Ее предмет и место в системе наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ее предмет и место в системе наук



Отрасли научной психологии

 

Не следует путать понятия «направления» и «отрасли» психологической науки. В первом случае речь идет о разных по своим взглядам школах в психологии (бихевиоризм, психоанализ и др.). Каждая из школ имеет свои представления о предмете, методах изучения выбранной ею реальности и соответствующих практических приложениях полученных знаний. Отрасли же психологии решают конкретные психологические задачи, обусловленные запросами, поступающими из разных сфер реальности (это, например, педагогическая психология, психология труда и т.п.). Поэтому представители одного и того же направления могут работать (и работают) в разных отраслях психологии и, напротив, в одной и той же отрасли (например, в детской психологии) - могут работать представители разных школ с различными теоретико-методологическими ориентациями (например, бихевиористы, психоаналитики и др.).

О направлениях и школах психологии речь впереди в дисциплине «Научные школы и направления современной психологии», в данном же курсе будут рассмотрены основные задачи некоторых отраслей психологической науки.

 

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Соколова Е.Е.

!!!!!!!!!! Еще один критерий – деление на отрасли в зависимости от решаемых в них задач в связке с другими группами наук.

Место психологии в системе наук

Выше мы уже говорили о той сложной ситуации, в которой находится современная психология, не имеющая однозначного ответа на самые фундаментальные вопросы своей науки (в частности, не решившая проблемы своего предмета). Отчаявшись однозначно определить предмет психологии, многие психологи вообще отказались от рассмотрения этой проблемы и иногда шутливо говорят так: «Психология — это то, чем занимаются психологи». Неудовлетворительность данного «определения» совершенно очевидна, однако для нас оно не столь бессмысленно, как представляется, — оно дает нам повод поговорить о различных задачах, которые психологи могут и должны решать в различных сферах материальной и духовной жизни общества. При этом психологи взаимодействуют с представителями других наук, которые работают в тех же сферах.

В связи с этим возникает вопрос о месте психологии в системе иных наук. Этой проблемой специально занимались в свое время отечественный философ Б. М. Кедров и крупнейший психолог XX в. швейцарец Жан Пиаже (Piaget, 1896-1980).

Б.М.Кедров представил свою классификацию в виде «треугольника наук». Вершину этого треугольника составляют естественные науки, нижний левый угол — общественные науки, нижний правый угол — философские науки (логика и гносеология). Между науками о природе (естественными науками) и философскими науками расположилась математика, между естественными и общественными находятся технические науки. Психология же занимает центральное место и имеет линии связи, соединяющие ее со всеми тремя группами наук.

 

Ж. Пиаже, выступивший в свое время с откликом на данную классификацию в своем докладе на XVIII Международном психологическом конгрессе в августе 1966 г. в Москве [92], в целом положительно оценил данную схему, добавив, однако, следующее важное положение. У Б. М. Кедрова связи психологии с другими науками были односторонними, т.е. философ рассматривал то, как влияют на психологию другие науки (действительно, психология, как отмечал Ж. Пиаже в докладе, является совместным продуктом естественных, общественных и философских наук). Однако, по Ж.Пиаже, связи психологии с другими науками должны быть «двусторонними»: психология, в свою очередь, вносит свой вклад в эпистемологию (эпистемология (от греч. episteme — знание и logos — наука) — теория познания) всех вышеперечисленных наук, поскольку пытается раскрыть психологические механизмы познания тех или иных сфер действительности. В настоящее время позиция Ж.Пиаже выглядит предпочтительнее: действительно, современные науковеды пришли к выводу о том, что развитие науки как особой сферы деятельности человека во многом опосредствованно психологией ее представителей, хотя связи здесь очень сложные и непрямые. Взять хотя бы проблему научного открытия. В последние годы появляется все больше работ о психологии научных открытий и о психологии научного творчества вообще, что позволяет рассчитывать именно на взаимодействие психологии и других наук, а не просто на использование ею идей других наук для решения своих задач.

