Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и задачи психологии.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет и задачи психологии. 1. Предмет психологии как науки. 2. Структура психики человека. 3. Задачи психологии.
Задание для самостоятельной работы: 1) Отработать данную лекцию по учебному пособию: «Основы психологии и педагогики» (БГТУ, 2004 г.); «Психология управленческой деятельности» Александрович, 2005 г. 2) Подготовить сообщение: «История развития психологии как науки».
1. Психология – наука о психике и закономерностях ее развития у человека и групп людей. Псюхе – душа, логос – наука. Впервые упоминание о психологии относится к 5 в. до н. э. Аристотель, а затем и Платон в трактате о душе отражает элемент появления психики человека (когда человек рождается душа вселяется в тело человека, и наоборот). Этапы развития человека: 1) душа (5 в. до н. э. – 17 в. н. э.) – примитивные психологические знания господствующим понятиям души – Платон, Аристотель, Гиппократ, Декарт; 2) сознание (сер. 17 в. – 19 в.) – понятие сознания включало способность человека мыслить, чувствовать – Вольк, Гербарт; 3) поведение (сер. 19 в. – нач. 20 в.) – основные интересы психологии сосредоточились на поведении человека, его поступках, реакциях на сигналы природы – Бектерев, Дарвин; 4) акме (нач. 21 в.) – зарактеризуется психологическим сопровождением труда в жизни человека Бектерев, Павлов, Сеченов, Лурья, Рубинштейн, Анохин, Платонов.
Есть отдельная отрасль психологической науки – инженерная психология, которая исследует соотношение человек и техника. Методологической основой психологии является философия. 1) Психика человека находится в постоянном развитии; 2) Работа психики человека преломляется через призму законов диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицанием; закон единства и борьбы противоположностей. Естественно научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности человека (основоположники Сеченов, Павлов): 1) учение о нервных системах (центральная нервная система – головной и спинной мозг; вегетативная система – управляет деятельностью внутренних органов организма человека; периферическая система – управляет деятельностью сухожилий и вестибулярным аппаратом); 2) учение о рефлексах (условные и безусловные); условный рефлекс является основой формирования привычек поведения человека; 3) учение о динамическом стереотипе (динамический стереотип – система сложившихся привычек поведения человека в определенных условиях жизнедеятельности.
2. Психика – внутренний, духовный мир человека, его потребности и интересы, желания и увлечения, оценочные суждения, переживания, умение и навыки, поведение и деятельность.
3. Основные задачи: 1) анализ становления и развития психологии как науки; 2) изучение качественных или структурных особенностей психических явлений; 3) изучение закономерностей психических явлений, процессов, свойств личности и психических особенностей деятельности человека; 4) изучение структурных элементов психологии коллектива (общественное мнение, коллективное настроение, традиции); 5) развитие системы психологического сопровождения трудовой деятельности человека.
Лекция №2 (17.09.07) Индивидуальные особенности физических процессов. Ощущения. Восприятие. Внимание. Память. Закономерности пути развития. Характеристика восприятия. Виды восприятия: 1) Преднамеренное; 2) Непреднамеренное; 3) Наблюдение; 4) Восприятие пространства; 5) Восприятие времени; 6) Восприятие движения. Особенности восприятия: 1) Иллюзии; 2) Аппецеция; 3) Константность. Типы восприятия: 1) Синтетический; 2) Аналитический; 3) Аналитико-синтетический. Свойства восприятия: 1) Предметность; 2) Осмысленность; 3) Целостность; 4) Избирательность; 5) Активность. Непреднамеренное восприятие – любое восприятие, когда предмет воспринимается без специально поставленной задачи (не связан с волевыми усилиями). Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель, и оно связано с волевыми усилиями. Наблюдение – наиболее развитая форма преднамеренного восприятия, заключающаяся в длительном, систематическом, целенаправленном, организованном восприятии конкретного предмета, объекта на определенном пространстве. Аналитический тип характеризуется расчлененным отражением предмета с выделением каждой из основных частей. Синтетический типа – объект воспринимается в целом без осознания деталей. Иллюзия – неправильное поверхностное, искаженное восприятие предметов реальной действительности.
