Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о внимании. Виды и свойства.

Поиск

Внимание – преимущественное устремленность сознания человека на определенный обхект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетлевие, глубже.

Виды внимания:

1) Непроизвольное;

2) Произвольное;

3) Послепроизвольное.

Свойства внимание:

1) Концентрация;

2) Распределение;

3) Устойчивость;

4) Отвлекаемость;

5) Объем;

6) Переключение;

7) Колебания;

8) Рассеянность.

Непроизвольное внимание – внимание, возникающее под влиянием внешних раздражителей, и не требующая волевых усилий.

Произвольное внимание – внимание, которое направляется на определенный объект в соответствии с поставленной задачей и на основе волевого усилия.

Послепроизвольное внимание – это внимание, которое возникает в начале как произвольное, а затем становится непроизвольным.

Концентрация внимания – способность человека отвлекаться от всего, что лежит за пределами его основной деятельности.

Распределение внимания – возможность иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или выполнять сложную деятельность, состоящую из многих одновременных операций.

Устойчивость внимания – способность задерживаться на восприятии одного объекта.

Объем минимальный – способность человека воспринимать определенное количество объектов (норма - 7±2 объекта).

Колебание внимания – Непроизвольный переход внимания от одного объекта к другому.

Рассеянность – слабое развитие внимания.

Память и ее характеристика.

Память – процессы запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек делал, переживал, воспринимал.

Процессы памяти:

1) Запоминание;

2) Сохранение;

3) Воспроизведение;

4) Забывание.

Виды памяти:

1) по длительности хранения неиспользованной информации:

- оперативное;

- кратковременное;

- долговременное.

2) особенности запоминания:

- двигательная;

- эмоциональная;

- словесно логическая;

- наглядно образная (включает зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память).

Формы запоминания:

1) преднамеренное;

2) непреднамеренное;

3) механическая;

4) логическая.

Запоминание – запечатление в сознании человека, полученной информации.

Сохранение – удержание в памяти полученных знаний, сведений в течении относительно длительного времени.

Воспроизведение – восстановление в сознании ранее воспринятого.

Кривая забывания Эббингауза

время
Запоминание информации

Iа – информация, которая не обрабатывается и не сохраняется отдельно;

IIб – материал преподноситься с логической обработкой;

IIIв – при повторении учебного материала.

Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.

Эмоциональная память – память на пережитые чувства.

Словесно-логическая память – память на знание в речевой форме, на логические схемы и на логическую символику.

Кратковременная память характеризуется кратким сохранением после однократного непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением.

Долговременная память характеризуется относительной деятельностью и прочностью сохранения воспринятого материала.

Лекция №4 (15.10.07)

Представления. Воображения. Мышление и речь. Учет их закономерностей в учебной деятельности студентов университета.

Представление или классификация.

Представление – образы, ранее воспринимавшихся предметов и явлений. С физиологической точки зрения представление является актуализацией следов ранее возникших чувственных образов.

Классификация:

1. По ведущему органу чувств:

- зрительные;

- слуховые;

- вкусовые;

- обонятельные;

- двигательные;

- температурные;

- болевые и так далее.

2. По степени обобщения:

- единичные;

- общие.

3. По степени новизны:

- представления воображения;

- представления памяти.

4. По содержанию:

- технические;

- географические;

- педагогические;

- художественные.

Пути формирования представлений:

1. Поддержание интереса к своей специальности, профессии;

2. Постановка профессионально-значимых задач и вопросов;

3. Активное использование различных технических средств (учебные кинофильмы, компьютерная техника и т. д.).

Единичные представления – представления одного конкретного предмета или явления.

Общие представления – представления об общих чертах группы сходных предметов.

Представления памяти – образы объектов, которые воспринимались человеком раньше.

Представления воображения – образы предметов и явлений, которые раньше человеком непосредственно не воспринимались, но могут возникнуть в сознании, благодаря переработке и комбинированию других прошлых восприятий.

Представления – вторичный образ предмета или явления, сохраненный в памяти.

Воображение и его виды.

Воображение – создание новых образов на основе имеющихся представлений и знаний. Оно единственное из познавательных процессов, позволяющих глубоко понят, а затем и преобразовать действительность.

Виды воображения:

- непроизвольное (мечта, фантазия, грезы);

- произвольное (репродуктивная, творческая и научная фантазия).

В зависимости от содержания деятельности различают:

- техническая;

- художественная;

- научная;

- психолого-педагогическая.

Непроизвольное воображение – процесс создания новых образов без каких-либо побудителей.

Произвольное воображение – процесс создания новых образов в связи с заранее поставленной цели.

Мечта – образ желаемого будущего.

Фантазия – создание образов желаемого будущего, но имеющих ограниченную связь с действительностью.

Репродуктивное воображение (воссоздающее) – процесс создания образов на основе чертежей, схем, карт, описания.

Творческое воображение – процесс создания новых оригинальных образов, т. е. образов таких объектов, которых вообще нет в действительности.

Научная фантазия – центр научного творчества, которое направлено на открытие ранее не известных явлений.

Мышление и его качества.

Мышление – процесс отражаемых в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями объектами мира.

Физиологической основой является сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга.

Мышление включает:

Виды мышления:

- наглядно-действенное;

- наглядно-образное;

- словесно-логическое.

Методы мышления:

- индукция;

- дедукция;

- по аналогии.

Формы мышления:

- понятия;

- суждения;

- умозаключения;

- рассуждения.

Мыслительные операции:

- анализ;

- синтез;

- сравнения;

- обобщение;

- абстракция;

- конкретизация;

- классификация;

- систематизация.

Структура процесса мышления при решении теоретических задач.

1. Формирование вопросов;

2. Выдвижение гипотезы;

3. Проверка гипотезы;

4. Если задача не решена, то выдвигается новая гипотеза;

5. Проверка новой гипотезы.

Наглядно-действенное мышление – мышление, которое проявляется непосредственно в процессе практической деятельности человека.

Наглядно-образное мышление – осуществляется на основе образов, представления того, что человек воспринимал раньше.

Словесно-логическое мышление – происходит на основе понятий, которые имеют словесное оформление и образно не представляются.

Индукция – метод, при котором мышление идет от единичных фактов, посылок к общему выводу.

Дедукция – мышление идет от общих положений к частным.

Метод по аналогии – вывод делается на основе сопоставления сходства предметов и явлений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.254 (0.009 с.)