 

Ж. Пиаже

 

Мы предлагаем свою схему классификации наук и места психологии в ней, не претендуя на ее фундаментальность. Скорее, это учебное средство для облегчения первоначальной ориентации в различных отраслях1 психологии, каждая из которых занимается разрешением конкретных психологических задач. Данную схему также можно представить в виде треугольника, на одной из вершин которого находятся естественные науки, на другой — общественные науки, на третьей — технические науки. На наш взгляд, общественные и технические науки, вместе взятые, можно назвать гуманитарными науками, поскольку общество — это система объединенных определенными отношениями людей, а «техника» (от греч. techne — искусство, ремесло, мастерство) — совокупность средств и приемов человеческой деятельности, опосредствующих как отношения людей друг к другу, так и, собственно, отношения человека и природы. Однако наш треугольник — проекция на плоскость стереометрической фигуры, а именно треугольной пирамиды, на вершине которой находятся философские и математические науки (рис. ниже). На наш взгляд, они, в отличие от иных (конкретных) дисциплин, изучающих тот или иной аспект реальности, вооружают исследователя обобщенными (качественными и количественными) методами познания любой реальности. Тогда психология как наука будет практически даже не в центре треугольника, а внутри треугольной пирамиды.

 

 

При этом отдельные отрасли психологии по-разному связаны с вышеперечисленными группами наук. Одни отрасли примыкают по решаемым в них задачам к естественным наукам, другие — к общественным, третьи — к техническим. Есть и те отрасли психологии, которые как бы «парят» над плоскостью треугольника, т.е. находятся ближе всего к философии и математике. Таковой, на наш взгляд, является общая психология, выступающая, по мнению многих отечественных психологов, «философией психологии» и всеобщей методологической основой психологической науки. Далее будут рассмотрены задачи, которые решаются в различных отраслях психологии.

 

Бадмаев Б.Ц.

Изучая психологию, каждый студент независимо от его буду­щей профессии должен научиться мыслить психологически при анализе и оценке человеческих действий и поступков, при выявлении особенностей характера и способностей, темперамен­та и других свойств личности, социально-психологических яв­лений в обществе, коллективе, личном общении с другими людьми и т. д.

Ставя перед собой цель преподавания тех или иных тем и раз­делов, необходимо учитывать особенности различных отраслей науки.

Так, теоретическую (общую) психологию принято называть -объяснительной, а прикладную психологию — практическим приложением этой теории к различным сторонам живой дейст­вительности: к фактам, событиям и явлениям психики. Однако прикладная психология тоже объясняет, но конкретные факты реальной психической жизни; социальная психология — явле­ния общественной жизни, факты группового поведения; инже­нерная психология — особенности взаимодействия человека с техникой; педагогическая психология — факты, связанные с ус­ловиями эффективности обучения и воспитания; медицинская психология — психологические причины улучшения или ухудшения здоровья; военная психология — особенности поведения человека в опасных ситуациях боя и т. д. Так, задача у приклад­ной психологии тоже является объяснительной, как и у общей, теоретической психологии, но объяснительной по отношению к фактам своей сферы интересов, которые относятся к компетен­ции каждой прикладной отрасли психологии.

А что касается практического применения психологических знаний, то как для теоретической, так и прикладной психоло­гии оно сводится к объяснению фактов, в одном случае — с точ­ки зрения более общей теории психологии, а в другом — с пози­ции более узкой области знаний — конкретной теории приклад­ной психологии. Так, например, мотивы поведения человека во­обще, т. е. любого человека, можно объяснить на основе обще­психологической теории о производности мотивов от потребно­стей, а мотивы постоянных рискованных действий летчика-ис­пытателя нужно уже объяснять с точки зрения авиационной психологии, так как сами потребности здесь конкретные и спе­цифические. И так во всем.

Теперь вопрос: можно ли считать практическим применением психологической теории, когда она служит прикладным отрас­лям психологии? От ответа на этот вопрос зависит цель препода­вания этих прикладных наук.

Ответ на него должен быть положительным: да, можно счи­тать это практическим применением теории, но к разрешению не практических, а теоретических вопросов.

Практическое применение психологической теории, общей или прикладной, к задачам теоретического исследования в дру­гих, смежных или несмежных, науках является одной из двух разновидностей применения теории психологии на практике. Одну можно назвать — применение для объяснения психических явлений. Другую — применение для преобразования психологических фактов, для изменения их, для коррекции, которое отно­сится к компетенции практической психологии, научное назва­ние которой психотехника.

 

По свидетельству основателя психотехники, выдающегося немецкого пси­холога и философа Г. Мюнстербергера, название это возникло по той логике, что все «науки, применяемые при выполнении практических задач, называют­ся вообще техническими» (Мюнстербергер Г. Основы" психотехники. — СПб., 1996. — С. 17).

