Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стадії процесу застосування права Правозастосовні акти.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Применения юридических норм - это единый процесс разрешения конкретного дела, который условно делится на несколько этапов: 1) установление и анализ фактических обстоятельств дела; 2) выбор и анализ нормы права; 3) принятие решения по делу.
1. Установление фактических обстоятельств дела - устанавливаются основные факты (факты, подлежащие доказыванию) и факты, подтверждающие главные, но обязательно те и в том объеме, как того требует нормальное решение юридического дела. В ряде случаев круг обстоятельств, подлежащих установлению, обозначенное в законе. Часто сбор доказательств и предварительное установление фактов является делом одних лиц, а принятие решения по делу - других. Однако всегда ответственное лицо правоприменительного органа (прокурор, судья, директор предприятия, начальник УВД и др.) обязана убедиться в достоверности фактов, их обоснованности и полноте. Фактические обстоятельства дела устанавливаются с помощью юридических доказательств (письменных и вещественных; прямых и косвенных; первоначальных и производных; достоверных и недостоверных; допустимых и недопустимых; таких, что имеют и не имеют юридической силы; доброкачественных и недоброкачественных; таких, которые разоблачают и оправдывают). Доказательствами являются сведения о фактах, информация о них, а также сами факты (пожар, кража) и источники сведений о них - документы, акты, показания свидетелей. Источники сведений о фактах обязательно удостоверяются (например, протокол о предметы, обнаруженные во время обыска, должен быть подписан понятыми). Из документов, которые фиксируют показания о фактических обстоятельствах дела, и документов, составляемых правоприменительными органами, оформляется юридическое дело как совокупность документов, определенным образом оформленных и размещенных. Фактические обстоятельства дела устанавливаются через доказывания - логически последовательную творческую деятельность органа дознания, следователя, прокурора, суда относительно собрания, исследования и оценки определенных документов об обстоятельствах, которые необходимо установить для правильного разрешения юридического дела. Доказывания дает возможность воспроизвести тот или иной фрагмент действительности, реконструировать обстоятельства с целью установления истины для применения норм права. В процессе доказывания используются презумпции и преюдиции, которые согласно законодательству не имеют потребностей в доказывании. Законодательство фиксирует, какие обстоятельства требуют доказывания, а какие - нет (общеизвестные, презумпции, преюдиции), какие факты доводятся определенными способами (например, экспертизой). Окончательное оценивая доказательства всегда является делом правозастосувача. При оценке представленных доказательств судья должен достичь такой степени "внутреннего убеждения", который бы был необходимым и достаточным для принятия решения. 2. Установление юридической основы дела (иначе: юридическая квалификация фактических обстоятельств) - правовая оценка всей совокупности обстоятельств дела путем соотнесения определенного случая с определенными юридическими нормами. Юридическая квалификация фактических обстоятельств предусматривает: а) нахождение отрасли, подотрасли, института права и нахождения нормы (закреплена в нормативно-правовом предписании), которая может быть применена до этого случая; б) проверка соответствия текста нормы официальном ее изложения (не следует искать норму в неофициальных текстах и нельзя ссылаться на них); в) анализ нормы с точки зрения ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц, т.е. установление границ ее действия; г) определение юридической силы источников (форм) права, применяемые; разрешение коллизий норм при выявлении противоречий или различий их содержания в действующих актах; г) анализ нормы относительно необходимости толкования ее содержания. Толкование (выяснение) является непременным элементом правоприменительной деятельности: а) необходимо проверить, есть ли официальное толкование нормы права, которая зафиксирована в нормативно-правовом предписании, и при наличии - обязательно учесть его; б) недостаточно проверить, было ли официальное толкование; правозастосувач должен сам толковать норму права, выяснять ее содержание, оценивать соответствие фактических обстоятельств ее содержания, ибо без толкования ее нельзя применять, поскольку норма права имеет общий характер и в каждом конкретном случае важно установить, охватывается ли этот случай ее действием. К тому же, не каждая норма права изложена в нормативно-правовых предписаниях четко. Следовательно, применение норм права происходит с помощью "бросания точки зрения" то на норму, то на ситуацию; также с помощью внеочередного перехода от аргументации, которая используется в ситуации, к аргументации, которая касается нормы. Такой переход всегда является попыткой интерпретации нормы, попыткой скорректировать в соответствии с обстоятельствами ее содержание, чтобы обеспечить справедливое решение. 