Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика индивидуального стиля управленияСодержание книги Поиск на нашем сайте
Авторитарно-единоличный Минимальная (0-7): проявляется в слабом желании быть лидером, неустойчивых командных навыках, самоуверенности, упрямстве, стремлении доводить начатое дело до конца, критиковать отстающих и неспособных подчинённых. Средняя (8-13): отражает хорошие лидерские качества, умение командовать действиями подчиненных, требовательность и настойчивость, стремление воздействовать на коллектив силой приказа и принуждением, целеустремленность и эгоизм, поверхностное отношение к запросам подчиненных, нежелание слушать предложения заместителей. Высокая (14-20): раскрывает ярко выраженные лидерские качества и стремление к единоличной власти, непреклонность и решительность в суждениях, энергичность и жесткая требовательность, неумение учитывать инициативу подчиненных и предоставлять им самостоятельность, чрезмерную резкость в критике и предвзятость в оценках, честолюбие и низкую совместимость с заместителями, злоупотребление наказаниями, игнорирование общественным мнения. Пассивно-попустительский Минимальная (0-7): проявляется в неустойчивом желании работать с людьми, неумении ставить перед подчиненными задачи и решать их совместно, неуверенности и нечеткости в распределении обязанностей, импульсивности в критике недостатков подчиненных, слабой требовательности и ответственности. Средняя (8-13): отражает стремление переложить свои обязанности на заместителей, пассивность в руководстве людьми, нетребовательность и доверчивость, податливость к постороннему влиянию и страх перед необходимостью самостоятельно принимать решения, чрезмерную мягкость к нарушителям, склонность к уговариванию. Высокая (14-20): показывает полное безразличие к интересам коллектива, нежелание брать на себя ответственность и принимать сложные решения, нетребовательность и самоустранение от управления, повышенную внушаемость и слабоволие, беспринципность и неумение отстаивать свою точку зрения, отсутствие целей деятельности и конкретных планов, попустительство, заискивание и панибратство. Единолично-демократический Минимальная (0-7): свидетельствует о слабом стремлении быть ближе к подчиненным, сотрудничать и выслушивать советы помощников, попытке направлять деятельность коллектива через заместителей и актив, некоторой неуверенности в своих командно-организаторских качествах. Средняя (8-13): раскрывает устойчивое стремление жить интересами коллектива, проявлять заботу о подчиненных, оказывать доверие заместителям и поощрять их инициативу, реагировать на критику и опираться на актив, умение убеждать и разъяснять приказы, сочетать поощрение и принуждение, использовать просьбы и прислушиваться к предложениям подчинённых, развивать коллективное мнение. Высокая (14-20): отражает умение координировать и направлять деятельность коллектива, предоставлять самостоятельность наиболее способным подчиненным, всемерно развивать инициативу и новые методы работы, убеждать и оказывать моральную поддержку, быть справедливым и тактичным в споре, изучать индивидуальные качества личности и социально-психологические процессы коллектива, развивать гласность и критику, предупреждать конфликты и создавать высоконравственную атмосферу в коллективе.