Как мы только что выяснили, положения прикладной психо­логии, наравне с положениями теоретической психологии, при­меняются для объяснения психических явлений. Но оказывает­ся, что объяснение относится к фактам и явлениями уже суще­ствующим, но не к тем, которые наступят после соответствую­щих преобразований: обучения, воспитания, психокоррекции, психотерапии и т. п. Когда прикладная психология применяет­ся для позитивного изменения фактов или для формирования необходимых новообразований, то такое ее применение являет­ся уже не только объяснением, а становится применением.

Таким образом, прикладная психология находит практиче­ское применение двояким образом: для объяснения конкрет­ных психологических явлений (теоретическая часть приклад­ной психологии) и для преобразования тех или иных сторон психики (практическая часть прикладной психологии, или психотехника).

Таким образом, общей целью изучения психологии является формирование у учащихся (студентов) умения психологически мыслить, применяя свои психологические знания для научно­го объяснения фактов и явлений психики, а также для преобра­зования психики человека в интересах развития его личности (обучения и воспитания, формирования коллектива, психологи­ческой коррекции отклоняющегося поведения или психотера­певтического лечения нервно-психических расстройств и т. п.).

Данная общая цель, как мы указывали выше, должна подраз­
деляться на ряд конкретных целей.;

Теперь рассмотрим конкретные цели изучения психологии студентами психологической специальности. Общая цель — научиться психологически мыслить, естественно, относится к ним в еще большей степени, чем к специалистам-непсихологам. Без умения психологически мыслить психолог не состоится как специалист, тогда как для специалиста-маркшейдера или био­лога-орнитолога такой недостаток не будет столь ущербным, ес­ли они отличные специалисты в своей области, хотя психологи­ческие знания и умение мыслить психологически, несомненно, прибавили бы им достоинств.

Однако наряду с общей целью изучения психологии у буду­щих психологов-специалистов разного направления (теорети­ческого, прикладного, практического) тоже есть свои конкрет­ные цели.

Так, психолог-теоретик, обучающийся, к примеру, на психо­логическом факультете МГУ, должен не только вооружиться академическим знанием психологии, но практически быть гото­вым вести научные исследования по фундаментальным пробле­мам психологии, тем самым расширяя горизонты самой науки. При этом он может позволить себе не быть специалистом в при­кладной отрасли психологии и не уметь ничего выполнять с вы­соким мастерством в сфере практической психологии. Пусть та­кое допущение является крайностью (реально психолог-теоре­тик, конечно, многое умеет делать и практически), но оно явст­веннее демонстрирует специфическую цель обучения психолога-теоретика. Его задача — развивать науку дальше, владеть мето­дологией и методикой научных исследований, уверенно ориен­тироваться в современном состоянии отечественной и зарубеж­ной теоретической психологии, знать проблемы, исследования которых требуют интересы дальнейшего развития науки.

Какова конкретная цель обучения такого специалиста? Она, по существу, совпадает с общей целью изучения психологии как науки — научиться практически применять научные знания,- уметь психологически мыслить, но для решения не столько практических, сколько теоретических задач. Ему надо научить­ся применять психологическую теорию не для преобразования, а для объяснения психических явлений, ранее не объясненных.

По-другому выглядит конкретная цель подготовки психоло­га, специализирующегося на прикладной психологии — педа­гогической, возрастной, правовой (юридической), инженерной, медицинской (клинической) и т. д., которая находит примене­ние для объяснения явлений психики в узких, конкретных об­ластях исследования, а в своей практической части (в психо­технике) — применение для преобразования психики. Такая двойственная роль прикладной психологии заставляет нас по-особому ставить перед собой и цель преподавания, и цель изу­чения ее студентом.

Представляется оптимальной такая постановка цели: фор­мирование у обучаемых психологического склада мышления для анализа, оценки и объяснения психических явлений в из­бранной отрасли психологии, а также освоения ими психотех­нических приемов и способов применения научных положе­ний данной отрасли психологии к позитивному изменению психического в человеке. Так, студент-будущий психолог консультант, готовясь стать им, изучает клиническую психологию и др.дисциплины для овладения ме­тодами психотерапевтического, психокоррекционного, психо­профилактического воздействия на клиента, больного с целью его исце­ления; студент-юрист (будущий следователь, судья, прокурор и др.) применяет положения психологии для выявления при­чин и мотивов преступления или преступного поведения обви­няемого с целью правильного выбора исправительно-профилактических мер; будущий школьный психолог овладевает умением анализировать психологические причи­ны отставания ученика или, наоборот, успешной учебы по сво­ему предмету, изучая каждого индивидуально.

