Борьба казахского народа за независимость в 18 в. Анаракайская битва – 1729 года. Батыры.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Борьба казахского народа за независимость в 18 в. Анаракайская битва – 1729 года. Батыры.



Ан-ая битва - на юге оз. Балхаш. Выступление объединенных казахских сил, разгром джунгарских войск. Освобождение части Мл. и Ср. жузов, отступление джунгар по р. Или на восток. Смерть Болат хана, борьба за власть. Прямая угроза для территориальной целостности государства. 1741- 42 гг. – 2-ые «Годы великого бедствия». Нападение джунгар на Ср. и Ст. жузы. 1745 г. – смерть Галдан-Церена. Междоусобные распри в Дж. хан-ве. Середина 40 гг. XVIII века - походы Абулхаира в Калмыцкое ханство. 1756-58 гг. – распад Дж. хан-ва под давлением цинских войск. 1761 г. – превращение Джунгарии в цинское наместничество Синь-Цзянь. Видные исторические личности в борьбе с джунгарами: ханы – Жангир, Тауке, Абулхаир, Болат, Семеке, Абулмамбет, султаны Абылай и Барак; бии; батыры – Кабанбай, Богенбай, Наурызбай, Жанибек, Баян, Есет, Райымбек, Олжабай, Жасыбай, Кошет.

 

36. Принятие Младшим жузом Российског подданства (1731 г).

Причины присоединения: - военная помощь со стороны Росси в борьбе против джунгар (вооружение, регулярные войска); - политические планы Абулхаира: - урегулирование отношений м/у каз. Хан-вом и Россией на севере (яицкие казаки), сев-западе (волжские калмыки, башкиры); - поиск союзников в международных отношениях; - создание политической и экономической стабильности для развития транзитной торговли м/у Россией. Каз. хан-вом и среднеазиатскими владениями. ЭТАПЫ ПРИНЯТИЯ ПОДДАНСТВА: 19. 02. 1731 – Анна Иоанновна подписала жалованную Грамоту о присоединении Мл. жуза к России. 30. 04. 1731 – посольство во главе с переводчиком коллегии иностранных дел России Тевкелевым в Мл. жуз для принятия присяги каз-ими султанами. 5. 10. 1731 – прибытие посольства Тевкелева в урочище Майтобе на р. Тургай в ставку Абулхаира, переговоры с султаном Бараком и противниками принятия подданства. 10. 10. 1731 – принятие российского подданства Абулхаиром и 27 родовыми старшинами, что составило незначительную часть младшего жуза. 10. 06. 1734 – подписание Анной Иоанновной Грамоты о присоединении Ст. жуза к России(отдаленность территории жуза от России и убийство хана Жолбарыса замедлили процесс присоединения). Август 1738 – съезд каз-их султанов и старшин в Оренбурге, организованный администратором края Татищевым; подтверждение присяги на верность России Абулхаиром. Его сыновьями Нуралы. Ералы. 27 старшинами Ср. жуза. 1740 – съезд каз-их феодалов в Ср. жузе; принятие присяги на верность ханом Абулмамбетом, султаном Аблаем, батырами (небольшая часть Ср. жуза вошла в состав империи). Принятие устава о «Сибирских киргизах» (1822), поражение восстания Кенесары Касымова завершили процесс присоединения.

 

Избрание ханом Аблая (1771-1781 гг.). Внутренняя и внешняя политика хана Аблая.

