Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых



Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

(ВлГУ)

Кафедра «Экономика и управление инвестициями и инновациями»

 

 

ЭКОНОМИКА ФИРМЫ

Кейсы для практических работ

 

 

СНЕГИРЕВА Т.К.

 

Владимир 2013

 

УДК 369(07)

ББК 65.31

М54

 

Рецензент

Кандидат экономических наук, доцент кафедры

экономики и стратегического управления Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ)

А.А. Щека

 

Печатается по решению редакционного совета

Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ)

 

 

Экономика фирмы: Кейсы для практических работ / Владим. гос. ун-т; Сост.: Т.К. Снегирева. Владимир, 2013.- 117 с.

 

Разработаны кейсы заданий для выполнения практических работ по дисциплине «Экономика фирмы». Приведены цель и содержание расчетов, варианты и примеры решений конкретных и общих бизнес-ситуаций. При составлении заданий к практическим занятиям № 8 и 9 принимала участие проф. кафедры ЭУИИ Марченко Е.М.

Предназначены для бакалавров экономических специальностей.

Рекомендованы для формирования профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС 3-го поколения.

Табл.36 Ил. 21 Библиогр.: 36

 

 

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Модуль I. Основные показатели деятельности предприятий

Кейс № 1. «ОЦЕНКА КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

ФИРМЫ». . . . . . . . . . . . . . . 5

Кейс № 2. «ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ» 14

Кейс № 3.«ФОРМИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК ФИРМЫ» . . . . . . 31

Кейс № 4.«РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ И

РЕНТАБЕЛЬНОСТИ». . . . . . . . . . . . . . 38

Модуль II. Ресурсы предприятий

Кейс № 5.«РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ» . . . . . . 45

Кейс № 6.«РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ». . . . . .59

Кейс № 7.«РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ». . . . . .67

Кейс № 8. «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СОТРУДНИКОВ». . . . . . . .79

Модуль Ш. Современные направления предпринимательской деятельности

Кейс № 9.«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ УКРУПНЕНИЯ

ФИРМЫ». . . . . . . . . . . . . . . . . . .86

Кейс № 10.«РАСЧЕТ ГРАФИКА ПОГАШЕНИЯ КРЕДИТА (ССУДЫ)

ФИРМЫ». . . . . . . . . . . . . . . . . . 95

Кейс № 11.«РАСЧЕТ ШТРАФНЫХ И КОМПЕНСАЦИОННЫХ

ВЫПЛАТ ФИРМЫ». . . . . . . . . . . . . . 101

Кейс № 12.«ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА». . . . . . 110

Список рекомендуемой литературы. . . . . . . . . . . . 115

Введение

Вопросы, связанные с экономической деятельностью предприятий и организаций, являются особенно важными и непростыми для начинающих бизнесменов, студентов, и молодых руководителей производства. Деятельность любой коммерческой фирмы имеет особую направленность и цель, которая заключается в получении прибыли. Перед начинающими специалистами встает множество вопросов: как работать с кадрами, оптимально управлять ресурсами, развивать фирму и др. От того, насколько эффективно и грамотно решаются подобные задачи, зависит общий успех дела.

Каждая сфера деятельности имеет свои особенности, без учета которых невозможно успешно развивать бизнес и повышать его эффективность. Для того, чтобы осуществлять предпринимательскую деятельность, необходима также координация множества участников: потребителей продукции предприятия или заказчиков, поставщиков материалов, и сырья и др. Кроме того, в бизнесе многое зависит от сложившейся конъюнктуры рынка, наличия финансовых ресурсов и удачи. Все это влияет на формирование финансовых результатов деятельности фирмы.

В данных кейсах для выполнения практических работ мы постараемся дать ответы на эти и многие другие вопросы. Весь материал основан на изучении действующего законодательства в области экономической деятельности, практического материала, отчетности предприятий и организаций.

Главная цель данных кейсов для практических работ познакомить бакалавров экономических специальностей с основами экономики фирмы, расчета и анализа основных показателей деятельности, диагностики проблем организаций и предприятий, принятия грамотных квалифицированных решений по улучшению дел и общей эффективности деятельности фирмы.

