Глава 9. Ссср и мир: 1921- начало 90-х гг. XX В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 9. Ссср и мир: 1921- начало 90-х гг. XX В.



Глава 9. СССР И МИР: 1921- НАЧАЛО 90-х гг. XX в.

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ В 1992-2007 гг.

 

- Политическая и идейная борьба в 20-е гг.XX в.по проблеме путей развития страны. Нэп и его сущность. Образование СССР.

- СССР в 30-е годы: внутренняя и внешняя политика.

- СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

- Послевоенный период в СССР. "Холодная война": причины и следствия.

- СССР в 1953-1964 гг.: попытки реформирования системы. Хрущевская «оттепель».

- Общественно-политическое развитие СССР в 70-е - начале 80-х гг.

Концепция «развитого социализма» и реальность.

- «Перестройка» в СССР: теория и практика (1985-1991 гг.).

- Распад СССР. Россия в переходный период.

 

Политическая и идейная борьба в 20-е гг. XX в. по проблеме

Путей развития страны. Нэп, его сущность. Образование СССР

Кризис "военного коммунизма"

Осенью 1920 г. в стране развился глубокий кризис. Требовалось решительное изменение экономического курса. Это было обусловлено следующими причинами:

1. Экономический кризис выразился в сокращении национального дохода более чем на 63%, уменьшении объема промышленной продукции, падении роли крупных промышленных центров, разрушении транспорта. Нарушены были экономические связи между предприятиями и районами страны, темпы национализации обгоняли создание новых органов управления.

В сельском хозяйстве наблюдалось сокращение посевных площадей при одновременном падении урожайности. Сельское хозяйство приобрело потребительский характер, товарность упала в 2,5 раза. Возникшие государственные и коллективные хозяйства (5 тыс. совхозов с 3,5 млн. га земли и около 6 тыс. коммун) оказались столь слабы, мелки и бедны, что решить проблему продовольственного снабжения страны, опираясь на них, было невозможно. Все это привело к снижению жизненного уровня, росту заболеваемости и смертности.

2. Политический кризис был вызван тяжелым положением народа, который был недоволен политикой, проводимой партийными и советскими органами, - продразверсткой, уравниловкой, насилием чиновников. Чаще звучало требование созыва Учредительного собрания, активизировались меньшевики и эсеры.

3. Внутриполитический кризис проявился в расслоении партии на элитарную группу и партийную массу, появились оппозиционные группы внутри партии ("рабочая оппозиция", группа "демократического централизма"). Увеличилось число лиц, претендовавших на лидерство (Л. Д. Троцкий, И. В. Сталин), возникла опасность раскола. Не сбылись надежды на немедленный переход к коммунизму и начало социалистических революций в других странах. Стало ясно, что России предстоит жить в условиях капиталистического окружения.

Активизация борьбы против Советской власти. Проявлением этих противоречий и следствием глубокого кризиса явились стихийные вооруженные выступления и мятежи: на Северном Кавказе, на Украине, в Поволжье, Сибири, с участием крестьян и казаков. В городах участились забастовки. Наиболее крупным было восстание в Тамбовской губернии летом 1920 г., возглавил его эсер А. С. Антонов (антоновский мятеж). Охвачено восстанием было около 200 тыс. человек, среди требований восставших были следующие:

- созыв Учредительного собрания;

- частичная денационализация промышленности;

- развитие кооперации и т.д.

Восстание было подавлено летом 1921 г., уже после X съезда РКП (б) (Российской Коммунистической партии (большевиков).

Кульминацией обострения социально-политической обстановки в стране стало восстание в знаменитой морской крепости Кронштадт 1-18 марта 1921 г. Главным лозунгом восставших было «Советы без коммунистов».

Обстановка в стране была такой, что недовольство народных масс нарастало; оно было стихийным и потому особо опасным для власти.

Новая экономическая политика

Первые шаги к нэпу осуществились под руководством В. И. Ленина. На X съезде РКП (б) в марте 1921 г. принимается решение о замене продразверстки продовольственным налогом. Это была значительная уступка крестьянству: продналог был в 2 раза меньше продразверстки, и крестьяне получили право свободно продавать оставшуюся в их распоряжении сельскохозяйственную продукцию.

