Ценовая эластичность спроса на сборный железобетон



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценовая эластичность спроса на сборный железобетон



Цена 1м3 ЖБК, тыс.р. Величина спроса, м3 в неделю Общая выручка заводов ЖБК, тыс.р. Оценка по показателю общей выручки гр. 1 х гр. 2 Коэффициент эластичности Ес (Еd)
      эластичность   эластичность эластичность неэластичность 1.75 1.54 0.82

 

Показатель общей выручки (гр.3, таблица 1.4) является дополнительной характеристикой эластичности-неэластичности спроса. Если спрос эластичен, то снижение цены приводит к увеличению выручки. Данное обстоятельство обусловлено тем, что даже при меньшей цене за 1 м3 сборного железобетона прирост объемов его реализации компенсирует потери от снижения цены. Так, при снижении цены на 1 тыс.р. (в комбинации 5 тыс.р. – 4 тыс.р.) спрос увеличивается на 5 м3 , а величина выручки возрастает на 10 тыс.р.

Рассматривая соотношение выручки и спроса, можно выделить две ситуации:

- если спрос эластичен, то изменение цены вызывает противоположное изменение выручки;

- если спрос неэластичен, изменение цены вызывает адекватное изменение выручки.

Для доказательства этих двух позиций следует построить график зависимости эластичности спроса на сборный железобетон и выручки от его реализации ( рисунок 1.4).

 

 

Рис. 1.4. График зависимости эластичности спроса на сборный железобетон и выручки от его реализации.

 

 

Площадь прямоугольника S1 соответствует величине общей выручки завода ЖБК в тысячах рублей при цене 1 м3 сборного железобетона 5 тыс.р. и объеме реализации 10 м3:

S1 = 5 ∙ 10 = 50 тыс.р.

Площадь прямоугольника S2 соответствует величине общей выручки завода ЖБК при снижении цены 1 м3 до 4 тыс.р. и увеличении объема реализации сборного железобетона до 15 м3:

S2 = 4 ∙ 15 = 60 тыс.р.

Из графика видно, что площадь S2 > S1.

В эластичном спросе разница площадей будет равна росту общей выручки при снижении цены:

S2. – S1 = 60 – 50 = 10 тыс.р.

Площадь прямоугольника S3 соответствует величине общей выручки завода ЖБК при дальнейшем снижении цены до 3 тыс.р. и росте объема реализации до 25м3 :

S3 = 3 . 25=75 тыс.р.

Площадь прямоугольника S4 соответствует величине общей выручки завода ЖБК при дальнейшем снижении цены до 2 тыс.р. и росте объема реализации до 40м3 :

S4 = 2 . 40=80 тыс.р.

Как видно из приведенных выше расчетов, при эластичном спросе на продукцию заводу ЖБК выгодно снижать цены, что приводит к росту объемов продаж и выручки соответственно.

Эти рассуждения правомерны и в обратном случае: увеличение цены при эластичном спросе ведет к уменьшению выручки.

В условиях эластичного спроса фирме выгодно снижать цены на свою продукцию.

 


 

В рассматриваемом примере предприятие может снижать цены на сборный железобетон с 5 тыс.р. до 2 тыс.р. за 1м3.

Вместе с тем, дальнейшее снижение цены уже не целесообразно, так как спрос становится неэластичным.

Случай с неэластичным спросом на графике лежит в пределах снижения цены 1 м3 с 2 тыс.р. до 1 тыс.р.

Площадь прямоугольника S5 соответствует величине общей выручки завода ЖБК при дальнейшем снижении цены с 2 тыс.р. до 1тыс.р. и росте объема реализации до 70м3 :

S5 = 1 . 70=70 тыс.р.

Из графика видно, что площадь S5 < S4. Потеря выручки будет равна:

S4 – S5 = 80 – 70 = 10тыс.р.

В условиях неэластичного спроса фирме выгодно повышать цены на свою продукцию.  
Таким образом, при неэластичном спросе снижение цены ведет к падению выручки.

 

Общий вывод по части 1 и 2:не смотря на то, что рыночная цена установилась на уровне 3 тыс.р. за м3 сборного железобетона, для конкретного завода ЖБК наиболее оптимальной является цена 2 тыс.р. за м3. При этом достигается максимальная выручка в размере 80 тыс.р.

 

ЗАДАНИЕ К КЕЙСУ

Часть 1

1. На основании исходных данных, приведенных в таблице 1.5, формируется шкала спроса организаций–инвесторов на сборные железобетонные конструкции.

2. На основании исходных данных формируется шкала предложения сборных железобетонных конструкций заводов ЖБК.

3. Шкалу спроса и предложения объединить в совместной таблице и совместном графике.

4. Выполнить анализ исходных данных,

определить:

- равновесную точку;

- цену рыночного клиринга;

- равновесный объем производства сборного железобетона в условиях локального строительного рынка.

