Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инструкция № 141 по охране труда↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ИНСТРУКЦИЯ № 141 ПО ОХРАНЕ ТРУДА СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ В КАЧЕСТВЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ (ПОМОЩНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЕЙ)
Содержание 1. Общие требования безопасности 2.Организационно-технические мероприятия и действия воспитателя /помощника воспитателя/ по предупреждению травматизма 3. Требования безопасности при проведении игр, спортивных занятий 4.Требования безопасности на занятиях по интересам 5. Требования безопасности при организации детского труда на участке 6. Требования безопасности при организации экскурсий, выездов, походов 7. Требования безопасности в поездках в автобусах 8. Требования безопасности во время бурь, ураганов, грозы 9. Требования пожарной безопасности 10. Требования безопасности к электросетям и оборудованию. 11. Обеспечение безопасности при проведении мероприятий на воде. Несчастные случаи на воде и их причина 12. Действия при переохлаждении и перегревании организма 13. Меры защиты от укусов клеща 14. Действия при несчастном случае с пострадавшим 15. Ответственность воспитателя (помощника воспитателя)
1. Общие требования безопасности 1.1. Ответственность за обеспечение безопасных и здоровых условий прохождения практик в детских оздоровительных лагерях, за выполнение настоящей Инструкции возлагается на руководителей факультетов, на непосредственных руководителей групп, на каждого студента - участника практики. 1.2. К прохождению практики в детских оздоровительных лагерях в качестве воспитателей (помощников воспитателей) допускаются студенты, достигшие 18-ти лет, прошедшие медицинское освидетельствование, получившие необходимые профилактические прививки. Лица, имеющие медицинские противопоказания, к практике не допускаются. Все участники практики должны пройти инструктажи под роспись в журнале учета инструктажей: - до начала практики вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности /проводит руководитель практики/; - первичный инструктаж на рабочем месте /проводит начальник ДОЛ, заместитель начальника, старший воспитатель/; - повседневные текущие инструктажи; - целевые (перед проведением спортивного соревнования, выезда на экскурсию, купания в водоеме и т.д.) - периодический (повторный) инструктаж /перед каждой сменой отдыхающих/. 1.3. Студент обязан соблюдать: - правила внутреннего распорядка, установленные в детском оздоровительном лагере; - требования настоящей инструкции, меры пожарной и электробезопасности. 1.4.Студент должен: - знать инструкцию по оказанию первой помощи и уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае; - знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных средств пожаротушения /огнетушители/, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара; - выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения непосредственного руководителя; - соблюдать дисциплину, во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе; 1.5.Студент должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу только в специально отведенных для этого местах. Не пить сырую водопроводную воду, не разрешать делать это воспитанникам. 1.6.При обнаружении загорания или в случае пожара: - сообщить в пожарную охрану по телефону 01 и непосредственному руководителю; - вместе с воспитанниками организованно покинуть место загорания. 1.7. При несчастном случае - оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся непосредственному руководителю, вызвать скорую помощь. 1.8. За невыполнение требований, изложенных в настоящей инструкции, студент несет ответственность согласно действующему законодательству. Участники практики должны постоянно помнить, что сохранение жизни и здоровья, собственного и воспитанников, зависит от дисциплинированности самих участников, от четкой организации работ и строгого выполнения распорядка дня. Необдуманные или легкомысленные действия одного (лихачество, пренебрежение обязанностями, употребление спиртных напитков и др.) могут поставить под угрозу жизнь и здоровье других участников практики и сорвать ее проведение. 1.9. Руководители практик обязаны поддерживать постоянную связь с руководством университета, сообщать о ходе выполнения работ, безотлагательно сообщать о происшедших несчастных случаях, других происшествиях, участниками которых являются студенты. 2.Воспитатель (помощник воспитателя) обязан: 2.1. Выполнять только те функции и работу, которые предписаны данной должностной инструкцией. 2.2. Разовые письменные или устные указания начальника лагеря выполняются только в том случае, если порученная работа не несет за собой скрытой опасности или не влечет за собой непредсказуемых последствий. В противном случае воспитатель должен отказаться от выполнения разовых поручений. 2.3. Воспитатель (помощник воспитателя) должен знать и уметь применять на практике: – правила противопожарной безопасности; – правила электробезопасности; – правила санитарии и гигиены; – правила оказания первой доврачебной помощи; – действия при эвакуации при чрезвычайных ситуациях. 2.4. При выполнении работ по очистке территории лагеря и на опытном участке с сельскохозяйственным инвентарем должен использовать спецодежду (халат, рукавицы, ботинки, косынку или берет); 2.5. Не поднимать тяжести более 15 кг.
