Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психически-познавателные процессы

Поиск

Индивидуально-психологические свойства хпрактер индивидуальность

Структура деятельности

Кто основал науку «колористика»?

Возрастная периодизация и кризисы психического развития.

В процессе своего развития личность проходит несколько возрастных этапов, каждый имеет свои особенности. Возрастные особенности характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. К основным структурным компонентам возраста относятся: социальная ситуация, психические новообразования, ведущие виды деятельности. С возрастом ведущие виды деятельности меняются, увелич-ся их разнообразие и общее число. Переходы из одного возраста в другой могут происходить незаметно как для самого ребенка, так и для окружающих. В переходные периоды некоторые дети становятся замкнутыми, раздражительными. Такая ситуация называется возрастным кризисом.

*Кризис новорожденности ( от рождения до 2 мес.) - переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого.

*Младенчество (2мес-1 год) - эмоционально-непосредственное общение-общение ребенка со взрослыми людьми, единство ребенка и взрослого. Психол.новообразования: -Потребность в общении - Предметное восприятие -Автономная речь –Ходьба. "Кризис 1 года - физическое отделение от матери. Расширение пространства, доступного для ребенка. Ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить.

*ранее детство - 3 года). Соц.ситуация развития - ребенок и взрослый, или Я и другой. Познание мира человеческих предметов. Общение со взрослым -ситуативно-деловое. Общение со сверстниками - начальные формы, взаимное подражание.

Кризис 3 лет 1) упрямство настаивает на своем требовании, чтобы с этой личностью считались. 2) Своеволие-ребенок сам хочет что-то делать.. 3)Протест –бунт –проявля-ся в частых ссорах с родителями. Появляется феномен «Ясам»

'дошкольное детство (3-7 лет) Соц.ситуация развития: Ребенок и взрослый. Познание мира человеческих отношений. Ведущ. дея-ть: Сюжетно-ролевая игра-сочетание. Психические новообразования: -Воображение -Наглядно-образное мышление -Картина мира, -Самосознание –Самооценка.

'Кризис 7 лет. Потеря детской непосредственности. Возникновение внутренней психической жизни. Способность и потреб-сть в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции.

*младший школьный возраст (6/7-10/11). Внутренняя позиция ученика как человека, совершенствующего самого себя. Ведущ. дея-ть – учебная. Психические новообразования: -«Умение учиться» -Самоконтроль и самооценка-Ориентация на группу сверстников.

'подростковый, отроческий возраст (10/11-14/15). Формир-е сознательного отношения к себе как к члену общ-ва. Благоприятные условия для проявления индивидуальности. Ведущ. дея-ть: интимно-личностное общение сверстников, общение в общественно-полезной дея-ти.. Психические новообразования: -чувство взрослости -нов.ур-нь самосознания, -стремление к самоутверждению -возникновение внутрен.жизни.

'Кризис подросткового периода. Процесс анатомо-психологичкой перестройки яв-ся фоном, на котором протекает психологический кризис-изменение роста, веса сопровождается изменением пропорций тела. Перепады настроения, гормональная буря-неуравновеш-ть.

'Юность (ранняя 15-17. поздняя 17-21) Поиск своего места в более широкой соц.общности, начало практич.самореализации. Ведущ.дея-ть: учебно-профессиональная. Психические новообразования -потребность самоопред-я -жизненные планы -устойчивое самосознание -ценностные ориентации.

*Кризис перехода к взрослости (18-20 лет) Отрыв от родительских корней.

"Взрослость: молодость, зрелость (ранняя взрослость-молодость, «вхождение в зрелость» 20-30, средняя взрослость-зрелость 30-60) Принятие на себя полноты ответственности. Вед.дея-ть - Труд. Спектр основных дея-тельностей - труд, семья, общение. Психические новообразования: -построение стратегии жизни -Материнство / отцовство.

"Нормативные кризисы зрелости. Кризис 30-летия - коррекция плана жизни, создание более упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье;

"Взрослость: старение и старость (Пожилой возраст (старение) -60-75 лет. Старость — 75-90 лет. Долгожительство— свыше 90 лет). Готовность к выходу на пенсию. Адаптация к новому социальному статусу. Поиск новых форм занятости. Передача жизненного опыта.

 

Психология подростка.

На формирование личности подростка социальные факторы оказывают ведущее влияние, а биологические — опосредованное.

Социальными факторами психического развития являются:

-переход из начальной в среднюю школу, где занятия ведутся многими учителями-предметниками, что существенно меняет учебную деятельность и общение школьников и учителей;

-расширение общественной, социально-полезной деятельности школьника в классе и в школе, расширение круга общения со сверстниками;

-происходит изменение положения ребенка в семье, где родители больше начинают доверять ему, поручать выполнение более сложной домашней работы и включать в обсуждение семейных проблем. Биологическими факторами психического развития являются:

-начало полового созревания, влияние новых гормонов на центральную нервную систему; -бурный рост и физическое развитие с перестройкой всех органов, тканей и систем организма. Половое созревание как главный биологический фактор в этом возрасте влияет на поведение подростка не прямо, а опосредованно. Агрессивность по отношению к старшим, негативизм, упрямство, драчливость и т.д. За каждой внешней реакцией подростка стоит своя психологическая причина. Действия подростков, которые внешне выглядят как непослушание или оцениваются как "глупые", "необъяснимые" ("эффект неадекватности") часто вытекают из особенностей данного этапа взросления — этапа становления личности. Общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Именно неумение, невозможность добиваться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений подростков. Это сопровождается и повышенной конформностью подростков по отношению к подростковым компаниям.

Родители часто все трудности проблем общения своего ребенка списывают за счет недостатков тех детей, с которыми общается их сын или дочь. Однако исследования показывают, что начиная с 6-го класса у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате чего они начинают видеть причины конфликтов, затруднений или, напротив, успешности в общении со сверстниками в особенностях собственной личности.

Общение со взрослыми. Важность для подростка его общения со сверстниками не должна скрывать от воспитателей важность для него проблем взаимоотношений со взрослыми. Главный источник трудностей— непонимание взрослыми внутреннего мира подростка.

Общение со сверстниками противоположного пола. Появляющееся в чувство взрослости толкает подростка и к освоению "взрослых" типов поведения и во взаимоотношениях со сверстниками противоположного пола. Интерес к взаимоотношениям полов существенно меняет отношение к самому себе, особое значение здесь придается личной привлекательности.

У младших подростков интерес к противоположному полу часто вначале проявляется в неадекватных формах (у мальчиков — "задиристость", а у девочек демонстрация игнорирования). Позднее отношения усложняются: исчезает непосредственность в общении, появляются смутные чувства влюбленности. У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым, а привязанности к сверстнику противоположного пола становятся интенсивнее и могут быть причиной сильных негативных эмоций при отсутствии взаимности.

Пубертатный кризис. Традиционно главные трудности подросткового возраста принято было связывать с "кризисом 13 лет", когда ломка старых психологических структур приводит к взрыву непослушания и трудновоспитуемости подростка.

Причина в особенностях социально-психологической ситуации развития

подростка: взрослые не перестраивают своего поведения, сохраняя "детские" формы взаимоотношений с подростком в ответ на формирующееся "чувство взрослости" подростка. Подросток стремится быть взрослым и совершать "взрослые поступки", хотя в социально-психологическом плане он к этому еще не готов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.174 (0.009 с.)