Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №5. Вопрос 1. Культурная революция и антиэлитарная направленность культурной политики советского государства (1917-1930 гг.).

Поиск

1917-1920гг. Революция 1917г. и культура

Революция оказала громадное влияние на судьбу России и все сферы жизни общества, но последствия революционного переворота в культуре проявились не сразу. Непосредственное воздействие на интеллигенцию и культурную жизнь общества:

- свержение монархии в феврале 1917г. вызвало духовный подъем у части общества. Демократические реформы Временного правительства открыли дорогу к демократизации культуры. Широкое движение художественной самодеятельности: театр и муз студии, изостудии, литкружки. Сентября 1917 – создан Пролеткульт (центр, координирующий творческие организации пролетариата).

- большинство интеллигенции с воодушевлением встретило начало революции, активно включилась в общест работу: весна 1917г. – съезды учителей, собрания творческой интеллигенции, создавались различные комитеты и комиссии. Создан Госуд комитет по народному образованию (разработал ряд законопроектов, не были приняты).

- Министерство просвещения не играло активной роли.

- Революционные иллюзии большей части интеллигенции развеялись на протяжении 1917г. Приход к власти большевиков – негативное отношение к ней большинства интеллигенции. Октябрьское восстание в Петрограде, разгон Учредительного собрания – как узурпация власти.

- Отказ большей части интеллигенции от профессионального сотрудничества с советской властью в первые месяцы привел к разрушению системы госуд и общест органов руководства культурой. Новые органы формировались практически на пустом месте. Разрушена старая система финансирования. Нарастание эк кризиса сокращала бюджетные средства, выделяемые на культуру. Эк экспроприация подорвала меценатство.

- Практически приостановились научные исследования, с перебоями работали университеты и школы, боролись за выживание музеи, библиотеки, театры.

- Страдали культурные ценности: уничтожались усадьбы, их библиотеки, предметы искусства.

- Большие человеческие потери. Эмиграция (около 2 млн. человек).

- Психологические и нравственные последствия революции и войны: вырваны из привычных условий, потеряли близких, детская беспризорность, гонения на религию, патриотизм – интернационализм, уважение к родителям – классовое чутье и т.д.

Политика большевиков в области культуры

Новая власть взяла на себя миссию духовного лидерства и попыталась поставить под свой контроль сферу культуры. Однако не было четко разработанной концепции культурной политики, только общие цели и принципы партийной линии в области культуры.

Теория:

- задача на долговременную перспективу – создание нового типа К – социалистического.

- многие теор установки определяли К политику: классовый подход (в основе новой К должна лежать пролетарская идеология, К должна служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм).

- отношение к К предшествующих эпох – преемственность.

Практика:

- практическая линия партии в области К отражена в многочисленных декретах первых лет советской власти, направлена на решение 2 задач:

* установление партийного контроля над всеми институтами, формирующими образ мыслей и настроения в обществе,

* подъем общего культурного уровня населения.

- советская политика в области К не порывала полностью с дореволюционной. Некоторые реформы, подготовленные до революции, были осуществлены большевиками:

* новые правила русского языка (декрет 1918),

* утвержден новый календарь,

* реформа народного образования,

* многие специалисты с дореволюционным стажем стали работать в советских учреждениях К.

- Принципиальные установки в области К были сформулированы в:

* Конституции РСФСР (1918) (законодательно закрепляла обязанность государства «предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее образование»)

* Партийной программе РКП(б) (1919) (меры по демократизации К жизни и обеспечению доступа трудящихся к образованию и сокровищам искусства)

- Начало создания советской системы партийно-государственного руководства К-рой – положено назначением Луначарского народным комиссаром по делам просвещения в первом советском правительстве. Образована Госуд комиссия по просвещению (декрет 9.11.1917) – представительный орган, куда делегировались работники разных учреждений. Народный комиссариат просвещения РСФСР (Наркомпрос) - формировался как орган централизованного руководства всеми отраслями К.