 

 

Отрасли научной психологии

 

Не следует путать понятия «направления» и «отрасли» психологической науки. В первом случае речь идет о разных по своим взглядам школах в психологии (бихевиоризм, психоанализ и др.). Каждая из школ имеет свои представления о предмете, методах изучения выбранной ею реальности и соответствующих практических приложениях полученных знаний. Отрасли же психологии решают конкретные психологические задачи, обусловленные запросами, поступающими из разных сфер реальности (это, например, педагогическая психология, психология труда и т.п.). Поэтому представители одного и того же направления могут работать (и работают) в разных отраслях психологии и, напротив, в одной и той же отрасли (например, в детской психологии) - могут работать представители разных школ с различными теоретико-методологическими ориентациями (например, бихевиористы, психоаналитики и др.).

О направлениях и школах психологии речь впереди в дисциплине «Научные школы и направления современной психологии», в данном же курсе будут рассмотрены основные задачи некоторых отраслей психологической науки.

 

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК

В XX столетии психология вступила в период создания научных основ разработки ее важнейших проблем. В настоящее время психология имеет свой особый предмет изучения, свои специфические задачи, свои специальные методы исследования; она располагает сетью психологических учреждений (институтов, лабораторий, учебных заведений, готовящих кадры психологов), журналами. Систематически собираются международные психоло­гические конгрессы, психологи объединяются в научные ассоциа­ции и общества. Значение психологии как одной из важнейших наук о человеке в настоящее время осознается повсеместно.

 

1. Предмет психологии. Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Так, геология отличается от геодезии тем, что имея предметом ис­следования Землю, первая из них изучает состав, строение и ис­торию Земли, а вторая - размеры ее и форму. Выяснение спе­цифических особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет значительно большую трудность. Понимание этих явлений во многом зависит от мировоззрения, которого придер­живаются люди, сталкивающиеся с необходимостью постигнуть психологическую науку.

Трудность состоит, прежде всего, в том, что явления, изучаемые психологией, издавна выделялись человеческим умом и отграни­чивались от других проявлений жизни как особые явления. В са­мом деле, совершенно очевидно, что мое восприятие пишущей машинки - это нечто совершенно особое и отличное от самой пишущей машинки, реального предмета, который стоит передо мной на столе; мое желание пойти на лыжах — это нечто иное по сравнению с реальным лыжным походом; мое воспоминание о встрече Нового года - это нечто отличающееся от того, что реаль­но происходило в канун Нового года, и т.п. Так постепенно сло­жились представления о различных разрядах явлений, которые стали именовать психическими (психическими функциями, свой­ствами, процессами, состояниями и т.д.). Их особый характер ви­дели в принадлежности к внутреннему миру человека, отличаю­щемуся от того, что человека окружает и относили к области душевной жизни, противопоставляемой реальным событиям и фактам. Эти явления группировались под названиями «восприя­тие», «память», «мышление», «воля», «чувства» и др., в совокупно­сти образуя то, что именуется психикой, психическим, внутрен­ним миром человека, его душевной жизнью и т.д.

И хотя непосредственно люди, наблюдавшие других людей в повседневном общении, имели дело с различными фактами поведения (действиями, поступками, трудовыми операциями и др.), однако потребности практического взаимодействия вынужда­ли их различать скрытые за внешним поведением психические процессы. За поступком всегда усматривались намерения, моти­вы, которыми руководствовался человек, за реакцией на то или иное событие — особенности характера. Поэтому задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое зна­ние людей друг о друге. Оно закреплялось, передаваясь от поко­ления к поколению, в языке, в памятниках народного творчества, в произведениях искусства. Его вбирали, например, пословицы и поговорки: «Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать» (о преимуществах зрительного восприятия и запоминания перед слуховым); «Привычка — вторая натура» (о роли упрочившихся привычек, которые могут конкурировать с врожденными формами поведения) и т.п.