2. Организационно-технические мероприятия и действия воспитателя /помощника воспитателя/ по предупреждению травматизма: – периодически контролировать надежность крепления шкафов и полок, защищенность электророзеток, стекол, дверей от удара головой, недоступность влезания детей на подоконники, ограждения на лестничные клетки; – периодически осуществлять контроль за использованием колющих и режущих предметов; – контролировать электробезопасность имеющихся в группе электроприборов (видео и аудиоаппаратура, фильмоскопов, состояние изоляции шнура около вилки и др.); – контролировать освещенность рабочих мест. – контролировать отсутствие опасных предметов на участке во время прогулок и подвижных игр (битое стекло, доски с гвоздями, острые предметы), очищать территорию участка от таких предметов; – проверять крепления малых форм и игровых устройств; – осуществлять контроль за обувью и одеждой: обувь не должна иметь скользкую подошву, одежда должна соответствовать температуре среды пребывания ребенка, в солнечную летнюю погоду нужно защищать голову головным убором, при обувании воспитанников необходимо контролировать исправность застежек и креплений, отсутствие длинных шнурков, могущих привести к падению во время движения.
Требования безопасности при проведении игр, спортивных занятий с воспитанниками
При использовании игровых и спортивно-оздоровительных площадок необходимо соблюдать следующие требования: надевать спортивную одежду и обувь; движущиеся спортивные приспособления, углубления на площадках и т.п. должны быть ограждены; используемое спортивное и игровое оборудование должно быть безопасно, исправно, надежно, устойчиво закреплено и, соответствовать росту и возрасту воспитанников; проводить мероприятия и пользоваться спортивным инвентарем, снарядами на сырой площадке не допускается; студенты и воспитанники должны быть обучены правильному и безопасному пользованию спортивным оборудованием, спортинвентарем. При проведении спортивно-массовых мероприятий необходимо обеспечить полную исправность спортивного инвентаря, оборудования, страховку при занятиях на гимнастических снарядах. Размещенные спортивные оборудования должны иметь безопасные зоны каждого снаряда не менее 1 м друг от друга. Площадки для подвижных игр должны иметь безопасные зоны по периметру: площадка для игры в баскетбол – не менее 1 м; площадка для волейбола – не менее 3 м; футбольное поле – не менее 2 м. В этой зоне не должны размещаться кустарники, деревья и их корни над поверхностью земли, пни, скамейки, люди и др. Во время проведения спортивных мероприятий воспитатели /помощники воспитателей/ должны находиться вместе с детьми. Детские спортивные команды направляются на соревнования только в сопровождении начальника пришкольного оздоровительного лагеря, вожатых, воспитателей, инструктора по физкультуре (плаванию). Началу мероприятия должен предшествовать инструктаж детей по безопасным приемам и методам выполнения физических упражнений с записью в журнале инструктажа, с указанием номера инструкции по технике безопасности, имеющейся в ДОЛ. Требования безопасности на занятиях по интересам При занятиях в кружках, секциях в клубе и т.д. воспитатели /помощники воспитателей/ несут ответственность за обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, отвечают за исправность инструментов, достаточное естественное и искусственное освещение, использование материалов, безопасных для здоровья. Перед занятием воспитатель инструктирует каждого ребенка на рабочем месте по обращению с инструментами, показывает безопасные методы и приемы работы. 5. Требования безопасности при организации детского труда на участке:
– осуществлять контроль за сельскохозяйственным оборудованием и хранением их в специально отведенном месте; – предупреждать порезы рук всякими острыми инородными предметами; – не допускать размахивания инвентарем и других шалостей; – предупреждать засорение глаз в ветреную погоду (не допускать пересыпания или бросания землей на уровне глаз).
