Соотношение понятий человек, индивид, личность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение понятий человек, индивид, личность



Личность человека всегда была и остается одной из самых интригующих тайн, волновавших и волнующих не только выдающиеся умы. К примеру, известный русский философ Н.А. Бердяев писал: "Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек — микрокосм и заключает в себе все".

Не претендуя на раскрытие этой тайны, можно все-таки привести некоторые общепринятые положения.

Прежде следует, пожалуй, показать различие понятий: "человек", "личность", "индивидуальность".

Человек — это родовое понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому роду. Человек — это специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо социальное — он часть социума и продукт общественного развития.

Личность — это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек — носитель самых разных свойств, то личность — это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические данные, психические особенности), интеллекта, мировоззрения; сочетание семейно-бытовых, производственных и общественных функций, своеобразие жизненного опыта. Индивидуальность — это непременный и важнейший признак личности.

Личность - это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Биологическое и соц. в структуре личности:

Несколько основных подходов, которые объединяют концепции личности:

  1. Биогенетический подход. Человек-существо биологическое, все особенности его психических процессов, состояний и свойств определяются особенностями биологической структуры, а их развитие жестко подчинено генетическим законам. (анализ Фрейда, Холл, Кречмер)
  2. Социогенетический подход. Человек-существо социальное, его психическое развитие подчинено социальным законам. Концепции этого рода – теория социализации, теория научения (Торндайк, Скиннер), теория ролей.
  3. Психогенетический подход. В этих теориях на первый план выдвигается развитие собственно психических процессов, доказывается спонтанность развития личности, независимость от действия биологического и социального.
  4. Биосоциальный подход. Вся психическая деятельность личности определяется единством общих факторов, взаимодополняющих и определяющих друг друга.

 

ВОПРОС 7:

Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Психоанализ - совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; направление в психологии, созданное З. Фрейдом и его последователями.

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона „Психология с точки зрения бихевиориста“. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями.

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку [1]. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы.

 

ВОПРОС 8:

Потребность – это психическое состояние личности, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования.

  1. по субъекту: чьи потребности. (общественные – классовые – групповые – личные)
  2. по объекту: на что направлены. Материальные, духовные.
  3. по происхождению: естественные, культурные

 

Признаки потребностей:

  1. любая потребность имеет своей предмет
  2. всякая п. приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворятся.
  3. потребность обладает способностью воспроизводиться

Потребности тесто связаны с мотивами, которые представляют собой побуждения к деятельности, нацеленной на удовлетворение потребностей субъекта.

Мотив выступает в качестве компонента сложной системы – мотивационной сферы личности, под которой понимается вся совокупность мотивов личности, формирующихся и развивающихся в течение жизни.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации называется направленностью личности.

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознаваемыми и неосознаваемыми.

Осознанные мотивы: желание, стремление, интерес, склонность, идеал, убеждение

Совокупность убеждений представляет собой мировоззрение личности.

• Физиологические: в вос­производстве рода, пище, дыхании, одежде, жили­ще, отдыхе и т. д.

• Социальные: в социальных свя­зях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и вни­мании к себе, участии в сов­местной деятельности

• Экзистенциальные (лат. exsistentia — существова­ние): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, стра­ховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.

• Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте • Духовные: в самоактуализа­ции, самовыражении, саморе­ализации

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Функции и виды мотивов

Основные виды мотивов человека содержат шесть составляющих:

1. Внешние мотивы. Они обусловлены внешними составляющими. Например, если ваш знакомый приобрел новую вещь, и вы её увидели, то у вас появится мотивация заработать деньги и тоже приобрести подобную вещь.

2. Внутренние мотивы. Возникают внутри самого человека. Например, она может выражаться в желании куда-либо уехать и сменить обстановку. Причем если вы поделитесь этой мыслью с окружающими, то для кого-то это может стать внешним мотивом.

3. Положительные мотивы. Основаны на положительных подкреплениях. Например, такой мотив содержится в установке – буду много работать, получу больше денег.

4. Отрицательные мотивы. Являются факторами, отталкивающими человека от совершения ошибки. Например – не встану вовремя, опоздаю на важную встречу.

Устойчивые мотивы. Основаны на нуждах человека и не требуют дополнительного подкрепления со стороны.

Неустойчивые мотивы. Требуют постоянного подкрепления со стороны.

 

ВОПРОС 9:

Направленность личности — это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться).

С. Л. Рубинштейн предлагает следующую структуру направленности личности.

Установки личности – это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление.

Потребность и ее формы – объективная нужда, отраженная в психике.

Интересы – это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения.

Идеалы – образы, которые служат образцом[2]

Не смотря на достаточную очевидность существования явления направленности, в психологии эта структура личности почти не рассматривалась в целом. Но в современной психологии существуют теории, посвященные отдельным элементам этой структуры. Поэтому для того, чтобы понять природу направленности, придется проанализировать каждый элемент в отдельности и синтезировать все их свойства в единую картину.

· Влечения

· Интерес

· Склонность

· Желание

· Стремление

· Убеждения

· Мировоззрения

Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится.

 

Характер — приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности.

 

  1. Волевые черты характера — устойчивые индивидуально-типологические

    особенности сознательной, понятийно-опосредованной регуляции деятельности и поведения. К ним относятся: целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость и др.

2. Эмоциональные черты характера - устойчивые индивидуально-типологические особенности непосредственного, спонтанного регулирования поведения.

3. Интеллектуальные черты характера - устойчивые индивидуально-типологические особенности умственных способностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.55 (0.014 с.)