Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство в рыночной экономике↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ГОСУДАРСТВО в рыночной экономике Оглавление 1. Необходимость государственного регулирования экономики. 1 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. ФИАСКО ГОСУДАРСТВА.. 10 3. РЕСУРСЫ, ОБЪЕКТЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ, КОНЦЕПЦИИ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.. 14 4. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.. 20 5. Налоги, их функции, принципы, виды.. 25 6. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И СПОСОБЫ ЕГО ПОКРЫТИЯ.. 35 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. 46
Налоги, их функции, принципы, виды
Термин «налог» весьма широко и неоднозначно трактуется в различных странах. Так, в нашей стране налоги традиционно рассматриваются как обязательные платежи пассивно-послушных юридических и физических лиц государству, осуществляемые на основе законодательства и используемые государством для реализации его функций. При таком рассмотрении коренной признак налогов - их принудительный характер. А вот типичная американская трактовка налога как инструмента государственной экономической и социальной политики подчеркивает его активную роль в обеспечении развития национальной экономики. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ. Современная налоговая система включает несколько видов налогов в зависимости от объекта обложения: 1. Подоходный налог, разновидностями которого выступают: а) подоходный налог с населения (индивидуальный подоходный налог). При этом подоходные налоги взимаются со всех других форм дохода - заработной платы, пенсии, дохода от предпринимательской деятельности, процента, ренты, дивиденда и т.п. Такая множественность форм изъятий подоходного налога обеспечивает большую стабильность и гарантированность поступлений средств в бюджет (она может быть, в частности, подорвана невыдачей зарплаты), делая в то же время налоговое бремя менее тяжелым. При этом существуют 2 формы обложения подоходным налогом: шедулярная - при которой каждая часть (шедула) дохода облагается раздельно в зависимости от источника дохода (применяется, например, в Италии, Великобритании) и глобальная - по совокупному доходу (гораздо более распространенная в мире). Система индивидуального подоходного налогообложения предусматривает три элемента: необлагаемый минимум доходов, размер которого обычно соответствует прожиточному минимуму (хотя в России сегодня необлагаемый налогом минимум равен минимальной заработной плате, размер которой значительно меньше прожиточного минимума, что является грубейшим нарушением прав человека); минимальные и максимальные налоговые ставки (предельные, маргинальные налоговые ставки) и налоговая шкала, предусматривающая количество групп налоговых ставок и разный режим их градации - прогрессивный, пропорциональный и регрессивный. Типичной в современных условиях является прогрессивная шкала подоходного налога с физических лиц. Так, в США в результате налоговых реформ 1986-88 и 1994-97 гг. сохранились 5 ставок этого налога (15, 28, 31, 36, 39,6%), в Великобритании существуют всего 3 ставки (20,24, 40%), а в Германии с 1999 г. налог варьируется от 15 до 39%. В отличие от большинства других стран в России с 2001 г. введена единая ставка налога - 13%. В большинство налоговых кодексов, действующих в современном мире, заложен принцип индексации подоходного налога в соответствии сростом цен - с целью защиты населения от инфляции. б) налог на прибыль корпораций (корпорационный налог). Он устанавливается так, чтобы максимально содействовать инвестициям, заинтересовывать фирмы в расширении бизнеса. Поэтому обычно этот налог является гораздо менее прогрессивным, чем личный подоходный налог (а иногда и вовсе пропорциональным). Ставка налога на прибыль в Канаде - 25%, США - 34%, Аргентине - 33%, Бразилии - 35%, Великобритании - 33% (для малых фирм - 24%), Греции - 40% (для торговых фирм 46%), Нидерландах - 42%, Франции - 36.6%, Германии - 45% ЮАР - 50% (в добыче алмазов - 56%), Японии -32%. При этом в ряде стран (например, в США) ставка налога на прибыль снижается при превращении предприятия из среднего в крупное (то есть налоговые льготы достаются здесь не только малому бизнесу). Дело здесь в том, что государство заинтересовано в том, чтобы в стране было как можно больше богатых людей, которым нет необходимости помогать. Но такое снижение налоговых ставок в конце малопрогрессивной шкалы (т. е. использование регрессивного налога) не приносит бюджету абсолютного ущерба, так как в результате реализации стимулирующей функции налогов расширяется налогооблагаемая база. Налог на доходы корпораций весьма противоречив. Прибыль здесь может облагаться налогом дважды. В первый раз - когда корпорация получает прибыли. И во второй - когда выплаченные владельцам акций дивиденды вновь облагаются налогом. Поэтому для недопущения двойного налогообложения используется понятие облагаемой прибыли, которая равна валовой прибыли за