Представьте с помощью круговых схем отношения между объемами имен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представьте с помощью круговых схем отношения между объемами имен.



1)Поэт, русский поэт, русский поэт XIX в., А. С. Пушкин

А - поэт

В - русский поэт XIX в.

С - А. С. Пушкин

2) Водоплавающее животное, рыба, треска, кит А - водоплавающее животное

В - рыба С - треска D - кит

3)Адмирал, английский адмирал, русский адмирал Нельсон, адмирал Ушаков

А - адмирал

В - английский адмирал С - русский адмирал D - адмирал Нельсон Е - адмирал Ушаков

4)Мужчина, отец, сын А - мужчина

В - отец

адмирал,

II

сын

5) Преступление, взятка, грабеж А - преступление В - взятка С - грабеж

2) сумка, спортивная сумка, сумка для продуктов

А сумка

В спортивная сумка

С сумка для продуктов

Стр. 49 Укажите вид приведенных ниже определений (номинальное или реальное).

1)Правовым называется государство, в котором верховенствует закон. Номинальное

2)Барометр есть метеорологический прибор, служащий для измерения атмосферного давления.

Реальное

3)Неделя - отрезок времени в семь дней. Реальное

4)Филофонист - человек, коллекционирующий грамзаписи. Реальное

5)Широкую, обсаженную деревьями аллею вдоль улицы, берега моря и т. д., называют бульваром.

Номинальное

6)Логика - наука о законах и формах правильного мыш ления.

Реальное

7) Отца жены называют тестем.

Номинальное

Стр. 50

В приведенных ниже определениях укажите ошибки, если они есть.

1)Театр - это театр, а не кинотеатр.

Ошибка: тавтология - определяющее повторяет определяемое.

2)Овал - это круг в стесненных обстоятел ьствах.

Ошибка: неясное определение - метафора. 3)Фонтан - водопровод в экстазе.

Ошибка: неясное определение - метафора, к тому же несоразмерное определение - Dfd больше, чем Dfn.

4)Язык - знаковая система. Ошибок нет.

5)Домохозяйка - это не профессия. Ошибка: отрицательное определение.

6)Шотландия - страна, где скупые мужья донашивают юбки своих жен. Ошибка: неясное определение - двусмысленность.

7)Идеалист - человек идеалистических убеждений.

Ошибка: тавтология - определяющее повторяет определяемое.

8) Архитекту ра есть засты вшая музыка. Ошибка: неясное определение - метафора.

Стр. 52

В каких из приведенных ниже случаев имеет место дихотомическое деление?

1)Студенты делятся на успевающих и неуспевающих. Дихотомическое деление.

2)Люди бывают плохие и хорошие. Отсутствует четкое основание для деления.

3)Современные государства можно разделить на республиканские и нереспубликанские. Дихотомическое деление.

4)«В начале Бог сотворил небо и землю». Перечисление, а не деление.

5)Войны бывают справедливые и несправедливые. Дихотомическое деление.

6)Иностранные языки делятся на трудные и легкие. Отсутствует четкое основание для деления

7)Теоремы бывают прямые и обратные. Дихотомическое деление.

Стр. 53

Установите правильность деления в приведенных ниже примерах, в случае неправильного деления назовите, какое правило деления нарушено.

1)Войны бывают справедливые, несправедливые и освободительные. Неправильное деление: деление по двум основаниям - справедливые - несправедливые,

освободительные - завоевательные.

2)Население делится на мужчин и женщин, стариков и детей.

Неправильное деление: деление по двум основаниям - половая принадлежность и возраст, кроме того по возрасту деление неполное

3)Студенты делятся на отличников, успевающих и неуспевающих.

Неправильное деление: скачок в делении - сначала успевающие и неуспевающие, потом среди успевающих - отличники и др.

4)Власть бывает законодательная и исполнительная. Правильное деление

5)Право делится на уголовное, гражданское, наследственное.

Неправильное деление: скачок в делении - сначала уголовное и гражданское, в гражданском - наследственное и др.

6)Жители Новосибирска делятся на русских, рабочих, экономистов и женщин. Неправильное деление: деление по нескольким основаниям - национальность,

профессия, половая принадлежность, кроме того - деление неполное по всем основаниям.

7)Все полимеры можно разделить на три группы: природные, искусственные и синтетические.

Неправильное деление: члены деления не исключают друг друга - искусственные и синтетические суть одно и то же.

Стр. 58

Установите, какие из приведенных ниже предложений являются суждениями.