По замыслам Ленина, целью нэпа должен был быть союз рабочего класса и крестьянства, так как только добившись их «смычки» можно было стабилизировать ситуацию в стране. Средством достижения этой цели должны были стать экономические реформы.

С 1921 по 1925 г. был осуществлен ряд мер по либерализации экономической деятельности, таких как:

- Замена продразверстки продналогом.

- Денационализация, т.е. передача в частную собственность мелкой и средней промышленности.

- Введение свободной торговли.

- Воссоздание банковской системы.

- Перевод государственной промышленности на рыночную основу.

- Снятие запрета на аренду земли и наем рабочей силы в деревне.

- Проведение денежной реформы.

- Допущение в Советскую Россию иностранного капитала и создание совместных предприятий.

Эти меры позволили остановить катастрофический спад производства, началось восстановление экономики. Удалось стабилизировать финансовую систему путём введения золотого червонца, потребительский рынок наполнился, голод отступил, улучшилась жизнь людей. Изменения жизни на базе нэпа были столь разительны, что некоторые исследователи считают, что новая экономическая политика открывала возможность для формирования многоукладной экономики с участием частного капитала и плюралистической политической модели. Однако нэп был вынужденной мерой и означал лишь временное отступление власти в социально-экономической области. Частичная либерализация в сфере экономики сопровождалась ужесточением политического режима. Именно в годы нэпа было покончено с остатками многопартийности: в 1922 г. начались аресты меньшевиков, состоялся процесс по делу руководителей партии эсеров, в том же 1922 г. была произведена высылка за границу 200 неугодных власти представителей интеллигенции (философов, экономистов, писателей, журналистов, ученых, религиозных мыслителей). Интеллектуальные силы народа оказались надолго обделены тем, что по праву составляет честь и славу российской культуры.

Твердый политический режим гарантировал централизованное распределение, как в легкой промышленности, так и в тяжелой. Сохранение государственной собственности на крупную и часть средней промышленности, транспорт, банки, а также такие меры, как неэквивалентный обмен с деревней и отказ от выплаты дореволюционных долгов способствовали тому, что нэп дал довольно высокие темпы прироста промышленной продукции с 1921 по 1927 гг.

Таблица 7

Годы            
Продукция, % 42,1 30,7 62,9 16,4 66,1 43,2

 

Для дальнейшего развития промышленности было необходимо переоборудование старых производственных мощностей и строительство новых фабрик и заводов, а это требовало больших капиталовложений. В условиях нэпа достаточно сложно было найти источник инвестиций в промышленность: частный капитал не допускался в крупную и отчасти среднюю промышленность в силу политических соображений: население свои сбережения придерживало, опасаясь нестабильности в стране, а иностранные кредиты не могли быть получены, так как для этого должны были быть уплачены царские долги.

Сельскохозяйственное производство в годы нэпа отличалось устойчивым темпом роста. Среднегодовые сборы зерна почти на 13% превысили довоенный уровень. Крестьяне получили право выбора форм землепользования; крестьяне-единоличники производили более 98% сельскохозяйственной продукции. При этом большую роль в подъеме сельскохозяйственного производства сыграла кооперация (к осени 1927 г. различными формами кооперации было объединено более 1/3 единоличных крестьянских хозяйств).

Однако дальнейшее развитие сельского хозяйства тормозилось, во-первых, разницей цен на сельскохозяйственные и промышленные товары («ножницы цен»), во-вторых, ограничением роста крупных индивидуальных хозяйств (их называли кулацкими, получалось, что середняк находился под налоговым прессом). Все это приводило к кризисам хлебозаготовок в 1925 г., и особенно в конце 1927 г., когда 6% крестьянских хозяйств, сосредоточивших в своих руках до 60% товарного зерна, отказались продавать хлеб государственным заготовителям, придерживая его до более благоприятной рыночной конъюнктуры. Эта проблема была решена властью путём применения чрезвычайных мер против держателей хлеба, для оправдания применения которых Сталин выдвинул тезис об обострении классовой борьбы по мере успехов в социалистическом строительстве.

