Психологические особенности национальных систем руководства



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности национальных систем руководства



 

Проявление национально-психологических особенностей в условиях полиэтнического государства своеобразно.

Во-первых, какими бы ни были они у представителей тех или иных народов, они не могут выступать причиной межнациональных трений и тем более конфликтов. В межличностных отношениях между людьми различных национальностей доминируют прежде всего общечеловеческие нормы общения и взаимодействия, хотя и опосредованные специфическими привычками восприятия, принятыми в той или иной стране.

Во-вторых, основа для какого-либо дискомфорта во взаимоотношениях между представителями различных этнических общностей появляется тогда, когда они не понимают или сознательно не хотят учитывать национальную специфику поведения, восприятия человека человеком, национальное своеобразие отношения людей к деятельности и т.д.

В-третьих, у каждого субъекта межнационального общения должно стать правилом поведение, суть которого состоит в соблюдении уважения к тем чертам психологии народов, которые на первый взгляд кажутся отжившими, смешными, так как они не являются случайностью, а представляют собой результат долголетнего пути нации, которая приобрела их в процессе преодоления жизненных невзгод, борьбы с вековыми природными трудностями и т.п.

Коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности охватывают информационное и межличностное взаимодействие, общение и взаимоотношения представителей конкретных народов, показывают их отличие, поскольку у этнической общности существуют свои установившиеся нормы взаимоотношений и обмена необходимыми сведениями, особенности организации и руководства.

Они находят свое проявление во внешних формах поведения, в специфических приемах и способах передачи и обмена информацией и т.д.

Эмоционально-волевые национально-психологические особенности обусловливают функционирование у представителей той или иной этнической общности чётко выраженных своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности.

Они охватывают сферу проявления динамических (изменчивых) характеристик эмоций и воли представителей той или иной этнической общности. Например, хорошо известны ин-тровертированность и выдержанность англичан и немцев, эк-стравертированность, большая возбудимость и горячность французов и ирландцев. Многие исследователи также пришли к выводу, что наибольшей устойчивостью отличаются волевые процессы у англичан, эстонцев и китайцев, а более длительные волевые усилия способны проявлять турки, евреи и японцы

 

7. Сущность понятия стиля руководства. Классическая типология стилей руководства. Психологические черты личности руководителя, требования к нему как к лидеру

 

Стиль лидерства (руководства) (грец. stylos - палочка для письма) означает способ, приём, метод работы, характерную манеру обращения. Под стилем понимают типичную для лидера систему способов и приёмов влияния на подчинённых.

В основу классификации стилей положен такой важный компонент поведения лидера, как его подход к принятию решений.

Авторитарный стиль. Лидер принимает решение единолично, определяет деятельность подчинённых и не даёт им возможности проявить инициативу. Он "замыкает" всю деятельность на себя, и потому его подчинённые живут в мире слухов и догадок. Авторитарный лидер не учитывает межличностные взаимоотношения, сложившиеся в группе. В случаях, когда отсутствует авторитарный лидер, работа в его группе замедляется, а то и совсем прекращается. Как только авторитарный лидер выходит из комнаты, члены группы откладывают работу или резко снижают свою производительность.

В случае долгого отсутствия лидера такая группа не в состоянии самостоятельно продолжить и организовать эффективную деятельность и часто распадается.

Демократический стиль. Лидер привлекает своих подчинённых к процессу принятия решения на основе групповой дискуссии, обсуждения, стимулирует их активность. Демократического лидера, в отличие от авторитарного, члены группы воспринимают как "одного из нас". Он всегда опирается в организации деятельности как на помощь, так и на поддержку других, с готовностью передаёт свои полномочия подчинённым. При отсутствии такого лидера деятельность группы не прекращается и производительность труда не снижается.

Либеральный (свободный) стиль. Лидер избегает непосредственного участия в принятии решения, предоставляет полную свободу участникам группы самостоятельно принимать решение.

Западные исследователи часто расширяют приведенную классификацию. В частности, как синоним авторитарного стиля используют термин "директивный" (волевой, жёсткий, единоличный, административный). Э. Дженингс выделяет бюрократическое лидерство, которое характеризуется высокой степенью применения соответствующих регламентаций и постоянным использованием процедур.

Синонимами демократического стиля служат такие термины, как "коллегиальный", "равноправный", "партнёрский", "консультативный", "стиль сотрудничества". Либеральный стиль лидерства называют анархическим (номинальный, свободный, попустительский, безвластный и т.п.). Этот стиль на практике отличается отсутствием лидерства в прямом понимании этого слова.

У. Френч обнаружил, что свободный стиль лидерства приводит к безвластию, конфликтам и фрустрации (неудовлетворённости). Количество и качество выполненной работы значительно ниже, чем в случае демократического стиля лидерства. Однако свободный стиль лидерства приводит к более доброжелательным взаимоотношениям между членами группы, чем авторитарный.

