Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристики целей и потребностейСодержание книги Поиск на нашем сайте
управленческого воздействия. Однако эта методика, связанная с методикой планирования «от достигнутого уровня», имеет существенные недостатки. Так, эффективность в этом случае проявляет зависимость от «базы». Создается даже парадоксальная ситуация, поскольку, чем хуже база, тем выше будет эффективность. Меняется база — меняется и эффективность, даже в том случае, если затраты ресурсов будут теми же самыми. Не менее часто применяется и другая методика — Наиболее же перспективной представляется третья методика — сопоставление не с реальной, а с нормативной базой. Об этом методе, в том числе о целевых нормативах подробно говорилось выше в разделе, посвященном нормативному методу планирования. Следует отметить также методику анализа «мультипликативной» эффективности, обоснованную Н. Стефано-вым. Эта методика основана на очевидно справедливом ■'♦-•Л соображении, что эффективность проявляет не разовый, а нарастающий (мультипликативный) характер: одно нововведение вызывает (в силу сложности социальных взаимосвязей и взаимозависимостей) следствия и резонанс в других сферах, влечет сопутствующие изменения и т. д. При анализе эффективности речь может идти не только о количественных, но и о качественных (содержательных и неформальных) показателях. Аналогично и процедуры анализа эффективности не обязательно предполага-, ют математические расчеты, а могут осуществляться и неформально, например, с помощью экспертных оценок, содержательного анализа качества работы, мероприятий, четкости, ясности, оперативности руководства и т. п. Нетривиальную в методическом плане проблему пред-' ставляет вопрос о возможности сравнения итогов работы различных структурных подразделений или разнородных фирм, входящих в объединение, или разнотипных учреждений, работающих в одном регионе. Необходимость такого сравнения и ранжирования по его итогам возникает довольно часто (для распределения средств, льгот, поощрений руководителям и работникам и т. п.). Обычно главную трудность такого сравнения видят в поиске «общего знаменателя» в деятельности совершенно разнородных структур, имеющих разные цели и функции. Однако существует методика сравнения (разработанная в 1984 г. Л. Э. Зелениной и Г. Л. Тульчинским), не предполагающая введения специальных сложных расчетных показателей, позволяющих сравнивать друг с другом различные организации и учреждения, вне зависимости от их типа, вида, категории и ведомственной принадлежности (например, библиотеку, музей, клуб, парк культуры и отдыха, книжный магазин, учебное заведение и т. д.). При этом важно, что в основе сравнения лежат показатели результатов работы, специфичные. для каждого вида учреждений. Описать методику удобнее всего на примере технологии сравнения итогов работы учреждений культуры в региональном масштабе, хотя технология сравнения легко и просто «опрокидывается» на уровень отдельной фирмы (сравнение итогов работы творческих, хозяйственных, научных, маркетинговых и прочих служб и подразделений). 'Ы Я ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 353 12-1185 "Ш. Сравнение осуществляется в несколько этапов. На первом этапе учреждения (подразделения) группируются по однотипной деятельности. В нашем примере это будут группы: музейных, билиотечных, клубных, парковых, концертно-зрелищных и учебных организаций и учреждений. Затем, на втором этапе показатели работы для каждой группы учреждений (подразделений) формируются в три группы: 1) показатели объема работы; 2) показатели качества работы; 3) показатели эффективности работы. Показатели выбираются в соответствии со следующими требованиями: • они должны учитывать специфику деятельности уч • они должны быть легко проверяемы с помощью дан • они должны быть существенными с точки зрения це Количество показателей в каждой из трех групп показателей (у каждого типа учреждений) может быть произвольным — главное, чтобы они были важны для целей сравнения и менеджмента в целом. Примерный вариант распределения показателей содер*-жится в приведенных ниже таблицах (17, 18, 19, 20, 21)t На третьем этапе каждой из групп показателей (в mt-шем случае: объема, качества и эффективности работы) присваивается базовая сумма баллов. В приведенных таблицах каждой из трех групп показателей дано по 50 базовых баллов. Базовая сумма баллов распределяется внутри каждой конкретной группы по типам учреждений. Иначе говоря, каждому конкретному показателю присваивается определенное количество базовых баллов. Процедура является не чем иным, как распределением весов базовых баллов. Конкретный вес показателя (количество базовых баллов) определяется в зависимости от важности данного показателя (в этом месте методика МЕНЕДЖМЕНТ В 6ФЕРЕ, КУЛЬТУРЫ Таблица IT Примерные базовые локазатели по группе музейных учреждений