В целом нэп как система экономических мер должен быть неизбежно прийти в противоречие с политическим режимом в стране. Жёстко централизованная система, ядром которой была коммунистическая партия, не могла действовать в условиях многоукладности, допускающей рыночные отношения, и неизбежно возникавшего плюрализма политических интересов, почву для которого создавал нэп.

Социально-экономические итоги нэпа

- Быстрое восстановление сельского хозяйства, промышленности, транспорта.

- Возрождение торговли.

- Рост численности городского населения.

- Повышение производительности труда рабочих. Повышение уровня жизни.

- Ускоренная социальная дифференциация в городе.

- Появление «новой буржуазии».

- Ускорение расслоения крестьянства.

- Нарастание экономической нестабильности.

- Регулярные экономические кризисы.

- Рост безработицы.

Неслучайно именно в 20-е гг. обостряется идейно-политическая борьба в Коммунистической партии. В 1920 г. после поражения в войне с Польшей, после поражения революций в Германии и Венгрии стала очевидной беспочвенность основной идеи большевизма - идеи мировой революции, где России отводилась роль скорее детонатора, чем первопроходца. Партия должна была задуматься над самостоятельным решением насущных экономических и политических задач, ранее откладываемых на более благоприятное время.

На первый план вышли вопросы геополитики. Предстояло определить сферы своего влияния, укрепить государственные границы, добиться дипломатического признания. Для этого следовало завершить «собирание земель» бывшей империи, что оказалось совсем непросто, несмотря на цементирующую роль единой для всех республик партийной структуры. Коммунисты Украины и Закавказья требовали максимума самостоятельности и учета национальной специфики экономического и культурного развития. Подобные тенденции наблюдались в национальных и территориальных регионах самой Российской Федерации. Нужно было совместить несовместимое: жёсткую централизацию и определившиеся тенденции к федерализму и регионализму; развитие традиционных внутри- и внешнеэкономических связей, требующих признания рыночных отношений, и стремление сохранить за государством «командные высоты» в экономике; необходимость гражданского мира и нежелание допускать любое инакомыслие и даже условную многопартийность. Чтобы найти единственно возможное решение, надо было признать поражение в том, что казалось победой. Всё это требовало мудрости, мужества и политической воли.

Предложенные партией большевиков решения (нэп) во многом были шагом вперед, хотя изначально противоречивый и двойственный характер нэпа позволял лишь выйти из кризиса, но не решал проблему «всерьёз и надолго».

Образование СССР

Сложным стало решение и национального вопроса. Существовало два варианта объединения советских республик в союз:

1. Вариант И. В. Сталина («автономизация») – «федерация советских республик», понимаемая как их автономия в составе единого пролетарского государства, советизация, диктатура пролетариата, решение национального вопроса в ходе преодоления культурных и экономических различий; был предложен на X съезде партии в марте 1921 г.

2. Другой вариант (В. И. Ленина) – «федерация равноправных республик» - предусматривал образование конфедерации посредством заключения республиками договора, при этом республики сохраняли всю полноту управления делами.

Безусловно, существовала объективная основа для восстановления единого государственного образования на территории бывшей России; это, прежде всего, острая необходимость восстановления экономических связей. Преодолеть разруху, нищету без восстановления связей, без взаимной помощи было невозможно.

К 1922 г. на территории бывшей империи существовали следующие советские республики: РСФСР (к 1922 г. в её состав входило 8 автономных республик, 11 автономных областей и коммун), Украинская, Белорусская, Закавказская (включала в себя Армению, Грузию, Азербайджан), Бухарская и Хорезмская республики.

Организационные формы объединения дискутировались в ЦК партии большевиков. В итоге обсуждения Сталин, фактически державший в своих руках дело создания «единой и неделимой России» (он возглавлял специальную комиссию ЦК РКП (б), созданную в августе 1922 г.), вынужден был формально согласиться с большинством доводов В. И. Ленина. Принятая точка зрения состояла в том, что все советские республики, в том числе и РСФСР, «вместе и наравне» входят на федеративных основах во вновь создаваемое государственное образование - Союз советских социалистических республик.

Несмотря на формальное согласие, И. В. Сталин остался убежденным сторонником идей «социалистического унитаризма».

