. Методическая разработка учебной лекции

1) Тема лекции. Обоснование выбора темы.

2) Определение места и значения темы в системе целого курса (контекст).

3) Отбор библиографии по теме (литература для преподавателя, литература, рекомендуемая студентам).

П. Формы организации лекции.

1. Аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей).

2. Цель лекции (замысел, основная идея лекций, объединяющая все предметное содержание).

3. Задачи лекции, реализующие основной замысел: а) состав и последовательность задач; б) характер задач: информационные, аналитические, систематизирующие, проблемные; в) средства, необходимые студентам для решения указанных задач (категории, системы представлений, функциональные, генетические, структурные, вероятностные, причинные связи); г) эмоциональные позиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей при решении поставленных задач.

4. Организационная форма лекции: а) монологическое высказывание; б) монолог с опорой на аудиовизуальные средства в) монолог с элементами эвристической беседы; г) эвристическая беседа; Д0 диалог-дискуссия (двух преподавателей, выражающих противоположные точки зрения по обсуждаемой проблеме).

Ш. Содержание лекций.

1) План и конспект содержания лекции.

2) Учебные средства и дидактические приемы, обеспечивающие целостность, систематичность, последовательность, доступность, наглядность, доказательность и др. (выделить на полях конспекта).

IY. Целостный образ преподавателя в процессе лекции.

1) Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач каждого из разделов содержания лекции (совместное решение задач, подражание образцу, партнерство).

2) Языковая форма высказывания (лексика, грамматика, стилистика).

3) Эмоционально-выразительные невербальные средства общения преподавателя с аудиторией (жесты, мимика, пантомима, вокальная мимика – интонация, громкость, темп, ритм, паузы).


 

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ

 

1.создание общих условий эффективного увп

1. Обеспечение исходных условий достижения учебного эффекта на занятии

а(1) предварительные указания по плану занятия (цель, задачи, основные этапы) лаконичные и ясные

б(1) учебные пособия и технические средства обучения способствуют быстрому включению учащихся в работу

в(1) нет ненужных задержек и отступлений во время занятия

2. Адаптация обучения к студентам

а(1) обучение соответствует (уровню подготовки, возрасту) студентов

б(1) в необходимых случаях учитываются индивидуальные особенности студентов

в(2) для студентов разных уровней успеваемости предоставляется возможность выполнения групповых заданий адекватных уровней

 

П. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ:

3. Владение учебным предметом и методами обучения:

а(1) информация и демонстрации соответствуют теме, точны и современны

б(1) без затруднений используется не менее двух форм или методов обучения

в(2) применяются оригинальные методы и приемы обучения.

 

4. Организация учебной деятельности в последовательности «жизненного цикла» (вступление, достижение, закрепление, интеграция):

а(1) занятие начинается со стимулирующего введения (привлечения внимания студентов и обеспечения необходимой мотивации)

б(1) представление нового материала как ответ на поставленные ранее (предшествующее занятие, введение) вопросы

в(2) занятие заканчивается подведением итогов (соотнесение результата с пройденным ранее, с другими предметами, с жизнью)

 

Ш.Техника объяснений

5.Использование устных и письменных объяснений:

а(1) ключевые моменты занятия поясняет

б(1) записи для студентов аккуратные и разборчивые

в(1) произношение и построение устной речи правильны

6.Разъяснения при непонимании материала студентами:

а(1) выявление непонятных слов или фраз и замена их общедоступными описательными выражениями

б(1) пояснения с помощью аналогии и примеров

в(2) логическое выведение следствий из анализа уже имеющихся сведений (законов, теорем, фактов и т.д.)

