Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Сюжетообразующие наборы материала и его размещение.
В связи с тем, что игровые замыслы детей 5-7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал должен быть размещён таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы». Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу – крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.
Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнёры ребёнка уходят на второй план, поскольку всё большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнёрами сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства – макетами.
Сюжетообразующие наборы меняют свой масштаб – это игровые макеты с тематическими наборами фигурок-персонажей и сомасштабными им предметами оперирования («прикладом»).
Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они должны быть переносными (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей целесообразно размещать в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальные макет мог быть легко и быстро «населён» по желанию играющих).
«Полные» сюжетообразующие наборы – макеты типа «лего» (замок, кукольный дом с персонажами и детальным мелким антуражем) могут быть представлены детям, но надо иметь в виду, что они в меньшей мере способствуют развёртыванию творческой игры, нежели универсальные макеты, которые населяются и достраиваются по собственным замыслам детей.
Примерный набор игровых материалов для старшей и подготовительной групп
Материалы для сюжетной игры
| Тип материала
| Наименование
| Количество на группу
| | Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты
| Набор кукол: семья (средние)
|
| | Куклы средние (20-30 см.)
| 5 разные
| | Мягкие животные, средние и мелкие
| 8-10 разные
| | Набор персонажей для плоскостного театра
| 3-4 разные
| | Набор наручных кукол би-ба-бо:
| 10 разные
| | Наборы мелких фигурок (5-7 см)
| Домашние животные
|
| | Дикие животные
|
| | Динозавры
|
| | Сказочные персонажи
| 3-4 разные
| | Фантастические персонажи
| 2 разные
| | Солдатики (рыцари, богатыри)
| 3-4 разные
| | семья
|
| | Фигурки-человечки (объёмные мелкие 5-7 см)
| 10 разные
| | Белая шапочка
|
| | Плащ-накидка
| 5 разные
| | Фуражка / бескозырка
|
| | Каска / шлем
|
| | Набор масок сказочных животных, сказочных персонажей
| 3-4 разные
| | Корона, кокошник
| 2-4
| | Игрушки-предметы оперирования
| Набор чайной посуды (средней)
|
| | Набор кухонной посуды (средней)
|
| | Набор чайной посуды (мелкий)
|
| | «Приклад» к куклам среднего / мелкого размера
| 2 / 2
| | Чековая касса
|
| | Часы
|
| | Грузовик (средний)
|
| | Автомобили разного назначения (средних размеров)
|
| | Кукольные коляски, соразмерные куклам (складные)
|
| | Телефон
|
| | Подъёмный кран, средний
|
| | Набор: военная техника
| 2-3
| | Набор: самолёты / корабли (мелкие)
| 1 / 1
| | Самолёт, вертолёт средних размеров
|
| | Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель)
|
| | Сборно-разборные автомобили, самолёт, вертолёт, ракета, корабль
| По 1 каждого наименования
| | Бинокль (подзорная труба)
|
| | Весы
|
| | Луноход (автомобиль) с дистанционным управлением
|
| | Набор: железная дорога (мелкая, сборно-разборная, механическая или электрифицированная)
|
| | Кораблики, лодки, средних размеров
|
| | Ракета-робот (трансформер), средних размеров
|
| | Автомобили мелкие
| 10 разные
| | Маркеры игрового пространства
| Стойка с рулём / штурвалом (съёмным)
|
| | Стойка-флагшток
|
| | Объёмные или силуэтные деревья на подставках, мелкие (для ландшафтных макетов)
| 10-20 разные
| | Набор мебели «школа» для мелких персонажей
|
| | Набор мебели для мелких персонажей
|
| | Набор мебели для кукол среднего размера
|
| | Бензозаправочная станция - гараж (сборно-разборная)
|
| | Маяк
|
| | Набор дорожных знаков и светофор для мелкого транспорта
|
| | Универсальная складная рама / ширма
|
| | Трёхстворчатая ширма-театр (или настольная ширма-театр)
|
| | Кукольный дом (макет) для кукол среднего размера / для мелких персонажей
| 1 / 1
| | Макет замок / крепость
|
| | Ландшафтный макет (коврик)
|
| | Тематические строительные наборы для мелких персонажей:
| город
|
| | крестьянское подворье (ферма)
|
| | зоопарк
|
| | крепость
|
| | домик
|
| | Полифункциональные материалы
| Объёмные модули (крупных размеров, разной формы)
|
| | Ящик с мелкими предметами-заместителями
|
| | Крупный строительный набор
|
| | Куски такни (полотняной, разного цвета,1×1м)
|
| | Ёмкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры
|
|
Построение ролевого диалога (часть 1)
Сюжетно-ролевая игра
Парикмахерская «Златовласка»
Задачи: Развивать интерес и уважение к профессии парикмахера. Знакомство с правилами поведения в парикмахерской.
Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли.
Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.
| Роли
| Ролевые действия
| | Парикмахер
| Получает заказ клиента; Делает прическу.
| | Маникюрша
| Получает заказ клиента; Делает маникюр.
| | Кассир
| Принимает плату за услугу; Сдаёт сдачу, записывает в журнал об услуге.
| | Уборщица
| Убирает основной зал, меняет полотенца, моет инструменты.
| | Клиент
| Делает заказ, рассчитывается за него, проверяет его.
| | Директор
| Набирает парикмахеров, маникюрш, кассира, уборщицу; Организует работу, заказывает товар, оборудование; Беседует с клиентами.
|
Построение ролевого диалога
| | Директор парикмахерской
| Клиент
| Кассир
| | Парикмахер
| Организует работу; Контролирует
| Делает заказ; Проверяет заказ; Общаются
|
| | Маникюрша
| Организует работу; Контролирует
| Делает заказ; Проверяет заказ; Общаются
|
| | Кассир
| Организует работу; Контролирует
| Расплачивается за услугу; Получает сдачу; Общаются
|
| | Уборщица
| Организует работу; Контролирует
|
|
| | Клиент
| Беседует с клиентом; (нравится ли обслуживание)
| Устанавливают очередь; Соблюдают правила поведения в общественных местахОбщаются
| Принимает плату за услугу; Сдаёт сдачу Записывает в журнал
| | Шофёр
| Даёт указание о доставке определённого товара; Подписывает путевой лист Контролирует
|
| Расплачивается за привезённый товар
|
Сюжетно-ролевая игра
«Парикмахерская»
Задачи: Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и умению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.
| Роли
| Ролевые действия
| | Парикмахер
| Делает причёски, моют голову, сушат феном, подстригают; Выписывают талон на определённую сумму для оплаты; Беседует с клиентом, даёт советы.
| | Продавец в магазине
| Выдаёт товар по заявке, упаковывает товар; Выписывает чек.
| | Кассир
| Принимает плату за услугу; Сдаёт сдачу, записывает в журнал об услуге.
| | Шофёр
| Доставляет косметические средства из магазина в парикмахерскую, получает товар в магазине
| | Клиент
| Делает заказ, рассчитывается за него, проверяет его. Благодарят за работу.
| | Заведующая
| Организует работу сотрудников, распределяет кадры; Устраняет конфликты; Делает заявки на приобретение косметических средств
|
Построение ролевого диалога
|
| Заведующая
| Парикмахеры
| Клиенты
| Кассир
| Шофёр
| Продавец
| | З а в е д у ю щ а я
|
| Передают пожелания клиентов
| Благодарят за хорошо организованную работу.
| Сдаёт отчёты за определённый промежуток времени.
| Сдаёт товар; Передаёт чек из магазина
| Общается (по телефону); Информирует о поступлении новых товаров, рекламирует их.
| | П а р и к м а х е р ы
| Организует и контролирует работу; Устраняет конфликты; Даёт советы в процессе работы
| Обсуждают новые прически, стрижки; Общаются
| Объясняют, какую стрижку или причёску хотят от мастера; Проверяют работу (довольны или нет); Благодарят.
| Принимает чеки от парикмахера.
|
|
| | К л и е н т ы
| Беседуют о том, как им нравится обслуживание; Устраняет конфликты
| Беседуют с клиентом о предстоящей стрижке, причёске, дают советы; Дают советы по уходу за волосами; Общаются; Выписывают чек для оплаты кассиру.