Абылай – выдающийся гос деятель, которому удалось восстановить терр-ые владения Каз-на. В период его десятилетнего правления он осуществил знач-е преобразования в гос-ве. Годы жизни - 1711 – 1781, сын султана Ср. жуза Уали, настоящее имя Абулмансур. Смерть отца в 1724, период мужания ( работа в качестве пастуха). В народе нарекли прозвищем Сабалак. 1729 – участие в крупном сражении в местности Аныракай в казахско-джунгарских войнах, поединок Абылая с джунгарским военоначальником Шарашом. Победа Абылая. 30-е годы XVIII века – восстановление в правах султана. Правитель родов Атыгай, Найман в Ср. жузе. Борьба с джунгарами. 1740 – принятие российского подданства. 1742-1743 – джунгарский плен. 1743 – освобождение из плена. 40-е годы XVIII века – поддержка Амурсаны (сына Галдан-Церена). 1752 – курултай ках-их родов в районе Улытау для организации воинских сил против джунгар. 1753 – победа над джунгарами в районе Джунг-их ворот. 1756 – выступление каз-ого ополчения во главе с султанами Абылаем и Ералы (Мл. жуз). ПРОТИВ ЦИНСКОЙ ИМПЕРИИ. 1757 – принятие подданства Китая при сохранении подданства России. Восстановление территориальной целостности, сохранение независимости путем политики «лавирования». 70-е годы XVIII века – победа Абылая в Среднеазиатском регионе (Ходжент, Ташкент). 1771 – провозглашение султана Абылая ханом каз-ой земли представителями трех жузов в Туркестане. 1771-1781 – правление. Утверждение единоличной ханской власти, регулирование маршрутов кочевания, создание боеспособной армии, поощрение развития земледелия, расширение внутренней и международной торговли, поддержка творческих людей (музыкантов, поэтов), развитие материальной и духовной культуры, укрепление экономической и политической мощи государства.

 

 

Образование Букеевской орды. Восстание под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова (1836-1938).

Территория Младшего жуза простиралась от Яика на западе, до низовий Сырдарьи на юго-востоке. 11 марта 1801 г Указом императора Павла 1 в междуречье Волги и Яика была образована Букеевская Орда. Она располагалась на внутренней от яицких линий землях, поэтому ее называют еще Внутренней Ордой. Основатель- хан Букей (1801-1815_, сын Нуралы. В ханском звании был утвержден царем лишь в 1812 г. Давая возможность племенам Младшего жуза образовать новое ханство, царское правительство намеревалось: -ослабить борьбу казахов за земли; -расширить сферы политического влияния империи по принципу «разделяй и властвуй»; -опыт управления ханством пригодился бы для других казахских земель; -экономическая выгода от торговли с казахами; -использовать политику ханов лишь как орудие своей политики. ВОССТАНИЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ ИСАТАЯ ТАЙМАНОВА И МАХАМБЕТА УТЕМИСОВА. (1836-1838 ГГ.). ТЕРРИТОРИЯ:Букеевская Орда. Характер восстания: антиколониальный, антифеодальный. ПРИЧИНЫ: обострение земельного вопроса; ужесточение колониального гнета; усиление налоговых тягот; строительство новых Российских крепостей. ЦЕЛЬ: ограничение всевластия Джангир хана; улучшение положения шаруа; изменение земельной колониальной политики. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ: казахские шаруа, представители биев и старшин, права которых были ущемлены царским правительством. ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ: -1833-1836 г формирование главных предпосылок восстания. - 2 октября 1837 безуспешная попытка атамана Покатилова пленить Исатая и разгромить движение. -15 октября 1837 отряды Исатая и Утемисова разгромили аул бия Балки Кудайбергенулы. -15 ноября 1837 сражени у Тастобе, Исатай потерпел поражение. -12 июля 1838 в местности Акбулак отряды Тайманова потерпели поражение, а сам предводитель был убит. -октябрь 1846 убит Утемисов. РЕЗУЛЬТАТ: Поражение восстания-слабость организации, стихийность, разобщенность повтанческих отрядов, превосходство в оснащении вооружения карательных отрядов. ПОСЛЕДСТВИЯ: -предел для ежегодного роста налогов, ослабило социальную основу ханского управления во Внутренней Орде. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ: Крупное освободительное движение

 

39. Материальная и духовная культура казахского народа в 15-18 вв. (хозяйство, одежда, литература, народное творчество).