Собравшиеся в декабре 1922 г. съезды Советов республик поддержали предложение о создании СССР, а также подготовленные Сталиным «Основные пункты Конституции СССР».

30 декабря 1922 г. делегации всех республик собрались на объединенный съезд, вошедший в историю как I съезд Советов СССР. Съезд принял два конституционных документа - Декларацию об образовании СССР и договор республик об образовании СССР. На их основе была разработана первая конституция СССР, утвержденная II съездом Советов СССР 31 декабря 1924 г. По конституции 1924 г. СССР представлял собой федерацию равноправных суверенных республик, формально обладавших правом свободного выхода из СССР. Однако механизм этого выхода разработан не был. Высшим законодательным органом власти в СССР стал Всесоюзный съезд Советов, а между его сессиями ЦИК СССР (Центральный исполнительный комитет). Интересы республик представляла созданная в составе ЦИК палата - Совет национальностей. Общесоюзные вопросы решала вторая палата - Совет союза. При ЦИК создавался Верховный суд СССР и ОГПУ (объединённое государственное политическое управление). Высшим исполнительным органом был СНК (Совет народных комиссаров) СССР. Республики, вошедшие в состав СССР, сохраняли атрибуты государственности: совнаркомы, наркоматы, ЦИК, ЦК национальных компартий и т.д. В их ведении находились внутренние дела, земледелие, просвещение, социальное обеспечение, здравоохранение. Часть полномочий делегировалась центральным органам власти СССР - вопросы обороны, внешней торговли, финансов, иностранные дела и др.

В 1922 г. в состав СССР вошли ЗСФСР (Армения, Грузия, Азербайджан), Украина, Белоруссия, РСФСР. В 1925 г. присоединились Узбекистан, Туркменистан, в 1929 г. - Таджикистан, в 1936 г. - Казахстан и Киргизия. В 1936 г. была распущена ЗСФСР, а Армения, Грузия и Азербайджан вошли непосредственно в состав СССР.

Следует отметить, что хотя по Конституции 1924 г. СССР представлял собой Федерацию равноправных независимых республик и было законодательно закреплено полновластие Советов, реальная государственная власть была сосредоточена в структурах Коммунистической партии, управляемой из единого центра. СССР фактически приобрел характер унитарного государства.

В годы нэпа обостряется идейная борьба внутри Коммунистической партии. Основной вопрос разногласий - о путях перехода к социалистическому строительству. Почву для этих разногласий давала двойственная сущность новой экономической политики, которая и представила два возможных варианта развития:

Первый - постепенная трансформация нэпа в рыночную модель, создание источников накопления для социалистической индустриализации постепенным путем, без серьезных социалистических последствий.

В 1924-1936гг.

  Наркоматы
ОГПУ (объединенное государственное политическое управление при СНК СССР)
Постоянные комиссии СНК

 

Второй путь развития предусматривал сокращение рыночных начал, жёсткий переход к административным методам, закрепление всех каналов перелива капиталов в аграрный сектор, концентрация материальных и финансовых ресурсов и использование их для производства средств производства. Это позволило бы быстрыми темпами провести индустриализацию и перейти к форсированному строительству социализма. Негативным аспектом такого пути было резкое сокращение материальных стимулов к труду и неизбежное внеэкономическое принуждение.

Все оппозиционные группы, возникшие внутри партии, можно условно разделить на «левый уклон» (сторонники 2-го варианта развития) и «правую оппозицию» (сторонники 1-го варианта) (табл.8).

К «левым» можно условно отнести следующие оппозиционные группы:

- Троцкий Л. Д. и его сторонники (октябрь 1923 г. – «платформа 46-ти», декабрь 1923 г. - статья «Новый курс») осуждены XIII партконференцией в январе 1924 г. Январь 1925 г. - Троцкий Л. Д. Осуждён в ходе внутрипартийной дискуссии, развернувшейся вокруг его статьи «Уроки Октября».

- «Новая оппозиция»1925 г. - Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Г. Я. Сокольников, Н. К. Крупская - осуждены на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 г.

- «Объединенная оппозиция» (с апреля 1926 г.). В неё вошли Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Л. Д. Троцкий, Г. Л. Пятаков, К. Б. Радек, В. А. Антонов-Овсеенко, Е. А. Преображенский и др.

