Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского. Понятие о высших психических функциях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского. Понятие о высших психических функциях



Вопросы к экзамену по курсу «Психология личности и межличностных отношений»

1. Современная психология, ее определение, задачи и место в системе наук. Психика как предмет психологии. Житейская и научная психология. Основные направления психологической науки. Междисциплинарные связи психологии с другими науками.

2. Методы изучения психики, их классификация. Основные требования к психологическому исследованию, принципы его построения.

3. Понятие психики. Психическое отражение, условия его возникновения и основные характеристики психического отражения. Различия психики животных и сознания человека.

4. Сознание как высший уровень психического отражения. Структура сознания и основные его характеристики. Возникновение и развитие сознания в филогенезе. Теория Л.С. Выготского о развитии высших психических функций. Значение деятельности и речи в происхождении сознания человека.

5. Бессознательное и основные формы его проявления (неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, надсознательные процессы). Взаимосвязь сознания и бессознательного. Психологические защиты как проявление бессознательного.

6. Феномен человека в психологии. Соотношение понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект. Биологическое и социальное в структуре личности.

7. Понятие личности в психологии. Основные подходы к пониманию личности в психологической науке (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология).

8. Мотивационно-потребностная сфера личности. Понятие о потребностях как источнике активности. Классификация и виды потребностей. Определение понятия мотива и мотивации. Виды мотивов. Понятия «иерархия мотивов» и «соподчинение мотивов».

9. Направленность личности. Структура направленности. Виды направленности (на себя, на других, на задачу). Направленность и характер личности. Ценностные ориентации личности. Роль направленности личности в трудовой и учебной деятельности.

10. Самосознание личности. Основные составляющие самосознания личности: когнитивная, эмоциональная, поведенческая. «Я-концепция», образ Я. Самооценка, ее виды, основные механизмы ее формирования. Влияние самооценки на деятельность и поведение человека. Методы исследования самосознания.

11. Понятие о деятельности и ее целях. Строение деятельности: действия, операции, навыки, движения. Управление действием и его контроль. Внутренняя и внешняя деятельность. Понятия интериоризации и экстериоризации. Основные виды деятельности: игра, учение, труд. Роль деятельности в развитии человека как личности.

12. Понятие о темпераменте. Основные подходы в понимании темперамента в психологии. Роль наследственности и среды в проявлении темперамента. Воспитание в формировании темперамента.

13. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Круг психических свойств, характеризующих темперамент. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности. Понятие индивидуального стиля деятельности.

14. Характер. Основные подходы к пониманию характера в психологии. Черты характера и отношения личности. Структура и основные группы черт характера. Свойства характера: целостность, глубина, активность, сила, устойчивость. Характер и направленность личности.

15. Физиологические основы характера. Характер и темперамент. Формирование черт характера. Характер как результат воспитания и отражения отношений человека с социальной средой. Характер и деятельность.

16. Способности. Основные подходы к пониманию способностей в психологии. Качественная и количественная характеристика способностей. Возможность компенсации способностей. Структура способностей: общие и специальные способности; ведущие и вспомогательные свойства личности в способностях.

17. Биологическое и социальное в природе способностей. Задатки как природные предпосылки способностей. Формирование способностей. Зависимость развития способностей от обучения, интересов, склонностей, системы оценок личности, трудолюбия. Способности и задачи профессиональной ориентации учащихся. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Проблемы одаренных детей.

18. Понятие о воле. Мотивационная сфера личности и воля. Произвольные и непроизвольные действия. Личность и волевая деятельность. Особенности волевой деятельности. Волевой акт и его структура. Волевое усилие и регуляция поведения. Волевые качества личности и их формирование.

19. Чувства и эмоции, их специфика и основные характеристики. Основные функции чувств и эмоций. Виды эмоций и эмоциональных состояний. Высшие чувства. Роль чувств в формировании личности.

20. Понятие об ощущениях. Роль ощущений в жизнедеятельности человека. Рефлекторная природа ощущений. Классификация и виды ощущений. Общие свойства ощущений. Чувствительность и пороги ощущений. Закономерности ощущений (адаптация, сенсибилизация, взаимодействие ощущений, синестезия). Сенсорные предпочтения и их проявления в психике человека.

