Модуль Ш. Современные направления предпринимательской деятельности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль Ш. Современные направления предпринимательской деятельности



КЕЙС № 9«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ УКРУПНЕНИЯ ФИРМЫ»

Варианты использования кейса в работе бакалавра:для экономиста, выполняющего аналитические расчеты, связанные с формированием долгосрочной стратегии развития фирмы с точки зрения целесообразности или нецелесообразности расширения бизнеса.

Цель кейса:развитие навыков определения эффекта масштаба для решения вопроса о возможности укрупнения предприятия.

Содержание кейса: Бизнес-ситуация в общем виде приведена на рис. 9.0. В данном кейсе рассматривается деятельность компании, которая располагает различными ресурсами: финансовыми и трудовыми. Необходимо рассчитать и проанализировать темпы изменения (роста или снижения) основных факторов производства.

Бизнес-ситуация

Расширение фирмы?

 


Рис. 9.0. Бизнес ситуация.

 

Анализ долгосрочной стратегии предприятия рекомендуется начинать с оценки масштаба его деятельности [1, 2]. Другими словами важно ответить на вопросы:

- как меняется выпуск продукции фирмы,

- когда пропорционально возрастают использованные производственные факторы (труд и инвестиции)?

Различают неизменный, положительный и отрицательный эффект масштаба.

 

Неизменный эффект масштаба наблюдается в случае, если темпы роста продукции равны темпам роста производственных факторов.

 


При неизменном эффекте масштаба укрупнение предприятия не скажется на изменении издержек производства.

Положительный эффект масштаба наблюдается в случае, если темпы роста продукции обгоняют темпы роста производственных факторов.

 


В случае положительного эффекта масштаба выгоднее иметь одну крупную фирму, производящую (при относительно низких издержках) продукцию, чем несколько мелких фирм.

Отрицательный эффект масштаба наблюдается в случае, если темпы роста продукции отстают от темпов роста производственных факторов.

 


 

Отрицательный эффект масштаба говорит о нежелательности дальнейшего наращивания объемов производства, поскольку итогами укрупнения могут быть рост затрат, проблемы координации между структурными подразделениями, проблемы сохранения контактов между руководством и рабочими.

Графически эффект масштаба определяется с помощью карты изоквант.

Изокванта – кривая, на которой расположены все сочетания производственных факторов, обеспечивающих одинаковый объем выпуска продукции.

 


Каждая изокванта строится в осях координат L и K (или И) и обозначает выпуск определенного объема продукции Q (см. рис. 9.1.).

 

 

 

Рис.9.1. Карта изоквант по выпуску продукции

 

Каждая изокванта строится в осях координат L и K и обозначает выпуск определенного объема продукции Q (см. рис. 9.1.).

Луч ОА содержит различные сочетания труда и инвестиций или капитала, которые могут использоваться для выпуска продукции при сохранении постоянных пропорций факторов производства.

 

 

После того, как построены все изокванты, необходимо сравнить все точки пары соседних точек (В и С, С и D и пр.).

если , то ЭФМ неизменный; если , то ЭФМ > 0, т.е. положительный; если , то ЭФМ < 0, т.е. отрицательный.   .

 

 


Сравнение можно производить не по фактору L, а по фактору К, т.е. капитала или инвестиций, так как соотношение между K и L остается неизменным по всем изоквантам. На графике влияние эффекта масштаба можно проследить по расположению изоквант:

- при неизменном эффекте изокванты равномерно распределяются на графике, отрезая от луча ОА равные отрезки.

- при сближении изоквант по мере увеличения затрат труда и капитала имеет место положительный эффект;

- если изокванты «разбегаются» с ростом факторов производства, то налицо отрицательный эффект масштаба.

 

Вариант решения.Основываясь на данных о размере затрат труда и капитала, построить карту изоквант для соответствующих сочетаний затрат труда L и капитала К, луч ОА под углом 45° к оси абсцисс и

рассчитать темпы изменения затрат труда или капитала и объемов выпуска продукции. На основе анализа полученных данных об эффекте масштаба в точках пересечения изоквант с лучом ОА, сделать выводы о целесообразности или нецелесообразности укрупнения фирмы.

В данном кейсе не приводится конкретный пример расчета всех пар точек, рисунок и расчеты выполняются учащимися самостоятельно.

 

ЗАДАНИЕ К КЕЙСУ

Исходными данными для выполнения расчетов по данному кейсу являются варианты заданий, приведенные в таблице 9.1.

 

Таблица 9.1.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.253.106 (0.006 с.)