1У. учебное взаимодействие:

7.Контроль и коррекция деятельности студентов:

а(1) оценка действий студента отделяется от личного отношения педагога к нему

б(1) избегаются прямые указания и коррекции действий учащихся

в (2) студенты побуждаются оценивать и корректировать работу друг друга

8. Использование предложений и вопросов студентов по содержанию занятия

а(1) вопросы и предложения студентов принимаются с благодарностью

б(1) тактично отмечаются слабые места, не совершенства в примерах и предложениях учащихся

в(2) идеи и предложения студентов разрабатываются и используются на занятии

У. СОЗДАНИЕ ПРОДУКТИВНОЙ АТМОСФЕРЫ НА ЗАНЯТИИ:

9.Стимулирование интереса учащихся:

а(1) используются яркие образы, необычные аспекты темы, парадоксы, юмор

б(2) предлагается проблемные и творческие задания

в(2) урок опирается на использование жизненного опыта студентов

10.Помощь студентов в выработке положительной самооценки:

а(1) речь педагога свободна от сарказма и насмешек

б(1) конкретные учащиеся поощряются за конкретную работу

в(1) педагог поддерживает, ободряет студентов, сталкивающихся с трудностями на занятиях

У1. Поддержание приемлемого поведения в группе:

П.Поддержание рабочей включенности учащихся

а(1) использование приемов активизации внимания студентов

б(2) применение активных методов обучения (дискуссии, ролевые и имитационные игры

в(2) использование специальных способов организации учебной работы, рассчитанных на пассивных учащихся

12. Воздействия при нарушениях дисциплины:

а(1) педагог не замечает мелкие непреднамеренные нарушения

б(1) студенты, серьезно нарушающие дисциплину, сталкиваются с немедленной, но взвешенной реакцией преподавателя

в(2) преподаватель по возможности не борется с нарушениями дисциплины, а использует их для организации особых форм учебной работы.

 

1) менее 0,50: недостаточно подготовленный преподаватель

2) 0,51-0,80: удовлетворительно подготовленный преподаватель

3) 0,81-1,10: опытный преподаватель

4) 1,10: преподаватель-мастер

Примерная форма ведения анализа занятия

Кто посетил

Цель посещения

Курс

Группа

Специальность

Число учащихся по списку

Присутствовало на занятии

Тема занятия

Цель занятия

Тип занятия

Время, отводимое на отдельные звенья занятия Деятельность преподавателя Деятельность студентов Замечания по ходу занятия (положительные стороны и отрицательные)
       

Затраты времени на контроль

Занятий

  Этапы контроля занятия Среднее время затрачиваемое на отдельные этапы контроля занятия преподавателя
опытного малоопытного
Подготовка к посещению занятия 24 мин. 0.33 мин.
Посещение занятия 1ч.20 мин 1ч.20 мин
Анализ посещенного занятия (до беседы с преподавателем) 19 мин. 23 мин.
Разбор занятия с преподавателем 19 мин. 34 мин.
Заключительное оформление результатов контроля (выводы, предложения) 16 мин. 18мин.
Проверка выполнения предложений 17 мин. 22 мин.
Всего затрачено времени на контроль 3 ч. 5 мин. 3 ч. 45 мин.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ СеминарА «Современные педагогические технологии»

9 февраля 2004 года


Орел

Рецензенты:

Доктор педагогических наук Калашников А.Ф.

Кандидат педагогических наук Чупахина Н.Л.

 

Сост. Т.Н. Ключникова. Контроль знаний. Методическое пособие. Орел: Изд-во ОРАГС, 2004. - 24 с.

 


СОДЕРЖАНИЕ

1. ТРЕБОВАНИЯ И КРИТЕРИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ФОНДА КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ.. 3

2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ФОНДА КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ.. 3

3. РЕКОМЕНДАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ВУЗОВ РОССИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА К РАЗРАБОТКЕ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.. 3

4. Тестовые задания.. 3

5. Задания с выбором одного правильного ответа.. 3

6. ЗАДАНИЯ С ФАСЕТОМ.. 3

7. зАДАНИЯ НА УстановЛеНИЕ соответствиЯ: 3

8. Задания открытой формы.. 3

9. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.. 3

12. Методическая разработка семинарского занятия.. 3

13. СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ.. 3

14. Ограничения педагогических измерений в форме тестовых заданий.. 3

15. теоретический контроль знаний.. 3


ТРЕБОВАНИЯ И КРИТЕРИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ФОНДА КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

1. Наличие методических рекомендаций по использованию фонда контрольных заданий при оценке качества подготовки специалистов.