минусом разрешенных вычетов и налоговых льгот. II. Налог на потребление, выплачиваемый при покупке определенного товара или услуги. Как уже отмечалось, он является регрессивным, поскольку богатые люди большую долю своего дохода сберегают и тем самым исключают ее из налогообложения данного типа. Считается, что налоги на потребление более удобны для налогоплательщиков, чем подоходные налоги: они предпочитают обложение не доходов, а своих расходов. Среди налогов на потребление выделяют: а) общий потребительский налог, который взимается один раз на стадии продажи товаров (налог на продажу или налог с оборота). Данный налог фиксируется в твердых размерах в ценах товаров и поступает в бюджет по мере реализации этих товаров. Диапазон использования налога с оборота весьма широк (в нашей стране в начале 90-х г.г. он включался в цены и детских товаров). Оптовая цена автомобиля “Волга” в 1988 г. составляла 3416 руб., а розничная была свыше 16 тыс. руб. В налоговой системе, построенной на базе налога с оборота, у потребителя мало возможностей противостоять росту косвенных налоговых изъятий. б) налог на добавленную стоимость - разновидность общего потребительского налога, особенностью которого является его взимание на каждой стадии производства и обращения товаров. При этом он всякий раз берется с разницы между ценой продажи и затратами на покупку материальных факторов производства. Таким образом, производитель автомобилей, который покупает сталь и покрышки у других фирм, платит налог на добавленную стоимость, которым облагается стоимость проданных автомобилей за вычетом стоимости закупленных и использованных в производстве стали и покрышек. Фирма, торгующая автомобилями в розницу, платит в свою очередь налог со стоимости своих продаж, уменьшенной на сумму, выплаченную производителю этих автомобилей. в) акцизный налог, которым облагаются некие избранные - и обычно не имеющие заменителей - товары. В США их список заметно шире, чем в Западной Европе: наряду с традиционно выделяемыми европейскими правительствами алкогольными, табачными изделиями и бензином акцизный налог заставляют платить американцев и при покупке телефонных услуг, услуг авиакомпаний, ювелирных изделий, косметики и т.п. Но поскольку диапазон акцизных товаров все же невелик, постольку у потребителя существует определенная возможность “ухода” от уплаты этих налогов. Например, можно бросить курить и отказаться от поездки на экзотические острова. Повышение цен на акцизные товары осуществляется в исключительных случаях и при согласии органов законодательной власти. г) таможенные пошлины - налоги на импортируемые, экспортируемые и транзитные товары, то есть на товары, пересекающие границы страны. Они подразделяются на фискальные, нацеленные исключительно на увеличение доходов бюджета; протекционистские, призванные защищать внутренний рынок страны (например, рынок отечественных автомобилей); антидемпинговые, направленные против искусственно заниженных, бросовых цен на иностранную продукцию (импортное продовольствие); преференциальные (льготные), применяемые к товарам, форсированный ввоз которых - например, в связи с использованием при их создании новых технологий - соответствует интересам страны. III. Социальные взносы. Сюда относятся взносы на социальное обеспечение, которые вносится работодателями и лицами наемного труда в фонды социального страхования и используется для выплаты пенсий, медицинского страхования и т.п., а также налоги на фонд заработной платы и рабочую силу (выплачиваются только работодателями). Из-за того, что платежи в систему социального страхования обычно не являются добровольными, их принято относить скорее к налогам, чем к страховым взносам. Обязательность системы социального страхования аргументируется тем обстоятельством, что большинство людей недостаточно предусмотрительны для того, чтобы обеспечить свои собственные нужды в старости или в случае нетрудоспособности. По мере расширения набора программ социального обеспечения, реализуемых в стране, повышается доля социальных платежей в доходной части консолидированного бюджета. IV. Поимущественные налоги – отчисления предприятий и населения, владеющих имуществом, которые дополняются налогами на передачу имущества, т.е. налогами на наследство и дары. Поимущественные налоги выплачиваются исходя из внешних признаков, без учета доходов - за сам факт обладания собственностью, при получении наследства, при получении денег от продажи собственности. Объектом обложения здесь является площадь земельного участка, количество квартир в доме, число станков на предприятии и т.