Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи психологии.

Поиск

Предмет и задачи психологии.

1. Предмет психологии как науки.

2. Структура психики человека.

3. Задачи психологии.

 

Задание для самостоятельной работы:

1) Отработать данную лекцию по учебному пособию: «Основы психологии и педагогики» (БГТУ, 2004 г.); «Психология управленческой деятельности» Александрович, 2005 г.

2) Подготовить сообщение: «История развития психологии как науки».

 

1. Психология – наука о психике и закономерностях ее развития у человека и групп людей.

Псюхе – душа, логос – наука.

Впервые упоминание о психологии относится к 5 в. до н. э. Аристотель, а затем и Платон в трактате о душе отражает элемент появления психики человека (когда человек рождается душа вселяется в тело человека, и наоборот).

Этапы развития человека:

1) душа (5 в. до н. э. – 17 в. н. э.) – примитивные психологические знания господствующим понятиям души – Платон, Аристотель, Гиппократ, Декарт;

2) сознание (сер. 17 в. – 19 в.) – понятие сознания включало способность человека мыслить, чувствовать – Вольк, Гербарт;

3) поведение (сер. 19 в. – нач. 20 в.) – основные интересы психологии сосредоточились на поведении человека, его поступках, реакциях на сигналы природы – Бектерев, Дарвин;

4) акме (нач. 21 в.) – зарактеризуется психологическим сопровождением труда в жизни человека Бектерев, Павлов, Сеченов, Лурья, Рубинштейн, Анохин, Платонов.

технические науки
общественные науки
естественные науки
психология

Есть отдельная отрасль психологической науки – инженерная психология, которая исследует соотношение человек и техника.

Методологической основой психологии является философия.

1) Психика человека находится в постоянном развитии;

2) Работа психики человека преломляется через призму законов диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицанием; закон единства и борьбы противоположностей.

Естественно научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности человека (основоположники Сеченов, Павлов):

1) учение о нервных системах (центральная нервная система – головной и спинной мозг; вегетативная система – управляет деятельностью внутренних органов организма человека; периферическая система – управляет деятельностью сухожилий и вестибулярным аппаратом);

2) учение о рефлексах (условные и безусловные); условный рефлекс является основой формирования привычек поведения человека;

3) учение о динамическом стереотипе (динамический стереотип – система сложившихся привычек поведения человека в определенных условиях жизнедеятельности.

 

2. Психика – внутренний, духовный мир человека, его потребности и интересы, желания и увлечения, оценочные суждения, переживания, умение и навыки, поведение и деятельность.

психика
       
психические процессы психические свойства психические состояния
1) психические познавательные процессы (память, речь, мышление, ощущения, восприятия, внимание, воображение, представление) 2) эмоционально-волевые (эмоции, чувства и воля) - темперамент; - характер; - способности; - направленность. (психологическое состояние – определенный уровень работоспособности психики в данный момент): - оптимальное; - депрессивное; - стрессовое.
           

 

3. Основные задачи:

1) анализ становления и развития психологии как науки;

2) изучение качественных или структурных особенностей психических явлений;

3) изучение закономерностей психических явлений, процессов, свойств личности и психических особенностей деятельности человека;

4) изучение структурных элементов психологии коллектива (общественное мнение, коллективное настроение, традиции);

5) развитие системы психологического сопровождения трудовой деятельности человека.

 

 

Лекция №2 (17.09.07)

Индивидуальные особенности физических процессов.

Ощущения. Восприятие. Внимание. Память. Закономерности пути развития.

Характеристика восприятия.

Виды восприятия:

1) Преднамеренное;

2) Непреднамеренное;

3) Наблюдение;

4) Восприятие пространства;

5) Восприятие времени;

6) Восприятие движения.

Особенности восприятия:

1) Иллюзии;

2) Аппецеция;

3) Константность.

Типы восприятия:

1) Синтетический;

2) Аналитический;

3) Аналитико-синтетический.