«Объединенная оппозиция» представляла самую развернутую и аргументированную платформу из всех, которые до сих пор представляла оппозиция (12 пунктов).

В резолюции, принятой на XV партконференции, «объединенная оппозиция» была осуждена. После организованных сторонниками оппозиции манифестаций осенью 1927 г. в Москве и Ленинграде, лидеры (Троцкий, Зиновьев и 75 их сторонников) были исключены из партии. Троцкий был выслан в Алма-Ату, а затем - из страны.

«Правая оппозиция» - Н. И. Бухарин и его сторонники. Основываясь на ленинском заявлении о необходимости перехода от гражданской войны к гражданскому миру, Бухарин выступил с призывом к смягчению классовой борьбы, к мирному врастанию частного капитала (и, прежде всего, зажиточного крестьянства) в социализм. Пытаясь обосновать реформистскую основу роста национального дохода, он выдвинул свой замечательный лозунг «Обогащайтесь!», обращенный к крестьянам. Внешне эта программа очень напоминала столыпинские реформы начала века. Коренное отличие состояло в том, что «правые» утверждали развитие индивидуального хозяйства не на основе частной собственности на землю, а на основе передачи национализированной земли в аренду до момента полной замены её развивающейся кооперацией.

В 1929 г. Н. И. Бухарин был выведен из состава Политбюро, снят с поста главного редактора газеты «Правда», так как его взгляды уже не соответствовали сталинским установкам на новое наступление социализма «против капиталистических элементов народного хозяйства по всему фронту».

Необходимо отметить, что некоторая двойственность прослеживается и в высказываниях В. И. Ленина по поводу нэпа: с одной стороны, это маневр, самый трудный, но зато маневр этот, видимо, последний, с другой, - «нэп - это всерьез и надолго». В. И. Ленин в последние годы своей жизни (с мая 1922 г. он был серьёзно болен, скончался 21 января 1924 г.) много и напряженно думал о путях социалистического строительства, о трудностях, переживаемых молодым советским государством, о внутреннем положении партии: об опасности раскола и борьбы за лидерство. Свои мысли он изложил в ряде статей, продиктованных им в декабре 1922 г., объединенных под общим заголовком «Письмо к съезду» и собранных в специальный конверт с надписью «Вскрыть после смерти». В этих и других работах Ленин изложил своё, несколько пересмотренное отношение к основам социальной практики большевизма: к роли рыночных отношений в развитии экономики и разумному использованию при этом плановых начал, к третируемой им ранее кооперации, к культурно-национальной автономии, которую отвергал прежде как «глупость утонченного национализма». Предлагал он и ряд мер, направленных на переустройство партийно-государственного аппарата и улучшение его функциональной деятельности. В «Письме к съезду» Ленин дал личностные характеристики своим ближайшим соратникам: Л. Д. Троцкому, Л. Б. Камененву, Г. Е. Зиновьеву, Н. И. Бухарину, Ю. Л. Пятакову и И. В. Сталину с точки зрения гарантий от «возможного раскола на ближайшее время». Он безошибочно предсказал, что отношения между Сталиным и Троцким «составляют большую половину опасности того раскола, который может наступить неожиданно», предлагая немедленно заменить Сталина на посту генсека, любым способом обеспечить спокойную коллективную работу.*

Кризис партии, тенденция к усилению личной власти Сталина, который волновали всех оппозиционеров. Фактически это была политическая борьба, в которой старое большевистское руководство проиграло Сталину и его сторонникам. Л. Д. Троцкий ещё в марте 1923 г. заявлял, что значительное число принципиальных вопросов организационного и политического характера принимаются на уровне Оргбюро и Секретариата ЦК без ведома высшего партийного руководства; нет общего распределения сил ЦК, есть «секретарское дёрганье». В статье «Новый курс» он высказал свои наблюдения по поводу насаждаемого сверху бюрократизма и выдвинул требование нового курса «чтобы в аппарате все почувствовали снизу доверху, что никто не смеет терроризировать партию», чем и подписал себе смертный приговор.

