Положение объекта для внешней тратаки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Положение объекта для внешней тратаки



Это важно для получения от практики максимальной пользы. Если объект находится слишком далеко, то на нем труднее удерживать внимание ума; кроме того, гораздо меньше вероятность того, что он оставит четкий и поглощающий внимание послеобраз во время внутренней тратаки. Если объект расположен слишком низко, вы будете склонны, сидя наклоняться вперед; это не способствует устойчивости позы, а также вызывает неудобство и боль в спине. Если объект находится слишком высоко, то напрягается шея. На собственном опыте мы убедились, что лучше всего, если объект находится в той же горизонтальной плоскости, что и глаза, и на расстоянии вытянутой руки от них.

Разумеется, вы можете подобрать положение объекта по своему вкусу; мы предлагаем не более чем совет, хотя мы убедились, что он подходит для большинства людей. Некоторые предпочитают, чтобы объект находился на уровне глаз, но гораздо ближе к ним. Можно привести много доводов в пользу такого выбора, особенно, если объект небольшой. Вы должны сами поэкспериментировать.

Нечего и говорить, что вышесказанное не применимо ко многим объектам, вроде солнца, луны, кончика носа, точки между бровями и т.п., положение которых нельзя изменить, потому что природа его уже зафиксировала. Тем не менее, эти общие рекомендации применимы к широкому спектру объектов, от свечи до символа АУМ.

Если у вас какой-либо дефект зрения, вам следует постараться расположить объект так, чтобы его образ не двоился и не расплывался по краям. Вы должны быть способны видеть четкие очертания объекта. Лучше всего не надевать очков -только в случае необходимости. Например, если вы близоруки и делаете тратаку на луну, то будете видеть только желтое пятно. В этих обстоятельствах очки будут необходимы. Однако, практика тратаки без очков поможет вам уменьшить свою зависимость от них, хотя для этого потребуются время и усилия.

Техника выполнения

Метод делится на две части: внешняя тратака на свече и внутренняя тратака на послеобразе. Те, кто хочет, могут делать только внешнюю тратаку, тогда как остальные могут выполнять обе части, одну после другой. Выбор за вами.

Зажгите свечу и поставьте ее на маленькую скамейку или на стол так, чтобы пламя находилось на уровне глаз, когда вы сидите на полу.

Сядьте на пол и устройтесь таким образом, чтобы свеча находилась на расстоянии вытянутой руки от ваших глаз и прямо перед вами.

Выберите такое положение, чтобы вам было удобно сидеть с выпрямленной спиной. Закройте глаза и расслабьте все тело.

Выполняйте кайя стхаирьям (6). Пусть всё ваше тело станет подобно статуе. Примите твердое решение, что вы не будете шевелиться в течение всего занятия; если вы пошевелитесь, ваше осознание сразу же отвлечется от практики. Подготовка очень важна, поэтому полностью сосредоточьтесь на своём теле; постарайтесь не думать ни о чём другом.

Выполняйте кайя стхаирьям в течение нескольких минут. Когда будете готовы, откройте глаза.

Пристально смотрите на пламя, направляя своё внимание в особенности на кончик фитиля.

Не смотрите ни на что другое, только на пламя и фитиль. Старайтесь не моргать и не двигать глазными яблоками. Не перенапрягайте глаза. Если необходимо моргнуть — моргните. По мере практики вы обнаружите, что способны пристально смотреть, не мигая, в течение длительного времени. Важно как можно больше расслаблять глаза; если они напряжены, постарайтесь их расслабить. Именно напряжение глаз заставляет их мигать.

Многие люди слишком стараются не моргать, отчего возникает напряжение и становится более трудно контролировать это мигающее движение. Не старайтесь чрезмерно, и вы заметите, что глаза автоматически перестают мигать. Удерживайте свое осознание на пламени свечи и фитиле. Сосредоточивайте своё осознание таким образом, чтобы перестать осознавать свое тело.