21. Восприятие. Соотношение восприятия с процессом ощущения. Роль моторных компонентов в восприятии. Основные свойства восприятия. Классификация восприятия. Восприятие пространства, времени, движений. Оптико-геометрические иллюзии.

22. Внимание. Физиологические механизмы внимания. Функции внимания. Виды внимания и их характеристика.

23. Свойства внимания (объем, устойчивость, концентрация, переключение, распределение). Колебания внимания. Рассеянность. Основные причины нарушения внимания. Методы изучения внимания. Формирование внимания учащихся.

24. Понятие о памяти. Основные функции памяти. Виды памяти, их психологическое значение и условия их эффективности.

25. Процессы памяти и их характеристика. Индивидуальные особенности памяти.

26. Понятие о мышлении. Связь мышления с чувственным познанием, речью, практической деятельностью. Социальная природа мышления. Мышление и личность. Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

27. Мышление как психический процесс. Мотивация мышления. Проблемная ситуация и решение задач. Мыслительные операции. Виды мышления. Этапы его формирования. Качества ума: широта, гибкость, критичность.

28. Понятие воображения. Связь воображения с мышлением. Аналитико-синтетический характер процесса воображения. Виды воображения. Пассивное и активное воображение. Роль фантазий в игровой деятельности детей. Фантазии в научном и художественном творчестве.

29. Язык и речь. Функции речи. Виды речи и их характеристика: устная, письменная и внутренняя речь. Феномен эгоцентрической речи.

30. Группа как субъект межличностного взаимодействия. Виды групп. Большие и малые социальные группы. Методы изучения групп.

31. Динамические процессы в малой группе. Этапы развития групп. Личность и группа. Понятие и характеристики конформизма и группового давления. Проблема лидерства и руководства в малой группе.

32. Развитие межличностных отношений в группе. Групповая сплочённость: определение, характеристики. Процесс принятия группового решения. Характеристика стилей лидерства и их влияния на эффективность деятельности и общения в группе. Ролевое поведение личности в группе.

33. Проблема больших социальных групп и их характеристика. Стихийные группы и массовые движения. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию.

34. Понятие общения в психологии. Роль общения в развитии человека как личности. Основные функции общения.

35. Коммуникативная функция общения. Особенности вербальной и невербальной коммуникации. Коммуникативные барьеры в общении, их причины и способы предупреждения.

36. Психологические основы и закономерности восприятия и познания людьми друг друга в общении. Каузальная атрибуция и её механизмы: эффект ореола, стереотипизация, социальная установка, идентификация. Психологические условия улучшения межличностностных отношений: сензитивность, эмпатия, рефлексия, аттракция. Перцептивные способности личности.

37. Интерактивная функция общения. Структура и стратегии межличностного взаимодействия. Стили общения и их психологическая характеристика. Механизмы и способы межличностного взаимодействия в трансактном анализе Э.Берна.

38. Конфликты в общении: психологические причины, этапы развития и способы конструктивного разрешения. Виды и функции конфликтов. Стратегии поведения людей в конфликтных ситуациях.

 

Ответы:

ВОПРОС 1:

 

1. Психология – это наука которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как система научных знаний она знакома лишь узкому кругу специалистов, но в тоже время о ней знает практически каждый человек, обладающий ощущениями, речью, эмоциями, образами памяти, мышления и воображения и т. д.

Термин «психология» впервые появился в научном мире в XVI в. Слово «психология» происходит от греческих слов: «syhe» – «душа» и «logos» – «наука». Таким образом, дословно психология – это наука о душе.

Современная психология – это достаточно разветвленный комплекс наук, который продолжает развиваться очень быстрыми темпами (каждые 4 – 5 лет возникает новое направление).

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, выдвигаются новые гипотезы и концепции, психология непрерывно обогащается новыми эмпирическими данными.

От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках. Место, отводимое психологии в системе наук в тот или иной исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровне развития психологических знаний, и об общефилософской направленности самой классификационной схемы.

Следует отметить, что в истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология. В настоящее время наиболее общепринятой считается нелинейная классификация, предложенная академиком Б.М. Кедровым. Она отражает многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью. Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философские. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с предметом и методом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треугольника.

Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания является, по выражению Б.Ф. Ломова, интегратором всех (во всяком случае, большинства) научных дисциплин, объектом исследования является человек. Известный отечественный психолог Б.Г. Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, показав, что психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретно-научного знания.

Психика человека — это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средойи другими людьми.

Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда. Согласно первому из них, предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Согласно второму, предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.

1. Житейские психологические знания, конкретны; они характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная же психология стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

 

2. Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

1. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

2. Педагогическая психология отрасль психологии, изучающая развитие психики человека в процессе воспитания и обучения и разрабатывающая психологические основы этого процесса.

3. Возрастная психология изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду

 

Дифференциальная психология

Дифференциальная психология, отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми.

5. Патопсихология (от греч. pathos -- страдание, болезнь и психология), отрасль психологии, изучающая закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности. Тесно связана с психиатрией.

6. Сравнительная психология, отрасль психологии, изучающая общность и различия в происхождении и развитии психики животных и человека.

7. Эгопсихология, направление глубинной психологии, выдвигающее на первый план сознательное «я» (лат. ego) как ведущую силу в процессе интеграции психики.

8. Психология труда

Психология труда отрасль психологии, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности.

9. Инженерная психология отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами

Психология творчества

Авиационная, космическая

Медицинская психология

13. Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности

14. Юридическая психология изучает психологические особенности юридической деятельности

15. Военная психология изучает психологические особенности пребывания человека в армии, в том числе и в условиях боевых действий.

16. Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту товар.

17. Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.

18. Зоопсихология (психология животных), отрасль психологии, изучающая психику животных

19. Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий жизни в населенных пунктах

Психология и философия. Законы, категории, принципы философии лежат в основе понятий психологии. До XVII века. учение о психике разрабатывалось в структуре философского знания. Поэтому философию можно считать теоретической и методологической основой психологической науки.

Психология и естественные науки. Значительное влияние естественных наук на психологию состоит в том, что большое количество исследований по психологии основывалась на данных биологических наук, законах биологической эволюции, физиологии и др.. Такая отрасль психологической науки, как экспериментальная психология, развивалась под влиянием экспериментальных исследований естественных наук.

Психология и технические науки. Взаимосвязь психологии с техническими науками в современных условиях очевидна, поскольку именно технические науки крайне необходимы для решения таких проблем, как создание компьютеров, средств отображения информации; разработки систем управления; проблем психологии труда, инженерной психологии, эргономики и т.д..

Психология и медицинские науки. Связь между психологией и медицинскими науками основывается прежде всего на том, что объектом изучения этих наук является человек. Медицинские науки должны опираться на данные психологии при разработке проблем здоровья различных возрастных категорий (детей, учащихся, взрослых и т. д.). На основе медицины, педагогики и психологии возникли такие научные области, как школьная гигиена, медицинская психология, нейропсихология и др..

Психология и общественные науки. Психология тесно связана с социологией, историей, лингвистикой, политическими науками, поскольку все они составляют единую семью гуманитарных наук. Все эти науки должны учитывать данные психологии, ведь и исторические, и социальные, и политические процессы осуществляются индивидами и группами.

ВОПРОС 2:

Наблюдение.

Это такой метод, при помощи которого психолог целенаправленно и планомерно воспринимает и фиксирует многообразные проявления психической деятельности изучаемых им людей и условий ее протекания. При наблюдении исследователь не вмешивается ни в естественный ход психической деятельности этих людей, ни в условия ее протекания.

Психологические наблюдения должны отвечать нескольким требованиям. Прежде всего исследователь обязан подготовить себя к их проведению: изучить научную литературу по теме исследования, точно осознать задачу, которую он себе ставит, отобрать объекты наблюдения, составить план, разработать формы фиксации материала наблюдения (собственная запись, звукозапись, фотографирование, киносъемка и пр.).

Эксперимент.

Посредством эксперимента исследователь может вызвать изучаемое явление психики, создав для этого необходимые условия, может до предела упростить эти условия, заменить их другими, ускорить или замедлить протекание психического процесса, может несколько раз повторить изучаемый процесс и ввиду равенства экспериментальных условий подвергнуть собранный материал количественной обработке.

Лабораторный эксперимент можно проводить и без психологической аппаратуры.