Модуль I. Основные показатели деятельности предприятий

КЕЙС № 1 «ОЦЕНКА КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ФИРМЫ»

Варианты использования кейса в работе бакалавра:для экономиста, выполняющего аналитические расчеты, связанные с оценкой общей рыночной ситуации в целях оптимального ценообразования на предприятии.

Цель кейса:развитие навыков расчета рыночных цен, оценки ценовой эластичности спроса (предложения) и оптимизации ценовой политики фирмы с целью максимизации выручки предприятия.

Содержание кейса:Кейс состоит из двух частей, объединенных общими аналитическими расчетами и выводами. Общая бизнес-ситуация описана и приведена на рис. 1.0. В данном кейсе рассматривается деятельность компаний инвесторов или застройщиков каких-либо зданий и (или) сооружений. При этом возникает задача по приобретению строительных конструкций, которые производят заводы железобетонных конструкций и изделий (ЖБК, ЖБИ) (см. рис. 1.0). Это пример локального рынка. Под воздействием сложившейся конъюнктуры, другими словами совокупного спроса и возможных цен на сборный железобетон, необходимо выполнить расчеты рыночных цен и равновесных объемов производства заводов ЖБК, ЖБИ (часть I) и оптимальных сбытовых цен для заводов ЖБК (часть II).

 

Бизнес-ситуация

 

Компании инвесторы или застройщики
Заводы-производители железобетонных конструкций
Фирмы производители железобетонных конструкций

 

 


Рис. 1.0. Бизнес ситуация

Часть 1. Основными участниками любого рынка являются фирмы или индивидуальные предприниматели (ИП), производящие товары, выполняющие работы или оказывающие услуги, и предприятия, ИП или физические лица, потребляющие произведенные ресурсы.

При изучении спроса организаций потребителей на продукцию предприятий, производящих ресурсы, исходят из позиции выгодности цены. Другими словами, спрос показывает, количество ресурсов, которое потребители будут покупать по равновозможным ценам. Шкала спроса может быть представлена в виде таблицы или графика. Между рыночной ценой ресурсов и их количеством, на которое предъявляется спрос, существует определенное соотношение, которое называется законом спроса [1, 2] . Закон спроса заключается в следующем:

При неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию спроса. И, наоборот, при неизменности всех прочих параметров повышение цены ведет к снижению спроса.  

 


Например, в табл. 1.1 приведены гипотетические (условные) данные спроса организации-инвестора на сборные железобетонные конструкции. На основе приведенного примера можно проанализировать динамику спроса единственного потребителя. В условиях рыночной системы при наличии нескольких потребителей ресурсов общая величина спроса определяется суммированием величин спроса каждого потребителя.

 

Таблица 1.1

ЗАДАНИЕ К КЕЙСУ

Часть 1

1. На основании исходных данных, приведенных в таблице 1.5, формируется шкала спроса организаций–инвесторов на сборные железобетонные конструкции.

2. На основании исходных данных формируется шкала предложения сборных железобетонных конструкций заводов ЖБК.

3. Шкалу спроса и предложения объединить в совместной таблице и совместном графике.

4. Выполнить анализ исходных данных,

определить:

- равновесную точку;

- цену рыночного клиринга;

- равновесный объем производства сборного железобетона в условиях локального строительного рынка.

Часть 2

5. На основе данных о спросе (или предложении по выбору студента) рассчитать коэффициент ценовой эластичности спроса (предложения).

6. Определить оптимальную цену на сборный железобетон для предприятий ЖБК, которая позволит максимизировать выручку предприятия.

 

Таблица 1.5

Варианты заданий к кейсу

Варианты Цена 1 м3, тыс.руб. Спрос на ЖБК, м3, в неделю Предложение ЖБК, м3, в неделю
     
     
   
   
   
   
   
   
     
     
   
     
    3,4 3,7 4,0 4,3 4,6 4,9
   

Контрольные вопросы к кейсу.

Часть1.

1. Приведите примеры рынков: локальных, национальных, международных.

2. Какая переменная является независимой, какая зависимой: цена, количество?

3. Назовите главный фактор спроса (детерминанту спроса).

4. Назовите вторичные (косвенные) факторы спроса.

5. Назовите главный фактор предложения (доминанту предложения).

6. Назовите косвенные факторы предложения.

Часть 2.

7.Дайте определение эластичности спроса.

8.Приведите пример эластичного, единичного и неэластичного спроса.

