Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законы биологической продуктивности

Поиск

260. Вставьте пропущенные слова.

Ряды, в которых каждый предыдущий вид служит пищей последующему, называют ……………, их отдельные звенья называют …………….

261. Что такое экологическая пирамида?

а) расчет предельно допустимых антропогенных нагрузок на природную среду, окружающую людей, и среду населенных мест, которые определяются исходя из экономических возможностей их регуляции и эколого-социально-экономических последствий их изменения;

б) соотношение между продуцентами, консументами и редуцентами в экосистеме, выраженное в их массе и изображенное в виде графической модели;

в) условное понятие, иногда применяемое для оценки роли растений и животных в природе и хозяйстве человека.

262. Цепь питания, имеющая началом фотосинтезирующие организмы, называется:

а) цепь выедания; б) основная цепь; в) детритная цепь; г) цепь разложения.

263. Цепь питания, имеющая началом отмершие растения или трупы, называется:

а) цепь выедания; б) основная цепь; в) детритная цепь; г) цепь разложения.

264. Определите правильно составленную пастбищную цепь питания:

а) леопард – газель – трава;

б) клевер – заяц – орел – лягушка;

в) перегной – дождевой червь – землеройка – горностай;

г) трава – зеленый кузнечик – лягушка – уж.

265. Составьте пять цепей питания. Все они должны начать­ся с растений (их частей) или мертвых органических остатков (детрита). Промежуточным звеном в первом случае должен быть дождевой червь, во втором – личинка комара в пресном водоеме, в третьем – комнатная муха, в четвертом – личин­ка майского жука, в пятом – инфузория-туфелька. Все цепи питания должны заканчиваться человеком. Предложите наи­более длинные варианты цепей. Почему количество звеньев не превышает 6–7?

266. Назовите животных, которые в цепях питания могут за­нимать место консументов (потребителей) как первого, так и второго или даже третьего порядка.

267. Назовите животных, которые всегда занимают строго определенное место в цепях питания.

268. Назовите растения, которые могут занимать место и продуцента (производителя), и консумента второго порядка.

269. Укажите пастбищные (А) и детритные (Б) пищевые цепи:

а) диатомовые водоросли – личинка поденки – личинка ручейника;

б) бурая водоросль – береговая улитка – кулик-сорока;

в) мертвое животное – личинка падальной мухи – травя­ная лягушка – уж;

г) нектар – муха – паук – землеройка – сова;

д) коровий помет – личинка мухи – скворец – ястреб-пе­репелятник;

е) листовая подстилка – дождевой червь – землеройка – горностай.

270. Закончите фразу. Из общего количества энергии, пере­дающейся в пищевой сети с одного трофического уровня на другой, примерно 10%:

а) изначально поступает от солнца;

б) расходуется в процессе дыхания;

в) идет на построение новых тканей;

г) превращается в бесполезное тепло;

д) выделяется в экскрементах.

271. Почему в прудовых хозяйствах выгод­нее выращивать толстолобиков, а не щук? Выберите правиль­ный ответ:

а) толстолобики быстрее растут;

б) щуки чаще гибнут от болезней и неблагоприятных усло­вий;

в) толстолобики питаются энергетически дешевой расти­тельной пищей, а щуки – дорогой, животной.

272. Закончите утверждение.

А. Вещество в биогенном круговороте используется: а) многократно; б) однократно.

Б. Энергия в биогенном круговороте используется: а) многократно; б) однократно.

273. Известно, что на каждый последующий трофический уровень переходит примерно 10% энергии, заключенной в ор­ганизме. Объясните, на что расходуются остальные 90%.

274. Первичная продукция экосистемы создается: а) всеми членами экосистемы; б) продуцентами; в) консументами; г) редуцентами.

275. Вторичной продукцией в экосистеме называется продукция, созданная:

а) только продуцентами; б) всеми членами экосистемы; в) только консументами.

276. Чем определяется скорость создания первичной продукции:

а) количеством продуцентов в экосистеме; б) количеством консументов в экосистеме;

в) возможностью фотосинтетического аппарата растений; г) биомассой растений в экосистеме.

