Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема личности и ее развития. Характеристика основных факторов развития личности.

Поиск

Под развитием следует понимать целенаправленный процесс детерминации колич-ых, качест-ых изменений и преобразований в личности, ведущих к повышению уровня его развитости. Осн. составляющими развития выступают соц-ое, культурное, интеллектуальное, физ-кое и профессиональное развитие, развитие способностей (творческих, организаторских, управленческих, педагогических), соответ-их познавательных, деловых, физических, и профессиональных качеств. В психолог. исследованиях по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологизаторское, социологизаторское и биосоциальное. Представители биологизаторского направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов.Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он надевает маску.Представители социологизаторского напр-ия считают, что хотя чел-ек рождается как существо биолог-ое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые.Представители биосоциального напр-ия считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление)имеют биолог.природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные.
Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности можно разделить на две группы – внешние и внутренние. Влияние среды и воспитания относятся к внешним факторам развития личности. Природные же склонности и влечения, а также совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания) есть внутренние факторы. Развитие и формирование личности явл. результатом взаим-я этих двух факторов. Все внешн.социализирующие личность факторы (влияние среды и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию и

 

Обучение как целенаправленный процесс обучения личности

Проблема соотношения обучения и развития является не толь­ко методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения. Это процесс стимулирования и управ­ления внешней и внутренней активностью ученика, в результа­те которой происходит освоение человеческого опыта. Под раз­витием применительно к обучению понимают два разных явления: собственно биологическое, органическое созревание мозга; психическое (в частности, умственное) развитие как опреде­ленная динамика его уровней, как своего рода умственное созре­вание. В психолог-ой науке сложились 3 точки зрения на соотношение обучения и развития. 1-ая и наиболее распространенная заключается в том, что обу­чение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созрева­нием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в про­цессе развития. В. Штерн писал, что обучение следует за разви­тием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возмож­ности для обучения. Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не толь­ко вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования. Эту существенно новую идею выдвинул Л.С.Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности. В связи с этим Л.С.Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый — уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который харак-ся тем, какие задания он может выполнить вполне само­стоятельно. Второй, более высокий уровень, обозначает то, что ребенок не мо­жет выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с неболь­шой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрос­лого, завтра он будет делать самостоя­тельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Психология стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него.

 

Роль воспитание и формирование личности. Самовоспитание

Воспитание есть про­цесс целенаправленного формирования личности. формирование личности – это про­цесс становления человека под воздействием тех обществ. отношений, в котор. он вступает; овла­дение человеком системой знаний, представлений о мире, трудовыми навыками. В ходе формирования личности происходит воздействие совокупности фак­торов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних. Воспитание не может уст­ранить или отменить действие многих факторов ста­новления личности, которые вообще не зависят от людей. Воспитание и самовоспитание — две стороны единого процесса формирования личности.
Под самовоспитанием понимается сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование личности.
Воспитательная цель осмысливается и принимается воспитанником в результате систематического целенаправленного влияния со стороны воспитателя. В процессе самовоспитания ученик выступает в качестве субъекта воспитательного процесса. Самовоспитание находится в-непосредственной зависимости от содержания жизни школьников, их интересов, отношений, характерных для того или иного возраста. Формы самосовершенствования с учетом возрастного и индивидуального развития школьников весьма разнообразны и выражаются в виде приспособления, подражания, ориентации на взрослых, друзей и коллектив сверстников.
Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности. Эта потребность не возникает одновременно у всех учащихся одного и того же возраста, особенно если личность не подготовлена к восприятию предъявляемых требований Интенсивное

Игра как средство развития личности. Классификация игр

Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более сторон, ведущих борьбу за реализацию своих интересов. Игры препятствуют честным, откровенным и открытым отношениям между игроками. Несмотря на это люди играют в психологические игры, потому что они заполняют их время, привлекают внимание, поддерживают прежнее мнение о себе и других и, наконец, превращаются в их судьбу. Игры имеют две основные характеристики: скрытые мотивы; наличие выигрыша. Игры имеют тягу к повторению. Люди обнаруживают что говорят те же слова с теми же интонациями, меняются только место и время. Повторение игры может восприниматься как ощущение, что это происходило раньше. Люди играют в игры различной степени напряженности, от социально приемлемого, смягченного до убийственного уровня.

Классификация игр по внешним признакам

По содержанию: игры с правилами - спортивные, подвижные, интеллектуальные; «вольные» игры – по сферам жизни: военные, свадебные, художественные.

По форме: игры-танцы, песни, театрализации, игровые тренинги и упражнения, игровые тесты и анкеты, соревнования, конкурсы.

По назначению – внеутилитарные и деловые.

По времени проведения.

По месту проведения: застольные и настольные, игры на эстраде.

По составу и количеству участников: для мальчиков, для девочек и для смешанного состава участников;

По степени регулирования, управления: кем-либо организованные и стихийные.

По наличию инвентаря: с предметами и без предметов;

Тео́рия игр — математический метод изучения оптимальных стратегий в играх.

Теория игр помогает выбрать лучшие стратегии с учётом представлений о других участниках, их ресурсах и их возможных поступках.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.202 (0.008 с.)