п. Поимущественные налоги часто называют реальными - в отличие от подоходных налогов: ведь доходов может и не быть, и тогда поступление средств в бюджет нельзя гарантировать. Такое положение исключается при использовании поимущественного обложения, когда государство объективно заинтересовывается в богатстве своих граждан. Использование поимущественных налогов позволяет решить проблему четкого разделения федерального (формируемого преимущественно за счет подоходного налога) и местных бюджетов (в основе доходной части которых - налоги на собственность). Не случайно многие экономисты считают оправданным в переходный период повышение налога на имущество юридических лиц. Это приведет к банкротству владельцев излишнего и неэффективно используемого оборудования, что будет означать отмирание нежизнеспособных производств. Будут созданы условия для развития рынка недвижимости: на него будет выброшен значительные средства производства, ныне замороженные в целях спекулятивной игры на инфляции. Ощутимый налоговый пресс на владельцев предприятий сделает их более осмотрительными при покупке новых инвестиционных товаров, что сдерживает рост цен на них. Однако нельзя не заметить, что при повышении налогов на имущество юридических лиц местным органам власти не стоит слишком увлекаться, иначе в условиях низкой конъюнктуры нерентабельными могут стать почти все предприятия. Кроме того, налоги классифицируются в зависимости от способа их изъятия государством на прямые и косвенные. Прямыми налогами, размер которых точно известен, облагается непосредственно имущество налогоплательщиков, а также их доходы. Косвенные налоги устанавливаются в виде не известных большинству налогоплательщиков надбавок к цене товаров или тарифу на услуги. К категории косвенных налогов относятся, например, налог на добавленную стоимость, акцизы, регистрационные, лицензионные и иные сборы, налог на рекламу и т.п. Еще одним критерием разграничения налогов на прямые и косвенные выступает возможность переложения налогового бремени на потребителей: у косвенных налоговых изъятий такая возможность несравненно больше (особенно у акцизов). Косвенные налоги разнообразнее прямых, поскольку спектр несхожих между собой объектов обложения очень широк - он гораздо шире разновидностей доходов. Однако косвенные налоги являются более несправедливыми, поскольку они ущемляют интересы лиц с небольшими доходами, которые практически полностью направляются ими на потребление, а значит, включаются в сферу косвенного налогообложения. Не случайно поэтому соотношение прямых налогов (без учета социальных платежей) к косвенным в развитых странах составляет примерно 3:2. Изменения в соотношении различных видов прямых и косвенных налогов подчинены определенным закономерностям. Так, в условиях натурального хозяйства основу налоговых поступлений государству составляли не столько натуральные прямые налоги, сколько налоги косвенные, например, таможенные пошлины. В дальнейшем с развитием рыночных отношений усиливается роль акцизных налогов и налога с продаж. ХХ век характеризуется резким возрастанием роли прямых, особенно подоходных налогов - бесспорного лидера среди налоговых поступлений в бюджет. Возникновение в начале века корпоративных форм организации производства породило такую разновидность подоходного налога, как налог на прибыль корпораций, до 70-х гг. занимавший во многих странах второе место в доходной части бюджета. Но в дальнейшем в связи с ростом социальных платежей корпорационный налог оказался свергнутым с “пьедестала почета”. Господство индивидуального подоходного налога в структуре доходов государства обусловлено не только ростом доходов населения, но и преобладанием в общественном сознании тенденции к более равномерному распределению налогового бремени в соответствии с принципом платежеспособности. В целом ряде стран важнейшим источником доходов государственного бюджета выступает прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий. Это относится к Новой Зеландии, Дании, Австралии, Финляндии, Канаде, Японии, Швеции, США и др. Целевые платежи по социальному страхованию особенно весомы во Франции, Нидерландах, Германии, Италии, Бельгии, тогда как в некоторых других странах социальные нужды в большей степени удовлетворяются за счет бюджетных ассигнований, финансируемых на основе прямых и косвенных налогов, непосредственно не имеющих целевого характера. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. Одной из важнейших общемировых тенденций развития финансовой системы является опережающий рост государственного долга многих стран по сравнению с динамикой их валового внутреннего продукта. Так, с 1973 по 1993 г. в странах ОЭСР он вырос с 35% ВВП до 64%, в том числе в США с 23% до 32%, во Франции с 9.3 до 35.6%, а в Бельгии с 51 до 129%. Государственный долг - сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это же время профицитов бюджета. Все указанные выше причины, вызывающие к жизни бюджетный дефицит, рано или поздно обусловливают рост задолженности государства. Продемонстрируем это на примере влияния на госдолг закономерностей экономико-политического цикла. Одной из серьезных причин неуклонного роста государственного долга является широкая практика манипулирования им политиками с целью победы на выборах. Для политиков гораздо легче не в ущерб своей популярности увеличивать государственный долг, чем урезать общественные расходы и повышать налоги. Дело в том, что многие избиратели не понимают, что государственный долг сегодня - это