6. Требования безопасности при организации экскурсий, выездов, походов: При переходе через проезжую часть соблюдать самим и контролировать соблюдение воспитанниками правил дорожного движения. В походах и экскурсиях: – предупреждать питье воды из непредусмотренных для этого источников и водоемов; – контролировать поведение детей при встрече их с разными ягодными растениями, грибами, животными. Предупреждать пробование на вкус различных незнакомых (ядовитых) растений, грибов, не допускать контакта с животными; – не подходить близко к обрывистому берегу водоема.
Требования безопасности в поездках в автобусах
Для перевозки воспитанников в автобусах сопровождающий /воспитатель, помощник воспитателя/ назначается директором лагеря, который должен проводить инструктаж по правилам поведения на дорогах и в автобусе, по безопасности на природе, в лесу, у водоемов и т. д. Должен знать: а) порядок подачи автобуса к месту посадки, правила посадки и высадки детей; б) порядок взаимодействия сопровождающего и водителя; в) правила поведения детей в местах сбора, посадки и высадки, при нахождении в салоне автобуса; г) правила пользования оборудованием салона: вентиляционными люками, форточками, сигналами требования остановки автобуса; д) порядок контроля детей при движении и остановках автобуса; е) порядок действий при чрезвычайных ситуациях: поломка автобуса, пожар, вынужденная остановка, дорожно-транспортное происшествие, захват автобуса террористами; ё) порядок эвакуации пассажиров; ж) порядок использования аварийных выходов из автобуса и пользования устройствами приведения их в действие; з) правила пользования огнетушителями; и) правила оказания первой помощи. Сопровождающий следит за порядком и чистотой в автобусе во время поездки и после выхода из автобуса. Дает воспитанникам в период сопровождения обязательные распоряжения, относящиеся к соблюдению дисциплины и правил поведения в автобусе и общественных местах. Требования безопасности во время бурь, ураганов, грозы При получении информации от вышестоящей организации или штаба по делам ГО ЧС о надвигающемся урагане, буре или грозе следует соблюдать следующие правила: - подать предупреждение всеми имеющимися средствами предупреждения; - по сигналу воспитатели (помощники воспитателей), немедленно собирают детей и уводят в свои корпуса на первые этажи со стороны, противоположной ветру; - в корпусах следует закрыть двери, балконы, окна. Стекла заклеить полосками бумаги и ткани. С балконов, подоконников убрать вещи, которые при падении могут нанести травмы детям и персоналу; - запрещается подходить близко к окнам из-за возможного получения травмы осколками разлетающегося стекла и других предметов; - подготовить фонари для освещения во время бури, урагана, грозы; - подготовить медикаменты и перевязочные материалы; - создать запас воды; - запрещается выходить на улицу сразу после ослабления ветра, грозы; - в случае бури (урагана, грозы), заставшей детей на открытой местности, необходимо укрыться в канаве, яме, овраге, любой выемке, лечь на дно и плотно прижаться к земле. Запрещается укрываться под одиночно стоящими деревьями, автомобилями, сельскохозяйственной техникой и др.