9.Объясните экономический смысл показателя общей выручки фирмы-производителя ресурсов. Как изменится экономическая сущность этого показателя для фирмы-потребителя ресурсов?

10.Объясните экономический смысл показателя коэффициента эластичности Ed = 3.

11.Дайте анализ следующих ситуаций с точки зрения изменения совокупных строительных организаций на сборный железобетон:

- цена падает, спрос неэластичный;

- цена растет, спрос эластичный;

- цена растет, спрос неэластичный.

12. Что является главным фактором эластичности спроса?

13. Назовите косвенные доминанты спроса.

Рекомендуемая литература к кейсу.

1. Экономикс: Принципы, проблемы ми политика. Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стэнли Л. Брю, т.1 и 2 –М.: ИНФРА, 2011.-400с.- ISBN 5-250-001486-0.

2. Большая экономическая энциклопедия.- М.: Эксмо,2010.-816с. – ISBN 5-699-14788-8.

 

КЕЙС № 2 «ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ»

Варианты использования кейса в работе бакалавра:для экономиста, формирующего общий отчет о деятельности фирмы за несколько периодов.

Цель кейса:развитие навыков использования официальной отчетности фирмы с целью оценки общей динамики изменения основных показателей деятельности.

Содержание кейса:

В данном кейсе рассматривается следующая бизнес-ситуация (рис.2.0.):

фирма осуществляет деятельность более десяти лет. Необходимо дать общую характеристику ее деятельности за последние четыре года, рассмотрев динамику основных показателей деятельности.

 

 


Бизнес-ситуация

 

 

Оценка деятельности фирмы за последние четыре года
«Отчет о прибылях -убытках» Форма № 2

 


Рис. 2.0. Бизнес-ситуация

 

К основным показателям деятельности предприятий и организаций относятся: выручка, себестоимость, прибыль, рентабельность и др. Сведения об этих показателях содержаться в «Отчете о прибылях и убытках» (форма № 2). «Отчет о прибылях и убытках» – официальный документ, с помощью которого можно охарактеризовать финансовый результат деятельности предприятия за определенный отчетный период. Таким образом, можно увидеть за счет чего и по каких причинам организация получила прибыль или понесла убытки. Это происходит путем анализа суммарного дохода или выручки и расхода.

Показатель выручки представляет собой стоимость реализованных товаров, выполненных работ или оказанных фирмой услуг.


 

 

Он формируется на основе [2], для строительных организаций дополнительно на основе [1].

Себестоимость предприятия представляют собой затраты на производство и реализацию продукции.

 


 

Расходы организации или себестоимость производства и реализации продукции формируется на основе [3, 4, 5]. Кроме того, при определении выручки и расходов организации следует также руководствоваться положениями и нормами [6].

Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

 


 

В форме № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» приводятся следующие различные виды прибыли, которые подробно рассматриваются в кейсе № 4. В данном кейсе при формировании данных таблиц следует принять валовую прибыль.

Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.

 


В основе расчета коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.

Для анализа эффективности деятельности фирмы при выполнении задания данного кейса используем два вида рентабельности: рентабельность продаж и рентабельность основной деятельности.

Рентабельность продаж определяется:

rпр = Прибыль /Выручка *100 %  

 

 


Рентабельность же основной деятельности находится как отношение прибыли к себестоимости:

rод = Прибыль /Себестоимость *100 %  

 

 


Вариант решения.Рассмотрим основные показатели деятельности организации за последние четыре года. Для этого используем данные отчетов «О прибылях и убытках» за соответствующие периоды. Показатели выручки, себестоимости, валовой прибыли и рентабельности за анализируемый период приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Рис. 2.1. Динамика основных показателей деятельности

 

Изменение рентабельности по годам представлено на рисунке 2.2

Рис. 2. 2. Изменение рентабельности

 

Таким образом, уровень рентабельности продаж в течение 3-х лет находилась на одном уровне, а в 2013 году произошло ее снижение на 0,4%, уровень рентабельности основной деятельности так же снижается с 5,5% в 2010г. До 5,0% в 2013г., что отрицательно характеризует работу фирмы. Причинами таких диспропорций могут служить разные темпы снижения себестоимости продукции и выручки предприятия.