 

2. Наличие заданий по всем дисциплинам фундаментальной и специальной подготовки.

 

3. Наличие шкалы оценок или ключей тестов.

 

4. Определенность формы оценки качества подготовки специалистов: устный опрос, письменная работа, тесты, компьютерные программы, собеседования и т.д.

 

5. Количество вопросов, достаточное для оценки ключевых положений дисциплины.

 

6. Соответствие вопросов дидактическим единицам Государственного стандарта и программе дисциплины

 

7. Ориентация вопросов не только на оценку наличия знаний, но и на параметры качества знаний: полнота, системность, устойчивость, практичность и т.д.

 

8. Название базового учебника, используемого по данной дисциплине.

 

9. Методическое единство, наличие общего методического подхода в построении фондов контрольных заданий.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ФОНДА КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

1. Фонды контрольных заданий рекомендуется составлять в форме тестов, которые дают возможность многокритериальной оценки, большей экономии времени при замере качества подготовки, использования компьютерной техники и т.д.

 

2. При тестовой форме оценки качества избегать упрощенных ответов, выбираемых по принципу «правильно-неправильно». Тесты следует ориентировать на аналитический выбор приближения к истине.

 

3. Не следует воспроизводить только формулировки программы дисциплины без указания механизма их использования при оценке качества.

 

4. Если контрольные задания даются в форме вопросов для экзаменационного испытания, то набор этих вопросов должен быть разнообразным и достаточным для проведения этих испытаний.

 

5. Оценку качества можно проводить в виде письменной работы, но необходимо указывать шкалу и критерии оценки работы.

6. Фонд контрольных заданий должен отражать главное, основное, существенноев дисциплине.

 

7. Учебно-методическое объединение ВУЗов России по образованию в области менеджмента имеет компьютерные тестовые программы для оценки качества подготовки специалистов. Их можно, но не обязательно, использовать при аттестации и самоанализе работы.

 

8. Фонды контрольных заданий разрабатываются кафедрами, но руководит этой работой, как правило, ответственное лицо ректората или учебный отдел. Такое руководство позволяет обеспечить методическое единство при составлении фонда (схема, требования, логика, форма и т.д.).

 

9. Все фонды контрольных заданий утверждаются ректором ВУЗа, проходят экспертизу в Учебно-методическом объединении ВУЗов России по образованию в области менеджмента и получают экспертное заключение.

 

Зам.председателя Совета УМО по

образованию в области менеджмента,

д-р экон. наук, профессор Э.М. Коротков

 


РЕКОМЕНДАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ВУЗОВ РОССИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА К РАЗРАБОТКЕ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Тест предназначен для оценки качества образования по параметрам глубины, структуры, устойчивости и системности знаний в области обще профессиональной (фундаментальной) подготовки специалистов.

Он может быть использован при аттестации специальности, а также при проведении Государственного экзамена.

По Государственному стандарту практические навыки и умения проверяются на дипломном проектировании. Государственный экзамен по специальности необходим для проверки фундаментальных знаний, аналитических способностей и типа профессионального мышления. Это и определяет характер, содержание и методические особенности теста.

 

1. Вопросы теста должны отражать дидактические единицы Государственного стандарта и программу курса.

 

2. Для обеспечения поля анализа и выбора по каждому вопросу необходимо давать пять ответов, которые должны быть составлены не по принципу «правильно-не правильно», а по принципу приближения к истине. Это очень важно для формирования типа мышления современного менеджера.

 

3. Все вопросы должны быть распределены по структуре курса для того, чтобы можно было сделать оценку системности и структуры знаний.

 

4. Часть вопросов в тесте должна иметь ключевой характер. Абсурдные ответы, по этим вопросам не допустимы (машина прекращает тестирование).

 

5. Уровень знаний определяется не конечной оценкой, а суммой набранного кредита или рейтингового коэффициента.

 

6. Ответы на вопросы должны предполагать возможность оценки творческого потенциала выпускника (тип креативного мышления). Этот показатель закладывается в формулировку вопросов и ответов.

 

7. Машина должна фиксировать время, затраченное на выбор ответа. Использование времени характеризует свободу владения материалом, аналитические навыки, устойчивость знаний.