Требования пожарной безопасности Воспитатели /помощники воспитателей/ должны: - знать и строго выполнять установленные для помещения правила пожарной безопасности; - проводить проверку противопожарного состояния помещений перед их закрытием и принимать меры к устранению выявленных недостатков, отражать результаты проверки в специальном журнале; - изучить назначение имеющихся средств пожаротушения, связи и сигнализации, обеспечить их исправное состояние и постоянную готовность к действию, уметь с ними обращаться, обучить всех лиц из подчиненного обслуживающего персонала правилам применения первичных средств пожаротушения на случай возникновения пожара; - знать степень пожарной опасности веществ и материалов, используемых для кружковой работы, а также меры пожарной профилактики; - следить за исправностью электронагревательных приборов, а также за состоянием электроосвещения; принимать немедленные меры к устранению обнаруженных неисправностей, которые могут привести к пожару; - не допускать загромождений путей эвакуации, подходов и первичным средствам пожаротушения, не закрывать двери основных и запасных выходов на трудно открываемые запоры; - не допускать хранения легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и красок на пожароопасных растворителях в зданиях, где находятся дети; - в случае обнаружения нарушений правил пожарной безопасности немедленно принять меры к их устранению, а при необходимости поставить в известность руководителя практики, директора лагеря; - при возникновении пожара, а также при появлении признаков горения и дыма немедленно подать сигнал тревоги добровольной пожарной дружине (боевому расчету) лагеря и сообщить в ближайшее пожарное подразделение, директору ДОЛ, одновременно приступить к эвакуации детей, сотрудников и имущества лагеря, а также ликвидации пожара. Ответственный дежурный по лагерю обязан знать количество находящихся в нем детей и людей, ежесуточно сообщать в пожарную охрану о количестве остающихся на ночь детей и сотрудников лагеря; периодически проверять несение службы дежурным персоналом и соблюдение им противопожарного режима, делая записи в рабочем журнале обо всех замечаниях и отдельных указаниях; докладывать руководству лагеря обо всех выявленных нарушениях правил пожарной безопасности и принятых мерах по их устранению. Категорически запрещается допускать к работе вновь принятых или переведенных на другую должность сотрудников лагеря без предварительного прохождения ими противопожарного инструктажа. После заезда и в дальнейшем ежемесячно с каждым лицом из обслуживающего персонала непосредственно на его рабочем месте или исходя из его должностных обязанностей проводится повторный инструктаж. О проведенном повторном инструктаже делаются соответствующие записи и росписи в ведомости учета противопожарного инструктажа. Требования безопасности к электросетям и оборудованию. Основные причины пожаров, происходящих на лагерных объектах, - неисправность электрических систем, неправильное использование электрооборудования, содержание электропроводки с нарушениями правил эксплуатации электрооборудования. Поэтому монтаж и эксплуатация электроустановок и электротехнических изделий строго регламентированы. Освещение в зданиях и сооружениях лагеря допускается только электрическое, выполненное в соответствии с «Правилами устройства электроустановок». Штепсельные розетки, расположенные в спальных комнатах, на время пребывания детей должны быть сняты или обесточены. За содержание в исправном состоянии электрооборудования, электроосветительных приборов и сетей приказом директора лагеря назначается ответственное лицо. Повседневный надзор за всем электрохозяйством должен осуществляться квалифицированным электромонтером. Все электрические сети и оборудование в лагере должны подвергаться тщательному осмотру и проверке квалифицированными специалистами – электриками, имеющими лицензию, не реже 1 раза в год и перед началом летнего оздоровительного сезона. Результаты проверок и осмотров оформляются специальными актами (протоколами). Электроутюгами, электроплитками и другими электронагревательными приборами можно пользоваться только в специально отведенных помещениях /детям – под наблюдением взрослых/. Электрические сети складских помещений, столовой и других помещений должны иметь рубильники или выключатели для снятия напряжения на нерабочее время, которые должны устанавливаться вне помещений на несгораемых основаниях, для чердачных помещений – со стороны площадки лестничной клетки. Рекомендуется также оборудовать электрические рубильники в спальных корпусах, и в первую очередь – в корпусах сгораемой конструкции. Запрещается при эксплуатации действующих электроустановок: - использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций предприятий-изготовителей или имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией; - пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями; - обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; - пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара; - применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания; - размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы. Меры защиты от укусов клеща
Активность клеща начинается с апреля и продолжается по октябрь. Пик активности - май и июнь. Лучшая защита от клещей - это соблюдение техники безопасности: Не рекомендуется без особой надобности залезать в непроходимые чащи низкорослого кустарника (малина, ольха, орешник и т.д.) Перемещаясь по лесной дороге, не срывать веток (этим действием стряхивают на себя с основного куста какое-то количество клещей). Ноги должны быть полностью прикрыты (не рекомендуются шорты). Спортивные штаны, трико (желательно с гладкой поверхностью) должны быть заправлены в носки. Обязательно наличие головного убора (кепка, платок). Длинные волосы желательно спрятать под головной убор. После похода по лесу, необходимо проверить (стряхнуть) как верхнюю одежду, так и нижнее бельё. Осмотреть всё тело. Обязательно расчесать волосы мелкой расчёской. Если обнаружен ползущий клещ, его необходимо сжечь, клещи очень живучи, раздавить его невозможно. Если вы обнаружили клеща, который уже впился вам в кожу: Ни в коем случае не дёргайте его самостоятельно, так как вы можете оторвать тело от головы. Для удаления клеща, необходимо залить его камфорным или растительным маслом, через 10-15 минут аккуратно вытащить клеща пинцетом. Место укуса смазать зелёнкой или йодом.