| Устанавливают очередь; Общаются
| Принимает деньги по чеку.
|
|
| | К а с с и р
| Организует и контролирует работу; Проверяет отчётность
|
| Предъявляют чек для оплаты; Платят за работу мастера.
|
|
|
| | Ш о ф ё р
| Даёт задания и заявку на приобретение товаров в магазине
|
|
|
|
| Общается; Упаковывает товар; Выписывает чек
| | П р о д а в е ц в м а г а з и н е
| Договариваются о том, сколько и каких товаров необходимо, что есть в наличии на данный момент (по телефону)
|
|
|
| Общается; Передаёт заявку на товар; Получает товар и грузит; Берёт чек.
|
|
Сюжетно-ролевая игра
«Школа»
Задачи: Создать условия для практической реализации интереса детей к школе, к деятельности учителя, его взаимоотношениям с учениками. Поддерживать у детей желание учиться, быть старательными.
| Роли
| Ролевые действия
| | Учитель
| Ведёт урок; спрашивает детей; пишет на доске; проверяет тетради, ставит оценки.
| | Ученики
| Сидят за партой; пишут в тетрадях, на доске; отвечают на вопросы; поднимают руку.
| | Директор
| Даёт распоряжения учителям; направляет на уроки; пишет расписание уроков; распределяет учеников по классам.
| | Охранник
| Охраняет школу от хулиганов; следит за дисциплиной на переменах; проверяет сменную обувь.
|
Построение ролевого диалога
|
| Ученик
| Родитель
| Учитель другого класса
| | Учитель
| Отвечает на уроке; Выполняет поручения; Пишет под диктовку; Слушает учителя
| Интересуется успехами своего ребёнка; Провожает в класс; Приходит на родительское собрание
| Дают советы; Беседуют о работе
| | Ученик
| Общаются на переменах; Делятся информацией; Берёт на «буксир»
| Спрашивает об успеваемости; Помогает учить уроки; Даёт советы
| Обращается с просьбой; Делает замечания
| | Директор
| Выполняет поручения, полученные учителем
| Просит перевести в другой класс; Узнаёт о зачислении в школу; Общаются
| Жалуется на отдельных учеников; Подчиняется указаниям.
| | Охранник
| Показывает ученический билет при входе; Соблюдает правила поведения в школе
| Сообщает по какому вопросу он пришёл
| Просит пропустить кого-либо; Беседуют.
|
Сюжетно-ролевая игра
«Магазин»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет. Развивать интерес и уважение к профессии продавца
| Роли
| Ролевые действия
| | Заведующий магазином
| Организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы продавца и кассира, беседует с покупателями
| | Покупатели
| Перечисляют кассиру, что они хотят купить и сколько, расплачиваются «деньгами», получают чек от кассира, по чеку получают товар
| | Продавец
| Выдаёт товар по чеку, сверяет по чеку количество товаров, внимателен к покупателям
| | Кассир
| Спрашивает у покупателя, что он хочет купить и сколько, пробивает чек (рисует на чеке соответствующее количество палочек), выдаёт чек, сдаёт сдачу.
| | Шофёры
| Доставляют определённое количество разнообразных товаров, получают заявки на получение товаров от заведующего магазинов
| | Рабочие
| Сгружают полученный товар на склад, разносят по отделам
|
Построение ролевого диалога
| | Заведующий магазином
| Покупатель
| Рабочий
| | Продавец
| Организует работу; Контролирует правильность и аккуратность работы
| Предъявляет чек, делает заказ; Получает товары; Проверяет количество
| Приносит товар со склада
| | Покупатели
| Беседуют с покупателями (нравится ли им магазин, какие покупки хотят сделать и т.д.)
| Устанавливают очередь Общаются Соблюдают правила поведения в общественном месте
|
| | Рабочий
| Организует работу; Контролирует
|
|
| | Кассир
| Организует и контролирует работу; Проверяет отчётность
| Просит выдать чек; Называет, что хочет купить и сколько; Платит деньги; Получает чек
|
| | Шофёр
| Даёт указание о доставке определённых товаров; Подписывает путевой лист; Контролирует.
|
| Сгружает привезённый товар; Общаются.
|
|