Тест 9. Выявление групповых ролей в команде (тест М.Белбина)
Внимательно прочитайте приведенные утверждения и напротив каждого дайте свой ответ: · если данное утверждение соответствует вашим деловым качествам, то поставьте 2 балла; · если соответствует лишь частично (или иногда), то поставьте 1 балл; · если данное утверждение для вас нехарактерно, то ничего не ставьте (0 баллов). Опросник 1. Я делаю оригинальные предложения. 2. Я нахожу промахи и оплошности, которые другим не удается заметить. 3. У меня есть способность организовывать людей. 4. Я выдвигаю идеи, которые могут иметь более широкое применение, чем в непосредственно решаемой задаче. 5. Мое продуманное суждение потребует времени, но оно обычно довольно точно. 6. Я люблю оказывать сильное влияние на решения коллектива. 7. На меня можно положиться, чтобы можно было увидеть работу выполненной. 8. Я могу работать с людьми, которые имеют большое разнообразие личностных качеств и мировоззрений. 9. Я часто замечаю, что мое воображение рассеивается при совместной работе в коллективе. 10. Я могу работать с любыми людьми, если только они могут внести нечто стоящее в коллективную работу. 11. Множество разнообразных контактов с другими людьми важно для моего стиля работы. 12. Мои чувства редко мешают моим суждениям. 13. Я пытаюсь выразить свои взгляды в ходе собраний коллектива. 14. Сталкиваясь с трудностями, я борюсь, чтобы выполнить работу качественно и достичь целей. 15. Я умею хорошо детализировать. 16. Я заинтересован в том, чтобы помогать своим товарищам в их проблемах. 17. Я критически анализирую идеи других людей, как их достоинства, так и недостатки. 18. Я часто замечаю у себя новые подходы к давней проблеме. 19. Я могу координировать и продуктивно использовать способности и таланты своих товарищей. 20. Я заинтересован в завершении и совершенствовании всех своих начинаний. 21. Я получаю особое удовольствие от изучения идей и технических приемов, которые являются для меня новыми. 22. Мне трудно полностью отдаться работе, цели которой не определены четко и ясно. 23. Я не очень заинтересован в лучшем познании людей. 24. Мне кажется, что иногда стоит рискнуть и навлечь на себя некоторую временную непопулярность, чтобы преуспеть в распространении своих взглядов в коллективе. 25. У меня творческий подход к решению проблем. 26. Я больше заинтересован в практическом осуществлении имеющихся идей, нежели в выдвижении новых. 27. Мне кажется, что мои личные умения способствуют достижению согласия в коллективе. 28. Обычно я могу найти аргумент, чтобы отклонить неразумные предложения. 29. Я знаю, чьи специальные знания и умения особенно нужны для решения стоящих перед коллективом проблем. 30. Я больше исполнитель, чем инициатор. 31. Я чувствую себя в своей стихии, когда работа требует высокой степени концентрации и внимания. 32. Я охотно подчеркиваю собственную точку зрения на собраниях коллектива. 33. Я хорошо уживаюсь с другими людьми и упорно работаю ради коллектива. 34. В большинстве ситуаций я имею независимый и новаторский взгляд. 35. Я сохраняю устойчивый систематический подход, каким бы ни было давление. 36. У меня довольно напористый характер, но я реагирую на нужды других людей. 37. Я счастлив быть лидером в ситуациях, требующих действия. 38. Я внимательно исследую последние идеи в их развитии. 39. Я люблю тщательно взвешивать и оценивать все предложения своих товарищей, прежде чем сделать выбор. 40. Быть занятым решением деловой проблемы доставляет мне истинное удовольствие. 41. Я могу определить, как идеи и технические приемы могут быть использованы в новых ситуациях. 42. Я сильно реагирую, когда собрание, похоже, теряет из виду главную цель. 43. Мне доставляет удовольствие сопоставлять различные точки зрения. 44. Я всегда готов поддерживать хорошие предложения. 45. У меня развито естественное чувство срочности при выполнении любой работы. 46. Я придаю особое значение следованию интересным идеям (или людям). 47. Я предпочитаю тщательно анализировать возникающие проблемы. 48. Мне кажется, у меня есть талант планирования конкретных шагов решения проблемы. 49. Я думаю, что могу рекламировать и популяризировать идеи, которые интересуют меня. 50. Я могу увидеть систему (модель) там, где другие обычно видят несвязанные предметы. 51. Я готов волевым путем огласить мою личную точку зрения, если это необходимо. 52. Я вижу все стороны проблемы и предлагаю решения, приемлемые для всех. 53. Я внимательно слежу за участками, где может потребоваться моя помощь. 54. Я люблю выявлять критические различия между альтернативами. 55. Я работаю наилучшим образом, когда цели и задачи ясно определены. 56. Обычно я внимательно слежу за участками, где могут возникнуть трудности.
Интерпретация Подсчитайте баллы по приведенным ниже группам утверждений. Количественная выраженность очков показывает вашу потенциальную возможность исполнять ту или иную социальную роль при совместной работе в коллективе.
