Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восстание казахов в уральской, тургайской областях в 1868-1869 гг. И на мангышлаке в 1870 Г.

Поиск

ТЕРРИТОРИЯ: Уральская и Тургайская области. ХАРАКТЕР ВОССТАНИЯ: антиколониальный, антифеодальный. ПРИЧИНЫ: усиление колониальной зависимости казахской степи; введение Россией новых правил землепользования; строительство новых крепостей; увеличение налогов ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ: казахские шаруа. РУКОВОДИТЕЛИ: Сейл Туркебайулы, Беркин Оспанулы. ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ: -Весна 1869 формирование повстанческих отрядов; -6 мая 1869 разгромили отряд карательных войск под руководством фон Штемпеля; -С марта по июнь 1869г 41 нападение на аулы султанов, биев и старшин; -1869 разгромлены карательным отрядом военного губернатора Н.А. Веревкина(небольшая часть восставших добровольно сложила оружие). РЕЗУЛЬТАТ: Поражение восстания: разрозненность в рядах восставших, узкородовые интересы байской верхушки ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ: Усложнило осуществление «Временного положения». ВОССТАНИЕ КАЗАХОВ НА МАНГЫШЛАКЕ В 1870 Г. ТЕРРИТОРИЯ: Западный Казахстан ХАРАКТЕР ВОССТАНИЯ: антиколониальный, антифеодальный. ПРИЧИНЫ: политическое бесправие народа; запрет пользоваться пастбищами роду адай; увеличение налогов. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ: казахские шаруа(в основном род адай), рыбаки и рабочие рыбных промыслов. РУКОВОДИТЕЛИ: оман Тажиулы, Иса Тленбайулы. ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ: -22 марта 1870 г столкновение с отрядом пристава Рукина(из-за запрета перекочевки); -5 апреля 1870 захват Николаевской станицы и Александровского форта; -апрель 1870 увеличение численности карательных войск, разгром повстанческих отрядов. РЕЗУЛЬТАТ: Поражение восстания: несогласованность в действиях восставших, предательство байской верхушки- 3 тыс семей адаевцев откочевали на территорию Хивинского ханства; наложена контрибуция в размере 90 тыс баранов и 57901 руб

 

 

Переселенческая политика царизма в конце 19 века.

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ РУССКОГО КРЕСТЬЯНСТВА В КАЗАХСТАН. Одним из направлений колониальной политики царского правительства во второй половине 19 века является переселенческая политика. Реформа 1861 г по отмене крепостного права в России создала условия для переселения русских крестьян в восточные районы. Основные цели переселенческой политики: 1. ослабить остроту аграрного вопроса во внутренних губерниях России; 2. Ослабить революционные волнения среди широких масс населения; 3. Создать социальную базу царского правительства в национальных окраинах империи. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: -В 1866г Главное Управление Западной Сибири приняло постановление, разрешающее «водворение» переселенцев в казахские степи; -По реформе 1867-1686 г объявление казахских земель государственной собственностью готовили условия для их экспроприации; - 1868 г по инициативе военного губернатора Семиреченской области генерала Г. А, Колпаковского были разработаны «Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье». По этому закону, действовавшему до 1883 г, переселенцам предоставлялись большие льготы: 1. их наделяли землей в размере 30 десятин на душу(мужскую) 2. Освобождали от всех налогов и повинностей сроком на 15 лет 3. Нуждающимся семьям выдавали ссуду -Привала 1883 г (утверждены в 1885) несколько урезывали привилегии переселенцев- на душу полагалось 0 десятин, но сохраняли определенные стимулы -в документе 1886 были определены льготы для переселенцев в Сырдарьинскую область -В правительственном распоряжении 1889г конкретно определялись районы переселения «сельских обывателей и мещан» в Тобольской и Томской губерниях, в Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: - К середине 60 г 19 века начинается переселение крестьян из центральных районов России, а в 70 годах переселение приобретает более организованный и массовый характер 1. С 1885-1893 г из пользования казахов было изъято 251,779 десятин земли и отобрано 24 села с 10,940 переселенцами мужского пола 2. В Семипалатинской области за 1885-1893 г изъяли 33.064 десятин пахотной земли 3. В 1881 в Кустанайском уезде Тургайской области обосновались 1200 семей переселенцев. 4. В Уральскую область с 1884-1891 из центральных губерний России выехали 2.299 семей 5. В 1868-1880 в Семиреченской области обосновались 3.324 семьи, из которых 2.099 образовали селения, а 1.225 поселились в городах. В 1891-1892 прибыли в область еще 1.769 семей. В 1895 в 63 крестьянских поселках области проживало 35.5 тыс человек. К концу 19 века казачье население области составило 29 тыс человек. 6. В Сырдарьинской области переселенческая политика охватила Чимкентский, Ташкентский и Аулие-Атинский уезды. В 1884-1892 в области образовано 37 поселков. 7. В Омском, Петропавловском и Кокчетавском уездах Акмолинской области было намечено изъять свыше 4,2 млн десятин лучшей земли. - С середины 90 х годов начинается еще более интенсивное переселение крестьянства в Казахстан. В 1892 г в связи со строительством транс-сибирской магистрали возник «Особый комитет Сибирской железной дороги», который стал активным проводником аграрной политики царизма, особенно по части отвода земель в переселенческий фонд. С 1896 в степных областях работают экспедиции для выявления излишков земли. ИТОГИ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: -Всего приток эмигрантов из европейской России в Казахстан составил за 1871-1897 гг. почти 328 тыс человек. -Удельный вес казахов заметно снизился -Царское правительство произвольно меняло этническую структуру населения и преднамеренно противопоставляло народы, стремясь превратить угнетенные самодержавием русский народ в угнетателя других народов и отвлечь тех и других от борьбы за освобождение.