«Новая оппозиция» на XIV съезде ВКП(б) (декабрь 1925 г.) впервые открыто поставила вопрос об ответственности Сталина за кризис, поразивший партию. Л. Б. Каменев резко заявил: «наш Генеральный

секретарь не является той фигурой, которая может объединить вокруг себя старый большевистский штаб», «мы против того, чтобы создавать теорию «вождя». Одной из причин сравнительно легкой победы Сталина над политическими противниками было то, что «правая», «новая» и «левая оппозиция» не могли найти общего языка. Сталин же умело использовал их противоречия, чтобы с помощью одних идейно разгромить других. Зимой 1929 г. Троцкого насильственно выдворили из СССР в Турцию, в 1949 г. он был убит в результате теракта, организованного НКВД. Зиновьев хотя и был восстановлен в партии и возвращён в Москву в 1928 г., впоследствии подвергся репрессиям. Та же судьба постигла Каменева, Бухарина и др. Оппозиционеры не только были разгромлены в организационном плане, но и морально, а затем и физически уничтожены (см. табл. 8).

Таблица 8

Борьба в руководстве большевистской партии

 

Годы Противоборствующие группировки
1923-1924 И. В. Сталин, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев Л. Д. Троцкий
  И. В. Сталин, Н. И. Бухарин, А. И. Рыков Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев («Новая оппозиция»)
  И. В. Сталин, Н. И. Бухарин, А. И. Рыков Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Л. Д. Троцкий («Объединенная оппозиция»)
1928-1929 И. В. Сталин Н. И. Бухарин, М. И. Томский, А. И. Рыков («Правый уклон»)

 

Пышным, с обильными славословиями, торжественно отпразднованным 50-летним юбилеем И. В. Сталина в декабре 1929 г., начиналась эпоха безграничной власти Генерального секретаря ЦК ВКП(б). «Золотой юбилей» практически оформил культ личности Сталина: к этому времени все рычаги управления партийной и государственной машиной оказались у него в руках.

 

Послевоенный период в СССР

"Холодная война": причины и следствия

Внутренняя политика СССР (1945-1953 гг.)

Основной задачей СССР в послевоенные годы являлось скорейшее восстановление разрушенного народного хозяйства, перевод экономики на мирные рельсы.

Прежде всего, необходимо было провести демобилизацию огромной армии, которая насчитывала к концу войны 11,4 млн. человек. Процесс демобилизации завершился в основном в 1948 г. Всего из армии было уволено 8,5 млн. человек.

Одновременно проводилась репатриация советских граждан, оказавшихся в фашистском плену или угнанных на работы в Германию. К концу 1945 г. в СССР возвратилось свыше 5,2 млн. человек, часть которых стала так называемыми спецпереселенцами или «поражёнными в правах».

4 сентября 1945 г. в стране было отменено чрезвычайное положение, возобновлены отпуска, восстановлен 8-часовой рабочий день. Большинство демобилизованных военнослужащих направлялось на восстановление крупнейших промышленных объектов, а также в сельское хозяйство – колхозы, совхозы и МТС, где количество трудоспособных работников к 1946 г. на 30% было ниже довоенного уровня, а валовое производство упало на 40%.

Переход от военной экономики к мирной был чрезвычайно сложным процессом. Он требовал перевода предприятий на выпуск продукции народного потребления, который был свёрнут в годы войны, перераспределения материальных, финансовых и людских ресурсов между отраслями хозяйства и экономическими районами, учитывая возникшие в период войны совершенно новые промышленные районы на Урале, в Сибири и в Средней Азии. Исходя из сложившихся новых условий, 18 марта 1946 г. первая сессия Верховного Совета СССР утвердила план 4-й пятилетки. В годы 4-й пятилетки (1946-1950 гг.) было восстановлено и построено вновь около 6200 крупных промышленных предприятий, на 25% поднялась производительность труда в промышленности по сравнению с предвоенным 1940 г. В целом по стране довоенный уровень промышленного производства был достигнут в 1948 г., а в 1950 г. превзойден на 73%. Одновременно происходило техническое перевооружение восстанавливаемых предприятий за счет трофейного оборудования и оборудования, полученного из Германии, согласно репарациям, которые составили 4,3 млрд. долларов. В результате достаточно быстро была восстановлена металлургическая база страны. Задача восстановления разрушенных в годы войны предприятий была в основном решена к 1951 г. Приоритетными направлениями в развитии экономики по-прежнему оставались тяжелая промышленность и развитие отраслей военно-промышленного комплекса, обусловленное обострением международной обстановки и началом «холодной войны».