ЗАДАНИЕ К КЕЙСУ

Исходными данными для выполнения расчетов по данному кейсу являются «Отчеты о прибылях и убытках» конкретных предприятий за последние четыре года или поквартальные отчеты за прошедший год. Эти сведения учащиеся должны найти самостоятельно, воспользовавшись материалами летней практики, либо открыто публикуемыми отчетами предприятий и организаций.

Контрольные вопросы к кейсу.

1. Назовите основные показатели деятельности фирмы.

2. Как определяется выручка, себестоимость и прибыль организации?

3. Как рассчитываются показатели рентабельности?

4. Какие факторы влияют на снижение показателей?

5. Может ли рост выручки сопровождаться снижением прибыли и почему?

6. Может ли снижение выручки сопровождаться ростом прибыли и почему?

7. Каким образом различные темпы роста или снижения выручки и себестоимости влияют на изменение прибыли фирмы?

 

 

Рекомендуемая литература к кейсу.

 

1. ПБУ 2/2008 – Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008, утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н.

2. ПБУ 9/99 – Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

3. ПБУ 10/99 – Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

4. ПБУ 17/02 Учет расходов на НИОКР и технологические работы

5. ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций. ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

6. Налоговый кодекс РФ ч.I, II, гл. 25 «Налог на прибыль организаций». М.: Проспект, КНОРУС, 2013.-688 с. ISBN 978-5370-01804-6.

КЕЙС № 3 «ФОРМИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК ФИРМЫ»

Варианты использования кейса в работе бакалавра:для экономиста, формирующего издержки предприятия, калькуляции себестоимости товаров, работ, услуг.

Цель кейса:развитие навыков расчета затрат фирмы, классификации их на постоянные и переменные, прямые и косвенные.

Содержание кейса:

В данном кейсе рассматривается следующая бизнес-ситуация (рис.3.0.):

Основным видом продукции фирмы является производстве огнеупоров. Выпуск продукции осуществляется в арендованном помещении цеха. Необходимо рассчитать состав и структуры затрат, выделить постоянные и переменные затраты (прямые и косвенные).

Бизнес-ситуация

 

Калькуляция себестоимости продукции фирмы
 
 
Структуры затрат

 


Себестоимость — все издержки (затраты), понесённые предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции или услуги

Виды себестоимости:

 

Рис. 3.0. Бизнес-ситуация.

Какие структуры затрат следует рассчитать в данной практической работе, студент мотивированно должен обосновывать, приняв самостоятельное решение.

 

К расходам фирмы относятся: Ø расходы, связанные с изготовлением продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг, Ø возмещение стоимости основных средств, НМА и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.  

 


 

При формировании себестоимости товаров, работ или услуг фирмы основываются на положениях по бухгалтерскому учету [1, 2, 3] и Налогового кодекса РФ [ 4].

В практической деятельности предприятия обязаны формировать себестоимость продукции по основным элементам [1, 4]:

Материальные затраты,

Статьи себестоимости, которые предприятие выделяет в калькуляциях, носят рекомендуемый характер. Каждая фирма, исходя из особенностей собственного производства, может использовать следующий перечень статей:

Основные материалы и сырье,

Заработная плата рабочих,

И др.

Коммерческие расходы.

Приведенные статьи себестоимости могут уточняться и дополняться применительно к конкретному виду производства.

К постоянным издержкам относят те из них, которые не зависят от объемов продаж, к переменным – которые зависят от объемов продаж.

Вариант решения.Рассмотрим состав и структуру себестоимости производства 1 тонны огнеупоров, приведенную в таблице 3.1. Данная таблица составлена на основе производственной Калькуляции себестоимости конкретного предприятия.

Таблица 3.1.

ЗАДАНИЕ К КЕЙСУ

Исходными данными для выполнения расчетов по данному кейсу являются «Калькуляции себестоимости» продукции предприятий и организаций. Эти сведения учащиеся должны найти самостоятельно, воспользовавшись материалами летней практики, либо по заданию преподавателя. При отсутствии данных по предприятию студент может воспользоваться вариантами заданий, приведенными в таблице 3.2.

Таблица 3.2.