Определенное представление о психике дает человеку и его личный жизненный опыт: что повторное прочтение какого-либо текста способствует лучшему сохранению его в памяти, человек усваивает из личного опыта, даже если бы ему и осталась неиз­вестной пословица: «Повторенье — мать ученья».

Житейские психологические сведения, почерпнутые из обще­ственного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания. Они могут быть довольно обширными, могут способ­ствовать до известной степени ориентировке в поведении окру­жающих людей, могут быть в определенных пределах правиль­ными и соответствующими действительности. Однако в целом эти знания лишены систематичности, глубины, доказательности и по этой причине не могут стать прочной основой для серьезной работы с людьми (педагогической, лечебной, организационной и т.п.), требующей научных, т.е. объективных и достоверных зна­ний о психике человека, позволяющих прогнозировать его поведе­ние в тех или иных ожидаемых обстоятельствах.

Что же составляет предмет научного изучения в психологии? Это прежде всего конкретные факты психической жизни, характе­ризуемые качественно и количественно. Так, исследуя процесс восприятия человеком окружающих его предметов, психология установила существенно важный факт: образ предмета сохраняет относительное постоянство и при изменяющихся условиях вос­приятия. Например, страница, на которой напечатаны эти строки, будет восприниматься как белая и на ярком солнечном свету, и в полутьме, и при электрическом освещении, хотя физическая характеристика лучей, отбрасываемых бумагой при столь различ­ной освещенности, будет весьма различной. В данном случае перед нами качественная характеристика психологического факта. Примером количественной характеристики психологического факта может послужить величина времени реакции данного человека на воздействующий раздражитель (если испытуемому предлагают в ответ на вспышку лампочки нажать на кнопку как можно скорее, то у одного скорость реакции может быть 200 мил­лисекунд, а у другого - 150, т.е. значительно более быстрая). Индивидуальные различия скорости реакции, наблюдаемые в экс­перименте, являются психологическими фактами, устанавливае­мыми в научном исследовании. Они позволяют количественно характеризовать некоторые особенности психики различных испытуемых.

Однако научная психология не может ограничиться описанием психологического факта, каким бы интересным он ни был. Науч­ное познание с необходимостью требует перехода от описания явлений к их объяснению. Последнее предполагает раскрытие законов, которым подчиняются эти явления. Поэтому предметом изучения в психологии вместе с психологическими фактами становятся психологические законы. Так, возникновение некото­рых психологических фактов наблюдается с необходимостью вся­кий раз, когда для этого имеются соответствующие условия, т.е. закономерно. Закономерный характер имеет, например, приве­денный выше факт относительного постоянства восприятия, при этом постоянством обладает не только восприятие цвета, но и восприятие величины и формы предмета. Специальные исследо­вания показали, что постоянство восприятия не дано человеку изначально, от рождения. Оно формируется постепенно, по стро­гим законам. Если бы не было постоянства восприятия, человек не смог бы ориентироваться во внешней среде — при малейшем изменении его положения относительно окружающих предметов происходило бы радикальное изменение картины видимого мира, предметы воспринимались бы искаженно.

Как же можно определить предмет психологии? Какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, осваивая свой предмет, как бы ни изме­нялись и обогащались знания о нем, какими бы терминами его бы ни обозначали (душа, сознание, психика, деятельность и т.д.), можно выделить признаки, которые характеризуют собственный предмет психологии, отличающий ее от других наук. Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действо­вать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

Биологически обусловленные ее компоненты имеются и у жи­вотных (чувственные образы среды, мотивация поведения, как инстинктивного, так и приобретенного в процессе приспособле­ния к ней). Однако психическая организация человека качествен­но отлична от этих биологических форм. Социокультурный образ жизни порождает у человека сознание. В межличностных контак­тах, опосредованных языком и совместной деятельностью, инди­вид, «всматриваясь» в других людей, приобретает способность познавать самого себя как субъекта психической жизни, заранее ставить цели, предваряющие его поступки, судить о внутреннем плане своего поведения. Не все компоненты этого плана перево­димы на язык сознания. Но и они, образуя сферу бессознатель­ного, служат предметом психологии, которая выявляет характер соответствия действительных побуждений, влечений, ориентации личности сложившимся у нее представлениям о них. Как осозна­ваемые, так и неосознаваемые психические акты реализуются посредством нейро-гуморальных механизмов, но протекают не по физиологическим, а по собственно психологическим законам. Исторический опыт говорит, что знание о предметной области психологии складывалось и расширялось благодаря связи этой, науки с другими науками - естественными, социальными, тех­ническими.

