Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития экологических связей человечества

Поиск

338. Выберите правильные утверждения.

а) Человек разумный – один из трех миллионов известных науке биологических видов.

б) Человек разумный не является составной частью экосис­темы Земли.

в) Биологическая сущность человека проявляется в стрем­лении сохранить свою жизнь и продолжить ее через размножение.

г) На современном этапе на человека и человеческую по­пуляцию не распространяются экологические законы, на­пример закон оптимума, закон ограничивающего фактора, конкурентного исключения и другие.

д) Экологические отличия человечества от популяций дру­гих видов заключаются в масштабах экологических связей и особенностях их реализации.

339. Выберите название вида, соответствующее человеку разумному:

а) Homo errectus; б) Homo sapiens; в) Homo habilis.

340. Выберите правильное утверждение. Человеку для под­держания жизнедеятельности требуется в сутки примерно:

а) 2500 кал; б) 2500 ккал; в) 250 ккал; г) 1000 кал.

341. Ответьте, за счет каких видов энергии повышается энер­гоемкость производства продуктов питания от первобытного общества к рабовладельческому и от доиндустриального к ин­дустриальному.

342. Экологи убеждены, что использование более продук­тивных сортов сельскохозяйственных растений и пород животных решает не только экономические, но и природоохран­ные проблемы. Объясните почему.

343. Начертите два графика. Первый оценивает рост числа людей, способных прокормиться на территории 500 га во вре­мена разных общественных формаций (в первобытном общест­ве – 1 человек, в рабовладельческом – 100, в феодальном – 200, в индустриальном – 3000). Второй показывает зависи­мость вложенной энергии в получение продовольствия на тер­ритории 500 га от типа общества (энергия измеряется в услов­ных единицах (у.е.) мускульной энергии человека). В перво­бытном обществе – 1 у.е.» в рабовладельческом – 20 у.е., в феодальном – 40 у.е., в индустриальном – 30 000 у.е.

Сравните наклон кривых двух графиков. Объясните отличия. Зная тенденцию роста производства продовольствия и затра­ченной на это энергии, оцените перспективы этих процессов в будущем. Выскажите свой прогноз. Как должно развиваться человечество, чтобы избежать экологических проблем при про­изводстве продовольствия?

344. Расположите названия предков современного человека (человека разумного) друг за другом в порядке их происхожде­ния: человек умелый, кроманьонец, человек прямоходящий (питекантроп и синантроп), австралопитек, неандерталец.

345. Почему ученые считают, что забота о стариках в древ­нем обществе привела человечество к прогрессу?

346. Два современных племени живут в разных, но климати­чески сходных между собой местах, не общаясь друг с другом. Одно племя занимается охотой, другое – земледелием и ско­товодством. Предположите, какое из племен имеет относи­тельно более стабильные условия для жизни. Какие проблемы природопользования возникают у этих племен?

347. Поясните слова французского писателя Ф. Шатобриана: «Леса предшествовали человеку – пустыни следовали за ним».

348. Почему в наше время невозможно образование новых человеческих рас или подвидов? Выберите правильный ответ:

а) нет генетического материала;

б) отсутствует (или очень слабая) изоляция;

в) потепление климата;

г) рост численности населения.

Обоснуйте свою позицию.

349. Выберите правильное утверждение. Урбанизация – это процесс:

а) роста численности населения;

б) роста доли городского населения;

в) загрязнения среды отходами;

г) усиления давления человека на среду обитания.

350. Перечислите экологические проблемы, которые можно считать глобальными для человечества.

351. Объясните, что такое промышленная революция. Приведите примеры изобретений, перевернувших мир за по­следние 100–200 лет.

Социально-экологические особенности демографии человечества

352. Назовите, какие болезни, уносившие в прошлом милли­оны жизней, ныне практически полностью побеждены в на­шей стране и если встречаются, то крайне редко.

353. Выберите правильные утверждения. Основными фактора­ми риска возникновения онкологических заболеваний являются:

а) курение; б) недоедание; в) нервные стрессы; г) хищники; д) потребление пищи с канцерогенными веществами; е) обильное питание.

354. Назовите экологические факторы, ограничивающие в современных условиях потенциально бесконечный рост попу­ляций человека.

355. Из перечисленных факторов выберите те, которые ныне уже не оказывают существенного влияния на демографию, и те, которые подавлены, но способны понижать численность населения:

Температура воздуха, ветер, высота снежного покрова, влажность воздуха, характер окружающей растительнос­ти, осадки, солнечная радиация, хищники, внутриполостные паразиты, болезни, конкуренты, пищевые ресурсы, убежища.

356. Перечислите болезни, которые чаще других приводят к преждевременной смерти людей у нас в стране.