Характеристики групповых роле й в организации
В любой организации существует динамичное распределение определенных деловых ролей. Каждый из членов организации играет двойную роль. Первая роль — чисто функциональная и вытекает из формальной структуры организации. Но вторая роль, которую М. Белбин назвал «ролью в группе», гораздо менее очевидна, однако она существенно важна для успешной деятельности коллектива. Путем обширных и тщательно разработанных экспериментов он выделил и описал всего восемь деловых ролей, которые только и могут играть члены коллектива; других ролей в группе просто не существует. Эти восемь ролей в коллективе следующие: 1. Лидер ( Председатель, Координатор). Этот тип руководителя организует работу команды и использование ресурсов в соответствии с групповыми целями. Председатель имеет ясное представление о сильных и слабых сторонах команды и работает с максимальным использованием потенциала каждого члена команды. Он может не обладать особенно высоким интеллектом и творческими способностями, но он хорошо руководит людьми. Главная личная черта его характера - это сильное доминирование и преданность групповым целям. Председатель является спокойным, несуетливым, самодисциплинированным, поощряющим и поддерживающим типом руководителя команды. Стиль руководства командой - радушно принимать вносимые вклады в деятельность команды и оценивать их в соответствии с целями команды. Лидер занимает главенствующее положение в группе, но добивается этого ненавязчиво и как бы небрежно. Он часто обладает тем, что называется личным обаянием и авторитетом, то есть способностью заставлять других действовать, не применяя чрезмерно свою власть и права. Лидер отличается тем, что его интересы — главным образом цели и задачи. При обсуждении групповых задач он определяет вопросы, которые нужно обсудить, и приоритеты. Он обобщает прозвучавшие мнения и формулирует заключения группы. Если должно быть принято решение, он, дав возможность высказаться всем, твердо и однозначно принимает такое решение. Он знает, в какой сфере деятельности каждый из членов организации силен, а в какой слаб, и направляет внимание и усилия людей на те вопросы, в разрешении которых они могут принести наибольшую пользу. Именно «лидер» распределяет обязанности и секторы ответственности других членов группы. 2. Формирователь (Реализатор). Это другой, более умело управляющий, честолюбивый, оппортунистический, предпринимательский тип руководителя команды. Он формирует усилия команды через установление целей и приоритетов. Формирователь присоединяется к точке зрения, что победителей не судят, и, в истинно Маккиавеллиевском стиле, прибегнет к незаконной или безнравственной тактике, если необходимо. Исследования Белбина показали, что это самая предпочтительная роль в команде. Стиль руководства Формирователя - оспаривать, мотивировать, достигать. Он склонен к провокациям, раздражению и нетерпению. Реализатор является лидером группы в реализации конкретно поставленной задачи. Его главная задача — придать четкую форму самой деятельности группы и ее результатам. Он не терпит разболтанности, неясности, нечеткости мышления. При обсуждении групповых задач он старается объединить идеи, цели и практические соображения в единый реальный проект и стремится быстрее начать действовать. Он жаждет действия, притом немедленного. Переубедить его могут только результаты. Его напористость, носящая характер принуждения, всегда направлена на достижение целей организации. Реализатор полон нервной энергии; он эмоционален, импульсивен и нетерпелив, он склонен опережать других, иногда придирчив, быстро разочаровывается и впадает в уныние. Его поведение бывает вызывающим, дерзким и ершистым. Он часто ссорится с коллегами, но ссоры эти краткие, и он не злопамятен. Он вполне способен сделать работу в группе неуютной, но именно он заставляет дело идти вперед. 