Если ваш ум блуждает, мягко возвращайте его к выполняемой практике.

Первоначально продолжайте такое пристальное рассматривание в течение 2—3 минут. Затем закройте глаза.

Каждый когда-нибудь смотрел на солнце, а затем, закрыв глаза, видел четкий образ, который свет оставил на сетчатке глаз. Аналогичным образом, постарайтесь увидеть послеобраз пламени свечи перед своими закрытыми глазами.

Если вы не видите послеобраз, не огорчайтесь; для этого необходима практика. Тем временем просто попытайтесь зрительно представить себе пламя.

Обычно образ смещается вверх или вниз; постарайтесь сделать его устойчивым.

Постарайтесь полностью осознавать только послеобраз. Если возникают какие-нибудь мысленные видения, посторонние мысли или другие переживания, просто оставайтесь свидетелем. Никак не реагируйте на них; просто позволяйте им появляться и следите за ними без всякого интереса. Действуйте таким образом до тех пор, пока послеобраз остаётся четким.

Когда образ начнёт исчезать, откройте глаза и вновь смотрите на пламя свечи и фитиль.

Сосредоточивайте своё осознание на внешнем пламени и ни на чём ином.

Продолжайте это рассматривание в течение 2—3 минут, снова, по возможности, не моргая глазами.

Затем вновь закройте глаза и рассматривайте внутренний образ до тех пор, пока он остаётся чётким и различимым. Продолжайте поочередно повторять внутреннюю тратаку и внешнюю тратаку, пока позволяет время. Затем, перед тем как закончить практику, закройте глаза и рассматривайте тёмное пространство перед своими закрытыми глазами.

Наблюдайте за любыми действиям, которые могут там происходить, стараясь оставаться лишь свидетелем без какой-либо заинтересованности. Осознавайте все мысли, которые возникают. Занимайтесь этим в течение нескольких минут. Затем откройте глаза и задуйте свечу.

Устойчивость взгляда

Как мы уже отмечали, очень важно стараться не моргать и не двигать глазами при выполнении внешней тратаки. Это необходимо для создания отчётливою послеобраза для внутренней тратаки. Без устойчивого немигающего взгляда очень трудно получить четкий послеобраз и именно поэтому начинающим зачастую не удаётся его увидеть[28].

Кроме того, устойчивость взгляда прямо соотносится с устойчивостью и сосредоточением ума. Они неразрывно связаны. Великих мудрецов со спокойным, умиротворённым умом часто можно отличить по их проницательным глазам, которые как будто почти не мигают. Поэтому, добиваясь устойчивости взгляда в тратаке, вы автоматически уравновешиваете и сосредоточиваете ум.

Часто людям говорят, что моргать нельзя ни при каких обстоятельствах, даже если они испытывают неудобство, их глаза наполняются слезами и т.д. Мы не согласны с таким подходом, поскольку он лишь создает напряжение, отчего становится еще труднее без усилий сохранять устойчивое положение глаз. Мы уже указывали, что хотя цель состоит в том, чтобы глаза оставались неподвижными, если вы испытываете необходимость подвигать ими вследствие дискомфорта, сделайте это. Поначалу новичкам может показаться, что это очень трудная практика, и они будут способны пристально смотреть лишь несколько секунд, прежде чем почувствуют необходимость моргнуть. Не волнуйтесь, по мере тренировки у вас постепенно разовьется способность пристально смотреть без малейшего движения глаз в течение длительных промежутков времени.

То же самое относится и к внутренней тратаке на послеобразе. Поначалу изображение будет перемешаться вследствие движения глазных яблок при закрытых глазах. В ходе дальнейшей практики вы научитесь удерживать глаза в неподвижном состоянии и сохранять устойчивый образ. Помните, что секрет успеха при освоении тратаки заключается в максимальном расслаблении глаз.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.005 с.)