Память и ее характеристика. Память – процессы запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек делал, переживал, воспринимал. Процессы памяти: 1) Запоминание; 2) Сохранение; 3) Воспроизведение; 4) Забывание. Виды памяти: 1) по длительности хранения неиспользованной информации: - оперативное; - кратковременное; - долговременное. 2) особенности запоминания: - двигательная; - эмоциональная; - словесно логическая; - наглядно образная (включает зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память). Формы запоминания: 1) преднамеренное; 2) непреднамеренное; 3) механическая; 4) логическая. Запоминание – запечатление в сознании человека, полученной информации. Сохранение – удержание в памяти полученных знаний, сведений в течении относительно длительного времени. Воспроизведение – восстановление в сознании ранее воспринятого. Кривая забывания Эббингауза
Iа – информация, которая не обрабатывается и не сохраняется отдельно; IIб – материал преподноситься с логической обработкой; IIIв – при повторении учебного материала. Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эмоциональная память – память на пережитые чувства. Словесно-логическая память – память на знание в речевой форме, на логические схемы и на логическую символику. Кратковременная память характеризуется кратким сохранением после однократного непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Долговременная память характеризуется относительной деятельностью и прочностью сохранения воспринятого материала. Лекция №4 (15.10.07) Представления. Воображения. Мышление и речь. Учет их закономерностей в учебной деятельности студентов университета. Воображение и его виды. Воображение – создание новых образов на основе имеющихся представлений и знаний. Оно единственное из познавательных процессов, позволяющих глубоко понят, а затем и преобразовать действительность. Виды воображения: - непроизвольное (мечта, фантазия, грезы); - произвольное (репродуктивная, творческая и научная фантазия). В зависимости от содержания деятельности различают: - техническая; - художественная; - научная; - психолого-педагогическая. Непроизвольное воображение – процесс создания новых образов без каких-либо побудителей. Произвольное воображение – процесс создания новых образов в связи с заранее поставленной цели. Мечта – образ желаемого будущего. Фантазия – создание образов желаемого будущего, но имеющих ограниченную связь с действительностью. Репродуктивное воображение (воссоздающее) – процесс создания образов на основе чертежей, схем, карт, описания. Творческое воображение – процесс создания новых оригинальных образов, т. е. образов таких объектов, которых вообще нет в действительности. Научная фантазия – центр научного творчества, которое направлено на открытие ранее не известных явлений. Мышление и его качества. Мышление – процесс отражаемых в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями объектами мира. Физиологической основой является сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. Мышление включает: Виды мышления: - наглядно-действенное; - наглядно-образное; - словесно-логическое. Методы мышления: - индукция; - дедукция; - по аналогии. Формы мышления: - понятия; - суждения; - умозаключения; - рассуждения. Мыслительные операции: - анализ; - синтез; - сравнения; - обобщение; - абстракция; - конкретизация; - классификация; - систематизация. Структура процесса мышления при решении теоретических задач. 1. Формирование вопросов; 2. Выдвижение гипотезы; 3. Проверка гипотезы; 4. Если задача не решена, то выдвигается новая гипотеза; 5. Проверка новой гипотезы. Наглядно-действенное мышление – мышление, которое проявляется непосредственно в процессе практической деятельности человека. Наглядно-образное мышление – осуществляется на основе образов, представления того, что человек воспринимал раньше. Словесно-логическое мышление – происходит на основе понятий, которые имеют словесное оформление и образно не представляются. Индукция – метод, при котором мышление идет от единичных фактов, посылок к общему выводу. Дедукция – мышление идет от общих положений к частным. Метод по аналогии – вывод делается на основе сопоставления сходства предметов и явлений. Предмет и задачи психологии. 1. Предмет психологии как науки. 2. Структура психики человека. 3. Задачи психологии.
Задание для самостоятельной работы: 1) Отработать данную лекцию по учебному пособию: «Основы психологии и педагогики» (БГТУ, 2004 г.); «Психология управленческой деятельности» Александрович, 2005 г. 2) Подготовить сообщение: «История развития психологии как науки».
1. Психология – наука о психике и закономерностях ее развития у человека и групп людей. Псюхе – душа, логос – наука. Впервые упоминание о психологии относится к 5 в. до н. э. Аристотель, а затем и Платон в трактате о душе отражает элемент появления психики человека (когда человек рождается душа вселяется в тело человека, и наоборот). Этапы развития человека: 1) душа (5 в. до н. э. – 17 в. н. э.) – примитивные психологические знания господствующим понятиям души – Платон, Аристотель, Гиппократ, Декарт; 2) сознание (сер. 17 в. – 19 в.) – понятие сознания включало способность человека мыслить, чувствовать – Вольк, Гербарт; 3) поведение (сер. 19 в. – нач. 20 в.) – основные интересы психологии сосредоточились на поведении человека, его поступках, реакциях на сигналы природы – Бектерев, Дарвин; 4) акме (нач. 21 в.) – зарактеризуется психологическим сопровождением труда в жизни человека Бектерев, Павлов, Сеченов, Лурья, Рубинштейн, Анохин, Платонов.
Есть отдельная отрасль психологической науки – инженерная психология, которая исследует соотношение человек и техника. Методологической основой психологии является философия. 1) Психика человека находится в постоянном развитии; 2) Работа психики человека преломляется через призму законов диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицанием; закон единства и борьбы противоположностей. Естественно научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности человека (основоположники Сеченов, Павлов): 1) учение о нервных системах (центральная нервная система – головной и спинной мозг; вегетативная система – управляет деятельностью внутренних органов организма человека; периферическая система – управляет деятельностью сухожилий и вестибулярным аппаратом); 2) учение о рефлексах (условные и безусловные); условный рефлекс является основой формирования привычек поведения человека; 3) учение о динамическом стереотипе (динамический стереотип – система сложившихся привычек поведения человека в определенных условиях жизнедеятельности.
2. Психика – внутренний, духовный мир человека, его потребности и интересы, желания и увлечения, оценочные суждения, переживания, умение и навыки, поведение и деятельность.
3. Основные задачи: 1) анализ становления и развития психологии как науки; 2) изучение качественных или структурных особенностей психических явлений; 3) изучение закономерностей психических явлений, процессов, свойств личности и психических особенностей деятельности человека; 4) изучение структурных элементов психологии коллектива (общественное мнение, коллективное настроение, традиции); 5) развитие системы психологического сопровождения трудовой деятельности человека.
Лекция №2 (17.09.07)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.135 (0.009 с.) |