- В районах, где была установлена советская власть, создавались отделы народного образования под контролем местных Советов. Им подчинялись все учреждения К. Для управления делами К в национальных регионах России в Наркомпросе организован отдел просвещения нацменьшинств. По мере образования автономий там создавались свои наркоматы просвещения, а отдел просвещения нацменьшинств реорганизован в Совет (Совнацмен).

- Во время Гражданской войны на территории, занятой белой армией, формировались свои министерства народного просвещения.

- Агитпроп – специальный орган партийного руководства К, агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б). Он действовал через Наркомат просвещения и комфракции.

- Наступление на «идеологическом фронте» партия начала сразу после прихода к власти:

* закрыты контрреволюционные газеты,

* национализированы кинопромышленность, театры и другие зрелищные учреждения,

* создавались советская печать, сеть агитационно-пропагандистских организаций,

* распущены многие общественные, профессиональные и творческие союзы, оппозиционные советской власти,

* ряд культурно-просветительных и научных обществ, созданных задолго до революции, продолжали работу, но в основном были закрыты в 1920-1930-е гг.

- Активное участие в руководстве К принимали комсомол и профсоюзы. Их представители входили в Госкомиссию по просвещению, Наркомпрос, отделы народного образования на местах.

- Пролеткульт – особое место (сентябрь 1917-1932гг.) – объединение рабочих литературных кружков, театральных и художественных студий. Задача: создать новую пролетарскую К, развить пролетарскую науку, разработать пролетарскую философию и подчинить искусство интересам пролетариата. Опирался на идеи А.А. Богданова. Спор между Лениным и Богдановым: Ленин – социалистическая К в основе имеет пролетарскую идеологию, которую способны воспринять и другие слои. Богданов – пролетарскую К должны создавать только пролетарии. Роль партии в формировании новой К: Богданов – Пролеткульт является независимой организацией пролетариата в сфере К. 1920г. – решение ЦК о подчинении организации Наркомпросу.

Окончание Гражданской войны:

- внимание партии к вопросам К усилилось:

* расширилась и усложнилась деятельность Агитпропа,

* помимо него при ЦК партии работали постоянные комиссии по всем отраслям К,

* в начале 1921г. – реорганизация Наркомпроса:

выделились 2 центра: Академический центр или Центр общего теоретического и программного руководства (Покровский) и Организационный центр (Литкенс).

Еще в Наркомпрос входили 4 управления по отраслям деятельности.

1922г. – учреждено Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит) – функции цензуры,

Главный репертуарный комитет (Главрепертком) – цензура театрально-концертной деятельности.

- Методы руководства К стали более демократичными: диспуты, дискуссии, совещания, обсуждения в печати. Применялись репрессивные меры.

Образование СССР в 1922г.

- проблема координации руководства К во всесоюзном масштабе, эта функция возложена на совещание наркомов просвещения республик. С середины 20-х гг. от Наркомпроса РСФСР начали отделяться органы управления отдельными отраслями К, которые получали статус общесоюзных. Сфера компетенции Наркомпроса постепенно сужалась до руководства школами.

- Интеллигенция:

* политика: принцип дифференцированного подхода: подавлять контрреволюционные выступления и поддерживать лояльных.

* Партия испытывала недостаток в образованных кадрах. Была провозглашена политика привлечения интеллигенции к сотрудничеству с советской властью с последующем перевоспитанием, или заменой на новые кадры из рабочей среды.

* Власти не доверяли интеллигенции: аресты в профилактических целях, эмиграция.

* Окончание войны, НЭП: новые условия для налаживания взаимоотношений. Сменовеховство, компромиссы: дискуссии, разрешение издавать ряд журналов, партийные решения.

* В 20-е гг. в целом политика была противоречивой: попытки установить диалог и репрессии (1922г. - философский пароход).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.6 (0.008 с.)