 

8. Количество вопросов в тесте должно определяться объемными характеристикамиучебного курса и его программой. Тест не должен быть засорен второстепенными и несущественными вопросами. Это отражает надежность теста.

 

9. Для оценки валидности итоговых показателей работы с тестом, тест должен содержать 15-20% парных вопросов, совпадение ответов по которым характеризует достаточную валидность итогового показателя.

 

10. Программа должна быть универсальной, т.е. предполагать возможность экспресс-оценки, полной оценки, оценки по количеству вопросов (10, 15, 20, 25 и т.д.)

 

11. По итогам тестирования программа должна предусматривать распечатку итогового документа по следующим показателям: уровня знаний (кредит), валидность рейтингового показателя, уровня знаний, системность знаний (соотношения кредитов по различным разделам курса), тип мышления, типы программы работы с тестом (5, 10, 15 вопросов и т.д.), временные параметры.

 

12. При регистрации участника необходимо предусмотреть указание не только его фамилии, имени, отчества, курса и группы, но и название ВУЗа, фамилию, имя, отчество преподавателя, ведущего эту учебную дисциплину.

 

 

Проректор по УМО по образованию

в области менеджмента,

д.э.н., профессор Э.М. Коротков

 


4. Тестовые задания

 

 

Психологическая диагностика – диагностика личностных качеств: способностей, интеллекта, мотивации, характера, темперамента.

Педагогическая диагностика – диагностика уровня подготовленности.

Есть множество методов контроля знаний – устный, письменный экзамен, тренажер, практика и др.

Тестирование – наиболее технологичный и экономичный способ сбора информации об уровне подготовленности студентов.

Тест – это система заданий, имеющая специфическую форму, позволяющая точно и эффективно измерить уровень подготовленности по той или иной дисциплине.

Тестология – наука, развитая на западе, наиболее интенсивно там, где используется дистанционное обучение, за которым по прогнозам педагогов – будущее. В частности в Австралии сегодня стремятся получить образование, предпочитая его образованию, полученному в Англии. Переход к дистанционной форме не возможен без тестовой культуры педагога.

При помощи педтестирования можно –

§ Выявить уровень подготовленности абитуриентов;

§ Выявить уровень овладения темой (модульный подход);

§ Выявить рейтинг студентов по отдельным дисциплинам;

§ Выявить рейтинг учебных групп;

§ Для рубежного, итогового контроля

§ Для мониторинга качества знаний.

Построение теста требует определенных знаний, поскольку завершенный тест – это инструмент, охватывающий все ключевые моменты дисциплины (зуны), имеющий несколько интересных форм.

Ø Логика тестирования от простого к сложному

Ø Тест – система заданий возрастающей трудности, специфической формы позволяющая качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности уч-ся

Ø Должно быть параллельно несколько вариантов теста (для апелляции)

Ø Формы тестовых заданий:

· Выбор одного правильного ответа

· Выбор наиболее правильного

· Выбор всех правильных ответов (становится более видимым незнание)

· Открытая форма – нужно дополнить ответом

· На установление соответствия

· На установление правильной последовательности


Задания с выбором одного правильного ответа

 

Выбор одного правильного ответа

Обведите кружком номер правильного ответа

1. Основной предмет психологии сегодня:

а) ВНД

б) душа

в) сознание

г) поведение

1. Основные каналы восприятия информации:

а) визуальный

б) аудиальный

в) праксемальный

г) кинестетический

д) инвайроментальный

 

2. Типы конфликтов:

а) межгрупповой

б) корпоративный

в) межличностный

г) внутриличностный

д) личностно-групповой

 

3. Потребность в принадлежности к группе

а) аттитюд

б) аттракция

в) аффилиация

 

4. Основная задача переговорного процесса:

а) победить в главном

б) смягчить разногласия

в) выработать альтернативы

г) превратить оппонента в партнера

 

3. Структура общения:

а) вербальные и невербальные стороны;

б) эмпатия, комплиментарность, ауторефлексия.

в) коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны;

Выбор наиболее правильного ответа

 

1. Референтные лица:



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.081 с.)