Клиническая соматика: современное средство от боли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Клиническая соматика: современное средство от боли



Клиническая соматика: современное средство от боли

Стивен Аронштейн

Steven Aronstein. Clinical Somatics: Modern Pain Relief. Clinical Overview.

 

Введение

Клиническая соматика (которую также называют клиническим соматическим обучением, или КСО) — это эффективный метод мануального нервно-мышечного переобучения, который облегчает хроническую боль и улучшает физическое функционирование и двигательные способности клиентов. Клиническая соматика работает с широким спектром симптомов, синдромов и заболеваний костно-мышечной системы, включая следующие: боли в спине, синдром запястного канала, кумулятивные травматические расстройства, синдром височно-нижнечелюстного сустава, тендиниты, бурситы, синдром лестничной мышцы, сколиотическая осанка, хронические головные боли, ишиалгия, боли в коленях, тазобедренных суставах и плечах, синдромы миофасциальной боли. Применение соматики уменьшает длительность курса лечения и дает более длительный результат, чем после применения программы физиотерапии, хиропрактики или мануальных методов терапии мягких тканей.

Клиническую соматику часто относят к методам работы с телом («бодиворк»), однако такое понимание практически полностью искажает реальный процесс и результаты соматической работы. Более точно соматику можно охарактеризовать как работу с мозгом. Специалист по соматике действительно работает руками с телом клиента, но эти манипуляции производятся исключительно с целью изменения сигналов, идущих в центральную нервную систему, с тем чтобы изменить взаимодействие и контроль нервной системы над остальным телом. В отличие от обычной физической терапии, хиропрактики и ортопедии работа в соматике направлена не на укрепление мышц, суставов или связанных с ними костей; в отличие от акупунктуры и других методов работы с телом она не направлена на изменение потока ци или выравнивание энергии в чакрах. В отличие от массажной терапии — хотя одним из основных результатов применения соматики являются более расслабленные мышцы, снижение уровня или полное устранение боли, напряжения и зажимов — основной целью соматики является вовсе не расслабление мышц.

Нейрофизиологические основы

Эффективность клинической соматики основана на некоторых базовых свойствах сенсомоторного обучения нервной системы человека. Эти процессы обучения не противоречат медицинским принципам — медицина рассматривает эти процессы как неотъемлемую базовую нейрофизиологию (хотя, к сожалению, она еще не опирается на эти процессы при лечении костно-мышечных или неврологических заболеваний). На самом деле эти процессы обучения настолько фундаментальны и общеприняты, что ряд методов работы с телом также включает их (хотя в этих методах нет детального понимания и применения данных процессов).

Фундаментальный способ обучения всем видам движения у людей (хождению, езде на велосипеде, сидению на стуле, печатанию на клавиатуре и т. д.) — это практика, или тренировка. Некоторые движения, такие как ползание и хождение, стимулируются и направляются определенными изначально «запрограммированными» рефлексами, импульсами и неврологическими паттернами. Однако даже эти основные функции и поведенческие проявления человека должны повторяться и подстраиваться до достижения полной легкости и грациозности; этот процесс также называется практикой, или тренировкой. Таким способом обучение движению (или моторным навыкам) идет от неуклюжего к эффективному, от нового к знакомому. Когда человек впервые обучается какому-то движению, когда это движение является все еще новым и непривычным, оно требует большой концентрации внимания. Когда мы учились ходить, мы не пытались одновременно учиться говорить или держать ложку; мы не составляли список покупок в то время, когда учились ездить на велосипеде, играть в теннис или набирать текст на клавиатуре.

Обучение происходит в «сознательной» части нашего мозга, а именно в коре головного мозга, которая в обычной речи и общей культуре часто подразумевается, когда люди говорят об уме. Это та же самая часть мозга, которая работает, когда мы обращаем на что-то свое внимание; и чем более новым является это что-то, тем больше внимания оно требует и тем меньше внимания человек может одновременно уделять выполнению других задач. Чем больше человек практикуется в новом движении путем его повторения, тем больше сенсорной обратной связи в свою очередь поступает обратно в мозг и тем больше этот опыт позволяет мозгу произвести тонкую настройку этого движения, отточить его и затем сохранить в бессознательных, автоматических «низших» частях нашего мозга (мозжечок, нижние части коры и т. д.). Другими словами, выученный или привычный навык — это такой навык, который может стать автоматическим, когда можно использовать сознательный мозг или же ум для других вещей, таких как подготовка следующего удара в теннисе, продумывание того, какую фразу дальше печатать, или проверка списка продуктов для покупок в магазине, когда человек «автоматически» двигает ногами, талией и плечами при ходьбе.

