Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объективно-идеалистическая философия Г. ГегеляСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В философии Г. Гегеля человеческая история (ее видимый хаотический поток) представлена в качестве строго упорядоченной последовательности явлений, подчиненных единой логике развития независимо от того, относятся они к сфере бытия или мышления. Исходное положение в учении Гегеля – принцип тождества бытия и мышления. Отождествление мышления с бытием приводит к отождествлению логики (как науки об организационных принципах мышления) с онтологией (как учением о бытии и принципах его организации): бытие оказывается явленным так, как оно было замыслено. В соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному, мировое развитие в целом философ представил как процесс саморазвития и самопознания Абсолютной идеи (Мирового разума). Этот процесс подчинен законам логики и включает в себя три этапа: 1. Логический этап, связанный с пребыванием идеи в стихии чистого мышления, где она раскрывает свое содержание в системе категорий и понятий. Данный этап описан у Гегеля в учении о бытии, учении о сущности и учении о понятии, где он оперирует такими категориями, как качество, количество, мера; тождество, различия, противоположности, противоречие, основание; вещь, явление, существенное отношение и др. 2. Природная стадия, связанная с развитием идеи в форме «инобытия». Превращаясь в природу, абсолютная идея опредмечивает себя, тем самым отчуждаясь от своей истинной сущности, и предстает в виде конечных чувственных телесных единичностей. Таким образом, различие между природой и абсолютной идеей заключается не в содержании, а в форме существования. При этом природа не способна к развитию во времени. Она выступает лишь в качестве внешнего проявления саморазвития логических категорий. Данный этап описывается во второй части гегелевского учения – натурфилософии. 3. Человеческий Дух, где идея, покинув природу, возвращается к самой себе в качестве духа и реализуется в человеческом мышлении и истории. Данный этап осмыслен в третьей части гегелевской системы – философии духа. Развитие Духа раскрывается через субъективный дух (личность), объективный дух (семья, гражданское общество, государство) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). В абсолютном духе идея приходит к завершению своего саморазвития. Она познает бытие во всем многообразии его определений, т. е. осуществляется совпадение бытия и мышления. Логика развития Абсолютной идеи – это диалектическая логика. Диалектика выступает у Гегеля уже не в качестве искусства вести философскую дискуссию (трактовка Сократа и Платона), а в качестве теории развития. В этой теории сформулированы основные категории и понятия, выражающие различные аспекты, формы и стадии многоступенчатого процесса развития. Гегель сумел выявить источники, механизм и схему этого процесса, проявляющиеся в действии таких всеобщих законов диалектики, как борьба и единство противоположностей, переход количественных изменений в качественные, и наоборот, а также двойное отрицание. По Гегелю, любое понятие, а следовательно, и любое явление природы, общества и духовной жизни проходит трехстадийный цикл развития: тезис (утверждение, или исходное состояние объекта); антитезис (отрицание этого утверждения, или качественно иное состояние объекта по отношению к исходному); синтез (снятие противоположностей). Стадия синтеза не только примиряет тезис и антитезис, преодолевая их противоположность, но и сохраняет в себе положительное содержание обеих предшествующих стадий в высшем гармоничном единстве. Например, развитие бабочки включает в себя стадии личинки (тезис), гусеницы (антитезис) и взрослой особи (синтез). Так же и развитие абсолютной идеи осуществляется поэтапно, в соответствии с законами диалектики: чистое мышление (тезис); природа (антитезис); человеческая история, в которой воплощен Мировой дух (синтез). В соответствии с принципом единства логического и исторического, человеческая история определяется логикой развертывания Абсолютной идеи, где каждая конкретно-историческая эпоха рассматривается как часть глобального плана ее саморазвития и самопознания. Каждый период истории характеризуется руководящим положением какого-либо отдельного народа, который на данной ступени наиболее последовательно реализует познавательную задачу, а выполнив ее, передает эстафету другому народу. Поэтому в исторической практике человек преследует не собственные, а чужие цели, выступая как средство, которое Мировой разум (Абсолютная идея) использует для прояснения собственного содержания. Такой скрытый и косвенный способ действия Мирового разума, осуществляющего свои цели через деятельность людей, которые выступают в роли его средств, Гегель назвал «хитростью Мирового разума». Этот разум дает людям возможность действовать как угодно, не стесняя игру их страстей, однако объективные результаты их действий определяются не самими людьми, а логикой развития Абсолютной идеи. Личные, частные интересы людей (например, героев, успешно действующих во всемирной истории) заключают в себе цели, являющиеся волей Мирового духа. В целом, таким образом, прогресс истолковывался Гегелем как восходящее движение истории к некоей разумной цели (движение к свободе), которое включает в себя три этапа: 1) древневосточные деспотии реализуют принцип «свободен один» (деспот); 2) в греко-римском мире укореняется принцип «свободны некоторые» (поскольку в структуре античного общества выделяются два класса – свободные граждане и рабы); 3) в Германском мире (населенном народами Западной Европы после падения Римской империи) определяющую роль играет новый принцип «свободны все», решающую роль в утверждении которого сыграло христианство. Итак, принципы тождества бытия и мышления, восхождения от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического у Гегеля служат обоснованием единства законов внешнего мира и мышления. Подобная позиция в философии, называемая панлогизмом, представлена мыслителем в формулировке «все действительное разумно, все разумное действительно». Тем самым мир отождествляется с разумностью как таковой, а иррациональное отдвигается в сферу недействительного. «Антропологический материализм» Л. Фейербаха В концепции «антропологического материализма» человек рассматривается в качестве единственного, универсального и высшего предмета философии. По Фейербаху, ценность человеческого существа состоит в нем самом, а не в его способности быть средством реализации чужого замысла. Связи между людьми носят природный, внеисторический, родовой характер. Согласно Фейербаху, необходимо посредством человека свести все сверхъестественное к природе и посредством природы все сверхъестественное свести к человеку. В соответствии с этим принципом Фейербах осуществляет критический анализ религии как социокультурного явления: Бог рассматривается им как отчужденная от человека (противостоящая ему) и превращенная в абсолют человеческая сущность. Разгадку веры следует искать в глубинах человеческой психики, стремлении человека преодолеть собственную конечность и бессилие. Именно данное стремление, согласно Фейербаху, и является источником религиозной веры. Отвергая религиозный культ и культ разума в идеалистической философии, мыслитель противопоставляет ему «обоготворение человека» и формулирует главный принцип «новой религии любви» – вера не в Бога, а в человека как Бога для человека. В основе этой религии – взаимная любовь, требующая разумного самоограничения, бескорыстия, и принцип, согласно которому стремление к счастью одного человека должно согласовываться с таким же стремлением другого (т. е. счастье может быть только обоюдным). Целью и сущностью человеческой жизни, таким образом, признается любовь, которая и является решающей силой общественного прогресса, в том числе и нравственного.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.68 (0.007 с.) |