КАЗАХСКИЕ ЖИЛИЩА Виды жилища. Жилище казахского народа - замечательный памятник материальной культуры. Оно делилось на зимнее и летнее, которые отличались величиной и конструкцией. В летнее время казахи жили в легких переносных жилищах, зимой - в постоянных теплых помещениях: "агаш уй", "жер уй", "каратам", "шошала". Юрты. По своему назначению юрты делились на три основных типа. Парадные юрты, предназначенные для приема гостей, отличались большим размером и богатым убранством. Юрты, служившие жилищем, были меньшего размера. Маленькие походные юрты могли перевозиться на одном верблюде или даже лошади. Кроме того, были юрты, использовавшиеся как склады, и другие подсобные помещения. Парадные юрты покрывались белым войлоком и шелком. Наиболее богатыми по убранству были свадебные юрты - "отау". Походные юрты можно отнести к типу специализированных, предназначавшихся для военных походов или пастухов и табунщиков. Наиболее простым переносным жилищем был шатер -"курке". Кроме того, казахи во время кочевок использовали вместительные подвижные жилища на колесах - "куйме". В куйме жили дети и женщины. В северном и северо-восточном регионах Казахстана были распространены постоянные жилища из дерева, камней, сырцового кирпича и дерна. По материалу изготовления их называли "жер уй", "кирпиш уй". Площадь дома зависела от материального состояния хозяина и состава семьи. Как видим, и жилище и его убранство были максимально приспособлены к полукочевому образу жизни казахов. ОДЕЖДА, УКРАШЕНИЯ И ОРУЖИЕ. Мужская и женская одежда. В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы, горностая. Для изготовления женской одежды использовались хлопчато-бумажные, шелковые ткани и бархат. Мужские и женские головные уборы отличались многообразием. Наиболее старинный и традиционный мужской головной убор - "калпак" из тонкого войлока. Головной убор девушки украшался подвесками и перьями филина, цапли или павлина, вышивками золотом и серебром, кораллами. Из женских головных уборов наиболее оригинальным и богатым был свадебный убор - "сэукеле" - высокий, конусообразный, украшенный золотыми и серебряными монетами, кораллами и жемчугом, диадемами и подвесками. С рождением первого ребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани- "кимешек". Мужская и женская обувь также отличались разнообразием. Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом. Ювелирные украшения. Женские украшения изготавливались из золота, серебра, драгоценных камней. Массивные серебряные браслеты "билезик" покрывались позолотой и инкрустацией. Серьги изготовлялись в основном из серебряной проволоки в виде душек, колец с подвесками из самоцветов, часто - из ромбических и округлых пластин, скрепленных между собой цепочками. Широко использовались накосные украшения - "шашбау" в виде рядов медальонов или пластин, соединенных между собой концами. Центральные медальоны всегда украшались филигранью со вставками из цветных камней. К накосным украшениям относились и подвески "шолпы". Перстни были литые и чеканные, венчики овальной, круглой, грушевидной, многогранной формы. Часто перстни украшались вставками из цветных камней. При изготовлении женских украшений применялась различная техника-литье, гравировка, чеканка, штамповка, филигрань, чернение, зернь, эмаль. ОРУЖИЕ. Разнообразным было и казахское оружие. Наиболее распространенным оружием были лук - "садак," и стрелы. Наконечники стрел были различных форм - четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья - "найза" имели стальной наконечник и кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили и секиры. Оборонительное вооружение состояло из кожаных и металлических доспех, стальных кольчуг из колец, стальных шлемов с сеткой и козырьком, деревянных и кожаных щитов, обшитых железными пластинами. С конца XVII в. стали использовать и ружья, частью купленные в городах Средней Азии, частью изготовленные самими казахами. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. Развивалась самобытная культура казахского народа. В ней органически были восприняты культурные ценности предшествующих племен и анродов, живших на территории Каз-на. Широко развивалось устное поэтическое творчество. Из поколения в поколение передавались произведения героического эпоса «Кобланды батыр», «Ер Таргын», «Камбар батыр», соц-бытовые поэмы «Козы Корпеш – Баян Сулу», «Кыз Жибек», слагались обрядовые песни и сказки. Представители каз-ой устной поэзии – Шалкииз. Доспамбет. Жиембет, Актамберды, Умбетай, Бухар. Широко развивалось творчество биев-шешенов. Письменная лит-ра – книги религиозного и историко-легендарного содержания, создавались исторические сочинения и генеалогии. Выдающиеся представители письменной литературы Казахстана: Дулати, Жалаири, Бахадур. Народные обычаи, обряды и традиции. Духовную жизнь казахов в ХV-XVII вв.отражают древние народные обычаи и обряды, дошедшие до наших дней. Религиозные верования. Интенсивное распространение ислама(в форме суфийских учений), проводниками выступили среднеазиатские и суфийские миссионеры. В укреплении среди казахов большую роль играла светская знать (ханы, султаны). Также продолжали бытовать среди широких масс населения древние доислаские верования и обряды.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.132.225 (0.011 с.)