Метод лабораторного эксперимента. Изучаемые лица (испытуемые) всегда знают, что над ними ставят какой-то опыт, цель которого им точно неизвестна. Этот факт может вызвать у испытуемых излишнее нервное напряжение. Сами условия лабораторного эксперимента необычны, искусственны. Наконец, посредством лабораторного эксперимента трудно изучать сложные, но жизненно важные явления психики человека — чувства, волю, интересы, характер и др.

Естественный эксперимент в отличие от лабораторного ставится в привычных для испытуемого условиях — в детском саду, в классе во время урока, у станка и пр. Испытуемый не подозревает, что он является объектом исследования, и выполняет экспериментальные задания так же естественно, как и все другие задания.

Метод беседы.

Он состоит в том, что некоторые явления психики исследователь изучает посредством анализа словесных реакций человека на специально сформулированные вопросы, вытекающие из цели исследования.

Метод анализа продуктов деятельности человека.

Суть этого метода состоит в том, что некоторые психические процессы и свойства личности изучаются опосредствованно, по материальным результатам (продуктам) деятельности человека.

Биографический метод.

Пользуясь им, психолог изучает человека на основании данных истории его жизни. Так, узнав, что ученик в течение последних лет трижды переходил из школы в школу, можно предположить, что неуспеваемость его по математике объясняется частой сменой учителей. Биографический метод обычно используется в сочетании с другими методами исследования.

Анкетный метод

Анкетный метод — это психологическое исследование путем массового опроса. Анкета — лист с вопросами в количестве от 5 до 25, предлагаемыми для ответа людям определенной категории — учащимся, молодым рабочим, лицам какой-либо профессии и пр. По ответам на вопросы исследователь судит о тех или иных сторонах психики опрошенных лиц.

Метод тестов.

Тесты — небольшие серии специально подобранных вопросов и заданий диагностического характера. Существуют, например, тесты для определения профессиональной пригодности человека (машиниста, диспетчера, летчика).

ВОПРОС 3:

Психика —функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Отражение психическое

— при переходе от биологической формы отражения к психической выделяются такие стадии:

1) сенсорная — характерна отражением отдельных раздражителей: реагирование только на биологически значимые раздражители;

2) перцептивная — переход к ней выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом; начинается ориентирование в совокупности признаков, реагирование и на нейтральные биологически раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей;

3) интеллектуальная — проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей.

1.Фундаментальным свойством психики является ее активный характер. Психическое порождается в деятельности, с другой стороны, деятельность сама управляется психическим отражением. Психическое отражение носит опережающий характер: образ действия, выполняя регулирующую функцию, опережает само действие. Действительно, ведь прежде чем что-то сделать, человек делает это в уме, он строит образ будущего действия.

2. Основным способом существования психического, с точки зрения С.Л.Рубинштейна, является его существование в качестве процесса. Психические явления возникают и существуют лишь в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающим его миром, непрекращающегося воздействия внешнего мира на индивида и его ответных действий. Однако психическое существует не только как процесс, но к как результат, продукт этого процесса, Результатом психического процесса является психический образ, который фиксируется в слове, то есть означивается.

3. Психическое отражение, обладает такой характеристикой, как пристрастность, оно всегда субъективно, то есть опосредовано опытом субъекта, его мотивами, знаниями, эмоциями и пр. Все это составляет внутренние условия, которые характеризуют активность субъекта, спонтанейность его психической деятельности. Опосредованность внешних воздействий внутренними условиями в процессе психического отражения получила название принципа детерминизма, сформулированного С.Л.Рубинштейном: внешние причины действуют через внутренние условия.

Разница в "языке" животных и языке человека определяет различие и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Животное - раб непосредственно воспринимаемой ситуации.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации.

 

Второе отличие человека от животного заключается в егоспособности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации Животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестанет существовать как орудие для обезьяны. Таким образом животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.

Третья отличительная черта психической деятельности человека - передача общественного опыта. И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт. общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт

ВОПРОС 4:

Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Мы вправе предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание.

В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

 

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

В структуре сознания отечественные психологи вслед за А. В. Петровским рассматривают четыре основные характеристики.

1. Сознание является совокупностью знаний об окружающем мире. Кроме того, оно позволяет делать эти знания совместными для всех людей. Само слово «сознание» подразумевает это: сознание – совместное, совокупное знание, т. е. индивидуальное сознание не может развиваться обособленно от общественного сознания и языка, являющегося основой абстрактного мышления – высшей формы сознания.