277. Опираясь на второй закон термодинамики, поясните, почему килограмм говядины стоит дороже, чем килограмм риса.

278. Где на суше расположены наименее продуктивные эко­системы? Выберите правильные ответы:

а) в тропических лесах; д) в субтропических лесах;

б) в умеренных лесах; е) в жарких пустынях;

в) в степях и саваннах; ж) в горах, выше 3000 м.

г) в арктических пустынях;

279. Выберите правильное утверждение. Примером экосис­темы с умеренной биопродуктивностью (0,25–1,0 кг/м в год) является:

а) коралловый риф; б) заросли тростника в дельте Волги; в) сенокосные луга; г) посевы кукурузы.

280. Объясните, почему в наземных биоценозах биомасса консументов обычно меньше биомассы продуцентов, а в неко­торых водных биоценозах наоборот.

281. Составьте схему цепи питания, характерную для болот. Ее компонентами являются: лягушка, водный детрит (органи­ческие вещества), комар, стрекоза, уж. Укажите, какие компоненты данной цепи могут наиболее часто включаться в дру­гие цепи питания.

282. Назовите организмы, которые должны быть на пропу­щенном месте следующих пищевых цепей:

А. Нектар цветов – муха –? – синица –?

Б. Древесина –? – дятел.

В. Листья –?– кукушка.

Г. Семена –? – гадюка – аист.

Д. Трава – кузнечик –? – уж –?

283. Постройте схему пищевой сети, включив в нее перечис­ленные ниже организмы:

травы, кролик, почвенные грибы, ягодный кустарник, жук-навозник, растительноядное насекомое, паук, воро­бей, ястреб.

284. Постройте схему пищевой сети, включив в нее перечис­ленные ниже организмы:

волк, лисица, сова-неясыть, уж обыкновенный, ястреб, травяная лягушка, заяц, полевка, тля, паук, божья коров­ка, дуб (с семенами, листьями, корой и древесиной), меду­ница, мухоловка, короед, дятел, муха-журчалка.

285. Известно, что многие химические вещества, созданные человеком (например сельскохозяйственные яды), плохо вы­водятся из организма естественным путем. Объясните, почему от этих соединений больше всего будут страдать животные верхних трофических уровней (хищники, человек и т.д.), а не нижних.

286. Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каж­дом трофическом уровне всегда поедаются только представи­тели предыдущего уровня.

287. Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько понадобится фитопланктона, чтобы выросла одна щука весом 10 кг (пищевая цепь: фитопланктон – зоопланктон – мелкие рыбы – окунь – щука). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.

288. Какое количество растительной биомассы (приблизи­тельно) сохраняет одна особь гигантской вечерницы (вид лету­чих мышей, занесенный в Красную книгу России), весящая около 50 г и питающаяся крупными растительноядными жу­ками?

289. Вес самки одного из видов летучих мышей, питающихся насекомыми, не превышает 5 г. Вес каждого из двух ее новорожденных детенышей – 1 г. За месяц выкармливания детенышей молоком вес каждого из них достигает 4,5 г. На ос­новании правила экологической пирамиды определите, какую массу насекомых должна потребить самка за это время, чтобы выкормить свое потомство. Чему равна масса растений, сохра­няющаяся за счет истребления самкой растительноядных на­секомых?

290. Известно, что опыляемые животными растения про­дуцируют пыльцы меньше, чем ветроопыляемые. Однако опыление с помощью животных сопряжено с затратами расте­нием энергии в других направлениях. Назовите некоторые из этих затрат.

291. Покажите на рисунке стрелками пищевые связи между видами животных и растений биоценоза степи.


Агроценозы и агроэкосистемы

292. Вставьте пропущенные слова.

Агроценоз представляет собой искусственный …………., воз­никший в результате …………... Агроценозы могут существо­вать только при постоянных затратах ………….. со стороны чело­века.