Свойства восприятия:

1) Предметность;

2) Осмысленность;

3) Целостность;

4) Избирательность;

5) Активность.

Непреднамеренное восприятие – любое восприятие, когда предмет воспринимается без специально поставленной задачи (не связан с волевыми усилиями).

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель, и оно связано с волевыми усилиями.

Наблюдение – наиболее развитая форма преднамеренного восприятия, заключающаяся в длительном, систематическом, целенаправленном, организованном восприятии конкретного предмета, объекта на определенном пространстве.

Аналитический тип характеризуется расчлененным отражением предмета с выделением каждой из основных частей.

Синтетический типа – объект воспринимается в целом без осознания деталей.

Иллюзия – неправильное поверхностное, искаженное восприятие предметов реальной действительности.

 

Память и ее характеристика.

Память – процессы запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек делал, переживал, воспринимал.

Процессы памяти:

1) Запоминание;

2) Сохранение;

3) Воспроизведение;

4) Забывание.

Виды памяти:

1) по длительности хранения неиспользованной информации:

- оперативное;

- кратковременное;

- долговременное.

2) особенности запоминания:

- двигательная;

- эмоциональная;

- словесно логическая;

- наглядно образная (включает зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память).

Формы запоминания:

1) преднамеренное;

2) непреднамеренное;

3) механическая;

4) логическая.

Запоминание – запечатление в сознании человека, полученной информации.

Сохранение – удержание в памяти полученных знаний, сведений в течении относительно длительного времени.

Воспроизведение – восстановление в сознании ранее воспринятого.

Кривая забывания Эббингауза

время
Запоминание информации

Iа – информация, которая не обрабатывается и не сохраняется отдельно;

IIб – материал преподноситься с логической обработкой;

IIIв – при повторении учебного материала.

Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.

Эмоциональная память – память на пережитые чувства.

Словесно-логическая память – память на знание в речевой форме, на логические схемы и на логическую символику.

Кратковременная память характеризуется кратким сохранением после однократного непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением.

Долговременная память характеризуется относительной деятельностью и прочностью сохранения воспринятого материала.

Лекция №4 (15.10.07)

Представления. Воображения. Мышление и речь. Учет их закономерностей в учебной деятельности студентов университета.

Воображение и его виды.

Воображение – создание новых образов на основе имеющихся представлений и знаний. Оно единственное из познавательных процессов, позволяющих глубоко понят, а затем и преобразовать действительность.

Виды воображения:

- непроизвольное (мечта, фантазия, грезы);

- произвольное (репродуктивная, творческая и научная фантазия).

В зависимости от содержания деятельности различают:

- техническая;

- художественная;

- научная;

- психолого-педагогическая.

Непроизвольное воображение – процесс создания новых образов без каких-либо побудителей.

Произвольное воображение – процесс создания новых образов в связи с заранее поставленной цели.

Мечта – образ желаемого будущего.

Фантазия – создание образов желаемого будущего, но имеющих ограниченную связь с действительностью.

Репродуктивное воображение (воссоздающее) – процесс создания образов на основе чертежей, схем, карт, описания.

Творческое воображение – процесс создания новых оригинальных образов, т. е. образов таких объектов, которых вообще нет в действительности.

Научная фантазия – центр научного творчества, которое направлено на открытие ранее не известных явлений.

Мышление и его качества.

Мышление – процесс отражаемых в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями объектами мира.

Физиологической основой является сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга.

Мышление включает:

Виды мышления:

- наглядно-действенное;

- наглядно-образное;

- словесно-логическое.

Методы мышления:

- индукция;

- дедукция;

- по аналогии.

Формы мышления:

- понятия;

- суждения;

- умозаключения;

- рассуждения.

Мыслительные операции:

- анализ;

- синтез;

- сравнения;

- обобщение;

- абстракция;

- конкретизация;

- классификация;

- систематизация.

Структура процесса мышления при решении теоретических задач.

1. Формирование вопросов;

2. Выдвижение гипотезы;

3. Проверка гипотезы;

4. Если задача не решена, то выдвигается новая гипотеза;

5. Проверка новой гипотезы.