налог завтра. Кроме того, люди пожилого возраста полагают, что последствия роста государственного долга в будущем их не коснутся. Нередко на скорость нарастания госдолга оказывает продолжительность пребывания у власти тех или иных политиков. Чем продолжительнее этот период, тем меньше ориентация властей на использование программ увеличения государственного долга для экономической стабилизации. Исследования по материалам стран ОЭСР за период с 1975 по 1985 г. показали, что в странах с устойчивым правительством ежегодный темп роста государственного долга был значительно меньше, чем в странах, где члены правительства ощущали себя “временщиками”. Так, например, в Японии, где «продолжительность жизни» правительства составляет 11 лет, среднегодовой темп роста государственного долга был в этот период равен 2.9%, в Германии соответственно - 5.5 лет и 2.1%, в Австрии - 5.5 лет и 2.3%, а в Бельгии - 1.0 год и 6.2%, в Ирландии - 2.2 года и 5.8%. Было также установлено, что чем больше партий представлено в правительстве и парламенте, тем больше опасность того, что в сложной экономической ситуации коалиционное правительство и многопартийный парламент будут прибегать к займам, а не к сокращению расходов. Ни одна партия не рискнет потерять свой электорат и уступить другим партиям свои позиции за счет урезания затрат на социальные нужды и опережающей выплаты внешних долгов. Неустанная забота о поддержании политического рейтинга порождает стремление правительства максимально отложить во времени выплату задолженности, превратить ее в долгосрочные обязательства государства. Однако срок платежа все равно рано или поздно наступает. Не выручает власти и использование международного кредита, если внешние займы (приводящие к увеличению уже внешнего долга государства) используются ими непроизводительно. Государственный долг подразделяется на внутренний - долг перед резидентами (в объеме, например, приобретенных населением страны за предшествующий период государственных облигаций) - и внешний - перед нерезидентами. Сокращение государственного долга возможно в условиях, когда в стране имеется первичный бюджетный профицит, и открывается возможность направления «излишних» доходов на погашение внутренних и внешних обязательств государства. Но если бюджет продолжает оставаться дефицитным, то у правительства остается, по сути, единственный шанс сократить реальную ценность внутреннего (но не внешнего) долга за счет его, так называемой, инфляционной эрозии. Такое обесценение долга происходит в случае, если темпы инфляции превышают тот процент, который государство выплачивает обладателям выпущенных им облигаций. Ставка процента по долгу в этом случае становится отрицательной, да к тому же сама неиндексируемая задолженность теряет значительную (пропорциональную темпам инфляции) часть своей реальной ценности. Именно так разворачивались события в финансовой сфере, скажем, в Европе в 20-е гг., в США в конце 40-х гг. За период с 1981 по 1989 г. государственный долг Великобритании подешевел на 45%, а долг США – на 41 %. Еще большая эрозия госдолга случилась в России после августа 1998 г., когда внутренний долг реально обесценился в соответствии с повышением стоимости товаров и услуг, выраженной в национальной валюте. Степень обесценения внутреннего долга оказывается тем выше, чем большая часть государственных облигаций носит долгосрочный характер, – отражая относительно высокую степень доверия населения страны к его правительству в предшествующий период. Падение же этого доверия, а также ускорение инфляции закономерно повышают удельный вес краткосрочных займов, а также вынуждают государство либо фиксировать величину накопленного внутреннего долга в стабильной и конвертируемой иностранной валюте, либо выпускать облигации со стабильным реальным доходом – в Великобритании это 3 % годовых – с непременной их индексацией в соответствии с ростом цен. И это нейтрализует естественное стремление правительства разрешать свои финансовые проблемы за счет домохозяйств и фирм. И еще меньше возможностей перекладывания долговой нагрузки на кого бы то ни было в случае накопления страной долга внешнего, который внутренняя инфляция вовсе не сокращает: выраженный в национальной валюте внешний долг в таком случае быстро растет. Именно это случилось с внешним долгом России в 1998 г. в связи с девальвацией рубля. Обычно в государственном долге видятся 2 опасности: ГОСУДАРСТВО в рыночной экономике Оглавление 1. Необходимость государственного регулирования экономики. 1 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. ФИАСКО ГОСУДАРСТВА.. 10 3. РЕСУРСЫ, ОБЪЕКТЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ, КОНЦЕПЦИИ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.. 14 4. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.. 20 5. Налоги, их функции, принципы, виды.. 25 6. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И СПОСОБЫ ЕГО ПОКРЫТИЯ.. 35 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. 46
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.141 (0.014 с.) |