Часть 2

5. На основе данных о спросе (или предложении по выбору студента) рассчитать коэффициент ценовой эластичности спроса (предложения).

6. Определить оптимальную цену на сборный железобетон для предприятий ЖБК, которая позволит максимизировать выручку предприятия.

 

Таблица 1.5

Варианты заданий к кейсу

Варианты Цена 1 м3, тыс.руб. Спрос на ЖБК, м3, в неделю Предложение ЖБК, м3, в неделю
     
     
   
   
   
   
   
   
     
     
   
     
    3,4 3,7 4,0 4,3 4,6 4,9
   

Контрольные вопросы к кейсу.

Часть1.

1. Приведите примеры рынков: локальных, национальных, международных.

2. Какая переменная является независимой, какая зависимой: цена, количество?

3. Назовите главный фактор спроса (детерминанту спроса).

4. Назовите вторичные (косвенные) факторы спроса.

5. Назовите главный фактор предложения (доминанту предложения).

6. Назовите косвенные факторы предложения.

Часть 2.

7.Дайте определение эластичности спроса.

8.Приведите пример эластичного, единичного и неэластичного спроса.

9.Объясните экономический смысл показателя общей выручки фирмы-производителя ресурсов. Как изменится экономическая сущность этого показателя для фирмы-потребителя ресурсов?

10.Объясните экономический смысл показателя коэффициента эластичности Ed = 3.

11.Дайте анализ следующих ситуаций с точки зрения изменения совокупных строительных организаций на сборный железобетон:

- цена падает, спрос неэластичный;

- цена растет, спрос эластичный;

- цена растет, спрос неэластичный.

12. Что является главным фактором эластичности спроса?

13. Назовите косвенные доминанты спроса.

Рекомендуемая литература к кейсу.

1. Экономикс: Принципы, проблемы ми политика. Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стэнли Л. Брю, т.1 и 2 –М.: ИНФРА, 2011.-400с.- ISBN 5-250-001486-0.

2. Большая экономическая энциклопедия.- М.: Эксмо,2010.-816с. – ISBN 5-699-14788-8.

 

КЕЙС № 2 «ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ»

Варианты использования кейса в работе бакалавра:для экономиста, формирующего общий отчет о деятельности фирмы за несколько периодов.

Цель кейса:развитие навыков использования официальной отчетности фирмы с целью оценки общей динамики изменения основных показателей деятельности.

Содержание кейса:

В данном кейсе рассматривается следующая бизнес-ситуация (рис.2.0.):

фирма осуществляет деятельность более десяти лет. Необходимо дать общую характеристику ее деятельности за последние четыре года, рассмотрев динамику основных показателей деятельности.

 

 


Бизнес-ситуация

 

 

Оценка деятельности фирмы за последние четыре года
«Отчет о прибылях -убытках» Форма № 2

 


Рис. 2.0. Бизнес-ситуация

 

К основным показателям деятельности предприятий и организаций относятся: выручка, себестоимость, прибыль, рентабельность и др. Сведения об этих показателях содержаться в «Отчете о прибылях и убытках» (форма № 2). «Отчет о прибылях и убытках» – официальный документ, с помощью которого можно охарактеризовать финансовый результат деятельности предприятия за определенный отчетный период. Таким образом, можно увидеть за счет чего и по каких причинам организация получила прибыль или понесла убытки. Это происходит путем анализа суммарного дохода или выручки и расхода.

Показатель выручки представляет собой стоимость реализованных товаров, выполненных работ или оказанных фирмой услуг.


 

 

Он формируется на основе [2], для строительных организаций дополнительно на основе [1].

Себестоимость предприятия представляют собой затраты на производство и реализацию продукции.

 


 

Расходы организации или себестоимость производства и реализации продукции формируется на основе [3, 4, 5]. Кроме того, при определении выручки и расходов организации следует также руководствоваться положениями и нормами [6].

Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

 


 

В форме № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» приводятся следующие различные виды прибыли, которые подробно рассматриваются в кейсе № 4. В данном кейсе при формировании данных таблиц следует принять валовую прибыль.

Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.

 


В основе расчета коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.

Для анализа эффективности деятельности фирмы при выполнении задания данного кейса используем два вида рентабельности: рентабельность продаж и рентабельность основной деятельности.

Рентабельность продаж определяется:

rпр = Прибыль /Выручка *100 %  

 

 


Рентабельность же основной деятельности находится как отношение прибыли к себестоимости:

rод = Прибыль /Себестоимость *100 %  

 

 


Вариант решения.Рассмотрим основные показатели деятельности организации за последние четыре года. Для этого используем данные отчетов «О прибылях и убытках» за соответствующие периоды. Показатели выручки, себестоимости, валовой прибыли и рентабельности за анализируемый период приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.219.62 (0.042 с.)