Хроническое неправильное использование

СМА может быть приобретена разными способами. Хроническое неправильное использование мышцы является распространенной причиной — наша жизнь становится такой беспокойной или ресурсы такими ограниченными, что мы начинаем использовать неудобные упрощения движений, и нам приходится настолько часто повторять эти упрощения, что мы забываем о том, как использовать более здоровые способы движения. Мы сутулимся за компьютером, чтобы лучше видеть экран, и в конце концов эта поза становится для нас более привычной, легкой и наконец автоматической. В свою очередь, напряжение, которое удерживает нас в этом положении, будет мешать нам сидеть в действительно здоровой и удобной позе, даже если мы будем пытаться. Поскольку передача управления моторными импульсами под бессознательный непроизвольный контроль часто также передает бессознательной части мозга управление фазой сенсорного входа (притока сенсорных чувствительных сигналов) сенсомоторной петли обратной связи, мы можем даже не замечать своей плохой осанки либо любого из бесчисленного множества вариантов искажения нашей скелетной и суставной структуры. Мы замечаем только возникающую в результате мышечную или головную боль.

Плохая адаптация

Плохая адаптация — это еще один вид проявления СМА. Плохая адаптация возникает тогда, когда старая привычка организма больше не соответствует его текущим потребностям или обстоятельствам. Клиент учится по-новому использовать свое тело в течение шестинедельного восстановления после перелома стопы. Эта новая привычка становится новым «путем по умолчанию», даже когда поврежденная конечность сможет снова выдерживать полную нагрузку. Первоначальная привычка полного диапазона движения забывается, и теперь таинственным образом человек может хромать при ходьбе. Клиент жалуется на потерю прежней свободы движения, не осознавая, что он имеет дело не с длительным повреждением вследствие травмы, а просто с привычкой, которая устарела, — она была нужна в течение этих шести недель и играла важную роль для пациента, но теперь она стала плохой адаптацией и ему нужно научиться тому, как вернуть себе свою свободу.

Сеансы соматики

Соматические движения являются медленными и мягкими. Чтобы движения несли информацию в сознательный мозг, они должны быть медленными и осознанными. Для задействования правильной части мозга и путей спинного мозга движения выполняются в комфортном диапазоне (даже если это движение является практически не заметным для наблюдателя, его неврологическая сложность для клиента достаточна для эффективной работы); поэтому соматика является мягкой и безболезненной. Движения с 90-летней женщиной и с профессиональным спортсменом выполняются одинаково, и эти движения одинаковым образом «пробуждают» сознательные части мозга клиентов и включают в нем яркое полноспектральное освещение. В зависимости от степени СМА и от того, насколько долго человек тренировался в выполнении «плохого урока» (то есть насколько долго у него сохранялась и постоянно подкреплялась неправильная дезадаптивная осанка или неправильная моторика движения), курс соматики может варьироваться — количество занятий будет зависеть от количества паттернов неправильной адаптации (и их синергетической комбинации), с которыми нужно работать и в отношении которых нужно проводить переобучение. Однако поскольку терапевтическое изменение происходит в «программном обеспечении» мозга, а не в растущей, преобразующейся и укрепляющейся ткани и в «аппаратных структурах» тела, то как только мозг переобучится, сразу же произойдет изменение и, соответственно, сразу же изменится к лучшему связанная с дисфункцией симптоматика. Следовательно, обычный курс соматической работы со специалистом занимает от 2 до 10 сеансов.

Клиническая сессия длится один час и обычно происходит на специальном столе. На первой встрече с клиентом специалист знакомится с историей клиента и оценивает присущие ему паттерны мышечного напряжения путем систематичной пальпации и визуального осмотра в положении стоя и в движении. В результате сбора информации и оценки он определяет, какое сочетание рефлексов, паттернов сокращения и осанки является привычным для клиента, и составляет примерный предварительный план ближайшей работы с теми мышцами и зонами клиента, которые находятся в состоянии постоянного сокращения или дисбаланса и которые указывают на наличие у него СМА.

Многие из способов обучения мозга клиента тому, как убрать паттерны сокращения СМА, — это движения, которые клиент может выполнять без мануальной помощи специалиста. Чтобы помочь клиенту пройти цикл сеансов, специалист обучает клиента некоторым основным вариантам проделанных движений для самостоятельного выполнения дома. Большинство из этих упражнений занимают не более 5 минут. Это позволит клиенту поддерживать и увеличивать пользу от работы на сессиях, а повторение упражнений даст возможность клиенту прокладывать постоянные пути обучения, которые ликвидируют долгосрочные последствия повреждений и хронического неправильного использования. Эти упражнения дают клиенту инструменты, которые он может использовать в дальнейшем, чтобы выйти из состояния СМА, избавиться от боли и ограничений движения, и которые помогут ему в постоянном процессе развития и роста, происходящего с возрастом.