1)Рукописи не горят. Суждение

2)Граждане, переходите улицу на зеленый свет светофора! Суждения нет, побудительное предложение.

3)Вызваны ли свидетели?

Суждения нет, вопросительное предложение.

4)Все люди смертны. Суждение

5)Следуйте за мной.

Суждения нет, побудительное предложение, приказ.

6)Москва - столица России. Суждение

7) Бедность - не порок. Суждение

8)Здравствуйте, дети! Давайте возьмем ся за работу! Суждения нет, обращение и побудительное предложение.

9)Иглой дороги не меряют.

Суждения нет, не уточнено - кто именно не меряет дороги иглой.

10)Небо голубое. Суждение

11)Математика -г самая интересная наука. Суждения нет, оценочное высказывание.

12)Кто сегодня дежурный?

Суждения нет, вопросительное предложение.

13)Закройте окна.

Суждения нет, побудительное предложение, приказ.

14)Логика-наука. Суждение

15)Ах, как это удивительно! Суждения нет, оценочное выказывание.

Среди перечисленных ниже суждений выделите атрибутивные, экзистенциальные и реляционные.

1) Гово рящий много часто ошибается. Атрибутивное

2) «Есть женщины в русских селеньях» (А. Н. Некрасов). Экзистенциальное

3)Каждый из родителей старше своих детей. Реляционное

4)Все металлы электропроводны. Атрибутивное

5)Рязань меньше Москвы. Реляционное

6)Советского Союза нет. Экзистенциальное

7)Платон является философом. Атрибутивное

8)Дыма без огня не бывает. Экзистенциальное

9)Иван - брат Петра. Реляционное

10)Существуют редкие книги. Атрибутивное

Стр. 58

Установите вид суждений (объединенная классификация суждений).

1) Среди учащихся есть так ие, кото рые учатся добросовестно.

2)Каждый следователь знает хотя бы одного адвоката. А

3)Некоторые книги не интересны. О

4)Киты - не рыбы. Е

5)Ни один обвиняемый не оправдан. Е

6)Имеются приборы, преобразующие ультразвук в звук, слышимый человеком.!...........

7) Все люди смертны А

8) Некоторые проблемы чело веческой истории до сих пор не решены.

0 ~......................" * ~'.........

9) «Ни один ученый не мыслит формулами» (А. Эйнштейн). Е

10)Есть кни ги, которые ю ристы читают с большим инт ересом.

I

11)Никто не имеет право нарушать законы.

Е ~.....~

12)Некоторые математики пытались решить проблему квадратур ы круга.

I.............~..................................."............." "'...............

13)Кража - это преступление. А

14)Некоторые города - столицы Европы. I

15)Доброе слово и кошке приятно. I

16)ни один подложный документ не является доказательством Е

17)все бухгалтера - экономисты А

18) некоторые п исатели- фронтовики

1 ' " ~.................................

19) среди депутатов есть юристы I

20)есть европейские страны, не являющиеся членами Международного валютного Ьонда

I

Стр. 66

Запишите каждое высказывание, приведенное ниже, с помощью символов логики высказываний.

1)Если данное число делится на 2 без остатка, то оно четное.

2)Никто не забыт и ничто не забыто. -п(А л В)

3)Самое большое не имеет внешних границ, а самое маленькое не имеет предела внутри себя.

4)Право может способствовать экономическому развитию либо препятствовать ему.

Aw В

5) Красота спасет мир, если она добра.

6} Теперь у нас дороги плохи,

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы да блохи

Заснуть минуты не дают (А. С. Пушкин). АлВлС

7)«Если выступаешь без хорошей подготовки, значит, говоришь общо, неинтересно, фразерствуешь» (О. Гончар).

8)«Если ты не глуп, как пробка, то не полезешь в бутылку» (М. Дружинина).

9)Если и только если число делится на 2, то оно четное. А = В

10)«Если ты видишь юного живым, возносящимся на небо, то, ради бога, скорей ухвати его за пятку и сдерни на землю» (Из древнерусской философии).

(АлВ)^(С aD)

11)Если она сдела ет домашнее задание и в ымоет посуду, то родители разрешат ей сходить в кино или пригласить домой друзей.

(AaB)^(Cv D)

12)Он очень любит охоту, бридж и бильярд, поэтому можно сказать, что о н азартен. {AaBaC)->D

13)Если вы страдаете бессонницей, не старайтесь заснуть, а лучше встаньте, займитесь каким-либо делом и делайте его до тех пор, пока не почувствуете сонливость.