357. Статистические данные показывают, что более 80% ра­ковых заболеваний вызываются факторами окружающей сре­ды. Долевое распределение причин, вызывающих рак челове­ка, выглядит следующим образом: курение – 30%, химиче­ские вещества пищи – 35%, неблагоприятные условия работы – 5%, спиртные напитки – 3%, излучения – 3%, за­грязнения воздуха и воды – 2%, другие причины – 5%, при­чины, не связанные с влиянием окружающей среды, – 17%. Ежегодно в мире регистрируется 5,9 млн. новых случаев забо­левания раком и умирает 3,4 млн больных. Рассчитайте, сколько человек в мире в год умирает от рака, вызванного ку­рением.

358. Перечислите меры профилактики против заболевания СПИДом.

359. Перечислите причины, по которым, начиная с середины XIX в. численность населения Земли стала расти в геометри­ческой прогрессии. Выберите правильные ответы:

а) улучшение питания;

б) улучшение санитарного состояния;

в) загрязнение окружающей среды;

г) благоприятные изменения климата;

д) улучшение здравоохранения.

360. Постройте график роста численности населения на зем­ном шаре. До XIX в. она росла медленно. В 1700 г. численность составила 0,6 млрд человек. Рубеж первого миллиарда был пре­одолен в 1830 г.; второго – в 1939 г.; третьего – в 1960 г.; четвертого – в 1975 г.; пятого – в 1987 г. В 2000 г. числен­ность людей на Земле достигла 6 млрд.

361. Численность жителей города в данном году составила 550 тыс. человек. За год родилось 8 тыс. Рассчитайте, какова бы­ла относительная рождаемость при пересчете на 1000 человек.

362. В одном из городов Поволжья с начала 1990-х гг. рож­даемость (число новорожденных в год на 1000 женщин репро­дуктивного возраста) понизилась, а смертность осталась на прежнем уровне. Численность населения продолжает, тем не менее, расти. Предположите причину, по которой это может происходить.

363. В одном из последних информационных буклетов ЮНФПА (фонд ООН для деятельности в области народонасе­ления) сообщалось, что в 1980-е гг. численность народонасе­ления в мире увеличивалась на три человека в секунду. Сколько детей рождалось ежедневно? за год?

Социально-географические особенности демографии человечества.

Демографические перспективы

364. Расшифруйте аббревиатуры: ООН, ФАО, ЮНЕСКО, ВОЗ, СПИД.

365. Выберите из приведенного списка страны, в которых де­мографическая ситуация в конце XX в. относительно стабиль­на, с незначительным падением численности населения (смертность немного превышает низкую рождаемость); ста­бильна (низкая рождаемость и низкая смертность примерно уравновешены) и нестабильна, с интенсивно растущим насе­лением (высокая рождаемость):

Ангола, Бангладеш, Болгария, Бразилия, Венгрия, Вели­кобритания, Германия, Индия, Индонезия, Ирак, Канада, Китай, Ливия, Нигер, Нигерия, Пакистан, Россия, Саудов­ская Аравия, Сирия, США, Танзания, Украина, Франция, Япония.

366. Назовите факторы, которые побуждают людей в аграр­ных обществах заводить больше детей, а в индустриальных – меньше.

367. В Дели – пять гигантских часов, подключенных к компьютеру, которые минута за минутой показывают рост на­селения Индии. Каждые 1,2 секунды на свет появляется новый граж­данин Индии, за минуту – около 50 человек. Рассчитайте, сколько детей рождается ежедневно; за год; за десятилетие при сохранении темпа рождаемости.

368. Какая демографическая ситуация наиболее благоприят­на для человечества и не несет больших экологических бедст­вий планете? Выберите правильный ответ:

а) рождаемость и смертность высокие, уравновешенные;

б) рождаемость и смертность низкие, уравновешенные;

в) рождаемость и смертность низкие, с преобладанием смертности;

г) рождаемость и смертность низкие, с преобладанием рож­даемости;

д) рождаемость высокая, а смертность низкая, неуравнове­шенные;

е) рождаемость низкая, а смертность высокая, неуравнове­шенные.

369. Укажите, какая группа стран должна использовать стратегии уменьшения численности (А), а какая – должна стараться удержать имеющиеся параметры численности насе­ления (Б) для перехода человечества в состояние устойчивой демографической ситуации:

1) Ангола, Бангладеш, Бразилия, Индия, Индонезия, Ки­тай, Ливия, Нигер, Нигерия, Пакистан, Сирия, Танзания;

2) Венгрия, Великобритания, Германия, Россия, США.

370. Объясните, почему ученые считают, что демографический взрыв на юге может привести к катастрофическим эко­логическим последствиям для всей планеты.

371. Существует мнение, что уже сейчас людей на Земле живет больше, чем она в состоянии кормить в течение неопределенно долгого времени. Согласны ли вы с этим мнением? Почему?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 2179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.245.158 (0.008 с.)