Соматические упражнения

Упражнения для самостоятельной работы, которые даются клиенту в конце каждого сеанса, являются кратким повторением позиций и движений, необходимых, чтобы научиться сознательному контролю. Кроме этого, имеется бесчисленное множество других соматических упражнений, которые клиент может делать самостоятельно и которые дают ему возможность обучиться тем же сенсомоторным навыкам, что и на сеансе мануальной работы со специалистом. Для тех клиентов, которые хотят получить более ощутимую пользу от соматики, или такие, которые не могут позволить себе проходить индивидуальные сеансы или же просто хотят включить соматику в свою жизнь в качестве ежедневных упражнений или в свою практику йоги, проводятся групповые занятия в залах.

Занятия могут проходить один или два раза в неделю либо могут представлять собой однодневный мастер-класс по соматическим упражнениям. Учащиеся могут приходить на общие групповые занятия для комплексного развития свободы движений или на специализированные занятия для решения проблемы «замороженного плеча» либо тазобедренного сустава, либо для устранения боли в пояснице; для тех, кто много работает за компьютером и страдает от туннельного синдрома запястья; или от напряжения, связанного с беременностью. Участники лежат или сидят в зале на ковриках на полу и следуют указаниям ведущего; при этом они совершают движения и исследуют их так, чтобы снова пробудить мозг и освободить мышцы, суставы и вернуть им подвижность.

Упражнения для самостоятельной работы, которым обучаются клиенты в конце сеанса, становятся для них 5-минутной ежедневной программой для поддержания соматического здоровья на всю оставшуюся жизнь, участники групповых занятий могут использовать упражнения для достижения той же цели. В процессе выполнения соматических упражнений можно ощутить их пользу и понять возможность ежедневного применения соматики. Например, упражнения на гибкость, которые помогают достигать и поддерживать подвижность тела, можно использовать перед спортивными тренировками вместо более традиционных форм растяжки, которые, согласно проведенным исследованиям, могут вызывать повреждения суставов и мягких тканей и фактически повышают риск получения травмы.

Заключение: становимся умнее

Сенсомоторная амнезия является мощным и глубоким синдромом, который обусловлен нашими основными механизмами поведения и действия. Она является результатом наших великих эволюционных преимуществ — способности к обучению и адаптации. В связи с отсутствием знаний об СМА и способах ее устранения она стала одной из самых распространенных проблем современной жизни для людей любого возраста. Без клинической соматики СМА представляется нашествием неизбежных и необратимых проблем — агрессивная среда спорта, несчастные случаи, износ в результате рабочих нагрузок, трагедия неизлечимых и не поддающимся реабилитации травм, угасание и увядание с возрастом. Клиническая соматика наглядно демонстрирует, что все это на самом деле является лишь временным забыванием того, что значит быть молодым, что значит ощущать свободу и комфорт движения, и мы можем вновь научиться этому, как если бы мы вдруг волшебным образом снова открыли для себя свое тело, которое раньше всегда было нашим лучшим другом.

Приложение А.

Воздействие функции на структуру (СМА)

Считается, что многие симптомы заболеваний опорно-двигательного аппарата имеют структурную природу, потому что на рентгеновских снимках видны такие болезненные состояния, как костные шпоры, грыжи дисков, дегенерация суставной ткани и другие структурные изменения. Однако, несмотря на такую корреляцию, результаты исследований не всегда подтверждают (а в некоторых случаях и опровергают) то, что эти структурные деформации являются причинными факторами заболеваний. Клинический опыт в соматике показывает, что многие заболевания опорно-двигательного аппарата, связанные со структурными изменениями, отступают или полностью проходят только при соматическом вмешательстве. Гипотезой и рабочим предположением в области клинической соматики является то, что во многих случаях изменения в костях, дисках и других частях тела могут вызываться давлением и искривлением вследствие СМА и что такие же внутренние адаптационные механизмы, которые реагируют на функциональные искажения, могут резорбировать или же устранить эти изменения, когда в процессе соматической работы функционирование нормализуется.

Предполагаемое структурное повреждение,
которое на самом деле может быть функциональным (СМА)

Существуют медицинские заболевания, симптомы которых могут включать влияние СМА. Например, предполагается, что пациенты с инсультом, которые не могут двигать, например рукой, страдают от простого повреждения нервных путей. Существуют примеры, когда инсульт мог вызывать повреждения или ограничение некоторых движений, но оказалось, что многие движения становятся невозможными в результате застывания мышц вследствие парализующих сокращений сильной СМА, возникающей вследствие травмы или инсульта. Другой пример медицинского заболевания с соматическими симптомами — это пациент после ожога, который прожил 45 лет с диагнозом, что причиной ограничения движения в его запястье до 5 градусов было повреждение нерва. После 5 минут движений клинической соматики, которые показали его мозгу, как можно освободиться от проблемы, которая оказалась СМА после ожоговой травмы, пациент вернул себе полный диапазон движения — и это после 45 лет предположительно стойкого, неизлечимого повреждения!

