Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет №5. Вопрос 1. Культурная революция и антиэлитарная направленность культурной политики советского государства (1917-1930 гг.).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1917-1920гг. Революция 1917г. и культура Революция оказала громадное влияние на судьбу России и все сферы жизни общества, но последствия революционного переворота в культуре проявились не сразу. Непосредственное воздействие на интеллигенцию и культурную жизнь общества: - свержение монархии в феврале 1917г. вызвало духовный подъем у части общества. Демократические реформы Временного правительства открыли дорогу к демократизации культуры. Широкое движение художественной самодеятельности: театр и муз студии, изостудии, литкружки. Сентября 1917 – создан Пролеткульт (центр, координирующий творческие организации пролетариата). - большинство интеллигенции с воодушевлением встретило начало революции, активно включилась в общест работу: весна 1917г. – съезды учителей, собрания творческой интеллигенции, создавались различные комитеты и комиссии. Создан Госуд комитет по народному образованию (разработал ряд законопроектов, не были приняты). - Министерство просвещения не играло активной роли. - Революционные иллюзии большей части интеллигенции развеялись на протяжении 1917г. Приход к власти большевиков – негативное отношение к ней большинства интеллигенции. Октябрьское восстание в Петрограде, разгон Учредительного собрания – как узурпация власти. - Отказ большей части интеллигенции от профессионального сотрудничества с советской властью в первые месяцы привел к разрушению системы госуд и общест органов руководства культурой. Новые органы формировались практически на пустом месте. Разрушена старая система финансирования. Нарастание эк кризиса сокращала бюджетные средства, выделяемые на культуру. Эк экспроприация подорвала меценатство. - Практически приостановились научные исследования, с перебоями работали университеты и школы, боролись за выживание музеи, библиотеки, театры. - Страдали культурные ценности: уничтожались усадьбы, их библиотеки, предметы искусства. - Большие человеческие потери. Эмиграция (около 2 млн. человек). - Психологические и нравственные последствия революции и войны: вырваны из привычных условий, потеряли близких, детская беспризорность, гонения на религию, патриотизм – интернационализм, уважение к родителям – классовое чутье и т.д. Политика большевиков в области культуры Новая власть взяла на себя миссию духовного лидерства и попыталась поставить под свой контроль сферу культуры. Однако не было четко разработанной концепции культурной политики, только общие цели и принципы партийной линии в области культуры. Теория: - задача на долговременную перспективу – создание нового типа К – социалистического. - многие теор установки определяли К политику: классовый подход (в основе новой К должна лежать пролетарская идеология, К должна служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм). - отношение к К предшествующих эпох – преемственность. Практика: - практическая линия партии в области К отражена в многочисленных декретах первых лет советской власти, направлена на решение 2 задач: * установление партийного контроля над всеми институтами, формирующими образ мыслей и настроения в обществе, * подъем общего культурного уровня населения. - советская политика в области К не порывала полностью с дореволюционной. Некоторые реформы, подготовленные до революции, были осуществлены большевиками: * новые правила русского языка (декрет 1918), * утвержден новый календарь, * реформа народного образования, * многие специалисты с дореволюционным стажем стали работать в советских учреждениях К. - Принципиальные установки в области К были сформулированы в: * Конституции РСФСР (1918) (законодательно закрепляла обязанность государства «предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее образование») * Партийной программе РКП(б) (1919) (меры по демократизации К жизни и обеспечению доступа трудящихся к образованию и сокровищам искусства) - Начало создания советской системы партийно-государственного руководства К-рой – положено назначением Луначарского народным комиссаром по делам просвещения в первом советском правительстве. Образована Госуд комиссия по просвещению (декрет 9.11.1917) – представительный орган, куда делегировались работники разных учреждений. Народный комиссариат просвещения РСФСР (Наркомпрос) - формировался как орган централизованного руководства всеми отраслями К. - В районах, где была установлена советская власть, создавались отделы народного образования под контролем местных Советов. Им подчинялись все учреждения К. Для управления делами К в национальных регионах России в Наркомпросе организован отдел просвещения нацменьшинств. По мере образования автономий там создавались свои наркоматы просвещения, а отдел просвещения нацменьшинств реорганизован в Совет (Совнацмен). - Во время Гражданской войны на территории, занятой белой армией, формировались свои министерства народного просвещения. - Агитпроп – специальный орган партийного руководства К, агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б). Он действовал через Наркомат просвещения и комфракции. - Наступление на «идеологическом фронте» партия начала сразу после прихода к власти: * закрыты контрреволюционные газеты, * национализированы кинопромышленность, театры и другие зрелищные учреждения, * создавались советская печать, сеть агитационно-пропагандистских организаций, * распущены многие общественные, профессиональные и творческие союзы, оппозиционные советской власти, * ряд культурно-просветительных и научных обществ, созданных задолго до революции, продолжали работу, но в основном были закрыты в 1920-1930-е гг. - Активное участие в руководстве К принимали комсомол и профсоюзы. Их представители входили в Госкомиссию по просвещению, Наркомпрос, отделы народного образования на местах. - Пролеткульт – особое место (сентябрь 1917-1932гг.) – объединение рабочих литературных кружков, театральных и художественных студий. Задача: создать новую пролетарскую К, развить пролетарскую науку, разработать пролетарскую философию и подчинить искусство интересам пролетариата. Опирался на идеи А.А. Богданова. Спор между Лениным и Богдановым: Ленин – социалистическая К в основе имеет пролетарскую идеологию, которую способны воспринять и другие слои. Богданов – пролетарскую К должны создавать только пролетарии. Роль партии в формировании новой К: Богданов – Пролеткульт является независимой организацией пролетариата в сфере К. 1920г. – решение ЦК о подчинении организации Наркомпросу. Окончание Гражданской войны: - внимание партии к вопросам К усилилось: * расширилась и усложнилась деятельность Агитпропа, * помимо него при ЦК партии работали постоянные комиссии по всем отраслям К, * в начале 1921г. – реорганизация Наркомпроса: выделились 2 центра: Академический центр или Центр общего теоретического и программного руководства (Покровский) и Организационный центр (Литкенс). Еще в Наркомпрос входили 4 управления по отраслям деятельности. 1922г. – учреждено Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит) – функции цензуры, Главный репертуарный комитет (Главрепертком) – цензура театрально-концертной деятельности. - Методы руководства К стали более демократичными: диспуты, дискуссии, совещания, обсуждения в печати. Применялись репрессивные меры. Образование СССР в 1922г. - проблема координации руководства К во всесоюзном масштабе, эта функция возложена на совещание наркомов просвещения республик. С середины 20-х гг. от Наркомпроса РСФСР начали отделяться органы управления отдельными отраслями К, которые получали статус общесоюзных. Сфера компетенции Наркомпроса постепенно сужалась до руководства школами. - Интеллигенция: * политика: принцип дифференцированного подхода: подавлять контрреволюционные выступления и поддерживать лояльных. * Партия испытывала недостаток в образованных кадрах. Была провозглашена политика привлечения интеллигенции к сотрудничеству с советской властью с последующем перевоспитанием, или заменой на новые кадры из рабочей среды. * Власти не доверяли интеллигенции: аресты в профилактических целях, эмиграция. * Окончание войны, НЭП: новые условия для налаживания взаимоотношений. Сменовеховство, компромиссы: дискуссии, разрешение издавать ряд журналов, партийные решения. * В 20-е гг. в целом политика была противоречивой: попытки установить диалог и репрессии (1922г. - философский пароход).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.6 (0.008 с.) |