А -> (-п5 л С л D а Е)

14) «Кто утратил стыд, того нужно считать погибшим» (Плавт). А^В

15)Если хочешь получить хорош ую оценку на экзамене, зна чит должен ходить на лекции и много заниматься.

Стр. 68

С помощью следующих простых суждений: а) «Я работаю в библиотеке»; в) «Я люблю свою профессию»; с) «Я учусь в институте» - составьте высказывания, соответствующие формулам:

1 \ а а Ъ а с

Я работаю в библиотеке, люблю свою профессию и учусь в институте.

2) (a a b)с

Если я работаю в библиотеке и люблю свою профессию, то я учусь в институте.

3)a a —ib a —\с

Я работаю в библиотеке, но не люблю свою профессию и не учусь в институте.)

Если я работаю в библиотеке и учусь в институте то я люблю свою профессию.

) Если я учусь в институте, то я работаю в библиотеке и люблю свою профессию.

ft) — \п V —,С А Ъ

Либо я не работаю в библиотеке, либо не учусь в институте, но я люблю свою профессию.

71 (— \й a —ib)—> -ic

Я не работаю в библиотеке и не люблю свою профессию, а потому я не учусь в институте.

С помощью перечисленных далее простых суждений: а) «Теория Дарвина является научной» ; в) «Теория Дарвина может быть подтверждена опытными данными»; с)

 

 

«Теория Дарвина может быть опровергнута опытными данными» - составьте высказывания, соответствующие формулам:

j, a —>{b л с)

Если Теория Дарвина является научной, то она может быть подтверждена опытными данными и опровергнута опытными данными. 2> (ftvc)^fl

Если Теория Дарвина может быть подтверждена опытными данными или опровергнута опытными данными, то Теория Дарвина является научной. 3. (-нблс)—»-ia

Если Теория Дарвина не может быть подтверждена опытными данными и может быть опровергнута опытными данными, то Теория Дарвина не является научной.

4) (Ьл^

Если Теория Дарвина может быть подтверждена опытными данными и не может быть опровергнута опытными данными, то Теория Дарвина не является научной.

(6 v)

Если Теория Дарвина не является научной, то она не может быть подтверждена опытными данными или не может быть опровергнута опытными данными.

()

6)

Если Теория Дарвина не может быть подтверждена опытными данными и не может быть опровергнута опытными данными, то Теория Дарвина не является научной.

Стр. 72

Могут ли в спорах и дискуссиях смешиваться противоречащие и противоположные суждения ? Приведите примеры.

Противоречащие и противоположные суждения в спорах и дискуссиях могут смешиваться.

Например, если в суде обвинитель утверждает, что в рассматриваемом случае имела место кража (р), которая совершена группой лиц по предварительному сговору (q). Защитник

не отрицает факта кражи (р), но считает, что она была совершена без сговора ^~1^.

Каждый из них считает, что эти утвержденияЛ1) иА ~^Я) _ исключают друг друга как альтернативные. В действительности же оказывается, что эти высказывания находятся в отношении противоположности.

Следует ли руководствоваться отношением противоречия, выбирая оптимальную стратегию спора? Для ответа на данный вопрос рассмотрите следующую ситуацию. Ваш оппонент придерживается мнения о том, что «Наполеон - великий человек, и прекрасно все то, что он совершил». Вам необходимо опровергнуть Вашего оппонента.

В данном случае оппонент выдвигает два суждения:

Частноутвердительное суждение «Наполеон - великий человек», общеутвердительное суждение «Все, что совершил Наполеон - прекрасно».

Руководствуясь отношением противоречия, для опровержения данного утверждения следует выдвинуть суждения:

Общеотрицательное: «Ни один Наполеон - не является великим человеком», частноотрицательное: «Некоторые дела Наполеона не являются прекрасными».

Из истинности суждения Е следует истинность суждения О, то есть, мы можем доказать, что «Некоторые Наполеоны не являются великими людьми». Поскольку «Наполеон» -понятие единичное, то нам удалось опровергнуть суждение «Наполеон - великий человек».

Истинность частного суждения оставляет общее суждение неопределенным. То есть из истинности суждения О «Некоторые дела Наполеона не являются прекрасными» не следует истинность суждения «Ни одно из дел, которое совершил Наполеон, нельзя назвать прекрасным».

Следовательно, использование отношения противоречия между суждениями нельзя назвать оптимальной стратегией спора.

Стр. 74



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.131 (0.057 с.)