также проявляет гибкость по отношению к целям текущего и перспективного менеджмента). Главное, чтобы у всех групп учреждений сохранялась сумма базовых баллов по основным трем тр уппам показателей (в нашем примере — равнялась 50 баллам). Пример распределения базовых баллов приведен в таблицах. В приведенных таблицах этой процедуре соответствует заполнение графы 6. 8. ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 12* На четвертом этапе подводятся итоги деятельности за определенный период по каждому показателю — например, процент выполнения плановых показателей. В приведенных таблицах — заполнение граф 3, 4, 5. На пятом этапе определяется, количество фактически набранных баллов по каждому показателю — пропорционально выполнению плановых заданий (процентом от базовых баллов) по каждому показателю. В приведенных таблицах этой процедуре соответствует заполнение графы 7. Сумма набранных баллов каждым учреждением и будет характеризовать его рейтинг (ранг) по сравнению с другими учреждениями вне зависимости от их типа. Таблица 18 Примерные базовые показатели по группе библиотечных учреждений
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Таблица 19 Примерные базовые показатели по группе клубных учреждений
Таблица 20 Примерные базовые показатели по группе парковых учреждений
8. ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Та б л и ц а 21 Примерные базовые показатели по группе учебных заведений (художественных и музыкальных школ)
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
При ло же ние ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА КУРСА, ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ» ОБОСНОВАНИЕ КУРСА «МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ» АКТУАЛЬНОСТЬ КУРСА Социально-культурная сфера —- одна из наиболее динамично развивающихся сфер деятельности в современном обществе. В России переход сферы культуры в новые организационно-экономические условия, начавшийся в 1989 г., проходит особенно драматично. Сфера, традиционно поддерживавшаяся на средства государственного бюджета, выполняющая, прежде всего, функции обеспечения и подкрепления идеологической ин-доктринации общества, оказалась не готовой, прежде всего, профессионально. Работники сферы культуры испытывают острейшую нехватку знаний и умений экономического, правового, а главное — менеджментного профиля. Задача усложняется тем, что она не может быть решена за счет знакомства работников культуры с основами общего мег неджмента. Дело в том, что технология современного эффективного менеджмента (отечественного и зарубежного) позволяв ет говорить о нарастании социально-культурного, гуманитарного содержания современного менеджмента. Более того, можно говорить о возрастании значения и влияния сферы культуры на социальные процессы — вплоть до политической жизни и экономики. Проявляется это практически по всем векторам современного менеджмента: в маркетинге (связанном с учетом социально-культурных факторов, обстоятельств и особенностей потребления), в public relations, в работе с персоналом. Фирменный стиль, организационная культура, дух корпорации из метафор очень быстро превратились в конкретные технологические требования. Система менеджмента на различных уровнях приобретает все более отчетливые характеристики технологии социально-культурного нововведения. Эти обстоятельства предъявляют новые требования к компетентности и профессионализму современного менеджера сферы ПРИЛОЖЕНИЕ культуры и не только. К традиционным требованиям знания технологии, организации, финансового контроля и маркетинга в современных условиях добавляются требования культурологического и гуманитарного характера. Современный менеджер, вне зависимости от профиля деятельности его фирмы, должен быть знаком с современными культурными процессами в тех обществах, в среде которых ему приходится или придется иметь дело, практически ориентироваться в механизмах и процессах формирования и развития культуры (национальной, профессиональной, фирмы, личностной). Разработанные и читаемые курсы по менеджменту в сфере культуры, по преимуществу, являются адаптациями курсов по общему менеджменту, в лучшем случае — курсов по экономике непроизводственной сферы и не учитывают специфики и возможностей собственно менеджмента в сфере культуры. Подобная модель курса вполне допустима на общеэкономических и управленческих специализациях. Но при подготовке менеджеров непосредственно социально-культурной сферы требуется курс, вводящий в технологию менеджмента применительно к особенностям профессиональной деятельности. В этом случае слушателей целесообразно ориентировать на более глубокое рассмотрение общих закономерностей и- меха-. низмов менеджмента в сфере культуры, роли, значения и со-. держания государственного регулирования и поддержки, технологии определения приоритетов поддержки и развития культурной жизни, привлечения и аккумулирования финансовых средств из различных источников (фандрейзинг), технологии планирования, учета и контроля; разработки культурных программ различного профиля и уровня, формирования творческих коллективов и команд, особенностей учета и развития мотивации — в целом технологии эффективного менеджмента на уровне коллективов, учреждений и организаций, а также — региональном уровне, вопросов профессионального самоопределения. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ НОВИЗНА КУРСА В курсе впервые систематически рассмотрены содержание и технология менеджмента в сфере культуры. Введено понятие механизма менеджмента и рассмотрена необходимая и достаточная система механизмов менеджмента в социально-культурной сфере. Рассмотрен отечественный и зарубежный опыт и соответствующие модели эффективной государственной поддержки сферы культуры. Раскрыто содержание требований к компетентности современного менеджера в сфере культуры. Особое внимание уделено социально-культурной природе мотивации, раскрыт ее общий механизм, свя- МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ занный с фундаментальной ролью оценки. Предложена типология мотивации и соответствующих уровней зрелости личности (от признания, через преодоление и самосовершенствование к призванию). В предложенном курсе впервые систематически рассматриваются методы определения приоритетов управления сферой культуры, технология разработки культурных программ, содержание и технология фандрейзинга, проблемы и перспективы спонсорства, патронажа и благотворительности в сфере культуры, роль, значение, содержание организационной культуры фирмы, совокупной культуры менеджмента, направления взаимодействия современного бизнеса со сферой культуры. Специально рассматривается понятие эффективности менеджмента, виды, уровни и методы анализа эффективности менеджмента в сфере культуры. Программа является авторской, в ней использован ряд идей и результатов, сформулированных и полученных в работах автора программы. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ.,.. При чтении курса по данной программе используются такие формы обучения, как лекции, семинары, самостоятельная работа студентов (подготовка рефератов и докладов, подготовка курсовой работы). По некоторым темам используются другие активные методы обучения: выполнение практических заданий, разбор ситуаций, деловые игры. Аттестация осуществляется по итогам работы в течение семестра, написания курсовой работы и сдачи экзамена. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ Согласно учебному плану специальности «менеджер культуры», разработанному в соответствии с требованиями Госстандарта, курс является центральным в цикле специальных дисциплин. Курс читается на III году обучения, когда студенты подготовлены к восприятию содержания курса после курсов по экономике культуры, гражданского права, основам пред-. принимательства, общему менеджменту, культурологии. С другой стороны, знакомство с содержанием этого курса оказывается существенным и необходимым звеном в переходе к ряду специальных дисциплин III, IV и V годов обучения: маркетинг, психология управления, этика бизнеса, реклама, public relations и др. Данный курс, таким образом, занимает центральное — в концептуальном плане — место в структуре учебного плана специальности. ПРИЛОЖЕНИЕ 361 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ»
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ПРОГРАММА КУРСА «МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ» 1. СФЕРА КУЛЬТУРЫ И ТЕХНОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА Культура, сфера культуры и менеджмент. Система механизмов менеджмента. Необходимость технологического Представления менеджмента. Административно-организационный механизм. Экономический механизм. Работа с персоналом. Информационный Механизм. Проблема обеспечения единства механизмов менеджмента. Особенности менеджмента в сфере культуры. Сфера культуры как сфера услуг. Проблема единства механизмов менеджмента в сфере культуры. ПРИЛОЖЕНИЕ заз Опыт и итоги административных нововведений в сфере культуры России. Эволюция технологии менеджмента. Компетентность современного менеджера и гуманитарная культура. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Государственное регулирование в сфере культуры. Возможные роли государства в управлении сферой культуры. Международные акты и отечественное законодательство по культуре. Органы государственного управления сферой культуры. Информационное обеспечение управления в сфере культуры. Негосударственная поддержка социально-культурной сферы. Спонсорство, благотворительность, патронаж. Цели и формы спонсорства. Благотворительность: проблемы и организация. Некоммерческие организации, фонды. Источники финансирования работы учреждений культуры: бюджетные (бюджет текущего содержания и финансирование программ по уровням бюджетообразования, возможность бюджетного финансирования непосредственно потребителя услуг в сфере культуры) и внебюджетные (средства доноров, спонсорские средства, гранты отечественных, зарубежных и международных фондов и организаций, собственные коммерческая деятельность и платные услуги й т. д.). 3. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО Определение приоритетов поддержки и развития культуры: зарубежный и отечественный опыт. «Американская» модель: отказ от определения приоритетов. «Постсоветская» модель: «научно обоснованные» приоритеты. «Общественно-государственная» модель определения приоритетов. Культурные программы как метод управления. Роль, значение и содержание культурных программ. Технология разработки и обеспечения реализации культурных программ. Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников (фандрейзинг). Организационное и техническое обеспечение фандрейзинга. Планирование фандрей-зинговой кампании. Информационное обеспечение фандрейзинга. Виды и размеры возможных субсидий. Контакты с потенциальными донорами. Специальные мероприятия. Фандрейзинг по почте и по телефону. Анализ эффективности фандрейзинго-вой кампании. Разработка организационных документов (уставов, положений, должностных инструкций и т. д.). МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 4. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ Виды планов в сфере культуры. Организация плановой деятельности (этапы планирования). Методы планирования. Аналитическое планирование. Элементы-маркетинга. Нормативное планирование. Целевое обоснование планов. Планирование материального и финансового обеспечения (балансовые методы планирования). Планирование организационного обеспечения (матричный и сетевой план). 5. УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И КОНТРОЛЬ Роль и значение учета, отчетности и контроля. Виды учета и отчетности, требования к их организации. Текущий (оперативный) учет. Статистический учет и отчетность. Творческие отчеты. Технология контроля. Виды и типы контроля. Средства и формы контроля. Организация (этапы) проведения ревизии. в. РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ Система работы с персоналом. Персонал в сфере культуры и кадровая политика. Требования к работникам сферы культуры и проблемы их подготовки. Содержание и методы подбора компетентного персонала. Требования к расстановке кадров. Оценка и аттестация. Переподготовка и повышение квалификации. Управление нововведением. Внешнее и внутреннее сопротивление нововведению. Управление сопротивлением. Принудительное нововведение. Адаптивное нововведение. Кризисное нововведение. Лидерство и стили руководства. Лидерство и социально-психологическое содержание руководства. Виды стилей руководства. Факторы формирования и динамика стилей руководства. Стимулирование и мотивация. Виды и методы стимулирования. Содержание мотивации и виды мотивов. Мотивация и проблема успеха. Свобода и ответственность. Создание и развитие мотивационных условий. Два потока внутрифирменной информации. Культура менеджмента и организационная культура фирмы. 7. ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Эффект и эффективность. Виды эффективности в сфере культуры. Целесообразность, рациональность и экономичность в социально-культурной сфере. Уровни анализа эффективности: уровень социально-культурной деятельности, уровень деятельности фирмы, уровень управления организациями и учреждениями. Методы анализа эффективности. ПРИЛОЖЕНИЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ «МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ» 1. Система управленческой деятельности. Механизмы управ 2. Социально-экономическая ситуация и профессиональное 3. Эволюция современного менеджмента и сфера культуры. 4. Условия хозяйствования в сфере культуры. 5. Государственное регулирование поддержки и развития куль 6. Источники финансирования деятельности учреждений 7. Определение приоритетов развития сферы культуры. 8. Культурная программа как экономический метод управле 9.'Культура и бизнес. 10. Привлечение и аккумулирование средств из различных 11. Технология разработки региональных культурных про- 12. Роль, значение и требования к содержанию бизнес-плана. 13. Система планирования в сфере культуры. 14. Аналитические методы планирования.
15. Нормативный метод планирования. Нормы и нормативы в 16. Методы планирования организационного обеспечения. 17. Балансовый метод планирования. Виды балансов. 18. Организация плановой деятельности. 19. Учет и отчетность в сфере культуры: роль, виды и органи 20. Контроль в управлении учреждением культуры. 21. Организация и проведение инспекторской проверки. 22. Управление нововведением. Методы управления сопротив 23. Культура руководства: содержание, функции, критерии. 24. Культура делового общения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.73.221 (0.01 с.)