2. В сознании зафиксировано четкое различие между субъектом и объектом, между «я» и «не я». Человек – единственное существо, которое способно выделить себя из остального мира и противопоставить себя ему.

3. Сознание обеспечивает осуществление целеполагающей деятельности человека. По окончании трудового процесса достигается реальный результат, который в идеальной форме уже был сформирован в сознании, прежде чем трудовой процесс был начат. Человек заранее представлял конечную цель и продукт своей деятельности, формируя тем самым мотивацию.

4. В структуру сознания входит и эмоциональная сфера человека. Она отвечает за формирование эмоциональных оценок в межличностных отношениях и самооценки, эмоциональных реакций на явления окружающего мира, на внутренние явления.

В развитии сознания различают два процесса:
- филогенез - процесс исторического развития человека как вида продолжительностью в миллионы лет;
- онтогенез - процесс развития индивида от его рождения до конца жизни.

Согласно эволюционной теории Ч. Дарвина, в филогенезе психика прошла путь от уровня простейшей раздражимости до сознания. Раздражимость - свойство всего живого реагировать на воздействие внешней среды.

Этапы этого пути таковы.
1. Таксисы. Это элементарная форма раздражимости, наблюдаемая даже у растений (тропизм). Она направлена на поиск благоприятной среды. Характерна для одноклеточных живых существ (амеба). Н

2. Чувствительность - сигнальная форма раздражимости, позволяющая ориентироваться в более сложной среде, даже в той, которая не представляет интереса как источник биологической потребности.

3. Поведение - принципиально новый уровень приспособления к окружающей среде, характеризующийся сложной совокупностью реакций на ее воздействия. Этому уровню присущи:
- инстинкт (врожденное, стереотипное, автоматическое реагирование, основанное на безусловных рефлексах, с реакцией не на целостную текущую ситуацию, а на ее отдельные элементы;
- навыки (способ реагирования на среду через условные рефлексы);
- рассудок (способность отражать сложные отношения и взаимосвязи между предметами).

4. Сознание - высший уровень приспособления к окружающему миру. Для этого уровня характерно поведение не как пассивная реакция на воздействия внешних раздражителей, а в форме целенаправленного и мотивированного поведения.

Лев Семенович Выготский (1896-1934) – один из выдающихся русских психологов и философов.

Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Психоанализ - совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; направление в психологии, созданное З. Фрейдом и его последователями.

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона „Психология с точки зрения бихевиориста“. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями.

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку [1]. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы.

 

ВОПРОС 8:

Функции и виды мотивов

Основные виды мотивов человека содержат шесть составляющих:

1. Внешние мотивы. Они обусловлены внешними составляющими. Например, если ваш знакомый приобрел новую вещь, и вы её увидели, то у вас появится мотивация заработать деньги и тоже приобрести подобную вещь.

2. Внутренние мотивы. Возникают внутри самого человека. Например, она может выражаться в желании куда-либо уехать и сменить обстановку. Причем если вы поделитесь этой мыслью с окружающими, то для кого-то это может стать внешним мотивом.

3. Положительные мотивы. Основаны на положительных подкреплениях. Например, такой мотив содержится в установке – буду много работать, получу больше денег.

4. Отрицательные мотивы. Являются факторами, отталкивающими человека от совершения ошибки. Например – не встану вовремя, опоздаю на важную встречу.

Направленность личности — это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться).

С. Л. Рубинштейн предлагает следующую структуру направленности личности.

Установки личности – это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление.

Потребность и ее формы – объективная нужда, отраженная в психике.

Интересы – это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения.

Идеалы – образы, которые служат образцом[2]

Не смотря на достаточную очевидность существования явления направленности, в психологии эта структура личности почти не рассматривалась в целом. Но в современной психологии существуют теории, посвященные отдельным элементам этой структуры. Поэтому для того, чтобы понять природу направленности, придется проанализировать каждый элемент в отдельности и синтезировать все их свойства в единую картину.

· Влечения

· Интерес

· Склонность

· Желание

· Стремление

· Убеждения

· Мировоззрения

Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится.

 

Характер — приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.111 с.)