 

Развитие культуры в Казахстане в 19 веке.

С развитием капиталистич. отношений в Казахстане требовались образованные люди. Открывались русские школы, где учились и казахские дети; русско-казахские школы приспосабливались к требованиям колониальной политики царизма. Способные выпускники школ поступали в кадетские корпуса и ВУЗы России. Развивалось традиционное образование в казахской семье, затем детей отдавали в медресе, кот. Содержались на средства частных лиц. Учеников называли шакирдами, учителей - мугалами (люди старше 40 лет с дипломом медресе). Организатор народного образования во II пол. XIX в. - Алтынсарин (1841-1889). В январе1884 он открыл школы в Тургае, Кустанае; школы для девушек, с/х, ремесленные; созданы учебные, методические пособия (киргиз. Хрестоматия); переводил на казахский язык Крылова, Толстого. Во II пол. XIXв. появился новый тип казахского письма литературы; представитель-Абай (Ибрагим Кунанбайулы (1845-1904). В 8 лет он поступил в медресе, затем в русскую школу; ранние стихи написаны под влиянием восточной поэзии. В 80-х гг. встретился со ссыльными революционерами, изучал революционные идеи. Переводил на казахский язык Крылова, Пушкина, Лермонтова. Проникновение капитализма, переселение крестьян порождали группу поэтов, кот. Оценивали это как «эпоху скорби» (зар-заман). Родоначальник этой поэзии - Шортанбай Конайулы (1818-1881); он называл Эпохой скорби период после присоединения Казахстана к России. В устной литературе ведущее место занимали лирические песни акынов (сал, серi); представитель - Акан-серi Корамсаулы. III. Потребности капиталистич. России диктовали необходимость научного изучения национальных окраин. Цель ИРГО - изучение производительных сил края с целью интенсивного использования его природных богатств в интересах русского капитализма и русификации местного населения. Для создания трудов по социально-экономической истории регионов возникла необходимость расширения источниковой базы исследования, что обусловило появление учёных архивных комиссий. Важную роль в изучении истории, культуры, быта казахского народа сыграли этнографические музеи, которые в конце XIX – начале XX вв. стали собирать экспонаты казахской национальной культуры. Коллекции были в Москве, Петербурге, Верном; они привлекали внимание общественности к культуре казахского народа, способствовали распространению сведений о жизни казахов. Колониальные власти настороженно относились к деятельности научно –общественных организаций

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2882; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.78.87 (0.007 с.)