3. Мыслитель (Генератор идей). Это интровертированный (сосредоточенный на своем внутреннем мире), умный, склонный к нововведениям член команды. Мыслитель представляет новые идеи, пытается их развивать, разрабатывает стратегию. Он интересуется, в основном, более широкими вопросами, которые могут дать результат, при недостаточном внимании к деталям. Стиль Мыслителя - привносить инновационные идеи в работу команды и ее цели. Он склонен «витать в облаках» и игнорировать детали или протокол. Генератор идей поставляет группе оригинальные идеи, мысли, предложения; он человек идей. Конечно, и у других есть идеи, но его идеи отличаются оригинальностью. Из всех членов группы у него самый высокий коэффициент интеллектуальности и самое развитое воображение. Если группа увязнет в трудностях, то именно «генератор идей», скорее всего, начнет искать совершенно новый подход к проблеме. Он вообще привносит с собой радикальный подход к разрешению проблем. Но у него есть два недостатка. Во-первых, его гораздо больше интересуют фундаментальные проблемы, крупные вопросы, а не детали; более того, он нередко упускает из виду детали и совершает ошибки по своей невнимательности. Во-вторых, он может слишком много творческой энергии отдавать идеям, захватившим его воображение, но вовсе не отвечающим потребностям группы. Он очень доверчив, непредвзят и доступен. Вместе с тем он нелегко переносит критику своих собственных идей и быстро обижается, если его предложения отвергаются или принимаются лишь частично. Он способен обидеть других критикой их идей. Его критические замечания обычно расчищают почву для собственных идей. И все же, несмотря на все его недостатки, именно от «генератора идей» исходит живая искра. 4. Объективный критик ( Оценщик идей). Оценщик объективен при анализе проблем и оценке идей. Редко охваченный энтузиазмом, он защищает команду от принятия импульсивных, отчаянных решений. Стиль построения команды Оценщика - объективно анализировать и оценивать идеи и решения команды. Им может не хватать вдохновения или способности мотивировать других. «Объективный критик» вряд ли выступит с оригинальным предложением, но зато именно он, скорее всего, не даст группе увлечь себя неразумным планом и пойти по неправильному пути. Его вклад в общее дело заключается во взвешенном и беспристрастном анализе, а не в выдвижении творческих идей. Он критикует не из любви к этому искусству, а потому, что видит ошибку в аргументах или просчет в планах. Он медлителен в принятии решений, он не любит, чтобы его торопили, но это самый объективный и беспристрастный ум во всей группе. Более того, у него, как и у «генератора идей», наиболее высокий коэффициент интеллектуальности, но, в отличие от второго, «критик» должен быть флегматичным и хладнокровным. Одним из наиболее важных достоинств «критика» является умение поглощать, осваивать, интерпретировать и критически оценивать огромное количество сложных печатных материалов, умение анализировать и оценивать суждения и предложения других. Иногда он может делать это бестактно и обескураживающе, но именно он и возвращает группу с поэзии несбыточной мечты на прозу реальной жизни. Хотя он заслуживает доверия во всем ина него можно положиться, ему не хватает человеческого тепла, непосредственности и воображения. И тем не менее, оннезаменим в группе, потому что его суждения почти никогда не бывают ошибочными. 5. Исполнитель (Организатор работ, Начальник штаба). Это член команды, выражающий ее сущность, потому что цели Исполнителя идентичны целям команды. Часто Исполнитель является именно тем руководителем, выполняющим задания, которые другие не всегда хотят выполнять. Он систематически составляет планы и эффективно претворяетих в производство. Стиль Исполнителя в команде - организация работ. Он может иметь недостаток гибкости и не любит непроверенные идеи. Начальник штаба преобразует принятые решения и выработанные стратегии в четко очерченные, конкретные и реальные задачи, которые можно начать выполнять. Его страсть — организовывать практическое выполнение заданий. Его главный вклад в общее дело — придать планам группы реальную, выполнимую форму. Он обладает сильным характером, внутренней дисциплинированностью и логичным подходом к проблемам. Он отличается цельностью, искренностью, доверием к коллегам, его не так-то просто сбить с толку иобескуражить. Он одержим стабильными структурами и всегда пытается их создавать. Дай ему решение — и он составит график выполнения. Поставь перед ним задачу и дай ему в подчинение группу работников — и он составит графическую схему организационной структуры. Он работает эффективно, методично исистематически, но иногда ему не хватает гибкости. Создать ему серьезные помехи может только внезапное изменение планов, потому что он склонен несколько теряться в неустойчивых, меняющихся ситуациях. 