Наглядно-действенное мышление – мышление, которое проявляется непосредственно в процессе практической деятельности человека.

Наглядно-образное мышление – осуществляется на основе образов, представления того, что человек воспринимал раньше.

Словесно-логическое мышление – происходит на основе понятий, которые имеют словесное оформление и образно не представляются.

Индукция – метод, при котором мышление идет от единичных фактов, посылок к общему выводу.

Дедукция – мышление идет от общих положений к частным.

Метод по аналогии – вывод делается на основе сопоставления сходства предметов и явлений.

Предмет и задачи психологии.

1. Предмет психологии как науки.

2. Структура психики человека.

3. Задачи психологии.

 

Задание для самостоятельной работы:

1) Отработать данную лекцию по учебному пособию: «Основы психологии и педагогики» (БГТУ, 2004 г.); «Психология управленческой деятельности» Александрович, 2005 г.

2) Подготовить сообщение: «История развития психологии как науки».

 

1. Психология – наука о психике и закономерностях ее развития у человека и групп людей.

Псюхе – душа, логос – наука.

Впервые упоминание о психологии относится к 5 в. до н. э. Аристотель, а затем и Платон в трактате о душе отражает элемент появления психики человека (когда человек рождается душа вселяется в тело человека, и наоборот).

Этапы развития человека:

1) душа (5 в. до н. э. – 17 в. н. э.) – примитивные психологические знания господствующим понятиям души – Платон, Аристотель, Гиппократ, Декарт;

2) сознание (сер. 17 в. – 19 в.) – понятие сознания включало способность человека мыслить, чувствовать – Вольк, Гербарт;

3) поведение (сер. 19 в. – нач. 20 в.) – основные интересы психологии сосредоточились на поведении человека, его поступках, реакциях на сигналы природы – Бектерев, Дарвин;

4) акме (нач. 21 в.) – зарактеризуется психологическим сопровождением труда в жизни человека Бектерев, Павлов, Сеченов, Лурья, Рубинштейн, Анохин, Платонов.

технические науки
общественные науки
естественные науки
психология

Есть отдельная отрасль психологической науки – инженерная психология, которая исследует соотношение человек и техника.

Методологической основой психологии является философия.

1) Психика человека находится в постоянном развитии;

2) Работа психики человека преломляется через призму законов диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицанием; закон единства и борьбы противоположностей.

Естественно научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности человека (основоположники Сеченов, Павлов):

1) учение о нервных системах (центральная нервная система – головной и спинной мозг; вегетативная система – управляет деятельностью внутренних органов организма человека; периферическая система – управляет деятельностью сухожилий и вестибулярным аппаратом);

2) учение о рефлексах (условные и безусловные); условный рефлекс является основой формирования привычек поведения человека;

3) учение о динамическом стереотипе (динамический стереотип – система сложившихся привычек поведения человека в определенных условиях жизнедеятельности.

 

2. Психика – внутренний, духовный мир человека, его потребности и интересы, желания и увлечения, оценочные суждения, переживания, умение и навыки, поведение и деятельность.

психика
       
психические процессы психические свойства психические состояния
1) психические познавательные процессы (память, речь, мышление, ощущения, восприятия, внимание, воображение, представление) 2) эмоционально-волевые (эмоции, чувства и воля) - темперамент; - характер; - способности; - направленность. (психологическое состояние – определенный уровень работоспособности психики в данный момент): - оптимальное; - депрессивное; - стрессовое.
           

 

3. Основные задачи:

1) анализ становления и развития психологии как науки;

2) изучение качественных или структурных особенностей психических явлений;

3) изучение закономерностей психических явлений, процессов, свойств личности и психических особенностей деятельности человека;

4) изучение структурных элементов психологии коллектива (общественное мнение, коллективное настроение, традиции);

5) развитие системы психологического сопровождения трудовой деятельности человека.

 

 

Лекция №2 (17.09.07)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.135 (0.009 с.)