Ценности - это материальные или идеальные предметы, обладающие значимостью для данного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей и интересов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценности - это материальные или идеальные предметы, обладающие значимостью для данного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей и интересов.



Личность, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, должна оценивать себя свою деятельность и свое поведение с позиций соответствия их требованиям культуры. Соответствие жизни и деятельности личности принятым в обществе нормам и правилам создает у нее ощущение собственной социальной полноценности, которая является условием нормального социального самочувствия, и напротив, ощущение несоответствия поведения требованиям общества погружает человека в состояние дискомфорта, может стать причиной тяжелых переживаний личности. Таким образом, человек нуждается в постоянном контроле за степенью своей социальной полноценности.

 

ВОПРОС № 10:

Самосознание — осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии.

Я-концепция (Я-образ, Образ «Я») — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.

Самооценка – важнейшее личностное образование. Это оценка человеком самого себя, своей внешности, своих способностей, моральных качеств, своего места среди других людей.

-адекватная

-неадекватная (пониженная, повышенная)

Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе как меру удовлетворённости собой. Основу когнитивного компонента самооценки составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин.

Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

1) уровню – высокая, средняя, низкая

2) соотношению с реальной успешностью – адекватная и неадекватная

3) особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке)

Исследования развития самосознания у детей начинаются с постановки базового вопроса: Когда ребенок впервые осознает, что он обладает собственным Я? И тут же неизбежно встает методологический вопрос: какие данные мы могли бы использовать для выяснения того, что знает о себе не владеющий речью младенец или

плохо владеющий речью 2-3-летний ребенок? Это, как вам, наверное, понятно, лишь новый вариант вопроса, с которым мы уже сталкивались, рассматривая разнообразны аспекты развития младенца.

ВОПРОС 11:

Под деятельностью понимается внутренняя психическая и внешняя практическая активность человека, регулируемая осознаваемой целью и направленная на преобразование окружающей действительности.

Конечным результатом деятельности является цель, которая может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения, навыки, творческий результат. Побудителем к деятельности выступает мотив. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.

Центральное место в строении действия занимает действие (это процесс, направленный на реализацию цели, которая в свою очередь может быть определена как образ желаемого результата.

Действия бывают предметные (направленные на изменения состояний или свойств предметов внешнего мира)

И умственные (разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания)

Операции: каждое действие состоит из системы операций, подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.

На уровне психофизиологических функций осуществляется физиологическое обеспечение деятельности. В процессе развития деятельности действия постепенно преобразуются в автоматизированные операции в рамках более крупного действия – навыки.

Выполнение деятельности постоянно контролируется путем сопоставления получаемых результатов с целью. Каждое действие складывается из трех компонентов, выполняющих различные функции.

Компоненты и функции действия:

-моторные, двигательные (исполнение)

-центральные, мыслительные (регулирование)

-сенсорные, чувственные (контроль)

Способы исполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется человек в процессе деятельности, называются приемами этой деятельности.

В психологической теории рассматриваются 2 вида деятельности – внешняя и внутренняя.

По своему происхождению внутренняя деятельность производна от внешней. Первоначально совершаются предметные действия, и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те еже действия в уме.

Интериоризация – процесс преобразования внешней деятельности во внутреннюю.

Экстериоризация – умственные действия, направленные в конечном свете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию

Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам,по организации, по особенностям мотивации.
Основным видом деятельности человека является труд. Конечный результат труда — создание общественно значимого продукта.

Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение.

Труд — процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества.

В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых.

Учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина.
Основным мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менее важно создавать привычку трудиться.
Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет.
До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности — игра. Ведущий вид деятельности школьника — учение, взрослого — труд.

В разнообразных видах своей деятельности человек вступает в многочисленные и разнообразные отношения с другими людьми. На производстве он может быть одновременно и начальником, и подчиненным; в семье он муж и отец, сын и брат; он к тому же сосед и товарищ, член спортивной команды и секретарь комсомольской организации...
Чем более разнообразными видами деятельности занят человек, тем в более многообразные отношения с другими людьми он вступает, тем более разносторонними становятся его интересы, побуждения, чувства, способности.
Через деятельность, осуществляемую личностью совместно с другими людьми, человек познает самого себя. Лишь в процессе труда, этой первой общественно полезной деятельности, человек мог оценить свои силы, свои ограниченные и вместе с тем огромные возможности, свои слабости. Сравнивая себя с другими людьми, смотрясь «в другого человека, как в зеркало» (К. Маркс), человек узнавал себя.
И в процессе развития ребенка его сознание формируется в совместной со сверстниками деятельности. Он научается понимать других и себя, управлять собой и оценивать свои поступки.
Законы психического развития ребенка могут быть раскрыты лишь при изучении разных видов деятельности детей на всех ступенях перехода от младенческого возраста к подростковому и юношескому.

ВОПРОС 12-13: МЕТОДИЧКА!

Темперамент – это система устойчивых, отличающихся особым постоянством, индивидуально своеобразных свойств психики, определяющих динамику душевной жизни и социального бытия человека.

Основные типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

  1. Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный.

    2. Флегматик – сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный).

    3. Холерик – сильный, но неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.

    4. Меланхолик – слабые процессы возбуждения и торможения.

ВОПРОС 14:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.30 (0.009 с.)