6. Разведчик (Исследователь ресурсов, Снабженец). Это экстравертированный (ориентированный на внешний мир), собирающий ресурсы тип генератора идей. Разведчик исследует и докладывает об идеях, ресурсах и новых усовершенствованиях, которые имеются вне команды. Он естественен в общественных отношениях и создает полезные внешние контакты для команды. Он обычно знает, как примирить интересы людей с общественными интересами, и кто может помочь решить проблемы. Стиль построения команды Исследователя ресурсов - создать сеть и собирать полезные ресурсы для команды. Разведчики могут терять интерес, стоит только пройти первоначальному увлечению. Снабженец выходит за пределы группы вовне иприносит с собой новые идеи, информацию и вообще сообщения овсяческих новостях. Этот человек наиболее по-человечески симпатичный из всех членов группы, он сразу вызывает к себе расположение. Онлюбит общество, очень раскован иобщителен. Ha ситуацию или рассказ он почти всегда реагирует положительно и с энтузиазмом, хотя склонен так же быстро бросать дела и занятия, как стремительно за них хватается. Многое, если не все в жизни, сразу же вызывает его интерес. Снабженец легко и быстро сближается с людьми и имеет множество контактов за пределами группы. Он редко находится на своем рабочем месте, а когда он все-таки там, то, скорее всего, с кем-либо говорит. Его роль значительна: он предохраняет группу от загнивания, окостенения и потери связи с реальным миром. 7. Душа группы (коллективист, Организатор группы). Коллективист играет ориентированную на отношения, поддерживающую роль. Этот чрезвычайно популярный тип нередок среди высших менеджеров. Коллективист благоприятно действует на дух команды, улучшает межличностное общение, сводит к минимуму конфликты в команде. Стиль построения команды Коллективиста - поддерживать отношения внутри команды. Он может быть нерешителен в момент кризиса. Душа группы — самый чуткий и чувствительный из всех. Он лучше всех осведомлен о нуждах изаботах коллег. Он отчетливее других чувствует эмоциональные «подводные течения» в группе. Он больше всех осведомлен и о семейных делах, о личной жизни остальных членов группы. Он активнее всех осуществляет внутригрупповые коммуникации. Он ужасно не любит личной вражды и недоброжелательности, сам избегает конфликтов. Он симпатичен и приятен в обращении, скромен, примерен, ненавязчив, несамоуверен, популярен. Он умеет и любит слушать, легко и свободно общается со всеми членами группы, помогает и другим быть раскованными и свободными. Он способствует установлению единства, дружбы и гармонии отношений и этим уравновешивает трения и разногласия, которые могут вызвать другие. Его личный вклад в общее дело может быть и не так очевиден, как вклад других, но его отсутствие сразу становится заметным и влияет на дело отрицательно, особенно во времена неприятностей, стрессов, давления со стороны — словом, это цемент, связывающий группу. 8. Завершитель работ (Отделочник, контролер). Завершитель продвигается вперед и настаивает на данном плане, проекте или предложении, когда возбуждение и энтузиазм других членов команды исчерпаны. Завершитель является тем, кто хорошо планирует, выполняет и доводит до конца задачи команды. Он раздражается, если работа команды отстает от графика, и теряет удовлетворение от работы, когда работа не завершена. Стиль построения команды Завершителя - настаивать ради продвижения вперед, выдерживать сроки и завершать задачу. Контролера беспокоит все, что может «получиться неправильно». Он никогда не обретет душевного спокойствия, пока лично сам не проверит каждую деталь и не убедится, что все сделано, ничего не забыто, ничто не упущено. Если что-нибудь его и занимает в жизни серьезно, то это порядок. Он принуждает всех выполнять графики и укладываться в сроки. Он испытывает постоянное ощущение срочности, как бы давление времени, и передает это ощущение другим, побуждая их действовать активнее. Его одержимость деталями есть просто выражение внутренней тревоги за благополучный исход дела. Он обладает сильным характером, вполне владеет самоконтролем; с нетерпимостью относится к более небрежным и разболтанным членам группы. Бдительность — его отличительная черта. Но он склонен утрачивать перспективу общей цели и увязать в мелких, малозначащих деталях. Тем не менее eго безудержное стремление все проверять и все доводить до конца является исключительно полезным организации качеством.
Чтобы управленческая команда была эффективна, нужно, чтобы все эти роли равноценно распределялись между членами группы, чтобы они взаимно дополняли друг друга (иногда один член группы может исполнять две и более роли).
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.68 (0.013 с.) |