Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Применение права: понятие, субъекты, стадии. Акты применения права.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Применение норм права необх-мо, когда нормы права не м. быть реализованы субъектами без помощи гос-х органов. Необх-сть правоприменения возникает когда: - сущ-ет спор о праве, правах и обязанностях; - имеется препятствие в осущ-и права или совершено правонарушение; - требуется определить момент возникн-я прав или факт прекращения обяз-тей; - возникает необх-ть реализ-ть субъективное право; - требуется привлечь правонарушителей к ответств-ти; - принимается решение о награждении отличившихся граждан; - возникает необх-ть принять гос-е решение, имеющее правовую значимость. Применение норм права — это особая форма реализации норм права гос-ми органами, кот-е обеспечивает осущ-е правовых предписаний гражданами и юр. лицами. Оно имеет ряд особенностей: 1. Правоприм-е — это властная деят-ть, кот-я осущ-ся компетентными органами гос-ва в отношении конкретных лиц путем вынесения правоприм-х актов, имеющих обязат-ю силу. 2.Правоприм-е — это комплексная деят-ть, т.к. прим-е одних норм одновременно требует соблюд-я, исполн-я и использ-я др-х норм, в т.ч. процессуальных норм, кот-е регулируют порядок применения правовых предписаний и этим способствуют обеспеч-ю законности в правоприменительной деятельности. 3.Правоприм-е — это организующая деят-ть. С од. стороны, действие гос-х органов и должностных лиц состоит из ряда организацион. мероприятий, напр-х на реализ-ю норм права, с др. стороны, с помощью этих действий осущ-ся организация поведения конкр-х субъектов права и этим происходит реализ-я норм права. Правоприменит-я деят-ть - сложный процесс, кот-й состоит из ряда последовательных стадий: установление фактических обстоятельств дела, определение юридической основы и вынесение решения. Уст-е фактич-х обст-в дела состоит в сборе фактов, необходимых для вынесения решения. Круг таких обст-в, как правило, обозначен в законе (по уг-м делам уст-ю подлежат события преступления (время, место, способ и др. обст-ва его соверш-я); виновность обвиняемого и мотивы прест-я; обст-ва, влияющие на степень и хар-р ответств-ти; обст-ва, хар-щие личность виновного; хар-р и размер ущерба; обст-ва, способствовавшие соверш-ю преступл-я). Обст-ва, подлежащие уст-ю, образуют фактическую основу применения норм права. Фактич-е обст-ва, имеющие юр-е значение, уст-ся с помощью свидетельских показаний, исследования документов и др. данных, являющихся док-вами. Уст-е фактических обстоятельств должно отвечать на вопросы: что? где? когда? кто? Опр-е юр-кой основы дела заключ-ся в выборе и анализе юр-х норм, подлежащих применению для вынесения решения. Их выбор осущ-ся посредством правовой квалификации, то есть путем юр-кой оценки тактических обст-в дела в соотв-и с законом. Анализ норм осущ-ся путем уяснения их содержания и проверки их действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. В задачу компетент. органа № 51. входит выбор нормы, толкование — уяснение, а в ряде случаев преодоление пробелов в праве путем применения права по аналогии. Вынесение решения по делу представляет собой издание компетентным органом правоприменит-го акта в форме приговора, приказа, распоряжения и т.п. Перед вынесением конкрет. решения необх. убедиться, что фактич-е обст-ва установлены правильно и с достаточной полнотой, что они достоверны, им дана правильная юр-я оценка, а применяемая норма права относится к данному случаю. Затем компетент. орган выносит властное решение и объявляет его заинтересованным лицам. На этом процесс применения нормы права заканчивается и наступает реализация применения нормы права. Акты применения норм права — это официальные документы, кот-е издаются на основе норм права и определяют персональные права и обязанности конкретных лиц либо меры ответственности. Не явл-ся АПП док-ты, кот-е имеют юр-е значение, но правоотнош-й не порождают (справки, дипломы, грамоты). АПП издаются в устан-й форме, имеют точное наименование: приговор, приказ, распоряжение, постановление. Обязательными атрибутами явл-ся дата и место издания; наименование органа, издавшего акт; подпись ответственного лица (это вводная часть). Стр-ра содержания имеет три части: основную, описательную и резолютивную. Описательная часть содержит фабулу дела, то есть сведения о тактических обст-вах. В мотивировочной части дается обоснование принятого решения. В резолютивной части излагается принятое решение. В зависимости от хар-ра регулирующего воздействия выделяют 2 вида правопримен. актов: исполнительные и правоохранительные. Исполнит-е акты определяют персональные права и юридические обязанности конкретных лиц. Правоохранительные акты уст-ют меры ответственности, применяемые к конкретным правонарушителям по уг-м, адм-м и гражд-м делам. Правоохранительные акты по субъекту подраздел-ся на три вида: контрольно-надзорные, следственные и юрисдикционные + следств. Контрольно-надзорные — это акты прокуратуры и контрольно-ревизионных органов. Следственные — это акты органов следствия и дознания (протоколы, решения прокурора о прслушке и т.п.). Юрисдикционные — это акты судебных органов. Осн-ми требованиями, предъявлемыми к правоприменит-м актам: - Законность (решение по делу принято в точном соотв-ии со смыслом и содержанием правовых норм, в предусмотренном законом порядке и в пределах полномочий правоприменителя); - Обоснованность (решение по делу основ-ся на всестороннем, полном и точном исследовании фактич-х обст-в, их объективной оценке и непредвзятом отношении к заинтересован. лицам); - Целесообразность (принятие решения, кот-е соотв-ет обст-вам дела, их сущ-ти, правовой знач-сти и тем самым сообразуется с принципом законности); - Справедливость ( не только объективный и беспристрастный подход правоприменителя к рассматр-му делу, но и нравствен. обоснование принятого решения). Пробелы в праве и способы их восполнения. Коллизии в праве и способы их разрешения. В ряде случаев при выборе правовой нормы обнаружив-ся так называемый пробел в праве, т.е. полное или частичное отсутствие юр-х норм, необх-х для принятия решения. Осн-ми способами восполнения пробелов в праве явл-ся издание недостающих правовых норм, т.е. совершенств-е законодат-ва в процессе правотворчества. Однако законодатель не успевает восполнить пробелы в действующем законодат-ве. Сущ-ют действительные и мнимые пробелы в праве. Действит-й пробел имеет место при отсутствии юр-й нормы, регулир-щей общественное отношение, кот-е по своему хар-ру явл-ся правовым. Мнимый пробел имеет место, когда высказывается мнение, что неправовое по своему характеру общественное отношение должно регулироваться нормой права (процесс воспитания). Действит-я пробельность подлежит устранению, мнимая в этом не нуждается. По причине возникновения пробелы в праве м. быть первоначальными и последующими. Первонач-я пробельность возникает из-за недосмотра законодателя, последующая пробельность обусловлена появл-ем новых общественных отношений. Сущ-ют два пути устранения пробелов в праве: совершенств-е законодат-ва в процессе правотворческой деят-ти и применение так называемой правовой аналогии в процессе правоприменит-й деят-ти. Практика показывает, что законодатель успешно преодолевает первонач-е пробелы, но не успевает восполнить последующие. Возникает необход-ть устранения пробелов путем применения права по аналогии. В соотв-и со сложившейся практикой в юриспруденции выделяют два вида аналогии: аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона — это принятие решения по конкретному делу на основе правовой нормы, регулирующей сходный случай. Аналогия права — это принятие решения по делу на основе общих принципов права. Аналогия права примен-ся, когда невозможно подобрать норму права, регулирующую сходное правовое отношение. Решение по аналогии недопустимо, если применение аналогии запрещено законом или закон связывает наступление юр-х последствий с конкретными нормами. Аналогия полностью исключена при разрешении уг-х дел, но вполне применима в гражданском праве.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.252.16 (0.01 с.) |