Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология личности и ее характеристика.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Понятия о личности в психологии. 2. Структура личности и ее характеристика. 3. Социализация личности.
1. Понимание личности тесно связано с осмыслением таких категорий, как человек, индивид, индивидуальность. Человек – понятие видовое, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития (человеческого рода). В своем психическом развитии человек проходит несколько стадий: 1) цикл утробного развития ребенка; 2) цикл детства: а) младенчество (рождение – 18 месяцев); б) дошкольное детство (18 месяцев – 6, 7 лет); в) раннее школьное детство (6, 7 лет – 11, 13 лет); 3) цикл юности: а) ранняя юность (11, 13 лет – 15, 16 лет); б) поздняя юность (15, 16 лет – 21 год); 4) цикл взрослости: а) ранняя взрослость (21 – 25 лет); б) средняя взрослость (25 – 40 лет); в) поздняя взрослость (40 – 55 лет); г) предпенсионный возраст (55 – 65 лет); 5) цикл старения: а) удаление от дел (65 – 70 лет); б) старость (70 и более лет). Индивид – это отдельный конкретно взятый человек. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (рост, цвет глаз и т. д.), но и психологическими свойствами (способности, темперамент и т. д.). Индивидуальность – единство неповторимых личностных свойств конкретного человека (обычно рассматривается как совокупность физиологических и психологических особенностей отдельного человека, характеризующий его своеобразие). Личность – конкретный человек, представитель определенного общества, класса, коллектива, осознающий свое отношение к окружающему миру, занимающийся определенной деятельностью и обладающий своими индивидуально-психологическими особенностями. 2. Основные этапы развития психологии личности: 1) философско-литературный (5 век до н. э. – начало 19 века). Исследователи: Сократ, Аристотель, Спиноза, Локк, Юм. 2) Клинический (начало 19 – 20 век). Исследователи: Фрейд, Юнг, Адлер. 3) Экспериментальный (начало 20 века). Исследователи: Лозовский, Айзенк, Кеттел, Аппорт, Лурье. Проблемы личности изучали: Ковалев, Леонтьев, Мергель, Лобов, Платонов, Теплов. Мергель выделяет 2 группы индивидуальных особенностей: 1) темперамент и индивидуальные особенности психических процессов; 2) мотивы и отношения, характер и способности. Ковалев выделяет в структуре личности: а) направленность; б) способности; в) характер; г) систему управления и психические процессы. Наиболее полной структурой является динамическая структура личности по Платонову. Динамическая структура личности по Платонову
На основе этой структуры можно выделить следующие структурные элементы: 1) биологически обусловленные особенности личности (задатки, тип высшей нервной системы, темперамент и т. д.); 2) социально обусловленные особенности личности (потребности, мотивы, интересы, склонности, идеалы, убеждения и мировоззрения); 3) индивидуальные особенности психических процессов: а) психические позновательные (ощущения, восприятия, внимание, память, воображение, мышление и речь); б) эмоционально волевые (эмоции, чувства и воля); 4) профессионально-жизненый опыт (знания, навыки, умения, привычки); 5) 2 интегральных свойства: а) характер; б) способности. 3. Социализация личности представляет собой процесс ее формирования в определенных социальных условиях. Уже в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений. Этот процесс включения называется социализацией. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и его воспроизведения в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей. Выделяют несколько стадий социализации личности: 1) стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок не критически усваивает социальный опыт); 2) индивидуализация (подростковый и ранний юношеский возраст: появляется желание выделить себя среди других; проявляется критическое отношение к общественным нормам поведения); 3) стадия интеграции (проявляется в желаниях найти свое место в обществе; проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой и обществом); 4) трудовая стадия (охватывает весь период зрелости человека; его трудовую деятельность, когда человек воспроизводит социальный опыт за счет воздействия через свою деятельность на среду); 5) после трудовая стадия (охватывает пожилой возраст, когда вносится существенный вклад в воспроизводство социального опыта в процессе передачи его новым поколениям). Основные институты социализации: 1) семья; 2) дошкольные учреждения; 3) школы; 4) неформальные объединения; 5) ВУЗ; 6) трудовой коллектив. Лекция №3 (1.10.07) Индивидуальные особенности физических процессов. Ощущения. Восприятие. Внимание. Память. Закономерности пути развития. Понятия об ощущении. Классификация ощущений. Ощущения – отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предмета, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие – отражение в сознании человека предметов и явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств. Физиологической основой ощущения являются анализаторы (органы чувств). Анализатор состоит из: 1) рецептор – воспринимает действующий на него раздражитель; 2) нервно проводящий путь в кору головного мозга; 3) участок коры головного мозга, где представлен данный рецептор. Ощущения характеризуются: 1) качеством, то есть передача особенности, отраженных объектов; 2) силой, степенью выраженностью определенного качества; 3) длительностью, время в течении которого ощущения сохраняются. Виды ощущений: 1) зрительные; 2) слуховые; 3) обонятельные; 4) кожные (осязательные); 5) вкусовые. 6) вибрационные; 7) статические; 8) кинестезические. Свойства ощущения: 1) адаптация; 2) взаимодействие; 3) последовательные образы; 4) контраст; 5) пороги ощущений (минимальный, максимальный, порог различия). Зрительные ощущения – ощущения, возникающие при работе зрительного анализатора. Слуховые ощущения – ощущения, возникающие под воздействием раздражителя на органы слуха. Обонятельные ощущения – ощущения, воспринимаемые нервными клетками, расположенными в носовой полости. Кожные ощущения – это ощущения, воспринимаемые нервными клетками, расположенными на поверхности тела, в кожном покрове. Вкусовые ощущения – это ощущения, воспринимаемые нервными клетками, расположенными в полости рта. Вибрационные ощущения – ощущения, которые отражают колебания упругой среды. Статическое ощущения – ощущения, которое отражает положение тела человека в пространстве. Кинестезические ощущения – ощущения, воспринимаемые нервными клетками, расположенными в мышцах и сухожилиях. Адаптация – изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя (в темноте глаз адаптируется частично 6-8 мин, полностью 30-40 мин). Взаимодействие органов чувств (сенсивилизация) – это взаимодействие органов чувств и взаимовлияние в процессе ощущения. Пороги ощущения: 1) минимальный порог – та наименьшая сила раздражителя, при которой в первые возникают едва заметные ощущения. 2) Максимальный порог – наивысшая сила раздражителя, при которой существуют ощущения данного вида.
Характеристика восприятия. Виды восприятия: 1) Преднамеренное; 2) Непреднамеренное; 3) Наблюдение; 4) Восприятие пространства; 5) Восприятие времени; 6) Восприятие движения. Особенности восприятия: 1) Иллюзии; 2) Аппецеция; 3) Константность. Типы восприятия: 1) Синтетический; 2) Аналитический; 3) Аналитико-синтетический. Свойства восприятия: 1) Предметность; 2) Осмысленность; 3) Целостность; 4) Избирательность; 5) Активность. Непреднамеренное восприятие – любое восприятие, когда предмет воспринимается без специально поставленной задачи (не связан с волевыми усилиями). Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель, и оно связано с волевыми усилиями. Наблюдение – наиболее развитая форма преднамеренного восприятия, заключающаяся в длительном, систематическом, целенаправленном, организованном восприятии конкретного предмета, объекта на определенном пространстве. Аналитический тип характеризуется расчлененным отражением предмета с выделением каждой из основных частей. Синтетический типа – объект воспринимается в целом без осознания деталей. Иллюзия – неправильное поверхностное, искаженное восприятие предметов реальной действительности.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.149 (0.009 с.) |