ИНСТРУКЦИЯ № 142 ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ В КАЧЕСТВЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ (ПОМОЩНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЕЙ) Первая помощь при различных травмах оказывается с использованием перевязочных материалов и лекарственных препаратов, которые находятся в аптечке первой помощи. Аптечки первой помощи находятся: – в медицинском кабинете. 1. В случае поражения электрическим током необходимо: 1.1. Освободить пострадавшего от действия тока: – отключить цепь с помощью рубильника или другого выключателя; – перерубить или перерезать провода (каждый в отдельности) инструментом с сухой ручкой из изолирующего материала; – отбросить сухой палкой или доской оборвавшийся конец провода от пострадавшего; – при невозможности выполнить вышеперечисленные пункты необходимо оттянуть пострадавшего от токоведущей части, взявшись за его одежду, если она сухая и отстает от тела. При этом располагаться надо так, чтобы самому не оказаться под напряжением. 1.2. Вызвать скорую медицинскую помощь. 1.3. Оказать первую медицинскую помощь: – уложить пострадавшего на подстилку; – распустить пояс, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, – дать нюхать нашатырный спирт; – обрызгать лицо и шею холодной водой; – растереть грудь и конечности спиртом; – при необходимости сделать искусственное дыхание и массаж сердца.
2. При отравлении угарным газом необходимо: – вынести пострадавшего на свежий воздух; – поднести к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом; – при необходимости применить искусственное дыхание; – после восстановления дыхания дать валериановых капель. 3. При порезах необходимо: – при порезах стеклом тщательно осмотреть рану, очистить ее, – промыть рану дезинфицирующим раствором; – обработать рану йодом; – наложить повязку; – при сильном кровотечении перевязать жгутом выше места пореза, на рану положить давящую повязку. 4. При ушибах: – положить на место ушиба холодный компресс; – забинтовать ушибленное место. 5. Ожог термический: – смочить обожженное место спиртом или раствором соды; – наложить марлю, смоченную в растворе марганцовокислого калия; – забинтовать. 6. Ожог едкими щелочами: – обильно смочить обожженное место нейтрализующим раствором соляной или лимонной кислоты; – смазать борным вазелином; – наложить марлю или вату; – забинтовать. 7. Ожог кислотами: – обильно смочить обожженное место раствором соды; – наложить повязку, смоченную известковой эмульсией; – покрыть ватой; – забинтовать. 8 Содержание аптечки и назначение лекарственных препаратов: В аптечке должно находиться: 1. Перевязочные материалы: – бинты; – вата; – индивидуальные перевязочные пакеты; – лейкопластырь; – пакеты со стерильными медицинскими салфетками Кровоостанавливающий жгут. 3. Нашатырный спирт (в ампулах). (Применяется для возбуждения дыхания, обработки кожи при ожогах кислотами, при укусах насекомых.) 4. Настойка валерианы. (Успокаивающее средство.) 5. 5 %-ный спиртовой раствор йода. (Для обработки ран.) 6. Перманганат калия или марганцовка. (Для промывания желудка, обработки ран.) 7. Питьевая сода. (Для промывания желудка, обработки кожи при ожогах.) 8. Борный вазелин. (Для смазывания медицинских салфеток при закрытии проникающих ранений; для смазывания кожи.) 9. Активированный уголь. (Для лечения различных острых отравлений.) 10. Борная кислота. (Для промывания глаз, обработки кожи.) 11. Нитроглицерин или валидол. (При болях в сердце.) 12. Анальгин, амидопирин. (При различных болях, ранениях.) 13. Папаверин. (При гипертоническом кризе, болях в сердце.)
