По особенностям идеологии и юридической техники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По особенностям идеологии и юридической техники



романо- германская; англосаксонская; социалистическая.

Современные правовые системы: англосаксонская (общего права), романо-германская, религиозная, социалистическая, система обычного права

Англосаксонская правовая система. Распространение - Англия, США (кр. Луизианы и Калифорнии), Канада, Австралия. Источники - Судебный прецедент - основной источник, закон (статут), обычай, юридическая доктрина (наука). Особенности норм - Деление норм на законодательные и прецедентные, высокий уровень конкретизации правового предписания, отсутствие пробелов в праве. Структура права - Деление на общее право и право справедливости, низкий уровень системности.

Романо-германская прав. система. Возникла на основе древнеримск. права. Распространение - Континентальная Европа, Латинская Америка, Турция. Источники - Закон — основ. источник, обычай не им. самостоятельного знач-ия, судебная практика – вспомогательн. источник.. Особенности норм - Обобщенный, абстрактный № 42. характер нормы, иерархичность правового предписания, проблемы конкретизации, толкования пробелов. Структура права - Деление на публичное право и частное право, высокий уровень системности, последовательное деление на отрасли и институты.

Мусульманская правовая система. Распространение - Страны, исповедующие ислам, иудаизм, индуизм. Источники - Коран, сунна, иджма, закон, доктрина, обычай. Особенности норм - Своеобразие терминологии конструкций, понятия норм, статичность норм, отсутствие четкой структуры. Структура права - Деление права на основе религиозных направлений, невысокий уровень системности, религиозно-нравств. основания деления права, классиф-ия норм.

 


Механизм правового регулирования.

Механизм правового регулирования (МПР) — это взятая в единстве система правовых средств, при помощи к-х обеспеч-ся результативное правовое воздействие на обще­ств. отношения.

Правовое регулирование представляет собой длящийся про­цесс, к-рый делится на стадии. На каждой из этих стадий использ-ся особые юр. средства — элементы меха­низма прав. регулирования.

Процесс регулирования начинается с того, что для реше­ния тех или иных задач издается нормативный акт, вступают в действие юридические нормы, которые общим образом рег­ламентируют общественные отношения. Затем на основании норм и при наличии предусмотренных ими конкретных фак­тов у лиц возникают права и обязанности, т.е. правоотноше­ния. И, наконец, достигается эффект правового регулирова­ния — права и обязанности реализуются.

Таким образом, процесс правового регулирования распадает­ся на три основные стадии:

1. Стадия изменения нор­мы и ее общего дей­ствия

2. Стадия возникновения прав и обязанностей (правоотно­шения)

3. Стадия реализации прав и обязанностей

Кроме того, нередко возникает необходимость в особой, дополнительной, факультативной стадии применении права. Эта стадия заключается в издании компетентным властным орга­ном индивидуального акта, призванного облегчить процесс реа­лизации.

В соответствии с указанными стадиями правового регулиро­вания выделяют ряд основных элементов механизма прав. регулирования.

Кроме указанных основных элементов МПР особое значе­ние в нем имеют правосознание, которое пронизывает все его элементы, образует "субъективную среду" для их функ­ционирования, присоединяется к их действию, а также закон­ность, являющаяся основой, стержнем МПР. Все другие пра­вовые явления — нормативные акты, толкование, юридическая техника, юридическая ответственность и т.д. — примыкают к основным элементам механизма правового регулирования, входят в их орбиту.

Элементы МПР/Правовая система/Правовая надстройка

· норма права

· нормативный правовой акт

· юридический факт

· правоотношение

· акт применения права

· акт реализации права

· Юр. Техника

· Правосознание

· Пр. культура

· Пр. наука


Понятие и виды правотворчества.

Правотворчество — одна из основных функций любого го­сударства, независимо от его задач, типа, форм осуществле­ния и организации государственной власти и т.п.

Правотворчествоэто властная организационная деятельность народа, гос. органов, и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно правовых актов.

В результате правотворческой деятельности создается и раз­вивается действующее право как единая и согласованная сис­тема общеобязательных норм, регулирующих общественные от­ношения.

В современном гос-ве эта деятельность должна основы­ваться на опред. принципах, идеях, организационных началах, обусловливающих ее сущность, наиболее характерные черты и свойства.

В РФ существуют 3 основные формы правотворчества: принятие нормативных актов органами государства, принятие нормативных актов непосредственно народом путем референдума и заключение различного рода нормативных соглашений.

Принятие нормативных актов органами государства. Эта форма наиболее распространена в РФ. Правом издания обладают высший представительный орган федерации, представительные органы субъектов федерации и органы местного самоуправления. Правотворческие органы: Президент РФ, Правительство, «министерства», гос. комитеты и ведомства федерации, соотв. органы республик, главы администраций и административно-терр. образований. Администрация объединений, предприятий издает так называемые локальные нормативные акты, регулирующие отношения внутри собственных подразделений.

Принятие нормативных актов путем референдума. Решения, принятые референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ. Референдум как вид правотворчества – 1 из путей расширения демократии. По своему хар-ру референдум может быть контрольным, плебисцитарным и консультативным.

Контрольный референдум – всенародное голосование, проводимое в соответствии с нормой, прямо закрепленной в Конституции.

Плебисцитарный референдум – голосование, проводимое по требованию определенного числа избирателей.

Консультативный - референдум, результаты которого необязательны для исполнения в силу того, что они имеют рекомендательный характер.

Заключение нормативных соглашений. Это составление договоров нормативного содержания между различными субъектами права. Нормативные соглашения могут заключаться между РФ и субъектами, входящими в ее состав, между самими субъектами федерации, между гос. органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий.

Существуют различные виды соглашений:

1. № 44. По уровню, на котором они заключаются: федеральные, республиканские, отраслевые и территориальные.

Федеральные соглашения заключаются между общероссийскими объединениями профсоюзов и Правительством РФ. На других уровнях соответственно сторонами соглашения выступают республиканские объединения профсоюзов, отраслевые и т.д.

2. По сфере регулируемых отношений различают генеральные, отраслевые и специальные соглашения.

Генеральные соглашения устанавливают общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики.

Отраслевые (тарифные) соглашения определяют направления социально-экономического развития, условия труда и оплаты, социальные гарантии для работников отрасли.

Специальные соглашения – устанавливают условия решения социально-экономических проблем, связанных с территориальными особенностями.

В зависимости от субъектов правотворческой деятельности различают несколько видов правотворчества:

- правотворчество государственных органов, которое осуществляется Советом Федерации, Гос. Думой, Правительством РФ и др.;

- правотворчество отдельных лиц: Президент РФ, министров, руководителей гос. комитетов и ведомств;

- правотворчество органом местного самоуправления;

- правотворчество администраций гос. объединений, предприятий и учреждений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.007 с.)