 

2. Психология и естествознание. Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал крепнущий союз ее с есте­ствознанием, начало которому было положено еще во второй половине XIX в. Сюда относится внедрение в психологию экспериментального метода (Г. Фехнер), особенно после выхода в свет книги И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», в которой было показано, что психические явления такие же естественные явления, как все другие функции человеческого организма, что они не могут быть беспричинными, а суть резуль­тат рефлекторной деятельности нервной системы. Рефлекторная теория И.М. Сеченова, получившая дальнейшее развитие в учении И.П. Павлова об условных рефлексах, а также в работах АЛ. Ух­томского, Н.А. Бернштейна, И.С. Бериташвили и др., составила ес­тественнонаучную основу психологических знаний. В настоящее время это естественнонаучное обоснование науки усиливается за счет углубленного изучения нейрофизиологических механизмов мозговой деятельности. Таким образом, успехи в исследовании сложной системы физиологических механизмов психической деятельности явились конкретным результатом связи психологии с передовым естествознанием.

Огромное влияние на разработку основных проблем современ­ной психологии оказали эволюционные идеи великого естество­испытателя Ч. Дарвина, изложенные в книге «Происхождение ви­дов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуе-мых пород в борьбе за жизнь» (1859). Они позволили выяснить роль психики в процессе приспособления живых существ к изме­няющимся условиям среды, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших, более примитивных. Дарви­ну удалось приложить идею эволюции всего живого к объяснению происхождения инстинктов животных, показав, что те же самые основные факторы, от которых зависит в процессе биологиче­ского развития изменение строения тела и отдельных его органов (а именно действие естественного отбора), являются движущими силами психического развития в филогенезе.

В России идеи Дарвина об эволюции психики животных получили развитие в трудах многих ученых, и прежде всего А.Н. Северцова и В.А. Вагнера. Это дало возможность рассмотреть различные формы психической деятельности животных со сторо­ны их происхождения. Как показал А.Н. Северцов, эволюция приспособлений посредством изменения поведения животных без изменения их организации пошла в расходящихся направлениях по двум главным путям и в двух типах животного царства достиг­ла своего высшего развития. В типе членистоногих прогрессивно эволюционировали наследственные изменения поведения (ин­стинкты), и у высших представителей их - у насекомых образова­лись необыкновенно сложные и совершенные, приспособленные ко всем деталям образа жизни шгстинктивные действия. Но этот сложный и совершенный аппарат инстинктивной деятельности является вместе с тем крайне косным: к быстрым изменения сре­ды животное приспособиться не может. В типе хордовых эволю­ция пошла по другому пути: инстинктивная деятельность не достигла очень большой высоты, но зато приспособление посред­ством индивидуального изменения поведения стало развиваться прогрессивно и в высокой степени усилило пластичность орга­низма. Над наследственной приспособляемостью появилась над­стройка индивидуальной изменчивости поведения.

Эволюционное учение дает, таким образом, возможность объяснить происхождение как инстинктивных форм поведения, программируемых наследственно, так и приобретаемых при­жизненно в результате образования сложных систем условных рефлексов.

Подход к психике животных и человека с позиций эволю­ционного учения позволяет понять, что психика не является прос­тым бездействующим придатком (эпифеноменом) физиологиче­ских процессов, как это утверждают некоторые физиологи и пси­хологи. Существование сложного мира психических явлений в ка­честве эпифеномена физиологических процессов, никакой роли не играющего в жизни и деятельности человека, явно противо­речило бы принципам и законам эволюции (естественный отбор, как известно, устраняет все ненужное живому существу, бездей­ствующее, бесполезное).

Для выяснения той роли, которую играет психика в поведении человека, много дали исследования психологов-клиницистов (В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, А.Р. Лурия и др.), разработавших основы медицинской психологии. Возникнув на стыке психоло­гии и медицины, медицинская психология использует достижения психологической науки в диагностике и лечении болезней, в раз­работке вопросов, связанных с восстановлением здоровья и про­филактикой заболеваний. То обстоятельство, что развитие болез­ни, с одной стороны, зависит от психических факторов (апатия, тревожность, мнительность и т.д.), а с другой — само заболевание ведет к возникновению особых психических состояний, которые могут, например, снижать эффективность терапевтического воз­действия, делает необходимым объединение усилий врача и пси­холога. Вместе с тем клинико-психологические исследования нарушений психики при поражении некоторых областей коры мозга, например височных долей, дают новые данные для пони­мания закономерностей восприятия и памяти. Психолог-клини­цист, выяснив характер психологических расстройств устной или письменной речи больного, уточняет локализацию очага пораже­ния в определенном отделе больших полушарий головного мозга человека, помогая тем самым нейрохирургу.