Приложение 3 к приказу от ______________ №_____
Инструкция № 143 Искусственное дыхание Искусственное дыхание производится сжатиями грудной клетки пострадавшего через равные промежутки — 15-16 раз в минуту. В промежутках между нажимами грудная клетка расширяется. Так, сжимаясь и расширяясь, она совершает те же движения, что и при нормальном дыхании. Перед тем как приступить к искусственному дыханию, необходимо снять с пострадавшего одежду, расстегнуть пояс, распустить завязки и, если пострадавший находится в помещении, открыть форточку или окно. Вот наиболее общепринятые способы искусственного дыхания. На нашем рисунке показано положение утопавшего и оказывающего первую помощь по способу Сильвестра. Применяя этот способ, пострадавшего кладут на спину, под плечи (но никак не под затылок) подкладывается шинель или одеяло так, чтобы голова была несколько опущена. Чтобы язык не западал и не закрыл входа в гортань, он вытягивается наружу и привязывается платком к подбородку. Оказывающий помощь становится на колени у изголовья пострадавшего, берет его за предплечья у локтей и отводит локти назад к голове. Таким приемом достигается расширение грудной клетки и поступление воздуха в легкие (вдох). Через одну — две секунды руки пострадавшего поднимают, ведут вперед и вниз, прижимают одну — две секунды к его грудной клетке. Наш рисунок и демонстрирует этот этап искусственного дыхания. От нажима грудная клетка спадается, и воздух из легких выжимается наружу (выдох). Так, расширяя и сжимая грудную клетку, заставляют легкие, как и при естественном дыхании, втягивать и выпускать воздух 15-16 раз в минуту. Иногда вам придется производить искусственное дыхание в течение долгого времени, прежде чем естественное дыхание окажется восстановленным. Это требует большого физического напряжения со стороны оказывающего помощь и не под силу одному человеку. Вам может понадобиться смена — подготовьте ее. Допустима и работа одновременно двоих. В последнем случае каждый становится лицом к пострадавшему — сбоку на одно колено (на правое — для стоящего слева от пострадавшего и на левое — для стоящего справа). Каждый одной рукой берется за плечо пострадавшего у локтя, другой за предплечье. Одновременно, по команде, руки пострадавшего то забрасываются назад вверх, то прижимаются к груди. Первым признаком возвращения самостоятельного дыхания у пострадавшего будет появление розовой окраски лица. Нужно поэтому следить за цветом лица пострадавшего — уловить эти первые признаки оживления. Не приостанавливайте сразу искусственного дыхания при первых признаках самостоятельного дыхания. Еще рано. Искусственное дыхание необходимо продолжать до тех пор, пока естественное дыхание не станет совершенно нормальным. Способ Сильвестра не годится в случае, если руки пострадавшего повреждены (ранение, перелом) и ими нельзя пользоваться для искусственного дыхания. При ранениях и переломах рук пострадавшего пользуйтесь приемами искусственного дыхания по другому способу (Шеффера). Он изображен на нашем рисунке. Пострадавший кладется на грудь, под грудную клетку подкладывается сверток — пальто, шинель; голова поворачивается на сторону. Оказывающий помощь кладет свои руки на спину пострадавшего так, чтобы пальцы рук были вытянуты вдоль нижних ребер. Наклоняясь вперед и нажимая на свои локти, оказывающий помощь производит короткий, но сильный нажим на грудь пострадавшего, вытесняя этим воздух из его легких (выдох). Затем оказывающий помощь выпрямляется и прекращает нажим, не отнимая, однако, рук. При этом грудь пострадавшего расправляется, воздух входит в легкие, и таким образом получается искусственный вдох. Способ Шеффера потому особенно рекомендуется для возвращения жизни утопавшему, что от нажимов на грудь быстро удаляются остатки воды. Искусственное дыхание применяется при многих несчастных случаях — поражении молнией, электричеством, при отравлении угарным газом, тепловом ударе, тяжелом обмороке, а не только для спасения утопавших.
|