Варианты заданий к кейсу

№ п/п Наименование статей затрат Величина затрат, тыс.руб. по вариантам
1. Материалы, сырье, полуфабрикаты 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 10,6 10,7 10,8 10,9
2. Заработная плата рабочих 2,9 2,8 2,7 2,6 2,5 2,4 2,3 2,2 2,1
3. Начисления на заработную плату рабочих 0,78 0,77 0,76 0,75 0,74 0,73 0,72 0,71 0,7 0,69
4. Общепроизводственные расходы 0,22 0,23 0,24 0,25 0,26 0,27 0,28 0,29 0,3 0,31
5. Коммерческие расходы 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5

Продолжение таблицы 3.2.

№ п/п Наименование статей затрат Величина затрат, тыс.руб. по вариантам
1. Материалы, сырье, полуфабрикаты 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 11,6 11,7 11,8 11,9
2. Заработная плата рабочих 1,9 1,8 1,7 1,6 1,5 1,4 1,3 1,2 1,1
3. Начисления на заработную плату рабочих 0,68 0,67 0,66 0,65 0,64 0,63 0,62 0,61 0,6 0,59
4. Общепроизводственные расходы 0,32 0,33 0,34 0,35 0,36 0,37 0,38 0,39 0,4 0,41
5. Коммерческие расходы 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
                       

Окончание таблицы 3.2.

№ п/п Наименование статей затрат Величина затрат, тыс.руб. по вариантам
1. Материалы, сырье, полуфабрикаты 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 10,6 10,7 10,8
2. Заработная плата рабочих 2,9 2,8 2,7 2,6 2,5 2,4 2,3 2,2
3. Начисления на заработную плату рабочих 0,58 0,77 0,76 0,75 0,74 0,73 0,72 0,71 0,7 0,69
4. Общепроизводственные расходы 0,42 0,23 0,24 0,25 0,26 0,27 0,28 0,29 0,3 0,31
5. Коммерческие расходы 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5

Контрольные вопросы к кейсу.

1. Дайте определение себестоимости продукции фирмы.

2. Назовите элементы себестоимости продукции.

3. Назовите рекомендуемые статьи себестоимости продукции.

4. Какие затраты можно отнести к:

- постоянным,

- переменным,

- прямым,

- косвенным.

5. Как постоянные издержки влияют на общий финансовый результат деятельности фирмы?

6. Как переменные издержки влияют на общий финансовый результат деятельности фирмы?

 

 

Рекомендуемая литература к кейсу.

 

1. ПБУ 10/99 – Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

2. ПБУ 17/02 Учет расходов на НИОКР и технологические работы

3. ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций. ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

4. Налоговый кодекс РФ ч.I, II, гл. 25 «Налог на прибыль организаций». М.: Проспект, КНОРУС, 2013.-688 с. ISBN 978-5370-01804-6.

 

КЕЙС № 4 «РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ»

Варианты использования кейса в работе бакалавра:для экономиста, который определяет и анализирует показатели прибыли и рентабельности фирмы, экономические результаты деятельности предприятий и организаций.

Цель кейса:развитие навыков расчета показателей прибыли фирмы, определения уровня рентабельности, динамики показателей за несколько периодов.

Содержание кейса:В данном кейсе рассматривается следующая бизнес-ситуация (рис.4.0.): фирма осуществляет деятельность более десяти лет. Необходимо определить общий финансовый результат деятельности за последние четыре года, рассмотрев динамику основных показателей прибыли и рентабельности.

 

 

Бизнес-ситуация
«Отчет о прибылях -убытках» Форма № 2
Результаты финансово-хозяйственной деятельности

 

 


Рис. 4.0. Бизнес-ситуация.

 

Показатели прибыли (или убытка) деятельности предприятий и организаций содержатся в «Отчете о прибылях и убытках» форма №2. Этот отчет формируется на основе [1, 2, 3, 4, 5].

 

 

В «Отчете о прибылях и убытках» приводятся следующие виды прибыли:

§ валовая прибыль. Она определяется как разность между выручкой от продаж и себестоимостью реализованной продукции:

Пв. = Выручкапр - Себестоимостьрп

 

 


§ прибыль (убыток) от продаж. Она рассчитывается как разность между прибылью от продаж и коммерческими и управленческими расходами:

Ппр. = Пв. - КР - УР

 

 


§ прибыль до налогообложения. Она определяется как разность между прибылью от продаж и прочими расходами с учетом прочих доходов:

Пно. = Ппр. - ПрР + ПрД

 

 


§ чистая прибыль. Она определяется путем вычитания из прибыли до налогообложения налога на прибыль организации и отложенных налоговых активов и текущего налога на прибыль с учетом отложенных налоговых обязательств:

Пч = Пно - НПО – ОНА + ОНО

 

 


Показатели рентабельности или прибыльности предприятий являются относительными. В общем случае при расчете различных видов рентабельности показатели прибыли делятся на анализируемый объект:

r = П / Анализируемый объект х 100%

 


 

В качестве анализируемого объекта могут использоваться показатели выручки, себестоимости, стоимости собственных средств и имущества и другие.

