Психологическое развитие в юношеском возрасте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое развитие в юношеском возрасте.



Юность—период жизни после отрочества до взрослости, и главной проблемой здесь будет являться проблема выбора жизненных ценностей.

Центральное новообразование — самоопределение старших школьников. Психологами подчеркивается многоаспектность этого новообразования, включающего потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, понять свое назначение.

Психологические особенности. Если юноши оценивают себя главным образом по своим предметным достижениям, то для девушки важнее межличностные отношения. У старшеклассников выше чем у подростков потребность в общении со взрослыми из-за того, что остро встают вопросы самосознания и самоопределения, решить которые самому бывает очень трудно. Уровень самосознания определяет и уровень требований старшеклассников к самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными. Высокий уровень самосознания в свою очередь приводит к самовоспитанию. Однако самовоспитание сталкивается с трудностями, т.к. этому возрасту свойственен ряд противоречий. стремление проявить волевые усилия

-чуткость, восприимчивость к оценке своей личности со стороны коллектива, стремление к идеалу

-желание формировать стойкость, выдержку, самообладание, и в то же время ребяческая непосредственность, старшеклассники заядлые спорщики. Взаимоотношения между мальчиками и девочками, ограниченные и стесненные, появляются смешанные компании. Любовные переживания имеют гораздо большее значение, чем сам объект привязанности. Отсюда - постоянная оглядка на мнение сверстников, подражательность, хвастовство.

Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Становление происходит по нескольким направлениям:

1)Юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я». Появляется чувство особенности.

2)Понимание смерти заставляет задуматься о смысле жизни, о перспективах, о будущем, о своих целях;

начинают вырисовываться планы деятельности, стиль жизни, выбор профессии и места в жизни.

3) Формир-ся целостное представление о самом себе, отношение к себе. Вначале оцениваются особенности

тела, внешности, привлекательности, а потом уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые

качества.

4)происходит осознание и форм-ся отношение к зарождающейся сексуал. чувственности. У девушек -потребность в нежности, ласке, тепле, а у юношей -потребность к физической близости.

В юности совершается открытие своего внутреннего мира, которое сопровождается переживанием его исключительной ценности. С одной стороны, это создает условия для того, чтобы задуматься о смысле своего существования, но, с другой стороны, проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая. Ответ на нее содержится не во внутреннем мире, а в его деятельности и чувстве социальной ответственности. Именно этого еще не имеется у юноши в начале жизненного пути. Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы оставаться лишь упражнением юношеского мышления.

 

ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОСТИ

Очень трудно создать психологическую периодизацию взрослого человека в силу того, что сложно однозначно хронологически выделить, скажем, этапы максимального расцвета личности — акме.

Взрослость: молодость и зрелость.

Ранняя взрослость (молодость, «вхождение в зрелость») – 20-30 лет.

Средняя взрослость (зрелость) – 30-60 лет.

Принятие на себя полноты ответственности. Труд. Максимальная реализация сущностных сил человека. Спектр основной деят-ти – труд, семья, общение – остается постоянным, но изменяется их соотношение. Круг общения, связанный с проф. деят-тью. Освоение и реализация супружеских и родительско - детских отношений.

Психологические новообразования: построение стратегии жизни; феномен акме; смысложизненые решения; новый уровень интеллектуального развития (способность самому формировать проблемы, диалектическое мышление); материнство \ отцовство.

Нормативные кризисы зрелости.

Кризис 30-летия – коррекция плана жизни, создание более упорядоченной структуры жизни и в прф.деят-ти, и в семье;

кризис 40-летия (кризис середины жизни) – осознание утраты молодости; сомнения в правельности прожитой жизни как центральная проблема возроста;

кризис 50 лет – пути и способы преодоления возрастных кризисов.

Взрослость: старение и старость.

Пожилой возраст (старение) – 60-75 лет.

Старость – 75-90 лет

Долгожительство – свыше 90 лет

Готовность к выходу на пенсию. Адаптация к новому социальному статусу. Поиск новых форм занятости. Проф. деят-ть в адаптированных формах. Структуризация и передача жизненного опыта. Хобби. Прародительство. Постепенный отказ от активности. Сужение круга общения. Взаимоотношение со взрослыми детьми и внуками.

Психологические новообразования: понятие своей жизни; жизненная мудрость; счастливая старость; интегрированность, цельность.

Кризис индивидуального существования.

Смерть как последнее критическое событие в жизни. Установки в отношении смерти.

 

 

Структура деятельности.

Деятельность -это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Структура Деятельности:

1) мотивы - то, что побуждает, человека к деятельности (личный, социальный)

2) действия(внутренние(создается модель действия и переходит во, внешние (экстраризация.) наоборот- интеризация)(состоят из апиллаций) - относительно законченные элементы деят-ти, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненные общему замыслу.

Составные части действия: 1) принятие решения; 2) реализация; 3)контроль и коррекция.

3) Цели (широкие узкие близкие далекие) - то, на что направлена непосредственно деят-ть (ближняя, дальняя).

Человеческаяая деят-ть всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход. Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности - это общение, игра, учение и труд. Мотивация деятельности.

Мотив(широкие узкие близкие далекие) - это опредмеченая потребность, это потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям. Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий, а с другой стороны одно и то же действие может побуждаться разными мотивами. Мотивы порождают действия, приводят к образованию целей.

Категории деятельности: 1)Категории рассматривают, как труд; 2)Категории, как самодеятельность (по изменению себя - личностной характеристики) 3)Деят-ть складывается из внутренних и внешних компонентов деятельности.

Внешние условия деятельности:

-это прежде всего, физическое окружение (воздух с определенным составом и температурой, источники света, рабочие условия...)

-социальный аспект (психологический климат, в котором работает человек)

Внутренние (мысленно-умственные) условия - такие структурные моменты деят-ти, как субъект, предмет, процедура, средство.

Процедура деят-ти - технология получения желаемого продукта.

Продукт деят-ти - последний этап динамической структуры действия или деят-ти, оформленный как вещь, идея или навык.

Хотя виды деят-ти не существуют изолированно, в разные периоды жизни человека они имеют неодинаковое значение. Для одного периода жизни ведущей деят-тью является игра, для другого - учение, а для третьего - труд. Таким образом, можно говорить о видах деят-ти, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности.

Ведущая деят-ть – деят-ть, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деят-ти. До поступления ребенка в школу ведущий вид деят-ти - игра. Ведущий вид деят-ти школьника - учение, взрослого - труд.участвовать в их преодолении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.32.31 (0.009 с.)