Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы правового государства.

Поиск
  1. Принцип разделения властей
  2. Избирательная власть
  3. РФ однако хотя и провозглашается конституцией правовым государством на деле таким государством пока не является. В стране все еще не обеспечено верховенство закона. В РФ отсутствует эффективная система защиты человека от произвола государства, граждане России могут далеко не всегда в короткие сроки восстановить свои нарушенные права и защитить свои законные интересы.
  4. Россия – суверенное федеративное государство с республиканской формой правления.

Суверенитет государства – проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства гос. власти является верховенства на всей территории государства, конституции и других законов, издаваемых высшими органами гос. власти. Следовательно, верховенство гос. власти – это такое ее состояние при котором над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Однако верховенство власти не означает ее неограниченности. В конституционном государстве власть всегда ограничена правом, как и всякая другая власть в конституционном государстве суверенная власть основана на праве и ограничена правом. Другое дело, что из всех устанавливаемых правом гостей суверенная власть является высшей. Верховенство гос. власти делает ее единственной политической властью, исключая тем самым, возможность существования на ряду с суверенной гос. властью, какой – либо иной политической властью. Единство гос. власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую гос. власть. Важным свойством суверенной гос. власти является ее независимость. Независимость гос. власти означает самостоятельность государства в отношениях с др. госуд. Со времени своего основания в 1917 году РФ формально некогда не утрачивала своего суверенитета. Она признавалась суверенным государством всеми действующим на ее территории советским конституциями как союзными так и республиканскими. Однако этот суверенитет носил лишь потенциальный характер, он мог быть реализован тоько в случае выхода России из состава союза ССР. Важным шагом на пути подлинного суверенитета РФ явилась декларация «о гос. суверенитете Российской Советской Социалистической Республики» принятая 12 июня 1990 года первым съездом народных депутатов РСФСР. Декларация характеризовала Россию как суверенное государство созданное исторически, объединившимися в нем народами. Впервые носителем суверенитета и источником гос. власти в России признавался ее многонациональный народ и закреплялось его право непосредственно осуществлять гос власть. Основные идеи декларации получили отражение в действующей конституции, так в ст. 3 устанавливается, что носителем суверенитета и единственным источником власти РФ является ее многонациональный народ. В ст. 4 – суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию, а конституция РФ и фед. законы имеют верховенство на всей ее территории. Согласно конституций республик в составе РФ, а также названию и преамбуле федеративного договора- Договор о разграничении предметов ведения и полномочий меду фед. органами гос. власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ от 31 марта 1992 года эти республики являются суверенными государствами, между тем с точки зрения теории конституционного права государство являющиеся частью другого государства не может представлять собой суверенное государство.

Составители американской Конституции думали вначале решить эту проблему с помощью учения о делимости суверенитета, по х мнению, суверенную власть осуществляют в равной мере и штаты и федерации в целом, правда в таком случае в пределах одной и той же федеральной территории оказывалось несколько верховных суверенных властей, но в этом не видели ничего не вероятного поскольку если власти не были разграничены территориально, то разграничивались по предметам ведения. В результате и федеральная власть и власти штатов действовали на одной и той же территории, но каждая делала свои дела и в сфере своего ведения была одинаково суверенна.

Республики в составе РФ правом свободного выхода из состава федерации не пользуются, вот почему даже теоретически они не могут рассматриваться в качестве суверенных, следовательно объявление этих республик суверенными государствами не констатация действительного положения вещей, а дань времени, получившему название «парад суверенитетов» и разного рода политическим играм, поэтому не удивительно, что действующая конституции РФ 1993 года признает суверенный характер власти исключительно за РФ, защита РФ и ее гос. суверенитета осуществляется различными формами:

1. Военной

2. Дипломатической

3. Президентом

4. Правительством

5. гос. органами, руководящими различными отраслями управления.

 

Власть – это возможность распоряжаться или управлять кем-либо или чем-либо подчинять своей воле других. Власть является соц. явлением, она возникает с возникновением общества и существует во всяком обществе поскольку любое общество требует управления, власть обеспечивается различными средствами и методами включая принуждение.

Гос. власть возникает с возникновением государства, она не совпадает с населением и осуществляется особым гос. аппаратом.

Гос. аппарат объединяет все гос. органы, а также армию, разведку и принудительные учреждения. Гос. власть – один из признаков государства

Применяет меры гос. принуждения к лицам совершающим правонарушения. Гос. власти – не единственная форма власти народа, еще одной формой власти народа является местное самоуправление.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов гос. власти.

Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ не с кем не деля свое власть осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких – то бы не было соц. сил. Народный суверенитет не делим имеет и может иметь только одного субъекта – народ. Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть его полновластие. это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто кроме него самого не может претендовать на власть в РФ. В ст. 3 Конституции сказано никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по фед. закону. Таким образом народовластие – это принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

Народ РФ осуществляет свое власть в 2 формах:

1. Представительной демократии – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют, весь народ или население, проживающее на той или иной территории. Выборное представительство – это важнейшее средство которое обеспечивает подлинное народовластие. Выборные представительства образуют избираемые народом гос. органы и органы местного самоуправления.

2. Непосредственной демократии – форма непосредственного волеизъявления народа или каких – либо групп населения. В ст. 3Конституции «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Согласно ФКЗ 2004 года «О референдуме РФ» референдумом является всенародное голосование граждан по вопросам гос. значения. На референдум РФ в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой конституции РФ, если конституционное собрание принимает решение о вынесении на всенародного голосование проекта новой конституции России. На референдум РФ не могут выносится следующие вопросы:

1. Изменение статуса субъектов РФ;

2. Досрочного прекращения или продления срока полномочий президента РФ, совета федерации, федерального собрания РФ, гос. думы фед. собрания РФ а равно о проведении досрочных выборов президента РФ, гос. думы или досрочного формирования совета федерации, либо от отсрочки таких выборов.

3. Принятие и изменение фед. бюджета, исполнения изменения внутренних финансовых обязательств госуд.

4. Введения, изменения и отмены фед. налогов и сборов, а также освобождение от их уплаты.

5. Принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

6. Амнистии и помилования.

Выносимые на референдум вопросы не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Решения принятые всероссийским референдумом обладают высшей юр. силой в каком либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ. Помимо всероссийских референдумом могут проводится республиканские, региональные, местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни субъекта. Референдум не поводится в условиях военного или чрезвычайного положения введенного на территории РФ, либо на территории на которой предполагается проводить референдум, а также в течении трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа по средствам выделения из своей среды, путем голосования представителей для выполнения в гос. Органах или органах местного самоуправления функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах. Выборы гос. органов и органов местного самоуправления являются свободными и поводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой права и обеспечением свободного развития человека является принцип разделения властей. Наиболее в классическом виде теория разделения властей была сформулирована Д. Локком и Ш. Монтескье, ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции и ветви гос. власти ЗИС должны осуществляться различными органами независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга.

В РФ принцип разделения властей впервые был провозглашен в декларации «О гос. суверенитете РСФСР»принятой в июне 1990 года. Разделение властей – один из основных принципов действующей конституции. В ст. 10 предусмотрено, что гос. власть в РФ осуществляется на основе разделения а законодательную, исполнительную и судебную власть органы которых самостоятельны, они не вправе выходит за пределы полномочий установленных для них конституцией РФ и законом.

Для того чтобы обеспечить реальную реализацию принципа разделения властей не только в верхних эшелонах гос. власти, но и во всей иерархи гос. органов ст. 5 Конституции предусматривает соединение разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между РФ, составляющими ее республиками, краями и областями, городами фед. значения, автономной областью и автономным округом.

3 черта демократизма – наличие местного самоуправления. В ст. 12 Конституции сказано в РФ признаются и гарантируется местное самоуправление, оно неразрывно связано с демократией так как в основе демократии как форме государства и способа правления лежит идея политической свободы в соответствии с которой принцип самоопределения и самоуправления распространяется не только на отдельного человека или на народ в целом, но и на регионы и другие сообщества граждан. В современных условиях в РФ под местным самоуправлением понимается право и способность населения различных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел.

Конституционное государство должно базироваться на народном суверенитете, которые составляют одну из его основ. Между тем носитель этого суверенитета – народ состоит из различных граждан от которых в конечном счете и исходит вся власть, вот почему ст. 2 Конституции закрепляющая отношение государства к человеку и его обязанность признавать, соблюдать и защищать его права и свободы провозглашает конституционное государство. О содержание понятия «человек – высшая ценность» принято говорить применительно ко всей жизни человека от рождения до смерти. Однако в ряде случаев этот конституционный принцип следует понимать гораздо шире, например, в конституционном праве ведутся дискуссии о правах еще не родившегося человека или о защите чести и достоинства умершего человека.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого конкретного человека со всем его внутренним миром. Однако для реализации этого принципа имеют важное значение соц. функции конкретного человека его ответственность перед другими людьми, обществом и государством. Только тогда принцип признание человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.166 (0.007 с.)