Клиническая соматика: современное средство от боли

Стивен Аронштейн

Steven Aronstein. Clinical Somatics: Modern Pain Relief. Clinical Overview.

 

Введение

Клиническая соматика (которую также называют клиническим соматическим обучением, или КСО) — это эффективный метод мануального нервно-мышечного переобучения, который облегчает хроническую боль и улучшает физическое функционирование и двигательные способности клиентов. Клиническая соматика работает с широким спектром симптомов, синдромов и заболеваний костно-мышечной системы, включая следующие: боли в спине, синдром запястного канала, кумулятивные травматические расстройства, синдром височно-нижнечелюстного сустава, тендиниты, бурситы, синдром лестничной мышцы, сколиотическая осанка, хронические головные боли, ишиалгия, боли в коленях, тазобедренных суставах и плечах, синдромы миофасциальной боли. Применение соматики уменьшает длительность курса лечения и дает более длительный результат, чем после применения программы физиотерапии, хиропрактики или мануальных методов терапии мягких тканей.

Клиническую соматику часто относят к методам работы с телом («бодиворк»), однако такое понимание практически полностью искажает реальный процесс и результаты соматической работы. Более точно соматику можно охарактеризовать как работу с мозгом. Специалист по соматике действительно работает руками с телом клиента, но эти манипуляции производятся исключительно с целью изменения сигналов, идущих в центральную нервную систему, с тем чтобы изменить взаимодействие и контроль нервной системы над остальным телом. В отличие от обычной физической терапии, хиропрактики и ортопедии работа в соматике направлена не на укрепление мышц, суставов или связанных с ними костей; в отличие от акупунктуры и других методов работы с телом она не направлена на изменение потока ци или выравнивание энергии в чакрах. В отличие от массажной терапии — хотя одним из основных результатов применения соматики являются более расслабленные мышцы, снижение уровня или полное устранение боли, напряжения и зажимов — основной целью соматики является вовсе не расслабление мышц.

Нейрофизиологические основы

Эффективность клинической соматики основана на некоторых базовых свойствах сенсомоторного обучения нервной системы человека. Эти процессы обучения не противоречат медицинским принципам — медицина рассматривает эти процессы как неотъемлемую базовую нейрофизиологию (хотя, к сожалению, она еще не опирается на эти процессы при лечении костно-мышечных или неврологических заболеваний). На самом деле эти процессы обучения настолько фундаментальны и общеприняты, что ряд методов работы с телом также включает их (хотя в этих методах нет детального понимания и применения данных процессов).

Фундаментальный способ обучения всем видам движения у людей (хождению, езде на велосипеде, сидению на стуле, печатанию на клавиатуре и т. д.) — это практика, или тренировка. Некоторые движения, такие как ползание и хождение, стимулируются и направляются определенными изначально «запрограммированными» рефлексами, импульсами и неврологическими паттернами. Однако даже эти основные функции и поведенческие проявления человека должны повторяться и подстраиваться до достижения полной легкости и грациозности; этот процесс также называется практикой, или тренировкой. Таким способом обучение движению (или моторным навыкам) идет от неуклюжего к эффективному, от нового к знакомому. Когда человек впервые обучается какому-то движению, когда это движение является все еще новым и непривычным, оно требует большой концентрации внимания. Когда мы учились ходить, мы не пытались одновременно учиться говорить или держать ложку; мы не составляли список покупок в то время, когда учились ездить на велосипеде, играть в теннис или набирать текст на клавиатуре.

Обучение происходит в «сознательной» части нашего мозга, а именно в коре головного мозга, которая в обычной речи и общей культуре часто подразумевается, когда люди говорят об уме. Это та же самая часть мозга, которая работает, когда мы обращаем на что-то свое внимание; и чем более новым является это что-то, тем больше внимания оно требует и тем меньше внимания человек может одновременно уделять выполнению других задач. Чем больше человек практикуется в новом движении путем его повторения, тем больше сенсорной обратной связи в свою очередь поступает обратно в мозг и тем больше этот опыт позволяет мозгу произвести тонкую настройку этого движения, отточить его и затем сохранить в бессознательных, автоматических «низших» частях нашего мозга (мозжечок, нижние части коры и т. д.). Другими словами, выученный или привычный навык — это такой навык, который может стать автоматическим, когда можно использовать сознательный мозг или же ум для других вещей, таких как подготовка следующего удара в теннисе, продумывание того, какую фразу дальше печатать, или проверка списка продуктов для покупок в магазине, когда человек «автоматически» двигает ногами, талией и плечами при ходьбе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.254.0 (0.026 с.)