3. Принятие решения и его документальное оформление в правоприменимом акте - состоит из таких заключительных частей правоприменительного процесса: а) подготовка проекта правоприменительного акта в соответствии с требованиями правоприменительной техники; б) формирование и фиксация в этом проекте державновладного индивидуального предписания (решения), что является деятельностью, в процессе которой конкретные факты (малое ссылки) подводятся под действие соответствующей нормы права (большое ссылки); в) проверка соответствия подготовленного проекта действующим источникам права; г) принятия и подписания правоприменительного акта; г) доведение содержания принятого индивидуального решения, зафиксированного в правоприменимом акте, до адресата. Индивидуальное решение, оформленное в правоприменимом акте, всегда играет роль юридического факта, порождающего, изменяет или прекращает конкретные правоотношения (например, женитьба, развод супругов, усыновление ребенка). Обычно решение, принятое в результате осуществления сложного процесса применения права и порождает меняет ли конкретные правоотношения, нуждается в еще одной стадии, без которой не состоится социального результата. 4. Выполнение принятого решения уполномоченными органами - государственными органами, государственными и иными организациями, гражданами. Это стадия фактической деятельности, "работы" правовиконавчих органов (например, принудительное исполнение судебных решений государственными исполнителями как представителями власти). К сожалению, нередко принятые судами или исполнительными органами решения остаются на бумаге, что является ущемлением прав и законных интересов граждан. Выполнение или невыполнение правоприменительных решений в большинстве случаев зависит от качества самого решения, его соответствия закону и целесообразности, возможности достичь реальной цели. Правозастосувач должен нести персональную ответственность за использование тех правовых возможностей (средств), которые необходимы для того, чтобы право-исполнительные органы проявили активность в их осуществлении. Акты применения норм права (правоприменительные акты) - индивидуальные правовые акты-волеизъявления (решения) уполномоченного компетентного государственного органа или должностного лица, которые на основе юридических норм устанавливают (изменяют, прекращают) права и обязанности участников конкретных правоотношений или меру ответственности конкретных лиц за совершенные ими правонарушения. Виды актов применения норм права: 1. По форме внешнего выражения. - письменные (таких большинство) - акты-документы, могут быть, как минимум, двух видов: а) отдельные документы (приговор суда); б) резолюции на материалах дела (утверждения прокурором обвинительного решения); - устные - антислова (вызов понятых); - конклюдентные - акты-действия или физически-деятельностные акты (применения сотрудником милиции табельного оружия); - знаковые - актисимволи (дорожные знаки, знаки светофора на переходе улицы, звуковые и световые сигналы на водном и железнодорожном транспорте). Все они несут в себе конкретные властные предписания, обязательные для исполнения.
2. По юридическим последствиям: 1) правоконстатирующие (свидетельство о браке, свидетельство о смерти); 2) правовосстанавливающие (восстановления); 3) правоизменяющие (замена ареста подследственного на подписку о невыезде); 4) правоостанавливающие (протест прокурора по поводу незаконного выселения гражданина Н.).
3. По способу принятия: коллегиальные и единоличные. 4. По сфере действия: во времени, в пространстве, по кругу лиц. 5. По субъектам принятия: акты парламента; акты главы государства; акты исполнительных органов власти; акты органов местного самоуправления; акты контрольно-надзорных органов; решения общих судов; акты хозяйственных судов; акты нотариата; акты руководителей предприятий, воинских частей и др. 6. По юридической форме: приговоры, приказы, постановления, протесты, представления, предупреждение, распоряжения, решения и т.п. Особое место среди этих актов занимают приговоры и другие решения судебных органов, принятые ими при рассмотрении уголовных, гражданских или административных дел. 7. По функциям в правовом регулировании (или функциями права): 8. 1) регулятивные - официально подтверждают или определяют права и обязанности сторон, изложенные в диспозиции регулятивных норм (свидетельство о регистрации брака); 2) охранные - официально предупреждают конфликты и споры, применяют попереджальні меры принуждения (отстранения водителя от управления транспортным средством при наличии оснований полагать, что он находится в состоянии опьянения); 3) защитные - устанавливают меру юридической ответственности в соответствии с санкции защитных норм, восстанавливают нарушенное право (квитанция об уплате штрафа, решение об уплате алиментов). 9. По отраслевой принадлежности: конституционно-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и др. (кроме процессуальных). 10. По значению в юридическом процессе: основные, содержащих окончательное решение по делу (приговор, решение суда); вспомогательные, обеспечивающие принятие основных актов (постановление о возбуждении уголовного дела). 11. По характеру индивидуальных предписаний: уполномочивающие (груз), обязывающие, запрещающие.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.227 (0.009 с.) |