293. Замечено, что в агроценозах массовые вспышки размно­жения видов-потребителей растений многократно превосходят их вспышки в естественных биоценозах. С чем это связа­но? Выберите правильный ответ:

а) с повышенной продуктивностью агроценозов;

б) с произрастанием на огромных территориях монокультур;

в) с чередованием разных агроценозов из года в год на од­ной территории;

г) с высоким биологическим разнообразием агроценозов.

294. Нередко использование химических препаратов (пести­цидов) против сельскохозяйственных вредителей вызывает на следующий год еще большую вспышку их численности. С чем это связано?

295. Предложите экологически чистые способы уменьшения чис­ленности вредителей сельского хозяйства (насекомых, грызу­нов, сорных растений и т.д.).

296. Перечислите агроценозы, которые можно встретить в вашей местности.

297. Как называются вещества, используемые в сельском хозяйстве для уничтожения насекомых? Выберите правиль­ный ответ:

а) гербициды; б) фитонциды; в) фунгициды; г) инсектициды.

298. Опишите, как изменяется мощность (толщина) почвы в природных зонах от тундры через лесную зону к степям и да­лее к пустыням.

299. Летом в прудах и небольших озерах, расположенных рядом с полями, которые интенсивно обрабатывались азотны­ми удобрениями, погибла практически вся рыба. Было уста­новлено, что гибель наступила из-за нехватки кислорода. Объ­ясните это явление.

300. Для того чтобы выжить, серой жабе необходимо съесть в день 5 г слизней, вредителей с/х культур. На площади 1 га обитает 10 жаб. Рассчитайте массу вре­дителей, которых уничтожат жабы на поле площадью 10 га за теплое время года (с мая по конец сентября, за 150 дней).

301. Известно, что свиной навоз непригоден в качестве органического удобрения на полях. Его залежи рядом с фермами отравляют почву на больших расстояниях. Предложите способ использования свиного навоза в цепях питания для получения в конечном итоге товарной продукции прудового рыбного хозяйства.

Саморазвитие экосистем

302. Среди перечисленных изменений экосистем выберите циклические изменения (А) и поступательные (Б):

1) листопад; 5) зарастание пожарища;

2) зарастание озера; 6) сезонные миграции птиц;

3) цветение растений; 7) нашествие саранчи.

4) зарастание болота кустарником;

303. Назовите последовательные стадии зарастания забро­шенного поля в вашей местности.

304. Для восстановления елового леса после рубки на равни­не потребуется около 100–150 лет. Тот же процесс на крутых склонах гор занимает 500–1000 лет. С чем это связано? Выбе­рите правильный ответ:

а) с отсутствием в горах видов растений промежуточных стадий восстановления елового леса;

б) с особыми погодными условиями гор; в) со смывом почвы после рубок леса.

Как нужно рубить лес в горах, чтобы сократить время естест­венного восстановления ельника?

305. Опишите, какие изменения будут происходить с непро­точным озером, которое год от года мелеет. Можно ли назвать изменения в озере сукцессией? Изменяются ли при этом со­став организмов и продуктивность экосистемы? Будет ли на­блюдаться этот процесс в полной мере в проточном озере? Объ­ясните почему.

306. Назовите полезные ископаемые биогенного происхожде­ния, которые появились из-за несбалансированности кругово­рота веществ в экосистемах.

307. Объясните, почему если оставить без вмешательства человека посадки хвойных деревьев (ели, сосны и др.) на мес­те их вырубок, то они зарастают мелколиственными породами (березой, осиной).

308. Объясните, почему чуждые для местных экосистем ви­ды растений произрастают, как правило, по нарушенным мес­там: обочинам дорог, свалкам, отва­лам грунта, пороям животных, на выпасных и сенокосных лу­гах, в агроценозах и т.д. Почему их не встретишь в ненару­шенных сообществах?

309. Объясните, почему чрезмерное увеличение численнос­ти слонов нарушает исходные экосистемы Африки, приводя в конечном итоге к сменам сообществ.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.29 (0.01 с.)