Обобщив исследования стилей руководства, Г.Андреева выделила содержательную и формальную стороны стиля управления (табл.).

Таблица

Стили управления

 

Формальная сторона стиля управления Содержательная сторона стиля управления
Авторитарный стиль
Деловые, краткие распоряжения Дела группы планируются заблаговременно (в полном объёме)
Запреты с угрозами Определяются только непосредственные цели, отдалённые неизвестны
Чёткий язык, неприветливый тон Слово руководителя непререкаемо
Похвала и наказание – субъективны  
Эмоции не принимаются во внимание  
Ознакомление с приёмами работы и их демонстрация – не система  
Позиция лидера вне группы  
Демократический стиль
Инструкции в форме предложений Мероприятия планируются не заблаговременно, а в группе
Товарищеский тон За реализацию предложений отвечают все
Похвала и наказание с согласиями Все виды работ не только предлагаются, но и обсуждаются
Распоряжения и запреты с дискуссиями  
Позиция лидера внутри группы  
Либеральный стиль
Тон конвенционный (соглашательский) Дела в группе «идут» сами собой
Отсутствие похвал, наказаний Лидер не даёт указаний
Никакого сотрудничества Виды работ складываются из отдельных интересов членов группы или исходят от нового лидера
Позиция лидера не замечается группой  

 

В. Лозниця выделяет черты руководителя, который достигает успеха, и разделяет их на психологические, интеллектуальные, профессиональные и социальные.

Психологические черты:

1. Стремление к лидерству, способность к руководству.

2. Сильные волевые качества.

3. Готовность к умному риску.

4. Стремление к успеху, честолюбие.

5. Способность к доминированию в экстремальных условиях.

6. Самодостаточность личности (способность к генерированию и выдвижению собственных идей).

7. Комбинаторно-прогностичный тип мышления (вариативность, темп, гибкость, интуитивность, логичность, прогностичность).

8. Устойчивость против стресса.

9. Адаптивность, то есть быстрая приспособляемость к новым условиям.

Интеллектуальные черты:

1. Стремление к постоянному самосовершенствованию.

2. Склонность к восприятию новых идей и достижений, способность отличать их от иллюзорных.

3. Пространственность мышления (системность, широта, комплексность) и профессиональная предметность (знание деталей и тонкостей управления).

4. Искусство быстро обрабатывать, ранжировать информацию и на этом основании принимать решение.

5. Способность к самоанализу.

6. Умение понимать и использовать с пользой для дела мнения, противоположные собственным.

7. Психологическое образование.

Профессиональные черты:

1. Умение эффективно использовать достижение научно-технического прогресса.

2. Глубокие знания особенностей функционирования рыночной экономики.

3. Склонность и способность находить резервы человеческого фактора в предпринимательстве.

4. Умение поощрять персонал за эффективную работу и справедливо подвергать критике.

5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения - способность решать проблемы в тех условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели нечёткие или сомнительные.

6. Умение эффективно и рационально распределять задачи и выделять на них оптимальное время.

7. Деловитость, постоянное проявление инициативы, предприимчивость.

Социальные черты:

1. Умение учитывать на политические последствия своих решений.

2. Склонность руководствоваться принципами социальной справедливости.

3. Искусство предупреждать и решать конфликты, выполнять роль посредника.

4. Умение налаживать и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.

5. Тактичность и вежливость, преобладание демократичности в отношениях с людьми.

6. Умение оставаться целым между "молотом" и "наковальней" (давлением свыше и сопротивлением снизу).

7. Умение брать на себя ответственность.

8. Безоговорочное выполнение правил, которые приняты в организации.

9. Умение побуждать персонал к откровенности и групповым дискуссиям.

Чтобы неуспешно или консервативно руководить, иногда достаточно одной или нескольких отрицательных черт или недостатков руководителя. И потому этот перечень значительно короче:

1. Мания величия, иллюзорная вера в то, что ты имеешь исключительное право распоряжаться судьбами других людей.

2. Чрезмерная подозрительность, ошибочная убежденность в том, что если ты "мошенник", то все вокруг похожи на тебя.

3. Амбициозность, превосходство, непривлекательность в отношениях с окружающими.

4. Незнание потребностей и интересов своих подчинённых.

5. Неумение стимулировать за эффективную работу и наказывать за недобросовестную.

6. Неумение или нежелание быть откровенным и радушным со своими подчинёнными.

7. Невера в способности своих подчинённых.

8. Управление работой непосредственно, вместо того, чтобы правильно её распределять между подчинёнными.

9. Держание всех рычагов управления в одних руках, принятие решения за подчинённых, сдерживание их инициативы.

10. Недоверие к профессиональным качествам своих подчинённых, выполнение за них ответственной работы.

11. Выполнение прежде всего знакомой и приятной работы.

12. Неумение разрабатывать стратегию и тактику деятельности, планировать работу и предусматривать следствия.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.248.200 (0.01 с.)