Особенно тяжёлое положение после войны сложилось в сельском хозяйстве. Сильная засуха 1946 г. вызвала голод. План 4-й пятилетки по развитию сельского хозяйства не был до конца выполнен, однако его валовая продукция в 1950 г. составила 97% от довоенного уровня. Достигнуто это было в значительной степени за счет крестьянства, подвергавшегося нещадной эксплуатации. Плановые государственные закупки производились по ценам значительно ниже себестоимости, и возмещали колхозникам лишь 10-20% производственных затрат. Развитие приусадебного хозяйства помогало справиться с ситуацией, но правительственными указами 1946 г. размеры приусадебных участков были жестко ограничены, они облагались высокими налогами.

В декабре 1947 г. была отменена карточная система распределения продовольственных и промышленных товаров. Одновременно проведена конфискационная денежная реформа, произведен обмен старых денег на новые из расчёта 10 руб. старых денег на 1 руб. новых. Эта реформа укрепила финансовую систему. После 1947 г. происходило понижение цен в городах. В 1947-1950 гг. они снижались 5 раз, и в последнем году 4-й пятилетки они были на 43% ниже, чем в 1947 г.

Переход к мирному строительству потребовал реорганизации органов государственного управления. В сентябре 1945 г. был упразднён чрезвычайный орган партийного и государственного руководства – Государственный Комитет Обороны. Его функции были распределены между Советом Народных Комиссаров, ЦК ВКП(б) и Верховным Советом СССР.

В соответствии с законом от 15 марта 1946 г. Высший исполнительный орган – СНК СССР и наркоматы были преобразованы в Совет Министров СССР и министерства. Осуществление реорганизации органов управления подчеркивало возрастание роли и значения исполнительной власти, перенесения акцента на государственные структуры при их полном слиянии с партийным аппаратом.

Наряду с министерствами существовали плановые и снабженческие органы: Государственная плановая комиссия (Госплан), Государственный Комитет по материально-техническому снабжению (Госснаб), Государственный комитет по внедрению передовой техники в народное хозяйство (Гостехника) и др. По мере усложнения задач руководства народным хозяйством эти органы неоднократно подвергаются перестройке – слияниям и разукрупнениям.

5 октября 1952 г. начал свою работу Х1Х съезд партии. Численность партии к этому времени составляла около 6 млн. членов и около 900 тыс. кандидатов. Более половины коммунистов было принято в партию во время, и после окончания Великой Отечественной войны.

В повестке дня съезда стояли, прежде всего, экономические вопросы: подведение итогов восстановления разрушенного войной народного хозяйства и утверждение директив по новому пятилетнему плану развития на 1951-1955 гг.

Съезд также внес изменения в Устав партии и принял решение об ее переименовании в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС). Для переработки действовавшей с 1919 г. второй Программы партии, которая, по оценке съезда, в основном была выполнена, была избрана специальная комиссия, которая должна была составить новую Программу партии.

После окончания войны в обществе были сильны ожидания положительных перемен, надежды на смягчение политического режима, которым не суждено было сбыться в те годы.

Характерной чертой послевоенных лет было возвращение в СССР незначительной части российских эмигрантов первой волны. В основном они возвращались из Франции и Китая, ряда других стран. Несмотря на добровольный характер возвращения, многие из них подверглись репрессиям и гонениям.

В первое послевоенное десятилетие в СССР отсутствовали какие-либо массовые протестные общественные движения. Исключениями являлись вновь присоединенные к СССР западные области, где велась партизанская война против советской власти. Наиболее активные очаги были в Западной Украине (бендеровское движение) и в Литве. В этих районах с повстанческим движением удалось покончить лишь к середине 50-х гг.

Одновременно репрессиям подверглись десятки тысяч попавших в плен советских офицеров, которые из фашистских лагерей были отправлены в лагеря советские.