 

Вариант решения.Основываясь на данных «Отчета о прибылях и убытках» за определенный год, рассчитаем валовую прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистую прибыль предприятия. Результаты расчета приведены в таблице 4.1.

 

Таблица 4.1.

Расчет показателей прибыли

№ п/п Наименование показателей Сумма, тыс.р.
    1. 2.   Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка от продажи продукции Себестоимость реализованной продукции       10 000 9 000  
3. Валовая прибыль (убыток) 1 000
4. 5. Коммерческие расходы Управленческие расходы
6. Прибыль (убыток) от продаж
  7. 8. 9. Прочие доходы и расходы Доходы от участия в других организациях Проценты к получению Проценты к уплате  
10. Прибыль до налогообложения
11. 12. 13.   Текущий налог на прибыль организаций Отложенные налоговые активы Отложенные налоговые обязательства - -
14. Чистая прибыль (убыток)

Текущий налог на прибыль организации определяется в размере 20% от прибыли до налогообложения.

ЗАДАНИЕ К КЕЙСУ

Исходными данными для выполнения расчетов по данному кейсу являются «Отчеты о прибылях и убытках» конкретных предприятий. Эти сведения учащиеся должны найти самостоятельно, воспользовавшись материалами летней практики, либо вариантами заданий, приведенными в таблице 4.2.

Таблица 4.2.

Варианты заданий к кейсу

№ п/п Наименование показателей Значение по вариантам, тыс.руб.
Доходы и расходы по обычным видам деятельности
1. Выручка от продажи товаров
2. Себестоимость проданных товаров
3. Коммерческие расходы
4. Управленческие расходы
                 
Прочие доходы и расходы
5. Доходы от участия в других организациях
6. Проценты к уплате

Продолжение таблицы 4.2.

№ п/п Наименование показателей Значение по вариантам, тыс.руб.
Доходы и расходы по обычным видам деятельности
1. Выручка от продажи товаров
2. Себестоимость проданных товаров
3. Коммерческие расходы
4. Управленческие расходы
                   
Прочие доходы и расходы
5. Доходы от участия в других организациях
6. Проценты к уплате

 

Окончание таблицы 4.2.

 

 

№ п/п Наименование показателей Значение по вариантам, тыс.руб.
Доходы и расходы по обычным видам деятельности
1. Выручка от продажи товаров
2. Себестоимость проданных товаров
3. Коммерческие расходы
4. Управленческие расходы
                   
Прочие доходы и расходы
5. Доходы от участия в других организациях
6. Проценты к уплате

 

Контрольные вопросы к кейсу.

1. Какой показатель отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций?

2. Как определяются показатели прибыли организации в «Отчете о прибылях и убытках»?

3. Что такое убыток?

4. Как рассчитываются показатели рентабельности?

5. Какие факторы влияют на изменение показателей прибыли и рентабельности?

 

Рекомендуемая литература к кейсу.

 

1. ПБУ 9/99 – Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

2. ПБУ 10/99 – Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

3. ПБУ 17/02 Учет расходов на НИОКР и технологические работы

4. ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций. ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

5. Налоговый кодекс РФ ч.I, II, гл. 25 «Налог на прибыль организаций». М.: Проспект, КНОРУС, 2013.-688 с. ISBN 978-5370-01804-6.

6. ФЗ «Об ООО» № 14-ФЗ. – М.: ООО «ТК ВЕЛБИ», 2013. – 80 с. ISBN 5 – 902171 – 76-8.

7. ФЗ «Об АО» № 208-ФЗ. – М.: ООО «ТК ВЕЛБИ», 2013. – 80 с. ISBN 5 – 902171 – 76-8.

И др.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.242.204 (0.013 с.)