Таким образом, современная психология в своем развитии как самостоятельная наука обретает прочную естественно-научную ос­нову. Серьезное изучение психологии предполагает познание зако­нов естествознания (общей биологии, физиологии, неврологии, эволюционного учения и т.д.)- Ряд отраслей психологии, и прежде всего сравнительная психология, зоопсихология, этология, меди­цинская психология, патопсихология и некоторые другие, явля­ются вместе с тем разделами естествознания и медицины.

3. Психология и научно-технический прогресс. XX столетие характеризуется исключительным по своему масштабу развитием производства, новых видов техники, средств связи, широким использованием электроники, автоматики, освоением но­вых видов транспорта, работающих на сверхзву­ковых скоростях, и т.д. Все это предъявляет огромные требования к психике человека, имеющего дело с современной техникой.

В современной промышленности, на транспорте, в военном деле все большее значение приобретает учет так называемого психологического фактора, т.е. возможностей, заключенных в психических познавательных процессах - восприятии, памяти, мышлении, в свойствах личности - особенностях характера, темперамента, скорости реакции и т.п. Так, в условиях нервно-психической напряженности, вызванной необходимостью прини­мать ответственные решения в минимально короткие сроки (си­туации, во многом типичные для современной сверхзвуковой авиации, для работы диспетчеров-операторов крупных энерго­систем и т.п.), оказывается чрезвычайно существенным наличие некоторых качеств личности, позволяющих осуществлять деятель­ность без особых ошибок и срывов. Отсутствие же этих качеств ведет к авариям.

Изучение психологических возможностей человека в связи с тре­бованиями, предъявляемыми ему сложными видами трудовой дея­тельности, характеризует важную роль современной психологии. Инженерная психология, занимающаяся решением проблемы «че­ловек-машина» (вопросы взаимодействия человека и техники), как и психология труда вообще, теснейшим образом соприкаса­ется с многими разделами техники.

На дальнейшее развитие психологии существенное влияние оказывает компьютерная революция. Ряд функций, считавшихся уникальным достоянием человеческого сознания — функции накопления и переработки информации, управления и контро­ля — стали выполнять электронные устройства. Использование теоретико-информационных понятий и моделей способствовало внедрению в психологию новых логико-математических методов. Вместе с тем отдельные исследователи, упоенные успехами кибер­нетики, стали трактовать человека по типу автомата с програм­мным управлением. В то же время автоматизация и кибернетиза­ция резко повысили заинтересованность в изучении и эффектив­ном использовании функций, которые не могут быть переданы электронным устройством, прежде всего - творческих способно­стей. Для будущего человечества, для личности и ее психического строя значение компьютерной революции огромно. Но как бы ни изменилась личность человека, какие бы чудеса ни создала электронно-информационная технология, ей по-прежнему будут присущи психические свойства со всеми признаками, присущими предмету психологии.

4. Психология и педагогика. Научно-технический прогресс, являясь фактором развития психологической науки и способствуя освобождению ее от умозрительных представле­ний, в настоящее время со всей определенностью выявил тесней­шие взаимосвязи психологии с педагогикой. Эта связь, разумеет­ся, существовала всегда, что и осознавалось передовыми психоло­гами и педагогами. Вьщающийся русский педагог К.Д. Ушинский (1824—1870) подчеркивал, что по своему значению для педагогики психология занимает первое место среди всех наук. Чтобы всесто­ронне воспитать человека, отмечал К.Д. Ушинский, его надо все­сторонне изучить.

Развитие взаимосвязей психологии и педагогики, начиная с 30-х годов, приобретает драматический характер, обусловленный грубым вмешательством партийного руководства в научную жизнь. Была объявлена лженаукой одна из педагогических науч­ных дисциплин ~ педология. Ее разгром существенно затормозил развитие как психологии, так и педагогики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.68 (0.055 с.)