В послевоенные годы режим личной власти И. В. Сталина достиг апогея. В целях «эффективного» управления партийно-государственными структурами Сталин широко использовал репрессивные органы, усилилось идеологическое давление на партийные, государственные, общественные организации, науку и образование, литературу и искусство. Вновь стал раскручиваться маховик репрессий. Один из первых ударов был нанесен по военной верхушке. Г. К. Жуков был освобождён от обязанностей заместителя наркома обороны, исключён из кандидатов в члены ЦК, направлен не пост командующего Одесским военным округом. Преследования, аресты коснулись и других представителей высшего военного руководства.

Репрессии затрагивали партийно-государственное руководство как центрального, так и местного уровня («Ленинградское дело», «Мингрельское дело»). Все более явственной чертой официальной идеологии становится национализм и шовинизм (кампания по «борьбе с космополитизмом», «Дело врачей»). Только смерть Сталина (5 марта 1953 г.) дала возможность изменить положение внутри страны.

Внешняя политика СССР в послевоенный период

События на мировой арене после окончания войны развивались стремительно и привели к кардинальным переменам во всей системе международных отношений. Геополитическая структура мира в результате поражения Германии и её союзников приобрела новые центры влияния, мир становится все более биполярным. В расстановке сил Запад - Восток главная роль принадлежала теперь Соединенным Штатам Америки и Советскому Союзу. Авторитет СССР на международной арене возрос. СССР не только вышел из международной изоляции, но и приобрел статус ведущей мировой державы.

Изменившееся соотношение сил определялось и расширением сферы влияния СССР в мире. Одним из приоритетных направлений послевоенной внешней политики СССР стало установление и упрочение контроля над странами Восточной Европы. Именно здесь шло складывание «социалистического лагеря». В государствах Восточной Европы и ряде государств Азии, серьёзным влиянием пользовались представители левых сил, коммунисты. Эти государства, получившие названия «народных демократий», придерживались тактики мирного перехода к социализму. Но обострение международной обстановки в 1947 г. Привело к изменению политики советского правительства по отношению к этим странам. Делается ставка на активизацию внешнего вмешательства со стороны СССР, для осуществления скорейшего прихода коммунистических сил к власти и дальнейшего строительства социализма. В 1947 г. было создано Коммунистическое Информационное бюро для координации действий компартий государств социалистического лагеря. В 1949 г. военно-политическое сотрудничество в этом регионе было закреплено экономически - созданием Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), в задачи которого входило установление и развитие постоянных двух- и многосторонних отношений между странами - членами СЭВ. Жёсткая ориентация в развитии на сталинскую административно-командную модель социализма привела к народным восстаниям в ГДР (1953 г.), в Польше и Венгрии (1956 г.).

Произошли также изменения и во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции.

«Холодная война» - такое название получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга со второй половины 40-х гг. прошлого столетия. Её составляющими стали: гонка вооружений, возникновение противостоящих друг другу военно-политических блоков, использование широкого спектра экономических методов борьбы и т.д.

Положительный потенциал, возникший в мире после разгрома фашизма, был сведён на нет «холодной войной». Раскрывая этот вопрос, необходимо подчеркнуть обоюдную вину СССР и Запада за начало этого противостояния. Политики США и Англии не скрывали своих планов уничтожения или «отбрасывания» сил коммунизма, шла подготовка ядерной войны против СССР. Срывались взаимные договорённости, достигнутые в Ялте и Потсдаме, допускалось вмешательство во внутренние дела суверенных государств. В 1947 г. в США был принят «план Маршалла» по оказанию экономической помощи странам Западной Европы. Но одновременно выделяемые средства использовались для политического давления во внутриполитических вопросах.

Сталинское руководство тоже внесло свою лепту в развязывании «холодной войны». Репрессии внутри страны и в странах Восточной Европы подорвали авторитет СССР в глазах мирового общественного мнения, способствовали падению популярности компартий в странах Западной Европы (в 1944-1945 гг. коммунисты входили в состав правительств 14 государств).

В 1949 г. был создан Североатлантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и новой Зеландией (АНЗЮС).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.065 с.)